Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие миротворческого контроля, его принципы и исторические причины




В обыденном смысле русское слово «миротворчество» обозначает активность людей, создающих мирные отношения не только в условиях вооруженного конфликта, но и в обычной социальной жизни, отмеченной разногласиями. Миротворцы содействуют прекращению чужого конфликта. Они руководствуются добрыми намерениями и воспринимают свою деятельность как правое дело. В «Энциклопедии Мира» А.С. Капто предлагает следующее определение: «Миротворчество - целенаправленная деятельность субъектов международных отношений (ООН, региональных межгосударственных структур, отдельных государств, миротворческих, гуманитарных организаций), направленная на поддержание или восстановление международного мира и безопасности». К миротворцам относятся структуры и органы, не являющиеся участниками внутри- и межгосударственных конфликтов.

Термин «миротворчество» не применим к правительственному контролю этнического насилия на территории своего государства. По мнению А.С. Капто, не является миротворчеством деятельность правительcтва по поддержанию и восстановлению правопорядка в своем государстве и защите территориальной целостности страны. Миротворческий контроль осуществляется государством в составе международного сообщества на территории другого государства. Миротворчество способно урегулировать различные виды внутригосударственной вооруженной борьбы, в том числе классовой, например, усилия ООН в Анголе, Мозамбике, Сальвадоре в конце 1980-х гг.
Формы миротворчества драматично разнообразны: дипломатия, надзор за прекращением огня и соблюдением мирных соглашений, помощь беженцам, военная защита гуманитарных конвоев, репатриация и трансфер, проведение военных операций против местных сторонников вооруженного конфликта, разминирование территории и разоружение боевиков, выполнение миротворцами полицейских функций, обновление или смена политического режима. Миротворчество может длиться годами и десятилетиями, прекращаться и возобновляться, ограничиваться гуманитарной помощью или включать использование новейшего оружия. Многообразные формы миротворчества можно свести к двум категориям - медиации этнонациональных конфликтов и контролю этнического насилия. Они различаются особыми принципами и стратегиями.

В международном праве и политологии медиация именуется посредничеством, мирным средством разрешения конфликтов. Посредничество представляет собой ведение переговоров не состоящими в споре государством или международной организаций со спорящими сторонами с целью нахождения компромиссных путей мирного урегулирования спора. Посредничество может осуществляться по внешней или внутренней инициативе, но обязательно при согласии конфликтующих сторон. Посредничество мотивировано добрыми услугами и не может рассматриваться как вмешательство во внутренние дела государства. Предложения посредника не являются обязательными для участников этнонационального конфликта. Правила применения посредничества содержаться в Гаагских конвенциях 1899 и 1907 гг. и в других международных договорах и Уставе ООН. Следовательно, посредничество - это активность дипломатического характера. Ее отличают принципы трехсторонних переговоров, добровольность и невмешательство во внутригосударственные дела, равное отношение третьей стороны к требованиям конфликтующих сторон. Компромиссный стиль и консультативные роли определяют рефлективные и результирующие стратегии посреднического урегулирования этнонационального конфликта.

В отличие от посредничества, миротворческий контроль этнонационального конфликта представляет собой вмешательство мирового сообщества во внутренние дела государства, независимо от его согласия, ради сдерживания этнического насилия.

Отсутствие в научной литературе определения понятия миротворческого контроля можно объяснить распространенностью философии этатизма, которая объявляет государственный суверенитет абсолютной ценностью, принятой международным сообществом с момента возникновения Вестфальской системы в XVII в. Набор суверенных прав распространяется на любое государство и не может быть ограничен. Этатизм допускает посредничество в урегулировании внутригосударственного конфликта, что приводит к недооценке миротворческого контроля. Философия этатизма не учитывает случаи неспособности правительства поддерживать гуманитарный правопорядок на своей территории. В этих случаях международное сообщество допускает временную передачу государственных прав контроля этнического насилия международным институтам.

Миротворческий контроль - сложное явление, имеющее моральноправовые и политико-военные основания. Миротворческий контроль характеризуют следующие принципы.

Во-первых, принцип гуманитарной интервенции. Он означает вмешательство в дела государства по причине этнического насилия, вызывающего нарушения прав человека и создающего угрозу безопасности народов соседних государств. Вмешательство морально оправдано, если правительство не контролирует этническое насилие или инициирует и осуществляет насилие. Гуманитарная интервенция направлена на прекращение этнического насилия.

Во-вторых, принцип военной интервенции как крайнего средства миротворчества. В распоряжении миротворческого контроля имеются военные и невоенные (экономические, политические, моральные) ресурсы давления на участников конфликта. Военная интервенция – это вторжение внешних вооруженных сил на территорию государства. Посредничество отвергает применение военной силы до тех пор, пока до конца не использованы возможности переговоров и диалога. Военная интервенция является крайним средством миротворческого контроля когда посредничество и невоенные ресурсы давления оказываются не достаточными для прекращения этнического насилия. Нормы международного права и Устав ООН запрещают агрессию как незаконное применение вооруженной силы против суверенитета и территориальной неприкосновенности государства. Устав ООН (глава VII) допускает гуманитарную военную интервенцию, если местный конфликт создает угрозу международному миру и безопасности.

В-третьих, миротворческий контроль руководствуется принципом ограниченного нарушения государственного суверенитета. Данный принцип означает, что правительство, не способное или не желающее сдерживать этническое насилие, временно теряет права суверена, которые принимает на себя международное сообщество, осуществляющее гуманитарную военную интервенцию. Следовательно, миротворческий контроль этнонационального конфликта является временным гуманитарным военным вмешательством международного сообщества в дела государства, направленным на прекращение этнического насилия, вызывающего масштабные нарушения прав человека и угрозу международному миру и безопасности.

Миротворческий контроль - это новый исторический тип международного контроля, приходящий на смену экспансионистскому контролю эпох империализма и «холодной войны». До создания ООН миротворческий контроль не был инстуционализирован в международном праве. Миротворческий контроль получил наибольшее распространение в конце XX в. В этот период ООН инициировала, организовывала или уполномочивала проведение интервенций на Кипре, севере и юге Ирака, в Боснии и Герцеговине, Македонии, Албании, Сомали, Руанде, Заире, Либерии, на Гаити и в других странах. К миротворческим операциям относилось вмешательство России в вооруженный конфликт в Грузии, Таджикистане, Молдове. Не была одобрена ООН интервенция НАТО в бывшую Югославию. Комплекс исторических причин повлиял на переход от экспансионистского к миротворческому контролю.

Миротворческий контроль - новый исторический тип контроля, приходящий на смену экспансионистскому контролю эпох империализма и «холодной войны». К историческим причинам возникновения миротворческого контроля во второй половине XX в. относятся эволюция международной этики и права, окончание «холодной войны» и рост согласованных действий мирового сообщества, развитие глобальных информационных систем и тематизация гуманитарных кризисов в общественном мнении. Главная причина миротворческого контроля заключается в интернационализации этнонациональных конфликтов: вследствие слабости новых государств, возникших в результате распада колониальной и социалистической систем, этническое насилие распространялось за пределы государственной территории и создавало угрозу международной безопасности и мировой экономике.

Миротворческий контроль этнонационального конфликта является принудительной деятельностью международного сообщества по сдерживанию внутригосударственного этнического насилия. Миротворческий контроль является частью международной системы конфликтного управления. Он действует в тех случаях, когда правительство не способно сдержать этническое насилие, создающее гуманитарный кризис и угрозу международной безопасности, и когда исчерпаны дипломатические средства политического урегулирования конфликта. Миротворческий контроль выступает условием мирного урегулирования затяжного внутригосударственного конфликта.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 192.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...