Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Теория фрустрации и агрессии (1944)
n Впервые ввели понятие социального научения; основные факторы социального научения: драйв, сигнал, реакция, вознаграждение n Один из наиболее важных сигналов – поведение других n Агрессивное поведение всегда предполагает наличие фрустрации и наоборот n Фрустрация=любое условие, блокирующее достижение цели n Агрессия=поведение с целью сместить фрустрирующий блок n Сдерживание=отказ от агрессивного действия в силу ожидаемых негативных следствий n Смещенная агрессия=агрессивные действия, направленные не на источник фрустрации, а на любой другой объект n Агрессия – доминантная реакция на фрустрацию Теория претерпела изменения. Теперь агрессия -- естественное, но не неизбежное последствие фрустрации. Допускалось, что путем научения могут быть приобретены и неагрессивные ответы на фрустрацию. Критика: 1.есть культуры, где это не так (Левин, Дембо) 2.фрустрация – не единственное, что вызывает агрессию 3.если все так, то тогда наказание агрессии должно ее блокировать, НО чаще наказание усиливает агрессию 4.цели агрессивного поведения. Часто цель – восстановление справедливости, самооценки человека. Теория подкрепления. • На крысах и маленьких детях. Миллер и Доллард в подтверждение своих положений приводят данные серий экспериментов, проведенных параллельно на крысах альбиносах и маленьких детях. Одна группа голодных крыс вознаграждалась, если следовала в том же направлении, что и «лидер»; другая группа вознаграждалась за следование в противоположном «лидеру» направлении. В этих условиях первая группа научилась подражать «лидеру», а вторая — не подражать ему. Сами «лидеры» поворачивали влево или вправо, поскольку в конце левого или правого поворота в лабиринте помещалась белая карточка, а заранее они были натренированы находить пищу около нее. Эксперименты показали, что происходила генерализация научения подражанию или неподражанию. В частности, животные, которые научились подражать «лидерам» — белым крысам, подражали и черным крысам без какой-либо дополнительной тренировки; животные, которые научились подражать, будучи «мотивированными» голодом, подражали и когда их «мотивировали» жаждой. Получая вознаграждение за копирование «лидера» в выполнении одной задачи, они обнаруживали тенденцию копировать его поведение в других ситуациях. • 4 фактора научения: драйв (слабый или сильный), сигнал (физический, от др.чела), реакция, вознаграждение • Реакция носит вероятностный характер. • Мы строим внутр.иерархию стимулов и драйвов. В своей схеме социального научения авторы вводят среди прочих вторичных побуждений побуждение подражать, имитировать. По их мнению, одним из наиболее важных классов сигналов в ситуации социального научения является поведение других. Наблюдая открытые поведенческие реакции модели на определенные сигналы, одни из которых ведут к вознаграждению, а другие — нет, наблюдатель приобретает, согласно Миллеру и Долларду, определенную иерархию ценностей сигналов. • Любой стимул может приобрести характер побуждения, если он становится достаточно сильным, чтобы вынудить организм действовать. Любой стимул может стать сигналом благодаря своему отличию от других стимулов. Сигналы определяют, когда, где произойдет реакция и какой она будет. • индивиды владеют неким изначальным «внутренним» репертуаром реакций. Научение происходит, когда определенная реакция вознаграждается в присутствии дифференцирующего сигнала. Таким образом, объектом научения оказывается не реакция, уже составляющая часть поведенческого репертуара индивида, а связь между специфическим сигналом и определенной реакцией. • Главная функция вознаграждения, или подкрепления, согласно Миллеру и Долларду, — редукция силы драйва. Именно поэтому природа побуждения определяет природу вознаграждения. Соответственно первичные побуждения уменьшаются в силе первичными подкреплениями; вторичные, или приобретаемые, — вторичными. • Цепочка научения: сигнал → внутренняя реакция → драйв → внешняя реакция → вознаграждение. Критика: 1.не рассматривается процесс подкрепления 2.неравномерность изучения факторов.
