Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Молярная организация групп Креча и Крачвилда.




Краткое резюме этого подхода авторы выражают такими сло­вами: «Поведение организовано. Эта организация молярна. Наибо­лее важный ее элемент — познание».

Собственно, теории здесь вообще нет, так как отсутствует ее содержательная сторона. Скорее, здесь в «чистом виде» сформулирован определенный методологический подход, дающий набор некоторых самых общих принципов исследования. Но коль скоро эти принципы реализуются в экспериментальной практике, связанной достаточно тесно с исследованием совер­шенно определенной группы феноменов, прежде всего таких, как перцепция, аттитюды, аттракция и т.д., вместе с этим массивом экспериментальных работ идеи Креча и Крачфилда именуют «ког­нитивной теорией».

С.Аш.

В его работах формулируются, конечно, определен­ные теоретические принципы, но большую известность приобре­тает серия экспериментальных исследований. Проблематика соц.перцепции.

Идеи «Нового взгляда» были положены в основание исследо­ваний по социальной перцепции, прежде всего в той их части, где утверждалось, что восприятие избирательно организовано (т.е. что новая информация об объекте соединяется с предшествую­щим знанием, вследствие чего возникают упорядоченные катего­рии, которые значимы и функциональны для индивида), что пер­цептивные процессы осуществляются таким образом, что новые впечатления категоризируются на основании сходства с прежни­ми и т. д. Эта идея «перцептивной интеграции» была, в частности, положена в основу многих исследований С. Аша.

Точка зрения Аша в социальной психологии является прило­жением идей гештальтпсихологии о том, что перцептивная орга­низация имеет тенденцию быть настолько хорошей, насколько это позволяют преобладающие условия. В конечном счете эта мысль преобразуется у Аша в тезис о том, что человек имеет тенденцию быть настолько «хорошим» (для Аша это — «мыслящим связанно», «понимающим», «отвечающим условиям среды»), насколько это допускают обстоятельства.

По Ашу, человек, стремясь построить максимально ин­тегрированную систему своих представлений о мире, организует ее каждый раз в соответствии с обстоятельствами, в частности с условиями места и времени.

Эксперимент: 2 группы, 2 списка прилагательных о каком-то человеке («энергичный», «уверенный», «ироничный», «любознательный», «практичный», «осторожный»). Отличаются лишь одним прилагательным (теплый или холодный). Оказалось, что относительно многих из во­семнадцати предложенных черт (например, щедрый, добродуш­ный, обладающий чувством юмора, популярный, обладающий воображением) наблюдался довольно большой разброс мнений в зависимости от того, принадлежал ли испытуемый к группе, где фигурировало слово «теплый», или к группе, где фигурировало слово «холодный». Таким образом, различие сопоставлений опре­делялось тем, что «теплый» и «холодный» были восприняты как центральные характеристики личности, вокруг которых и строи­лась вся конфигурация черт воображаемого человека. Однако для других черт (настойчивый, реалистичный, серьезный, честный, хорошо выглядящий) приписывание их воображаемой личности не в такой сильной степени зависело от присутствия свойства «теп­лый» или «холодный».

Аш сделал вывод, что при восприятии другого человека про­явилась тенденция объединять воспринимаемые характеристики в организованные смысловые системы, причем введение всяких но­вых характеристик направлено к тому, чтобы эти смысловые сис­темы пополнить. Кроме того, было установлено, что при органи­зации этой смысловой системы воспринимаемые характеристики попадают в определенный контекст, в котором особенно очевид­на роль одной характеристики, воспринятой как центральная. Связ­ное, целостное представление о личности в значительной мере организуется вокруг этой центральной характеристики.

принципы когнитивистских ориентации здесь пред­ставлены лишь в достаточно общей форме и, по существу, никакой специальной теории (даже на принятом и допустимом уровне ее неформализованности) не образуют. Отнести эти исследования к когнитивистской ориентации позволяет, однако, тот факт, что в конечном счете и здесь заявлена попытка прогнозировать отно­шение человека к «миру (или по крайней мере к другим людям) на основании формирования некоторого целостного впечатления о событиях или о другом человеке, на основании построения ин­тегрированной, связанной системы представлений.

 

24. Общая характеристика психоаналитической ориентации в социальной психологии

Среди отдельных социально-психологических проблем, теоре­тически осмысливаемых с позиций психоанализа, можно выде­лить две группы: собственно социально-психологические пробле­мы и соответственно социально-психологические теории и про­блемы, теории пограничные, находящиеся на стыке социальной психологии с другими общественными дисциплинами. К числу первых прежде всего относятся проблемы и теории, связанные с исследованием групповых процессов. Вторые представлены широ­ким блоком традиционных психоаналитических исследований, сложившихся на границе между социальной и общей психологи­ей, между социальной психологией и социальной философией, между социальной психологией и социальной антропологией.

Современные психоаналитические представления о групповых процессах своими корнями восходят к социально-психологичес­ким взглядам 3. Фрейда.

• «В душевной жизни одного человека другой всегда оценивается как идеал, как объект, как сообщник или как противник, и потому индивидуальная психология с самого начала является одновременно и социальной психологией»

• «Социальное влечение может не быть первоначальным…корни его развития можно найти в семье». Известно, что важнейшим путем к объяснению личности не­вротика для Фрейда было обнаружение психологических механиз­мов функционирования такой первичной группы, как семья. В даль­нейшем эти механизмы положены в основу интерпретации меж­личностных отношений, по существу, во всякой человеческой группе. В этом смысле Фрейд не проводит различия, в частности, между малой и большой группами. Специфически понятые семей­ные связи оказываются в равной мере прототипом групповых от­ношений в том и другом случае.

• «Взаимная привязанность индивидов, составляющих массу, является идентификацией в силу важной аффективной общности…которая заключается в привязанности к вождю»

• «Вождь массы все еще является первобытным отцом, которого продолжают бояться; масса все еще хочет, чтобы ей управляла неограниченная власть; она страстно жаждет авторитета»

• Ключевыми понятиями фрейдов­ской теории групповой динамики являются понятия десексуализированного либидо (сублимированной любви), идентификации. Именно к ним апеллирует Фрейд, отвечая на вопрос о природе сил, связывающих людей в группе.

• Существо группы составляет система эмоциональных, либидонозных по своему характеру связей. Первичная группа, по Фрейду, представляет собой совокупность индивидов, которые прини­мают одну и ту же личность — лидера — за свой идеал, идентифи­цируют себя с ним и лишь постольку, поскольку это происходит, идентифицируют себя друг с другом. Таким образом, устанавлива­ется два ряда эмоциональных связей: между членами группы и между каждым членом группы и лидером. В групповой психологии Фрейда ключевой фигурой оказывается лидер. Именно отношение членов группы к лидеру является связью первого порядка — оно в определенном смысле детерминирует отношения членов группы друг к другу. В случае нарушения связей с лидером группа распада­ется. Лидер в группе является своего рода изображением отца и отношение с ним стро­ится по модели отношения с отцом.

 

25. Проблема личности и общества в концепциях А.Адлера, Э.Фромма, К.Хорни, Г.Салливена

Альфред Адлер (1870-1937)

• Отец "нового социально-психологического взгляда«, «первый психоаналитик, обозначивший социальную сущность человека» (Э.Фромм);

• 1927 – «Практика и теория индивидуальной психологии»;

• Люди – исходно социальные существа, социальный интерес врожден, хотя отношения с людьми и социальными институтами определяются характером общества, в котором рожден человек;

• Я (Ego) - высоко персонализированная субъективная система, интерпретирующая и осмысливающая опыт человека;

• В мотивации большую роль играют ожидания (представления о целях), а не прошлые переживания: «Только финальные цели могут объяснить человеческое поведение. Переживания, травмы, половое развитие не дадут объяснения, но перспектива, в которой они видятся, индивидуальный способ видения, подчиняющий жизнь финальной цели, могут это сделать" .

• Принцип единства личности. Соц.интерес – базовая потребность.

Основные положения:

• Врожденное стремление к превосходству как единственный динамический принцип: «Оно определяет направление всех наших функций. Они устремлены к победам, безопасности, росту – в направлении верном или неверном. Стремление снизу вверх неистощимо.»

• Чувство неполноценности - возникает из ощущения дефектности или несовершенства в любой жизненной сфере; не является признаком патологии, оно причина совершенствования человека;

• Жизненный стиль – компенсация конкретной неполноценности;

• Социальный интерес состоит в помощи обществу в достижении цели – совершенства общества. "Социальный интерес – истинная и неизбежная компенсация всех естественных слабостей человеческих индивидов." Реализуем цели через взаимодействие с другими.

• Жизненный стиль: гиперкомпенсация, успешная компенсация, уход.

Карен Хорни (1885-1952)

• «Мое убеждение, говоря коротко, заключается в том, что психоанализ должен перерасти собственные границы инстинктивной и генетической психологии»;

• Базальная тревога – «чувство изоляции и беспомощности ребенка в потенциально враждебном мире», может быть порождением многих вредных факторов среды;

• 3 группы невротических потребностей: 1) движение к людям – например, потребность в любви; 2) движение от людей – например, потребность в независимости; 3) движение против людей – например, потребность в силе;

• Нормальный и невротический конфликт различаются только по степени; они есть у всех в связи с ранними переживаниями неудачных отношений с родителями: «Потенциальный невротик – это тот, кто в обостренной форме пережил, в основном в детском опыте, трудности, определяемые культурой».

• 3 типа поведения личности: устойчивое, агрессивное, отстраненное










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 224.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...