Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Потебня Александр Афанасьевич.(1835-1891)
• 1862 – «Мысль и язык» • «Основной вопрос познания «что такое?» для современного человека сводится к вопросу «как я, один из многих, стал таким?» • Формирование предпосылок культурно-исторического подхода к психике: «человек отличается от животного тем, что обладает орудием для совершенствования своей мысли…поэтому мы извлекаем из познания природы науку, в то время как дикарь извлекает из нее лишь богов» • Учение о «внутренней форме слова» (признание существования образа значения). Ценность в форме, а не в содержании. • Идея «апперцепции в слове» - человек рождается лишь со способностью к чувственному восприятию, категории времени, пространства, причины оформляются лишь при овладении словом • Основа самосознания – образы. Формирование образов зависит от времени и культуры через язык. • Ввел понятие интериоризации. «Чтобы сделать какой-нибудь факт своим, его сначала нужно отделить». • Народность – некая ментальность. Национальность – осознание себя как носителя какого-то языка.
10. Вопросы лидерства и внутригрупповой структуры в работе З. Фрейда “Массовая психология и анализ человеческого “Я”. Уравнение себя с другими массовыми индивидами. Внушающее влияние массы. Внушение – основной факт душевной жизни человека. Либидо. Любовь со стремлением к совокуплению. Любов.отношения – сущность массовой души. Масса объединяется некой силой. Потребность в согласии с другими. Т. Бывают: текуцие-постоянные, гомогенные-негомогенные, естественные-искуссвтенные, !с вождем и без него! Высокоорганизованные, постоянные, искусственные массы. Церковь и войско. Попытка выхода наказывается. Обманное представление верзовного властителя, любящего каждого в равной степени. Ступенчатая иерархия. Отдельный чел либидозно связан с вождем и с др.массовыми индивидами. Доказывает через ослабление либидозной структуры. Идентификация – самое ранее проявление эмоц.связи с др.лицом. Желание переместить себя в данное положение. Влюбленность – отдаться объекту, заменить объектом свои главнейшие составные части. Идентификация – обогатиться качествами объекта. При гипнозе гипнотизер занимает место «Идеала Я». Стадный инстинкт. Отдельный индивид чувствует себя незавершенным, если он один. Противоречие стаду равняется отделение от него. Троттер. Первичные позывы: инстинкт самоутверждения, питания, половой и стадный. У ребенка нет долгое время стадного инстинкта. Он образуется в детской, где много детей – важна справедливость. Масса и первобытная орда. Вождь никого любить не обязан. Вождь – праотец, к которому все преисполнены страха. Масса хочет, чтобы ей управляла неограниченная власть. Отдельный чел отказывается от своего Идеала Я и заменяет его массовым идеалом, воплощенным в вожде. Идентификация Я и замена Идеала Я.
11. Необихевиористская ориентация в социальной психологии: общая характеристика Неверно в настоящее время связывать образ данной ориентации лишь с исследованием поведения крыс. Существует довольно много попыток ее приложения к изучению социально-психологических явлений. Отмеченное большое влияние, оказанное и оказываемое на западную социальную психологию неопозитивистской философской традицией, особенно ярко проявляется на примере необихевиоризма. Рассматривая необихевиористскую ориентацию, следует с самого начала подчеркнуть, что именно необихевиоризм наиболее полно, эксплицитно или имплицитно реализует в социальной психологии методологические принципы философии неопозитивизма. Неопозитивистский методологический комплекс, на который объективно ориентирован необихевиоризм, включает следующие основные принципы: абсолютизацию стандарта научного исследования, сложившегося в естественных науках, — в этом смысле все науки должны развиваться по образу и подобию естественных наук; верификацию (или фальсификацию) и операционализм; натурализм, т.е. игнорирование специфики поведения человека; негативное отношение к теории и абсолютизацию эмпирического описания, основанного на фиксации непосредственно наблюдаемого; отказ от ценностного подхода, стремление элиминировать ценностные установки по отношению к изучаемым объектам как препятствующие достижению истины и вообще научности; принципиальный разрыв связей с философией. Известно, что еще в 30-е годы произошло своего рода размежевание в психологической школе бихевиоризма. Наряду с ортодоксальной линией развития выделилась линия развития «смягченного» бихевиоризма, или необихевиоризма, связанная в первую очередь с именами Э. Толмена, К. Халла и отмеченная усложнением традиционной бихевиористской схемы S—R за счет введения промежуточных переменных, так называемых медиаторов. И в области социальной психологии мы сталкиваемся с этими двумя тенденциями: радикальная линия наиболее четко представлена оперантным подходом Скиннера и его последователей, так называемая медиаторная линия развития представлена в социальной психологии наиболее широко и связана с такими авторами, как Н. Миллер, Д. Доллард, А. Бандура, Р. Уолтере и др психологические принципы, лежащие в основе необихевиористского подхода, являются современной разновидностью психологического ассоцианизма. Кроме того, для этой позиции характерно активное включение принципа психологического гедонизма, согласно которому стремление к удовольствию, к избежанию боли (в широком смысле) рассматривается в качестве основной мотивационной силы, основного фактора, детерминирующего поведение. Представители работают по преимуществу в рамках лабораторного эксперимента, причем культура эксперимента является традиционно развитой и высокой. Однако наметилась и тенденция сочетать лабораторный эксперимент с полевым исследованием. Она связана, в частности, с работами А. Бандуры. С его же именем в рамках данной ориентации ассоциируется переключение внимания на эксперименты, испытуемыми в которых выступают люди, а не животные, что всегда было характерно для представителей бихевиоризма. Основной проблемой бихевиористской ориентации традиционно является научение (learning). Именно через научение приобретается весь репертуар наблюдаемого поведения, за пределы которого исследователи обычно не выходят. Обычно проводится разграничение между двумя типами научения — научением типа S (Павлов) и научением типа R(Скиннер)— соответственно двум вычлененным схемам научающего эксперимента. Понятия «стимул», «реакция» являются базовыми для данного направления в целом. Сторонники скиннеровского подхода определяют стимул как физическое, или материальное, событие, которое должно быть наблюдаемым и манипулируемым. Сторонники медиаторного подхода уделяют основное внимание разделению стимулов и реакций на внутренние и внешние. Схему S— R они заменяют схемой S—r—s—R. Внутренние, имплицитные г и s выступают как медиаторы (посредники). Другим важным термином в словаре бихевиоризма является термин драйв (drive) — побуждение. В скиннеровском подходе драйв определяется совокупностью операций, используемых для его установления. Здесь мы имеем как раз один из ярких примеров проявления операционализма. Драйв — это не реакция, не стимул, ни в коем случае не психологическое состояние, а просто термин для выражения отношения между некоторыми предшествующими операциями экспериментатора и силой ответа организма в результате. По мнению сторонников медиаторного подхода, драйв — это некая сила внутри организма (но не потребность), которая, достигая оптимума, активизирует поведение в направлении подкрепления и, следовательно, редукции драйва, иначе говоря, это импульс к действию. Таким образом, для представителей медиаторного подхода характерен акцент на энергизирующей и, можно сказать, директивной функциях драйва. Важной парой категорий выступают категории генерализации (обобщения) и дискриминации (различения). Если определять кратко сущность принципа генерализации, то это тенденция реакции, полученной на один определенный стимул, ассоциироваться с другим, новым, но похожим стимулом. Чем более подобны стимулы, тем успешнее генерализация. Это весьма важное объяснительное понятие в теории научения: генерализация оказывается основой объяснения, в частности быстрого овладения языком у ребенка. В социально-психологическом контексте для бихевиоризма встает сложный вопрос о генерализации двух или более стимулов, которые не имеют общих стимульных свойств. Например, внешние физические свойства слов могут быть различны, но их характеризует эквивалентность значений. Дискриминация (дифференциация) имеет место, когда индивид научается различать подобные стимулы и отвечать на один, но не на другой вследствие дифференцированного подкрепления. «Подобно тому как организмы научаются «экономить» поведение, обобщая стимулы, они научаются специфически реагировать на отдельные стимулы» [Shaw, Constanzo, 1970, p. 34]. Дискриминация затрудняется, когда стимулы становятся слишком похожими. Оба процесса — генерализация и дискриминация — рассматриваются как весьма функциональные и адаптивные для организма. Следующим важным понятием в бихевиористской традиции является понятие подкрепления. Определения подкрепления в скиннеровском подходе по сути представляют тавтологию. Позитивные подкрепления определяются как стимулы, которые, будучи представленными, усиливают реакции; негативные подкрепления — это стимулы, которые усиливают реакции, будучи устраненными. Определения сторонников медиаторного подхода несколько шире. С их точки зрения, подкрепление приводит к наблюдаемым изменениям во внешних реакциях. Формы подкреплений могут варьировать от пищи и воды до элементов социального взаимодействия (например, одобрение словом).
12. Социальный бихевиоризм Б.Ф.Скиннера • Оперантное обусловливание (научение типа R) – подкрепление реакции (а не стимула) • Стимул=физическое событие, которое наблюдаемо и подвержено манипуляции • Драйв=внутренняя сила, активизирующая поведение в сторону подкрепления • Генерализация=ассоциирование реакции с новым похожим стимулом • Дифференциация=умение человека различать подобные стимулы Основные положения. n Основные труды:1938 – «Поведение организмов»;1953 – «Наука и человеческое поведение»; 1957 – «Вербальное поведение»;1968 – «Технология обучения» n Поведение подчиняется закономерностям и детерминировано внешними условиями n Существует возможность контроля за поведением: для этого требуется манипулировать условиями, влияющими на изменения поведения n Респондентное поведение зависит от предшествующего стимула, оперантное – (его частота) от последующих событий: сила реакции возрастет, когда вслед за ней возникает подкрепление n Личность – собрание поведенческих стереотипов: человек взаимодействует со средой и – как часть интеракции – получает обратную связь, которая позитивно или негативно подкрепляет или наказывает поведение Другие люди подкрепляют или наказывают нашу реакцию. Другие люди – внешний стимул. Наука – попытка обнаружить закономерности и механизмы. Это что-то большее, чем описание.
13. Теории «агрессии и подражания» и подкрепления Миллера и Долларда. Идею взяли из работ Фрейда. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 188. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |