Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сущность и функции финансов.
Финансы– это система экономических отношений, которые возникают между государством, юридическими и физическими лицами, между отдельными государствами по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Финансовые отношения – денежные отношения, реализация которых происходит через особые фонды. Финансы – экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Сущность финансов проявляется в их функциях: · Распределительная – заключается в обеспечении субъектов хозяйствования необходимыми финансовыми ресурсами, которые используются в форме денежных фондов целевого назначения. · Контрольная – финансы, связанные с движением стоимости общественного продукта, выраженного в денежной форме, обладают свойством количественно (через финансовые ресурсы и фонды) отображать воспроизводственный процесс в целом и различные его фазы. Это позволяет систематически контролировать складывающиеся в обществе экономические пропорции. · Стимулирующая - маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. · Фискальная – с помощью налогов достигается изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая либо вообще не имеет собственных источников доходов либо обладает недостаточными источниками доходов для обеспечения должного уровня развития (фундаментальная наука, театры, музеи). Госбюджет, его доходы и расходы. Госбюджет – это финансовый план государства, это денежные средства, которыми располагает государство для поддержания социальной сферы, обороны, научно-технического процесса. Госбюджет имеет структуру: доходы; расходы. Доходы должны быть равны расходам. Доходы госбюджета состоят из 3 частей: прямые и косвенные налоги – 90%, доходы от предпринимательской деятельности государства, неналоговые поступления = 10%. Расходы госбюджета: на социально-культурные мероприятия (образование, здравоохранение, культура); на народно-хозяйственные нужды (формирование научно-технического комплекса, поддержка нерентабельных предприятий); государство осуществляет инвестиции в собственные предприятия; содержание госаппарата; оборона. Бюджетный дефицит и государственный долг. Бюджетный дефицит – та сумма, на которую в данном году расходы бюджета превысили его доходы. Причины бюджетного дефицита: · осуществление крупных государственных программ развития экономики; · милитаризация страны; · войны и стихийные бедствия; · экономические кризисы. 4 способа преодоления бюджетного дефицита: 1. Увеличение налогов – приводит к росту государственных доходов, но к снижению деловой активности, стимулов к труду. 2. Эмиссия необходимого количества денег – приводит к инфляции. 3. Выпуск государственных займов – государство выпускает ценные бумаги, продает населению и другим субъектам хозяйствования. По облигациям выплачивается доход в виде процентов. По истечении срока, на который они выпущены, облигации погашаются правительством. 4. Привлечение внешних займов – продается государственная собственность. Государственный долг – сумма задолженности страны другим странам, своим или иностранным юридическим и физическим лицам. Различают: Внутренний долг – долг государства населению, предприятиям и организациям своей страны. Внешний долг – задолженность гражданам, организациям, правительствам других стран. При внешнем долге нация вынуждена отдавать другим странам ценные товары и услуги, чтобы погасить долг и выплатить проценты, что негативно сказывается на развитии экономики. При внутреннем долге товары и услуги не ходят за границу, но и тут существует ряд проблем: · плата процентов по долгу увеличивает неравенство в доходах, т.к. государственные ценные бумаги покупают обеспеченные слои населения, а налоги платят все; · чтобы погашать долг, выплачивать проценты правительство вынуждено поднимать ставки налогов, что снижает стимул к инвестициям и замедляет развитие экономики; · выпуск в обращение новых ценных бумаг приводит к повышению ставки ссудного процента, что негативно сказывается на процессе инвестирования капиталов; · большой внутренний долг отпугивает иностранных инвесторов и порождает у населения неуверенность в будущем. Понятие налога. Функции налогов. Налоги– нормативная форма обложения доходов физических и юридических лиц, характеризующаяся срочностью и платностью. Функции налогов: · фискальная – связана с извлечением денежных средств у субъектов экономики с целью формирования государственного бюджета. · регулирующая – с помощью манипулирования налогами можно менять пропорции национальной экономики. Высокие налоги ведут к сокращению отраслей; низкие – к их расширению. · перераспределительная – с помощью налогов перераспределяются доходы между субъектами экономики, выравнивает, но не уравнивает доходы. Меньше доходов – меньше налоги. · стимулирующая – оптимальные ставки налогов всегда стимулируют деловую активность. Налоговые ставки до 55% ведут к росту деловой активности. Если налоговая ставка высшее 55% - деловая активность резко падает. Принципы налогообложения. Существует ряд принципов налогообложения, которые были сформулированы Адамом Смитом: · население должно участвовать в содержании государства – соответственно доходу каким оно пользуется под покровительством государства. · налог должен быть четко определен, т.е. срок платежа, способ и сумма. · налог должен изыматься тогда и тем способом, когда и каким удобно налогоплательщику. · налог должен быть равномерно распределен. · всеобщность налогообложения, ко всем должен быть единый подход. · однократность налогообложения. · справедливость налогообложения. · стабильность налогообложения – налоговые ставки не должны часто меняться. · сокращение издержек взимания налогов. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 203. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |