Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Отграничение трудового права от смежных отраслей права




 

Отграничение трудового права от смежных отраслей права, связанных с трудом (гражданского, административного, аграрного) .Отрасль права – регулирует общественные отношения, которые складываются в процессе функционирования рынка труда, организации и применения наемного труда. В своей совокупности эти отношения и составляют основные элементы (ядро) предмета трудового права России. Важнейшие положения, относящиеся к предмету, методу и системе ТП России дают возможность отграничить эту отрасль права от других, смежных отраслей права Российской Федерации. К числу смежных относятся такие отрасли права, которые имеют сходные предметы и методы регулирования. Применительно к трудовому праву России смежными отраслями права выступают: гражданское право, сельскохозяйственное право, административное право, право социального обеспечения. В предмет гражданского права входят общественные отношения, которые близко примыкают к трудовым отношениям, базирующимся на трудовом договоре (контракте). Это отношения по выполнению договоров бытового подряда, поручения, литературного заказа и т.п. Различия, обусловливающие их разную отраслевую принадлежность. Во-первых, предметом и основным содержанием трудовых отношений выступает процесс труда, живой труд, в то время как предметом отношений по бытовому подряду, поручению, литературному заказу выступает овеществленный труд, продукт труда. Во-вторых, по трудовому отношению работник обязуется выполнять работу определенного рода (по определенной специальности, квалификации, должности), в то время как в указанных гражданских отношениях труд связан с выполнением индивидуально-конкретного задания и проч. Смежный характер по отношению к трудовому праву имеет и административное право. Это проявляется, во-первых, в сходстве предмета регулирования (в трудовом праве — организационно-управленческие отношения в сфере труда; в административном праве — отношения в сфере государственного управления) и, во-вторых, в сходстве метода регулирования (использование в обеих отраслях права способа государственно-властных предписаний). Государственно-управленческая деятельность Российской Федерации, составляющая предмет административного права, носит универсально-властный характер. Для нее типично то, что субъекты административных отношений всегда находятся в соподчиненном (неравном) положении, то есть один обладает властью давать предписания и распоряжения, а другой обязан их выполнять. Так, например, строятся отношения между Президентом РФ и Правительством, между Правительством РФ и министерствами, между прокурором области (края) и прокурором района. В отличие от них организационно-управленческие отношения, составляющие предмет трудового права, основаны на действиях равноправных субъектов, строящих свои взаимоотношения на договорных началах. (характер отношений между работодателем и трудовым коллективом, между администрацией государственного предприятия и профкомом при осуществлении деятельности по организации труда и управлению производством). Как известно, возникающие при производстве материальных и духовных благ общественные отношения носят объективный характер и присущи любому совместному труду. При этом совместный труд нужно рассматривать в качестве неотъемлемого свойства общественного производства, как связь людей, взаимодействующих в коллективном применении орудий и средств труда. Причем это взаимодействие всегда имеет черты организованного труда. Таким образом, совместный труд представляет собой систему организованного поведения людей, осознавших необходимость соблюдения определенных правил применения труда в коллективе. В зависимости от экономического положения участников совместного труда (то есть от их отношения к средствам производства), следует различать две его основные разновидности: самостоятельный труд (труд сособственников) и наемный труд (труд не собственников). Вторая разновидность обусловливает возможность эксплуатации наемных работников и необходимость существования рынка труда (рабочей силы) как составной части рыночных экономических отношений. Наряду с указанными основными разновидностями совместного труда существует и смешанная форма, предполагающая коллективный труд собственников и не собственников. При этом важно подчеркнуть, что трудовое право призвано регулировать не технологию процесса труда, а социальные связи по его организации и применению, ибо предметом трудового права является не труд, а лишь общественная форма труда, его социальное устройство, или иначе: отношения между людьми по участию их в общественном труде.

 

Коллективные переговоры

 

Коллективные переговоры между социальными партнерами появились в развитом капиталистическом обществе с целью сглаживания, согласованности противоположных интересов труда и капитала, создания между ними социального мира. В коллек­тивных переговорах по заключению коллективных договоров и соглашений, улучшающих в определенной степени условия труда, заинтересованы как работники, так и работодатели.

Под напором рабочего движения во многих странах Запада после Второй мировой войны в законодательстве закрепляется право работников на соучастие в управлении производством, соз­даются рабочие советы и практикуется участие представителей работников в советах акционерных предприятий. В Конвенции МОТ № 98 «Право на организацию и на ведение коллективных переговоров» 1949 года оговорено, что ее действие не распростра­няется на государственных служащих и она никоим образом не может истолковываться как наносящая ущерб их правам и поло­жению. Трудовые отношения государственных служащих, в том числе и по вопросам ведения переговоров об условиях их занятости, регулируются Конвенцией МОТ № 151 «Трудовые отноше­ния на государственной службе» 1978 года.

В 1981 году МОТ приняла Конвенцию № 154 «О содействии коллективным переговорам» и одноименную Рекомендацию № 163, дополнившую указанную Конвенцию.

