Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Полемика Тарда с Дюркгеймом




Представление о социологии.

· Предмет социологии: «развитие человеческого разума под воздействием общественной жизни»

· Объект социологии: общество

· Социология разделяется на социальную статику (изучает устойчивые условия существования любого общества) и социальную динамику (изучает естественные законы общественного развития)

· Законы социальной статики: 1)дифференциация, 2)централизация власти, 3)развитие общей морали

· «Закон трех стадий» социальной динамики: 1)теологическая - все объяснения на основе религиозных представлений; 2) метафизическая - заменяет сверхъестественные факторы реальными причинами; ее задача - критическая, она подготовляет последнюю 3)позитивную (научную) стадию – объяснения рациональны

Позитивный метод.

• Основная задача позитивного метода - отделение науки от метафизики и теологии

• Согласно О.Конту, слово «позитивный» (positive) имеет несколько значений: 1) реальное в противоположность химерическому; 2) полезное в противоположность бесполезному; 3) достоверное в противоположность сомнительному; 4) точное в противоположность смутному; 5) положительное в противоположность отрицательному (новая философия по своей природе должна не разрушать, а организовывать)

•  Новая наука должна отказаться от «неразрешимых» вопросов (т. е. таких, которые нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты, устанавливаемые при помощи наблюдений); ее задачей является открытие законов (т.е. постоянных, повторяющихся связей между явлениями)

Социология как позитивная наука должна быть противопоставлена теологическим и метафизическим спекуляциям об обществе и человеке (развитие общества исторично и подчиняется естественным законам, человек не есть создание божественное)

 

3. Г. Спенсер о закономерностях социальной эволюции, структуре и функциях основных социальных институтов, механизмах социального контроля поведения человека. “Первые правила социологического метода” как попытка постановки этических проблем социально-психологического исследования.

  • «Основания социологии» (1876-1896) – аналогии между биологической и социальной эволюцией, между живыми организмами и обществом
  • Прогресс как социальная эволюция в силу выживания наиболее приспособленных и сильнейших
  • Военный и промышленный типы устройства общества как 2 полюса социальной эволюции
  • Механизмы социального контроля: «страх перед живыми и страх перед мертвыми»

· Возможности и ограничения применения естественнонаучных методов в социальных науках

Основные понятия

Общество –совокупность индивидов, характеризующаяся сходством и постоянством их жизни, подобно биологическому организму растёт и увеличивается в своём объёме, одновременно усложняя структуру и разделяя функции; состоит из 3-х относительно автономных частей: поддерживающей (производство необходимых продуктов), дистрибутивной (разделение благ на основе разделения труда) и регулятивной (организация частей на основе их подчинения целому)

 Типы обществ –военный – военные конфликты, истребление или порабощение побежденного победителем; централизованный контроль; промышленный – промышленная конкуренция, побеждает интеллектуально и морально сильнейший;

Социальная эволюция -три формулы объяснения социальной эволюции: «естественный отбор», «борьба за существование», «выживание сильнейшего»

Социальные институты – домашние, обрядовые, политические, церковные, профессиональные и промышленные

Методы. Самое большое ограничение методов – то, что людей изучают люди.

Правила социолог.метода:

1.чтобы избежать ограничений, нужно обращаться в фундамент.закономерностям

2.отстраниться от обществ.волнений и страстей

3.избежать искушения рыночного спроса

4.не работать по указу власть имущих

5.отдавать себе отчет в своих стереотипах о расе, статусе, интеллекте, эмоциях

6.видеть разницу между теор.построениями и выводами из эмпир.наблюдений

 

4. Основные положения концепции Э. Дюркгейма. Феноменология «коллективности» в анализе индивидуального сознания и поведения. Понятие коллективных представлений, его роль в системе категорий анализа общественной жизни.

  • Первый профессор социальных наук, основатель первого социологического журнала «Социологический ежегодник» (1898), создатель первой кафедры социологии (Сорбонна, 1906), создатель прикладной социологии
  • Предмет социологии – социальная реальность, основу которой составляют социальные факты
  • Специфика социального – в различных формах коллективности («коллективные представления», «коллективные верования», «коллективные чувства»)

· «Если идея общества растворится в индивидуальных умах, а коллективные верования, традиции и притязания перестанут ощущаться и разделяться отдельными индивидами, то общество погибнет»

· Аномические самоубийства – причина в определенных хар-ках соц.жизни. Аномия – состояние ценностного вакуума в обществе. Возникает в преддверии актив.соц. трансформаций

Соц.факторы:

1.соц.течения из возмущения или энтузиазма толпы

2.способы мышления, приобретенные в ходе социализации

Осн.идеи и понятия

• тезис о примате социального, невозможности объяснения социальной реальности через обращение к другим наукам (социологизм), критика психологизма в социологии («причины социальных фактов надо искать в других социальных фактах, а не в состояниях индивидуального сознания»)

•   механизм регуляции социального поведения = «социальное принуждение», состоящее во внешних ограничительных правилах и в интериоризированных социальных нормах

• структура социологии: 1)социальная морфология (учение о строении и формах социального); 2)социальная физиология (учение о фактах коллективного сознания и законах коллективных действий)

• факты коллективного сознания: общие идеи и чувства; моральные суждения; моральные и правовые нормы; мотивация коллективной экономической деятельности

• соц.норма – всего лишь повторяемость. Норме противостоит оригинальность.

«правила социологического метода»: позитивизм, принцип объективности, принцип повторяемости, принцип причинности

 

5. Полемика Г. Тарда с Э. Дюркгеймом о соотношении личности и общества. Социальные процессы как процессы психологического взаимодействия индивидов.

Габриель Тард (1843-1904)

• «Социальная логика» (1895), «Законы подражания» (1890), «Всемирное противопоставление» (1897), «Этюды социальной психологии» (1898)

• Основа развития общества - социально-коммуникационная деятельность индивидов в форме подражания (копирования и повторения одними людьми поведения других). Процессы подражания касаются всех существующих практик, верований, установок и т.д., которые воспроизводятся из поколения в поколение, что способствует сохранению целостности общества

• Объяснение развития общества через «изобретение» - процесс адаптации к изменяющимся условиям окружающей среды: все новое (идеи или материальные ценности) есть результат творческой деятельности одаренных личностей-новаторов. Раз возникнув, новое явление приводит в действие процесс подражания

Полемика Тарда с Дюркгеймом

Г.Тард Э.Дюркгейм
• Общество как продукт взаимодействия индивидуальных сознаний • Понимание социальности невозможно без психологических знаний, фундамент социологии – социальная психология • Наука об обществе должна иметь и свои специфические методы (например, анализ исторических документов) • Источник социального развития – деятельность одиночек-новаторов • Социальное поведение регулируется законами подражания, заражения и внушения • Социальная реальность обладает особыми, только ей присущими качествами • Социальные факты объективны, их существование не зависит от индивида • Социология должна использовать объективные методы, аналогичные методам естественных наук • Источник социального развития – разделение труда и различные формы солидарности • Социальное поведение регулируется социальными нормами и правилами

 

6. «Психология народов» как одна из первых социально-психологических концепций. Культура как предмет социально-психологического анализа в концепции В.Вундта.

· «Психология народов» (1900-1920)

· «Реальность души народа является для нашего наблюдения столь же изначальной, как и реальность индивидуальных душ»

· «Одной из главных задач психологии навсегда останется исследование взаимодействия индивидуумов со средой и выяснение процесса развития»

· «Три основные области и три основные проблемы психологии народов: язык, мифы и обычаи…В них повторяются, как бы на высшей ступени развития, те же элементы, из которых состоят наличные состояния индивидуального сознания»

· «Язык одержит в себе форму представлений; мифы – содержание этих представлений; обычаи – возникшие из представлений и влечений общие направления воли»

· «Язык, мифы и обычаи представляют собой не какие-либо фрагменты творчества народного духа, но самый этот дух народа в его еще не затронутом индивидуальными влияниями виде»

Идеи психологии народов:

1.дух народы имеет свои выражения: мифы, верования, фольклор и т.д. Следовательно, нужно сделать особую науку, которая изучала бы это.

2.Цнетральный компонент духа – язык.

Миф – это всегда рассказ о том, как надо переживать чувства. Герои живут сильными эмоциями.

Обычаи – общее направление воли человека. Как надо действовать в опр.ситуациях.

 

7. “Психология масс” как одна из первых социально-психологических концепций.

Густав Лебон (1841-1931)

• социализма» (1898), «Мнения и верования» (1911), «Французская революция и психология революций» (1912), «Психологические уроки мировой войны» (1916)

• Основа социальности – иррациональная и эмоциональная сферы психической жизни; психология – основа познания истории;

•  поведение индивида в толпе носит бессознательный и иррациональный характер, следствием чего являются: 1)повышенная эмоциональность; 2)расторможенное поведение; 3)утрата чувства личной ответственности;

• Основа социальных изменений – динамика идей, внушаемых лидерами массе; достижения цивилизации есть результат деятельности элиты общества;

• Наступающий ХХ век – «век толпы»

Сципион Сигеле

• «Преступная толпа» (1892) – основная задача: определить меру ответственности членов большой социальной группы (толпы) за общие действия

• Заимствует у Г.Тарда основной принцип организации толпы – подражание путем внушения: «проявление душевного состояния возбуждает такое же состояние у того, кто его наблюдает»

• По мере роста численности толпы интенсивность ее чувств нарастает

• Толпа более расположена ко злу, нежели к добру; соответственно – потенциально преступна;

• Внушение оказывает влияние в большей степени на тех, кто уже предрасположен совершить внушаемое действие; следовательно – человек ответственен за свои действия в толпе;

• «Преступники, умалишенные, алкоголики, вообще социальная грязь, лишенная всякого нравственного чувства и развращенная преступлением составляли главную часть бунтовщиков и революционеров»

 

8. Работа Г.Лебона «Психология масс»

Равенство посредством просвещения. Но это практически невозможно.

Каждая раса обладает столь же устойчивой психич.организацией, как ее анатомическая организация.

Мораль. И интеллект. Особенности – синтез всего прошлого народа.

Величие народа зависит от уровня нравственности.

Влияние противоположных наследственностей разлагает нравственность и характер. Скрещивания м.б. элементом прогресса только среди высших рас.

Народом можно управлять не конституцией, а выражением чувств и идей народа.

Расовая душа, руководящая судьбой народов, руководит также и верованиями, учреждениями и искусством.

Психич.склад расы – синтез всех предков, способствовавших ее образованию.

Результат цивилизации – дифференциация индивидов и рас. Народы идут к большему неравенству.

Народы воспринимают мир по-разному.

Большинство поступков толпы – выражение ее низкого умственного уровня.

Велика власть внушаемых идей: нельзя руководить толпой правилами, нужно увлечь ее, произвести впечатление.

Причины появления нов.качеств в толпе: чувство непреодолимой мощи (исчезает чувство ответственности), заражаемость, внушаемость (заражение – последствие внушения).

Гл.черты толпы: исчезновение сознательной личности и ориентирование чувств и мыслей в известном направлении.

Элементы бессознательного – причина сходства индивидов в толпе.

Гл.черты индивида в толпе: нет сознательной личности, преобладание бессознат.личности, одинаковое направление чувств и идей (определенное внушением), стремление немедленно осуществить идею.

Импульсы толпы настолько сильны, что даже чувство самосохранения не может его подавить.

Высокая изменчивость толпы, чувство непреодолимого могущества.

В толпе проявляются осн.черты расы.

Толпы чрезвычайно легковерна.

Чувства толпы: односторонни и преувеличены, впадает в крайности, уверенность в безнаказанности (диффузия ответственности). Понижается интеллект.уровень. Только простые и крайние чувства. Авторитетность в суждениях толпы.

Толпы консервативна. Толпа преданна и бескорыстна.

Т. Не рассуждает и не полдчиняется влиянию рассуждений. Мыслит только образами. Надо действовать через воображение.

Религиоз.чувства: нетерпимость и фанатизм.

Традиции имеют власть над Т.

Вожак должен быть ослеплен идеей. Должен создавать веру. Власть вожаков оч.деспотична.

Толпа стремится к подчинению, повиновению.

Идет нужно постоянно повторять, чтобы Т поверила.

Мнения и верования распространяются путем заразы.

Душа расы подчиняет душу Т.

Ум не играет никакой роли в решениях совещательных вопросов.

Т легко ослепляется обаянием. Оратору нужно привлечь лишь вожаков, а не всех присяжных. Кроме обаяния нужна лесть.

Ум делает чела более снисходительным.

 

9. Социально-психологическая проблематика в русской общественной мысли конца 19 века.

Русская социолог.школа:

1.непосредственных отклик на соц.события

2.направленность на Зап.Европу

3.интерпретации психологические, а не соц-эконом.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 306.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...