Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Участие работников в управлении организацией




 

Участию работников в управлении предприятиями, учрежде­ниями, организациями и ранее придавалось большое значение. КЗоТ 1971 г. (ст. 227 и 228) содержал нормы о праве работников участвовать в управлении предприятиями, учреждениями, орга­низациями и обязанностях администрации по созданию усло­вий, обеспечивающих это участие.

ТК РФ право работников на участие в управлении организа­цией называет в числе их основных трудовых прав (см. ст. 21 ТК РФ). Это право конкретизировано в ст. 52 и 53 ТК РФ.

Право работников на участие в управлении организацией мо­жет быть реализовано двумя основными способами:

1) непосредственно (на собрании, конференции, путем пода­чи предложений работодателю и т. д.);

2) через свои представительные органы (первичную профсо­юзную организацию, иных избранных на общем собрании, кон­ференции представителей).

Участие работников в управлении организацией через профсою­зы может выражаться, в частности, в том, что профсоюзы по упол­номочию работников вправе иметь своих представителей в коллеги­альных органах управления организацией. Это право реализуется обычно с учетом законодательства об организациях различных орга­низационно-правовых форм, их учредительных документов.

Управление организацией включает широкий круг вопросов: определение ее задач, планов, перспектив развития, регулирова­ние трудовых отношений, подбор и расстановка кадров, решение технических и технологических проблем и т. д.

Работники в управлении организацией в основном участвуют при выработке мнения работодателя и принятии им решений по вопросам, связанным с организацией труда, определением его ус­ловий, другим вопросам в сфере труда.

Право работников на участие в управлении организацией ре­гулируется ТК РФ, иными федеральными законами, учредитель­ными документами организации, коллективным договором.

Участие работников как стороны трудовых отношений в управ­лении организацией следует отличать от участия работников-ак­ционеров в управлении акционерным обществом.

Работники, имеющие акции предприятия, на котором они ра­ботают, в правах по управлению акционерным обществом не от­личаются от других акционеров, не состоящих с АО в трудовых отношениях.

Участие работников в управлении организацией может осуще­ствляться в различных формах. Основные из них названы в ст. 53 ТК РФ. К ним отнесены:

— учет мнения представительного органа работников в случа­ях, предусмотренных ТК РФ (см., например, ст. 8, 73, 82, 99, 103, 105, ИЗ, 144, 147, 154, 159, 212, 299, 301, 350, 371-373);

— проведение представительными органами работников кон­сультаций с работодателями по вопросам принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права;

— получение от работодателя информации по вопросам, не­посредственно затрагивающим интересы работников;

— обсуждение с работодателем вопросов о работе организа­ции, внесении предложений по ее совершенствованию;

— участие в разработке и принятие коллективных договоров;

— иные формы, определенные ТК РФ, учредительными доку­ментами организации, коллективным договором или локальным нормативным актом организации.

Получение работниками (их представителями) необходимой ин­формации как форма участия в управлении организацией способст­вует их ознакомлению с возникающими в организации проблемами, затрагивающими интересы работников. Их знание дает работникам представление о положении дел в организации, ее возможностях и перспективах в регулировании трудовых отношений.

Представители работников имеют право получать от работода­теля информацию по вопросам:

— реорганизации или ликвидации организации;

— введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников;

— профессиональной подготовки, переподготовки и повыше­ния квалификации работников;

— по другим вопросам, предусмотренным ТК РФ, иными фе­деральными законами, учредительными документами организа­ции, коллективным договором.

Представители работников имеют право вносить по этим во­просам в органы управления организацией соответствующие предложения и участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении.

В круг обязанностей работодателя входит создание условий, обеспечивающих участие работников в управлении организацией в предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами и коллективным договором формах (см. ст. 22 ТК РФ).

 

Ответственность сторон социального партнерства

 

Ответственность за уклонение от участия в коллективных переговорах, непредоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров, и осуществление контро­ля за соблюдением коллективного договора, соглашения пре­дусмотрена Кодексом Российской Федерации об администра­тивных правонарушениях, вступившим в действие с 1 июля 2002 г.

Статья 5.28 КоАП предусматривает за уклонение работода­теля или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки — влечет наложение админи­стративного штрафа в размере от 10 до 30 минимальных раз­меров оплаты труда.

Непредоставление работодателем или лицом, его представ­ляющим, в срок, установленный законом, информации, необ­ходимой для проведения коллективных переговоров и осуще­ствление контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, согласно ст. 5.29 влечет наложение администра­тивного штрафа в размере от 10 до 30 минимальных размеров оплаты труд а.

Статья 5.30 КоАП предусматривает ответственность за не­обоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения, такая ответственность также предусмотрена лишь для работодателя или лица, его представляющего. Размер ад­министративного штрафа составляет от 30 до 50 минимальных размеров оплаты труда.

Ответственность за нарушение или невыполнение коллек­тивного договора, соглашения. Нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению — влечет наложение административного штрафа в размере от 30 до 50 минималь­ных размеров оплаты труда (ст. 5.31).

Согласно ст. 5.32 уклонение работодателя или его предста­вителя от получения требований работников и от участия в при­мирительных процедурах, в том числе непредоставление по­мещения для проведения собрания (конференций) работников в целях выдвижения требований или создание препятствий проведению такого собрания (такой конференции), — влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 30 ми­нимальных размеров оплаты труда.

Невыполнение работодателем или его представителем обя­зательств по соглашению, достигнутому в результате прими­рительной процедуры, — влечет наложение административно­го штрафа в размере от 20 до 40 минимальных размеров опла­ты труда (ст. 5.33 КоАП).

 

Гарантии прав профсоюзов

 

Особенности профсоюзов как субъектов права, вызванные их общественной природой и стоящими перед ними задачами, требуют особого подхода к обеспечению реализации ими прав и выполнения обязанностей.

Стимулы, побуждающие профсоюзы использовать свои права, сосредоточены в основном внутри профсоюзной системы. Они воздействуют на членов профсоюзных органов, работников платного аппарата, активистов, с помощью которых используются профсоюзные полномочия.

С этой целью применяются меры общественного воздействия на основе внутрипрофсоюзных актов. Это - поощрение тех, кто умело использует права профсоюзов и способствует их наиболее полному осуществлению - они могут быть премированы, награждены почетными грамотами. К недостаточно активным работникам платного аппарата профсоюзные органы вправе применить меры дисциплинарного взыскания в соответствии с трудовым законодательством (правовые меры воздействия).

Средством обеспечения реализации прав профсоюзов служит и воздействие вышестоящих профсоюзных органов.

Освобожденные и неосвобожденные от основной работы члены профсоюзных органов могут быть выведены из состава профсоюзных органов по решению избравших их (делегировавших) членов профсоюза, принятому на общем собрании (конференции), или по решению другого избравшего их (делегировавшего) профсоюзного органа. То есть отзыв с профсоюзной работы осуществляется в том же порядке, что и избрание (делегирование) в профсоюзный орган.

На осуществление прав профсоюзов оказывает влияние уровень правосознания трудящихся, понимания ими задач и роли этой организации, необходимость поддержки в ее работе.

Профсоюзы вправе использовать средства «самозащиты» от нарушений их прав работодателями (администрацией), их объединениями, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления.

К таким средствам относится, например, возможность ставить вопрос или требовать расторжения трудового договора (контракта) или смещения с должности руководящих работников организации (предприятия), нарушающих права профсоюза, т.е. применения к ним определенных мер юридического воздействия.

Юридические гарантии, являясь элементом общей системы условий, средств и способов обеспечения прав профсоюзов, имеют относительно самостоятельное значение. Они призваны обеспечить реализацию прав профсоюзов и выполнение встречных обязанностей и занимают в связи с этим особое место в регулировании общественных отношений. За юридическими гарантиями стоят государственная воля и государственное принуждение как средство воздействия на субъектов общественных отношений с целью соблюдения ими правовых норм[1].

Юридические гарантии - это такие государственно-правовые средства, которые охраняют и защищают права профсоюзов от нарушений со стороны работодателей (администрации), их объединений, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, дают возможность профсоюзам беспрепятственно осуществлять свои правомочия.

Гарантии, как возможность применения предусмотренных законодательством средств обеспечения прав профсоюзов, относятся к статутным, поскольку они находятся на одном уровне со статусом данной общественной организации. Статусные гарантии обеспечивают переход от общего правового положения профсоюзов к положению определенного профсоюзного органа в возможных правоотношениях и к его субъективным правам в конкретном (наличном) правоотношении. Что и означает гарантированность реального использования прав профсоюзов.

Юридические гарантии в основном направлены на обеспечение любого правомочия профсоюзов. Среди них есть гарантии:

· общего действия, обеспечивающие реализацию прав всех профсоюзов и прав, специализированных по признакам субъекта и содержания;

· направленные на обеспечение использования прав самими профсоюзами и на их охрану и защиту от нарушений со стороны работодателей (администрации), органов исполнительной власти, органов местного самоуправления.

Охрана прав профсоюзов - это предупреждение их нарушения путем устранения причин, влекущих эти нарушения, принятие превентивных мер, побуждающих обязанного субъекта к выполнению обязанностей, устранение препятствий на пути реализации прав.

Защита состоит в принятии принудительных мер к реализации и восстановлению нарушенного права, наказании правонарушителей.

Законодательством предусмотрены специальные юридические гарантии, обеспечивающие использование, охрану и восстановление в случае нарушения прав профсоюзов.

В систему юридических гарантий прав профсоюзов входят гарантии:

· имущественные;

· личные;

· обязанность государственных органов, администрации содействовать деятельности профсоюзов, с их участием решать социально-трудовые вопросы, когда это предусмотрено законами, иными нормативными правовыми актами;

· надзор и контроль за соблюдением законодательства о правах профсоюзов;

· юридическая ответственность.

Имущественные гарантии деятельности профсоюзов в законодательстве сформулированы в основном как их права: право собственности на имущество и денежные средства, необходимые для выполнения уставных задач; право владения и пользования имуществом, переданным профсоюзам в хозяйственное ведение (управление); право юридического лица. Кроме того, профсоюзы пользуются другими имущественными правами.

Личные гарантии - это дополнительные трудовые гарантии лицам, избранным (делегированным) в профсоюзные органы, тем, кто непосредственно сталкивается с работодателями (администрацией), их объединениями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления. Данные гарантии закреплены в статьях 374 и 375 Трудового кодекса РФ.

Приведенные формы и способы содействия государственных органов уточнены Федеральным законом о профсоюзах, с учетом новых условий экономической деятельности предприятий, организаций, расширения возможностей регулирования взаимоотношений между ними и профсоюзами с помощью коллективных договоров, соглашений.

Государственный надзор за соблюдением прав профсоюзов призвана осуществлять прокуратура, поскольку на нее возложены функции государственного надзора за законностью[2].

Общественный контроль за соблюдением прав профсоюзов осуществляют сами профсоюзы (их органы) и находящаяся в их ведении правовая инспекция труда.

Юридическая ответственность за нарушение законодательства о профсоюзах, а значит - за несоблюдение предусмотренных этим законодательством профсоюзных прав, прямо установлена Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

За такие правонарушения виновные в том должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, работодатели, должностные лица их объединений (союзов, ассоциаций) несут ответственность:

· дисциплинарную (соблюдение законодательства, в том числе законодательства о профсоюзах входит в их должностные обязанности);

· административную (поскольку нарушение законодательства о профсоюзах может являться административным проступком);

· уголовную (за воспрепятствование законной деятельности профсоюзов - см. ст. 137 Уголовного кодекса);

· материальную (если нарушение прав профсоюзов привело для них к материальному ущербу (по нормам гражданского законодательства).

Возможно возмещение и морального вреда, если действия должностных лиц повредили репутации, авторитету профсоюза (также по нормам гражданского законодательства).

Органы общероссийских профсоюзов, объединений (ассоциаций) профсоюзов, первичных профсоюзных организаций вправе требовать привлечения к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения должностных лиц, нарушающих законодательство о профсоюзах, не выполняющих обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением. По требованию указанных профсоюзных органов работодатель обязан расторгнуть трудовой договор (контракт) с должностным лицом, если он нарушает законодательство о профсоюзах, не выполняет своих обязательств по коллективному договору-соглашению.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 220.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...