Коллективные переговоры способствуют согласованности про­тивоположных интересов работников и работодателей. И Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» в ст. 1 «уста­навливает правовые основы разработки, заключения и выполне­ния коллективных договоров и соглашений в целях содействия договорному регулированию социально-трудовых отношений и согласованию социально-экономических интересов работни­ков и работодателей» (выделено авторами).

Глава 6 Трудового кодекса посвящена коллективным перего­ворам, их началу, срокам, порядку ведения и другим вопросам (ст. 36—39). Инициатором переговоров вправе выступить любая сторона, сделав письменное уведомление об этом другой стороне. Получив его, другая сторона в семидневный срок обязана начать переговоры.

Право ведения коллективных переговоров от имени работни­ков предоставляется профсоюзам в лице их соответствующих ор­ганов, иным уполномоченным работниками их представительным органам. При наличии на любом уровне нескольких профсоюзов каждый из них имеет право на ведение переговоров от имени объединяемых им членов профсоюза или представляемых им ра­ботников. Но пока, как ранее указывалось, не привилась провоз­глашенная множественность профсоюзов на производстве, а есть один профсоюзный орган. Более высокий, чем предприятие, уро­вень могут иметь и несколько представительных органов работ­ников. И в трехстороннюю комиссию по ведению переговоров и подготовки проекта коллективного договора выделяются предста­вители от каждого профсоюза с учетом его численности.

Установлен несколько иной порядок начала переговоров по окон­чании сроков действия коллективного договора и соглашения. Так, в сроки, определенные договором или соглашением, или в течение трех месяцев до окончания их срока действия любая из сторон впра­ве направить другой стороне письменное уведомление о начале пере­говоров по заключению нового коллективного договора, соглашения.

Приоритет в определении предмета коллективных перегово­ров предоставляется представителям работников, а другие парт­неры обязаны вести по этому вопросу переговоры.

Порядок ведения переговоров ст. 37 ТК определен достаточ­но подробно. Для их ведения и подготовки проекта коллектив­ного договора или соглашения стороны на равноправной основе (т. е. в равном числе представителей, с равным числом голосов и равными правами при решении вопросов) образуют комиссию из своих представителей на паритетных правах. Решением сто­рон определяются ее состав, сроки, место проведения и повестка дня переговоров. Последние два вопроса определяет уже сама комиссия. Все участники переговоров, включая экспертов, долж­ны соблюдать государственную и коммерческую тайну. Перечни государственных тайн определяются законодательством, а ком­мерческих — руководителем предприятия.

Труд экспертов и специалистов оплачивает сторона, пригла­сившая их в договорном порядке.

При ведении переговоров несколькими профсоюзами одно­временно их решениями создается для коллективных перегово­ров и выработки проектов коллективного договора, соглашения единый представительный орган работников. Переговоры завер­шаются созданием проекта коллективного договора или соглаше­ния. Если в ходе переговоров стороны не пришли к согласию, то составляется протокол разногласий, в который вносятся предложения сторон для устранения причин этих разногласий и указывается срок возобновления переговоров. После этого в течение трех дней формируется сторонами из своего состава рабочая комиссия, которой и передается протокол разногласий для решения спора. Для его урегулирования используются при­мирительные процедуры разрешения коллективных трудовых споров (см. гл. 16 Учебника). Этой комиссии может быть пору­чен и контроль за выполнением договора, соглашения.

В процессе коллективных переговоров профсоюзы могут про­водить в поддержку своих требований собрания, митинги, пике­тирование, демонстрации в нерабочее время и без нарушения деятельности производства. И это может делать лишь одна сто­рона участников переговоров — работники.

Участники коллективных переговоров имеют следующие до­полнительные гарантии (ст. 39 ТК):

1) они освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев в течение года;

2) оплата услуг экспертов, специалистов и посредников про­изводится приглашающей стороной, если иное не будет преду­смотрено коллективным договором, соглашением;

3) все затраты, связанные с участием в коллективных пере­говорах, компенсируются в порядке, установленном законода­тельством, коллективным договором, соглашением;

4) представители работников, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть без предвари­тельного согласия органа, уполномочившего их на представи­тельство, подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя без вины работника.

Соотношение коллективных договоров и социально-партнер­ских соглашений таково, что если в них по одному и тому же вопросу будут приняты различные условия, то действуют усло­вия коллективного договора (как более близкого к работникам акта), учитывающего специфику данного производства.

Нормы соглашений обязательны для администрации (работо­дателей) в пределах сферы соглашения (отрасли, региона, субъ­екта Российской Федерации, Федерации).

Запрещается включать в трудовые договоры условия, ухуд­шающие положение работников по сравнению с законодательст­вом, коллективным договором и соглашениями.

Условия соглашений и коллективного договора, ухудшающие по сравнению с законодательством положение работников, явля­ются недействительными.

Не допускается ведение коллективных переговоров от имени работников лицами, представляющими работодателей.

Моментом окончания коллективных переговоров является момент подписания коллективного договора, соглашения, прото­кола разногласий, возникших при переговорах.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 262.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...