Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сущность и функции финансов.




Финансы– это система экономических отношений, которые возникают между государством, юридическими и физическими лицами, между отдельными государствами по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств.

Финансовые отношения – денежные отношения, реализация которых происходит через особые фонды.

Финансы – экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Сущность финансов проявляется в их функциях:

· Распределительная – заключается в обеспечении субъектов хозяйствования необходимыми финансовыми ресурсами, которые используются в форме денежных фондов целевого назначения.

· Контрольная – финансы, связанные с движением стоимости общественного продукта, выраженного в денежной форме, обладают свойством количественно (через финансовые ресурсы и фонды) отображать воспроизводственный процесс в целом и различные его фазы. Это позволяет систематически контролировать складывающиеся в обществе экономические пропорции.

· Стимулирующая  - маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

· Фискальная – с помощью налогов достигается изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая либо вообще не имеет собственных источников доходов либо обладает недостаточными источниками доходов для обеспечения должного уровня развития (фундаментальная наука, театры, музеи).

Госбюджет, его доходы и расходы.

Госбюджет – это финансовый план государства, это денежные средства, которыми располагает государство для поддержания социальной сферы, обороны, научно-технического процесса.

Госбюджет имеет структуру:

доходы;

расходы.

    Доходы должны быть равны расходам. Доходы госбюджета состоят из 3 частей: прямые и косвенные налоги – 90%, доходы от предпринимательской деятельности государства, неналоговые поступления = 10%.

    Расходы госбюджета:

на социально-культурные мероприятия (образование, здравоохранение, культура);

на народно-хозяйственные нужды (формирование научно-технического комплекса, поддержка нерентабельных предприятий);

государство осуществляет инвестиции в собственные предприятия;

содержание госаппарата;

оборона.

Бюджетный дефицит и государственный долг.

Бюджетный дефицит – та сумма, на которую в данном году расходы бюджета превысили его доходы.

Причины бюджетного дефицита:

· осуществление крупных государственных программ развития экономики;

· милитаризация страны;

· войны и стихийные бедствия;

· экономические кризисы.

    4 способа преодоления бюджетного дефицита:

1. Увеличение налогов – приводит к росту государственных доходов, но к снижению деловой активности, стимулов к труду.

2. Эмиссия необходимого количества денег – приводит к инфляции.

3. Выпуск государственных займов – государство выпускает ценные бумаги, продает населению и другим субъектам хозяйствования. По облигациям выплачивается доход в виде процентов. По истечении срока, на который они выпущены, облигации погашаются правительством.

4. Привлечение внешних займов – продается государственная собственность.

    Государственный долг – сумма задолженности страны другим странам, своим или иностранным юридическим и физическим лицам.

    Различают:

Внутренний долг – долг государства населению, предприятиям и организациям своей страны.

Внешний долг – задолженность гражданам, организациям, правительствам других стран.

    При внешнем долге нация вынуждена отдавать другим странам ценные товары и услуги, чтобы погасить долг и выплатить проценты, что негативно сказывается на развитии экономики.

    При внутреннем долге товары и услуги не ходят за границу, но и тут существует ряд проблем:

· плата процентов по долгу увеличивает неравенство в доходах, т.к. государственные ценные бумаги покупают обеспеченные слои населения, а налоги платят все;

· чтобы погашать долг, выплачивать проценты правительство вынуждено поднимать ставки налогов, что снижает стимул к инвестициям и замедляет развитие экономики;

· выпуск в обращение новых ценных бумаг приводит к повышению ставки ссудного процента, что негативно сказывается на процессе инвестирования капиталов;

· большой внутренний долг отпугивает иностранных инвесторов и порождает у населения неуверенность в будущем.

Понятие налога. Функции налогов.

    Налоги– нормативная форма обложения доходов физических и юридических лиц, характеризующаяся срочностью и платностью.

Функции налогов:

· фискальная – связана с извлечением денежных средств у субъектов экономики с целью формирования государственного бюджета.

· регулирующая – с помощью манипулирования налогами можно менять пропорции национальной экономики. Высокие налоги ведут к сокращению отраслей; низкие – к их расширению.

· перераспределительная – с помощью налогов перераспределяются доходы между субъектами экономики, выравнивает, но не уравнивает доходы. Меньше доходов – меньше налоги.

· стимулирующая – оптимальные ставки налогов всегда стимулируют деловую активность. Налоговые ставки до 55% ведут к росту деловой активности. Если налоговая ставка высшее 55% - деловая активность резко падает.

Принципы налогообложения.

        Существует ряд принципов налогообложения, которые были сформулированы Адамом Смитом:

· население должно участвовать в содержании государства – соответственно доходу каким оно пользуется под покровительством государства.

· налог должен быть четко определен, т.е. срок платежа, способ и сумма.

· налог должен изыматься тогда и тем способом, когда и каким удобно налогоплательщику.

· налог должен быть равномерно распределен.

· всеобщность налогообложения, ко всем должен быть единый подход.

· однократность налогообложения.

· справедливость налогообложения.

· стабильность налогообложения – налоговые ставки не должны часто меняться.

· сокращение издержек взимания налогов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 169.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...