Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Потебня Александр Афанасьевич.(1835-1891)




• 1862 – «Мысль и язык»

• «Основной вопрос познания «что такое?» для современного человека сводится к вопросу «как я, один из многих, стал таким?»

• Формирование предпосылок культурно-исторического подхода к психике: «человек отличается от животного тем, что обладает орудием для совершенствования своей мысли…поэтому мы извлекаем из познания природы науку, в то время как дикарь извлекает из нее лишь богов»

• Учение о «внутренней форме слова» (признание существования образа значения). Ценность в форме, а не в содержании.

• Идея «апперцепции в слове» - человек рождается лишь со способностью к чувственному восприятию, категории времени, пространства, причины оформляются лишь при овладении словом

• Основа самосознания – образы. Формирование образов зависит от времени и культуры через язык.

• Ввел понятие интериоризации. «Чтобы сделать какой-нибудь факт своим, его сначала нужно отделить».

• Народность – некая ментальность. Национальность – осознание себя как носителя какого-то языка.

 

10. Вопросы лидерства и внутригрупповой структуры в работе З. Фрейда “Массовая психология и анализ человеческого “Я”.

Уравнение себя с другими массовыми индивидами.

Внушающее влияние массы. Внушение – основной факт душевной жизни человека.

Либидо. Любовь со стремлением к совокуплению. Любов.отношения – сущность массовой души. Масса объединяется некой силой. Потребность в согласии с другими.

Т. Бывают: текуцие-постоянные, гомогенные-негомогенные, естественные-искуссвтенные, !с вождем и без него!

Высокоорганизованные, постоянные, искусственные массы.

Церковь и войско.

Попытка выхода наказывается. Обманное представление верзовного властителя, любящего каждого в равной степени. Ступенчатая иерархия. Отдельный чел либидозно связан с вождем и с др.массовыми индивидами. Доказывает через ослабление либидозной структуры.

Идентификация – самое ранее проявление эмоц.связи с др.лицом. Желание переместить себя в данное положение.

Влюбленность – отдаться объекту, заменить объектом свои главнейшие составные части.

Идентификация – обогатиться качествами объекта.

При гипнозе гипнотизер занимает место «Идеала Я».

Стадный инстинкт. Отдельный индивид чувствует себя незавершенным, если он один. Противоречие стаду равняется отделение от него.

Троттер. Первичные позывы: инстинкт самоутверждения, питания, половой и стадный.

У ребенка нет долгое время стадного инстинкта. Он образуется в детской, где много детей – важна справедливость.

Масса и первобытная орда. Вождь никого любить не обязан. Вождь – праотец, к которому все преисполнены страха. Масса хочет, чтобы ей управляла неограниченная власть.

Отдельный чел отказывается от своего Идеала Я и заменяет его массовым идеалом, воплощенным в вожде. Идентификация Я и замена Идеала Я.

 

11. Необихевиористская ориентация в социальной психологии: общая характеристика

Неверно в настоящее время связывать образ данной ориентации лишь с исследованием поведения крыс. Существует довольно много попыток ее приложе­ния к изучению социально-психологических явлений.

Отмеченное большое влияние, оказанное и оказываемое на западную социальную психологию неопозитивистской философ­ской традицией, особенно ярко проявляется на примере необихе­виоризма. Рассматривая необихевиористскую ориентацию, следу­ет с самого начала подчеркнуть, что именно необихевиоризм наи­более полно, эксплицитно или имплицитно реализует в социальной психологии методологические принципы философии неопози­тивизма.

Неопозитивистский методологический комплекс, на который объективно ориентирован необихевиоризм, включает следующие основные принципы: абсолютизацию стандарта научного иссле­дования, сложившегося в естественных науках, — в этом смысле все науки должны развиваться по образу и подобию естественных наук; верификацию (или фальсификацию) и операционализм; натурализм, т.е. игнорирование специфики поведения человека; негативное отношение к теории и абсолютизацию эмпирического описания, основанного на фиксации непосредственно наблюдае­мого; отказ от ценностного подхода, стремление элиминировать ценностные установки по отношению к изучаемым объектам как препятствующие достижению истины и вообще научности; прин­ципиальный разрыв связей с философией.

Известно, что еще в 30-е годы произошло своего рода разме­жевание в психологической школе бихевиоризма. Наряду с орто­доксальной линией развития выделилась линия развития «смяг­ченного» бихевиоризма, или необихевиоризма, связанная в пер­вую очередь с именами Э. Толмена, К. Халла и отмеченная усложнением традиционной бихевиористской схемы S—R за счет введения промежуточных переменных, так называемых медиато­ров.

И в области социальной психоло­гии мы сталкиваемся с этими двумя тенденциями: радикальная линия наиболее четко представлена оперантным подходом Скиннера и его последователей, так называемая медиаторная линия развития представлена в социальной психологии наиболее широ­ко и связана с такими авторами, как Н. Миллер, Д. Доллард, А. Бан­дура, Р. Уолтере и др

психологические принципы, лежащие в основе необихевиористского подхода, являются современной разновид­ностью психологического ассоцианизма. Кроме того, для этой по­зиции характерно активное включение принципа психологичес­кого гедонизма, согласно которому стремление к удовольствию, к избежанию боли (в широком смысле) рассматривается в качестве основной мотивационной силы, основного фактора, детермини­рующего поведение.

Представители работают по преимуществу в рамках лабора­торного эксперимента, причем культура эксперимента является традиционно развитой и высокой. Однако наметилась и тенденция сочетать лабораторный эксперимент с полевым исследованием. Она связана, в частности, с работами А. Бандуры. С его же именем в рамках данной ориентации ассоциируется переключение внимания на эксперименты, испытуемыми в которых выступают люди, а не животные, что всегда было характерно для представителей бихевиоризма.

Основной проблемой бихевиористской ориентации традици­онно является научение (learning). Именно через научение приобре­тается весь репертуар наблюдаемого поведения, за пределы кото­рого исследователи обычно не выходят.

Обычно проводится разграничение между двумя типами на­учения — научением типа S (Павлов) и научением типа R(Скиннер)— соответственно двум вычлененным схемам научающего эксперимента.

Понятия «стимул», «реакция» являются базовыми для данного направления в целом. Сторонники скиннеровского подхода опре­деляют стимул как физическое, или материальное, событие, ко­торое должно быть наблюдаемым и манипулируемым.

Сторонники медиаторного подхода уделяют основное внима­ние разделению стимулов и реакций на внутренние и внешние. Схему S— R они заменяют схемой S—r—s—R. Внутренние, импли­цитные г и s выступают как медиаторы (посредники).

Другим важным термином в словаре бихевиоризма является термин драйв (drive) — побуждение. В скиннеровском подходе драйв определяется совокупностью операций, используемых для его ус­тановления. Здесь мы имеем как раз один из ярких примеров про­явления операционализма. Драйв — это не реакция, не стимул, ни в коем случае не психологическое состояние, а просто термин для выражения отношения между некоторыми предшествующими опе­рациями экспериментатора и силой ответа организма в результате. По мнению сторонников медиаторного подхода, драйв — это не­кая сила внутри организма (но не потребность), которая, достигая оптимума, активизирует поведение в направлении подкрепления и, следовательно, редукции драйва, иначе говоря, это импульс к действию. Таким образом, для представителей медиаторного под­хода характерен акцент на энергизирующей и, можно сказать, директивной функциях драйва.

Важной парой категорий выступают категории генерализации (обобщения) и дискриминации (различения). Если определять крат­ко сущность принципа генерализации, то это тенденция реакции, полученной на один определенный стимул, ассоциироваться с дру­гим, новым, но похожим стимулом. Чем более подобны стимулы, тем успешнее генерализация. Это весьма важное объяснительное понятие в теории научения: генерализация оказывается основой объяснения, в частности быстрого овладения языком у ребенка. В социально-психологическом контексте для бихевиоризма встает сложный вопрос о генерализации двух или более стимулов, кото­рые не имеют общих стимульных свойств. Например, внешние физические свойства слов могут быть различны, но их характери­зует эквивалентность значений.

Дискриминация (дифференциация) имеет место, когда инди­вид научается различать подобные стимулы и отвечать на один, но не на другой вследствие дифференцированного подкрепления. «По­добно тому как организмы научаются «экономить» поведение, обобщая стимулы, они научаются специфически реагировать на отдельные стимулы» [Shaw, Constanzo, 1970, p. 34]. Дискримина­ция затрудняется, когда стимулы становятся слишком похожими. Оба процесса — генерализация и дискриминация — рассматрива­ются как весьма функциональные и адаптивные для организма.

Следующим важным понятием в бихевиористской традиции является понятие подкрепления. Определения подкрепления в скин­неровском подходе по сути представляют тавтологию. Позитивные подкрепления определяются как стимулы, которые, будучи пред­ставленными, усиливают реакции; негативные подкрепления — это стимулы, которые усиливают реакции, будучи устраненными. Определения сторонников медиаторного подхода несколько шире. С их точки зрения, подкрепление приводит к наблюдаемым изме­нениям во внешних реакциях. Формы подкреплений могут варьировать от пищи и воды до элементов социального взаимодействия (например, одобрение сло­вом).

 

12. Социальный бихевиоризм Б.Ф.Скиннера

• Оперантное обусловливание (научение типа R) – подкрепление реакции (а не стимула)

• Стимул=физическое событие, которое наблюдаемо и подвержено манипуляции

• Драйв=внутренняя сила, активизирующая поведение в сторону подкрепления

• Генерализация=ассоциирование реакции с новым похожим стимулом

• Дифференциация=умение человека различать подобные стимулы

Основные положения.

n Основные труды:1938 – «Поведение организмов»;1953 – «Наука и человеческое поведение»; 1957 – «Вербальное поведение»;1968 – «Технология обучения»

n Поведение подчиняется закономерностям и детерминировано внешними условиями

n Существует возможность контроля за поведением: для этого требуется манипулировать условиями, влияющими на изменения поведения

n Респондентное поведение зависит от предшествующего стимула, оперантное – (его частота) от последующих событий: сила реакции возрастет, когда вслед за ней возникает подкрепление

n Личность – собрание поведенческих стереотипов: человек взаимодействует со средой и – как часть интеракции – получает обратную связь, которая позитивно или негативно подкрепляет или наказывает поведение

Другие люди подкрепляют или наказывают нашу реакцию. Другие люди – внешний стимул.

Наука – попытка обнаружить закономерности и механизмы. Это что-то большее, чем описание.

 

13. Теории «агрессии и подражания» и подкрепления Миллера и Долларда.

Идею взяли из работ Фрейда.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 149.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...