14. Подход А. Бандуры к анализу социального поведения. Социальнобихевиоральный подход. Проблема приобретения новых форм поведения. Рассматривает подкрепление, скорее, как фактор, способствующий научению, а не вызывающий его. Бандура вычленяет следующие возможные направления влияния модели на наблюдателя[1]: 1) посредством наблюдения поведения модели могут приобретаться новые реакции; 2) через наблюдение последствий поведения модели (его вознаграждения или наказания) может усиливаться или ослабляться сдерживание поведения, которому наблюдатель ранее научен, т.е. существующее у наблюдателя поведение модифицируется благодаря наблюдению модели; 3) наблюдение поведения другого (модели) может облегчить реализацию реакций, ранее приобретенных наблюдателем. • Подкрепление играет центральную роль в усилении и сохранении реакций • Научение через наблюдение • Роль самоподкрепления • Объяснение агрессии через вознаграждение ее следствий и наблюдение за агрессивными моделями Социально-когнитивная теория. Модель взаимного детерминизма. Вера – система ценностных ориентаций. Ожидание – прогноз развития ситуации. Компоненты научения через наблюдение: 1. Процессы внимания Человек следит за поведением модели и точно воспринимает это поведение 2. Процессы сохранения Человек помнит (долговременное сохранение) поведение модели, наблюдаемое ранее 3. Моторно-репродуктивные процессы Человек производит закодирование в символах воспоминания о поведении модели в новую форму ответа 4. Мотивационные процессы Если позитивное подкрепление (внешнее, косвенное или самоподкрепление) потенциально отсутствует, человек совершает моделируемое поведение У наблюдателя может и не быть внешних эмоций, реакций. В этом случае, по его мнению, реакция модели ведет к «внутренним» воображаемым реакциям наблюдателя, которые могут восстанавливаться, когда наблюдатель помещается в «поведенческое поле» Поведенческое поле – когда актуализируются реакции. Сам Бандура называет свою теорию социального научения медиаторно-стимульной ассоциативной теорией. Она исходит из того, что «человеческое функционирование основывается на трех регуляторных системах»: предшествующих стимулах, влияниях обратной связи, поступающей от реакции, когнитивных процессах. Соотношение, постулируемое между этими тремя переменными, таково, что первые две являются основными. Подкрепления: косвенное и самоподкрепление. Агрессия—не единственная реакция на фрустрацию. Выходы из фрустрации: психосоматизация, уход, мотивация достижения, зависимость.
15. Работа А.Бандуры «Теория социального научения». Внутренняя реальность не может объяснить явные колебания частоты и силы данного поведения в различ.ситуациях по отношению к различ.любям в различ.соц.ролях. Люди обладают высшими способностями, которые повзоляют им предсказывать появление событий и создавать средства для ощущения контроля над тем, что влияет на их повседневную жизнь. Взаимный детерминизм: факторы предрасположенности и ситуационные факторы – взаимозависимые причины поведения. Наше поведение регулируется в значительной степени предвидением последствий. Новые формы поведения можно приобрести в отсутствие внеш.подкрепления. Научение через наблюдение. Способность к саморегуляции. Посредством вербальных и образных репрезентаций мы производим и сохраняем опыт таким образом, что он служит ориентиром для будущего поведения. Научение через моделирование. Учимся через наблюдение. С помощью моделирования наблюдатели извлекают общие черты из разных реакций и формулируют правила поведения дающие им возможность идти дальше того, что они уже видели и слышали. Люди формируют когнитивный образ определенной поведенческой реакции через наблюдение поведения модели. Т.о. закодированная информация служит ориентиром в их действиях. Научение регулируется 4 компонентами: 1.внимание: понимание модели. Чел должен выбрать на что обращать внимание. Важны ассоциативные модели. Привлекательность модели, свои способности и мотивы. 2.сохранение: запоминание модели. А)образное кодирование. Мысленные образы. Б)вербальное кодирование. Внутреннее повторение, вербальный код. 3.моторно-репродуктивные процессы.: перевод памяти в поведение. Важна постоянная практика. 4.Мотивационные процессы: от наблюдения к действию. Должен быть достаточный стимул. Подкрепление. Подкрепление. Не является обязательным для научения. 1.косвенное: наблюдая за действиями других и их последствиями 2.самоподкрепление: поощрение или наказание самого себя за достижение или недостижение установленной нами планки. Функции: побудительная и информативная. Компонент саморегулирования: самонаблюдение, самооценка, самоответ. Наказание самого себя. Тревожимся, когда нарушаем внутренние нормы. Поступок – внутренний дискомфорт – наказание – облегчение. Снижение дискомфорта, снижение количества негативных реакицй других. Иногда цель услышать похвалу от другого. Самоэффективность. Осознание своих способностей выстраивать поведение, соответствующее специфической задаче. Пути приобретения самоэффективности: 1.способность выстроить поведение. Прошлый опыт успеха или неудач – высокие или низкие ожидания. 2.косвенный опыт 3.вербальные убеждения. Убеждение чела в способности 4.эмоц.подъем. сверение уровня эффективности с уровнем эмоц.напражения. Человек: рационален, зависимость от природы, изменяемость, природа чела познаваема.
16. Теории межличностного взаимодействия как обмена В социальной психологии, по мнению ряда исследователей, «точка зрения гедонизма обычно выражается в терминах доктрины "экономического человека"» [Deutsch, Krauss, 1965, p. 79]. Эта доктрина рассматривает «человеческое поведение как функцию его платежа; его (человеческого поведения) сумма и вид зависят от суммы и вида вознаграждения и наказания, которые оно приносит» [Homans, p. 13]. Указанная точка зрения лежит в основе известных работ Д. Тибо и Г. Келли, представляющих собой одну из попыток приложения бихевиоризма к анализу групповых процессов. Другой известной попыткой такого рода является теория социального обмена Д. Хоманса. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 219. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |