Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Полемика Тарда с ДюркгеймомСтр 1 из 8Следующая ⇒
Представление о социологии. · Предмет социологии: «развитие человеческого разума под воздействием общественной жизни» · Объект социологии: общество · Социология разделяется на социальную статику (изучает устойчивые условия существования любого общества) и социальную динамику (изучает естественные законы общественного развития) · Законы социальной статики: 1)дифференциация, 2)централизация власти, 3)развитие общей морали · «Закон трех стадий» социальной динамики: 1)теологическая - все объяснения на основе религиозных представлений; 2) метафизическая - заменяет сверхъестественные факторы реальными причинами; ее задача - критическая, она подготовляет последнюю 3)позитивную (научную) стадию – объяснения рациональны Позитивный метод. • Основная задача позитивного метода - отделение науки от метафизики и теологии • Согласно О.Конту, слово «позитивный» (positive) имеет несколько значений: 1) реальное в противоположность химерическому; 2) полезное в противоположность бесполезному; 3) достоверное в противоположность сомнительному; 4) точное в противоположность смутному; 5) положительное в противоположность отрицательному (новая философия по своей природе должна не разрушать, а организовывать) • Новая наука должна отказаться от «неразрешимых» вопросов (т. е. таких, которые нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты, устанавливаемые при помощи наблюдений); ее задачей является открытие законов (т.е. постоянных, повторяющихся связей между явлениями) Социология как позитивная наука должна быть противопоставлена теологическим и метафизическим спекуляциям об обществе и человеке (развитие общества исторично и подчиняется естественным законам, человек не есть создание божественное)
3. Г. Спенсер о закономерностях социальной эволюции, структуре и функциях основных социальных институтов, механизмах социального контроля поведения человека. “Первые правила социологического метода” как попытка постановки этических проблем социально-психологического исследования.
· Возможности и ограничения применения естественнонаучных методов в социальных науках Основные понятия • Общество –совокупность индивидов, характеризующаяся сходством и постоянством их жизни, подобно биологическому организму растёт и увеличивается в своём объёме, одновременно усложняя структуру и разделяя функции; состоит из 3-х относительно автономных частей: поддерживающей (производство необходимых продуктов), дистрибутивной (разделение благ на основе разделения труда) и регулятивной (организация частей на основе их подчинения целому) • Типы обществ –военный – военные конфликты, истребление или порабощение побежденного победителем; централизованный контроль; промышленный – промышленная конкуренция, побеждает интеллектуально и морально сильнейший; • Социальная эволюция -три формулы объяснения социальной эволюции: «естественный отбор», «борьба за существование», «выживание сильнейшего» Социальные институты – домашние, обрядовые, политические, церковные, профессиональные и промышленные Методы. Самое большое ограничение методов – то, что людей изучают люди. Правила социолог.метода: 1.чтобы избежать ограничений, нужно обращаться в фундамент.закономерностям 2.отстраниться от обществ.волнений и страстей 3.избежать искушения рыночного спроса 4.не работать по указу власть имущих 5.отдавать себе отчет в своих стереотипах о расе, статусе, интеллекте, эмоциях 6.видеть разницу между теор.построениями и выводами из эмпир.наблюдений
4. Основные положения концепции Э. Дюркгейма. Феноменология «коллективности» в анализе индивидуального сознания и поведения. Понятие коллективных представлений, его роль в системе категорий анализа общественной жизни.
· «Если идея общества растворится в индивидуальных умах, а коллективные верования, традиции и притязания перестанут ощущаться и разделяться отдельными индивидами, то общество погибнет» · Аномические самоубийства – причина в определенных хар-ках соц.жизни. Аномия – состояние ценностного вакуума в обществе. Возникает в преддверии актив.соц. трансформаций Соц.факторы: 1.соц.течения из возмущения или энтузиазма толпы 2.способы мышления, приобретенные в ходе социализации Осн.идеи и понятия • тезис о примате социального, невозможности объяснения социальной реальности через обращение к другим наукам (социологизм), критика психологизма в социологии («причины социальных фактов надо искать в других социальных фактах, а не в состояниях индивидуального сознания») • механизм регуляции социального поведения = «социальное принуждение», состоящее во внешних ограничительных правилах и в интериоризированных социальных нормах • структура социологии: 1)социальная морфология (учение о строении и формах социального); 2)социальная физиология (учение о фактах коллективного сознания и законах коллективных действий) • факты коллективного сознания: общие идеи и чувства; моральные суждения; моральные и правовые нормы; мотивация коллективной экономической деятельности • соц.норма – всего лишь повторяемость. Норме противостоит оригинальность. «правила социологического метода»: позитивизм, принцип объективности, принцип повторяемости, принцип причинности
5. Полемика Г. Тарда с Э. Дюркгеймом о соотношении личности и общества. Социальные процессы как процессы психологического взаимодействия индивидов. Габриель Тард (1843-1904) • «Социальная логика» (1895), «Законы подражания» (1890), «Всемирное противопоставление» (1897), «Этюды социальной психологии» (1898) • Основа развития общества - социально-коммуникационная деятельность индивидов в форме подражания (копирования и повторения одними людьми поведения других). Процессы подражания касаются всех существующих практик, верований, установок и т.д., которые воспроизводятся из поколения в поколение, что способствует сохранению целостности общества • Объяснение развития общества через «изобретение» - процесс адаптации к изменяющимся условиям окружающей среды: все новое (идеи или материальные ценности) есть результат творческой деятельности одаренных личностей-новаторов. Раз возникнув, новое явление приводит в действие процесс подражания Полемика Тарда с Дюркгеймом
6. «Психология народов» как одна из первых социально-психологических концепций. Культура как предмет социально-психологического анализа в концепции В.Вундта. · «Психология народов» (1900-1920) · «Реальность души народа является для нашего наблюдения столь же изначальной, как и реальность индивидуальных душ» · «Одной из главных задач психологии навсегда останется исследование взаимодействия индивидуумов со средой и выяснение процесса развития» · «Три основные области и три основные проблемы психологии народов: язык, мифы и обычаи…В них повторяются, как бы на высшей ступени развития, те же элементы, из которых состоят наличные состояния индивидуального сознания» · «Язык одержит в себе форму представлений; мифы – содержание этих представлений; обычаи – возникшие из представлений и влечений общие направления воли» · «Язык, мифы и обычаи представляют собой не какие-либо фрагменты творчества народного духа, но самый этот дух народа в его еще не затронутом индивидуальными влияниями виде» Идеи психологии народов: 1.дух народы имеет свои выражения: мифы, верования, фольклор и т.д. Следовательно, нужно сделать особую науку, которая изучала бы это. 2.Цнетральный компонент духа – язык. Миф – это всегда рассказ о том, как надо переживать чувства. Герои живут сильными эмоциями. Обычаи – общее направление воли человека. Как надо действовать в опр.ситуациях.
7. “Психология масс” как одна из первых социально-психологических концепций. Густав Лебон (1841-1931) • социализма» (1898), «Мнения и верования» (1911), «Французская революция и психология революций» (1912), «Психологические уроки мировой войны» (1916) • Основа социальности – иррациональная и эмоциональная сферы психической жизни; психология – основа познания истории; • поведение индивида в толпе носит бессознательный и иррациональный характер, следствием чего являются: 1)повышенная эмоциональность; 2)расторможенное поведение; 3)утрата чувства личной ответственности; • Основа социальных изменений – динамика идей, внушаемых лидерами массе; достижения цивилизации есть результат деятельности элиты общества; • Наступающий ХХ век – «век толпы» Сципион Сигеле • «Преступная толпа» (1892) – основная задача: определить меру ответственности членов большой социальной группы (толпы) за общие действия • Заимствует у Г.Тарда основной принцип организации толпы – подражание путем внушения: «проявление душевного состояния возбуждает такое же состояние у того, кто его наблюдает» • По мере роста численности толпы интенсивность ее чувств нарастает • Толпа более расположена ко злу, нежели к добру; соответственно – потенциально преступна; • Внушение оказывает влияние в большей степени на тех, кто уже предрасположен совершить внушаемое действие; следовательно – человек ответственен за свои действия в толпе; • «Преступники, умалишенные, алкоголики, вообще социальная грязь, лишенная всякого нравственного чувства и развращенная преступлением составляли главную часть бунтовщиков и революционеров»
8. Работа Г.Лебона «Психология масс» Равенство посредством просвещения. Но это практически невозможно. Каждая раса обладает столь же устойчивой психич.организацией, как ее анатомическая организация. Мораль. И интеллект. Особенности – синтез всего прошлого народа. Величие народа зависит от уровня нравственности. Влияние противоположных наследственностей разлагает нравственность и характер. Скрещивания м.б. элементом прогресса только среди высших рас. Народом можно управлять не конституцией, а выражением чувств и идей народа. Расовая душа, руководящая судьбой народов, руководит также и верованиями, учреждениями и искусством. Психич.склад расы – синтез всех предков, способствовавших ее образованию. Результат цивилизации – дифференциация индивидов и рас. Народы идут к большему неравенству. Народы воспринимают мир по-разному. Большинство поступков толпы – выражение ее низкого умственного уровня. Велика власть внушаемых идей: нельзя руководить толпой правилами, нужно увлечь ее, произвести впечатление. Причины появления нов.качеств в толпе: чувство непреодолимой мощи (исчезает чувство ответственности), заражаемость, внушаемость (заражение – последствие внушения). Гл.черты толпы: исчезновение сознательной личности и ориентирование чувств и мыслей в известном направлении. Элементы бессознательного – причина сходства индивидов в толпе. Гл.черты индивида в толпе: нет сознательной личности, преобладание бессознат.личности, одинаковое направление чувств и идей (определенное внушением), стремление немедленно осуществить идею. Импульсы толпы настолько сильны, что даже чувство самосохранения не может его подавить. Высокая изменчивость толпы, чувство непреодолимого могущества. В толпе проявляются осн.черты расы. Толпы чрезвычайно легковерна. Чувства толпы: односторонни и преувеличены, впадает в крайности, уверенность в безнаказанности (диффузия ответственности). Понижается интеллект.уровень. Только простые и крайние чувства. Авторитетность в суждениях толпы. Толпы консервативна. Толпа преданна и бескорыстна. Т. Не рассуждает и не полдчиняется влиянию рассуждений. Мыслит только образами. Надо действовать через воображение. Религиоз.чувства: нетерпимость и фанатизм. Традиции имеют власть над Т. Вожак должен быть ослеплен идеей. Должен создавать веру. Власть вожаков оч.деспотична. Толпа стремится к подчинению, повиновению. Идет нужно постоянно повторять, чтобы Т поверила. Мнения и верования распространяются путем заразы. Душа расы подчиняет душу Т. Ум не играет никакой роли в решениях совещательных вопросов. Т легко ослепляется обаянием. Оратору нужно привлечь лишь вожаков, а не всех присяжных. Кроме обаяния нужна лесть. Ум делает чела более снисходительным.
9. Социально-психологическая проблематика в русской общественной мысли конца 19 века. Русская социолог.школа: 1.непосредственных отклик на соц.события 2.направленность на Зап.Европу 3.интерпретации психологические, а не соц-эконом. |
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 355. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |