Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Теория политики у Аристотеля




Аристотель «Политика». Трактат написан в последние годы (335—322 до н. э.) жизни Аристотеля в Афинах, находящихся под македонской оккупацией. В книге рассматриваются проблемы семьи как ячейки государства, рабства, гражданства, определения государства, а также форм его правления и целей.

 Книга1- О том, что такое государство; О домохозяйстве и рабстве; Об искусстве наживать состояние. Книга2 - Разбор политических проектов Платона; разбор проектов Фалея и Гипподама, Разбор государственного устройства Лакедемонян; Разбор государственного устройства критяни карфагенян.

Аристотель определяет государствокак общение, организованное ради общего блага. Этим государство противопоставляется семье — «общению, естественным путем возникшее для удовлетворения повседневных надобностей». Семья составляет неотъемлемую часть государства. Аристотель под семьей понимает семью патриархальную, где есть домашние рабы, а глава семьи уподоблен монарху. В отличии от позднейших теорий общественного договора, Аристотель считает государство естественным образованием, а человека он называет существом политическим. Война-«средство для приобретения собственности», прежде всего рабов, которые рекрутируются из варваров — людей «от природы предназначенных к подчинению, но не желающих подчиняться» Аристотель критикует идеальное государство Платона, отстаивая необходимость сохранения частной собственности и семьи в государстве. Основной аргумент заключается в следующем: «К тому, что составляет предмет владения большого числа людей, прилагается наименьшая забота». По мысли Аристотеля власть должна принадлежать тем, кто «носит тяжелое вооружение». Аристотель разбирает проблему гражданства. Гражданин — это участник государства, то есть участник суда присяжных и народного собрания. Аристотель отказывал в гражданстве рабам, метекам (иностранцам), ремесленникам, а в 7 книге и крестьянам. По количеству граждан в государстве он различал три правильные (то есть нацеленные на реализацию общего блага) формы правления: Царская власть (монархия) — власть принадлежит одному правителю, которому власть передают по наследству или выбирают. Извращением царской власти является тирания. Аристократия — власть принадлежит немногим. Извращением аристократии является олигархия (власть богачей). Полития — власть принадлежит воинам, вооруженным за свой счет. Эту форму правления Аристотель считает наилучшей, поскольку «масса менее подвержена порче». Извращением политии является демократия (власть неимущих). В следующей главе он назовет политию смешением олигархии и демократии. 5 элементов, составляющих государство: Народ — крестьяне, производящие продукты питания, Ремесленники — создают орудия труда, Торговцы — занимаются обменом и распределением товаров, Чиновники, Военные — защищают государство. Помимо вышеперечисленной классификации население государства состоит из неимущего большинства и богатого меньшинства. Первые имеют склонность к демократии, а вторые к олигархии. Для предотвращения смут и гражданских войн Аристотель предлагает укреплять средний класс, то есть «граждан обладающих собственностью средней, но достаточной».

Аристотель также выдвигает идею разделения властей в государстве на три части: Законодательный орган, ведающий вопросами войны, мира, союзов и казней. Должностной орган, Судебный орган.

Высшим благом Аристотель называет счастье, а задачами государства следующие: Обеспечение пропитанием, Комфорт, Защита, Достаток, Религиозный культ Справедливость. Гражданам необходим досуг и известная свобода от удовлетворения первичных потребностей для размышления и участия в делах государства. Аристотель поднимает проблему «воспитания молодежи», замечая, что там, «где этого нет сам государственный строй терпит ущерб».Существует четыре основных обучающих предмета: Грамматика, Гимнастика, Музыка, Рисование.

 

 

Роль системы с обратной связью

Истон акцентирует внимание на том, что политическая система – это не простое взаимодействие ее структур, а постоянно изменяющая, функционирующая, динамичная субстанция. Ученый задается вопросом о роли различных структур в поддержании непрерывного функционирования политической системы. Истон определяет политическую систему как взаимодействия, посредством которых в обществе осуществляется распределение ценностей и на этой почве предотвращаются конфликты между членами общества.

Системная модель впервые была разработана Д. Истоном (Аним. 5). Сущность политической системы, в трактовке ученого, раскрывается в ее функции - авторитарном распределении ценностей в обществе. Процесс функционирования системы описывается через отношения обмена с внешней средой. Она сохраняет устойчивость, если найден определенный баланс между "входящими" импульсами, идущими из среды, и "выходящими" импульсами, которые представляют собой реакцию системы на полученную информацию.

"Вход" представлен двумя видами импульсов: требования общественности (повышение заработной платы, расширение социальных программ, права и свободы граждан) и поддержка. Поддержка может проявляться как в материальной форме (выплата налогов, воинская служба), так и в виде соблюдения законов, почтения к органам власти, к государственной символике, активного участия в политической жизни. Переработав информацию, политическая система принимает конкретные решения (законы, указы) и производит действия по их реализации ("выход"). "Вход" и "выход" составляют непрерывный цикл, который называют "петлей обратной связи".

Если "исходящие" импульсы соответствуют ожиданиям населения, то общественная поддержка политической системы усиливается. Поддержка со стороны народа решений и действий системы является условием ее легитимности.

 

Истон выделяет два вида легитимности:

диффузная (эмоциональная) легитимность является более устойчивой и может проявляться в поддержке системы даже в условиях кризисов;

инструментальная (специфическая) легитимность более кратковременна и ориентирована на результат и поощрение.

И наоборот, отсутствие поддержки может привести к кризису политической системы. Дестабилизирующим фактором могут стать ошибочные решения власти, принятые либо в силу слишком слабых импульсов (система не имеет достаточной информации для принятия оптимальных решений), либо в силу слишком сильных требований, что вызывает перенасыщенность системы информацией.

 

 

Матриархат и патриархат

Все знают, что матриархат предшествовал патриархату и главенствовали в те времена женщины. Так говорит наука, так говорит и ведическая традиция. Однако согласно Ведам, дело было не везде и не всегда так. Матриархат и патриархат не один раз сменяли друг друга. Патриархат - форма общественного устройства, при которой власть в семье принадлежит мужчине, отцу. Патриархат - общество, где доминируют мужчины. Патриархат характеризуется, в частности, такими признаками как патрилинейность (счёт происхождения детей, родства и наследования по линии отца), патрилокальность (проживание жены в семье или доме мужа, выбор места проживания семьи мужем), моногамия (единобрачие) или полигиния (многоженство, гарем), упорядоченные половые связи отца с одной женщиной (женой) при единобрачии или упорядоченные половые связи отца с несколькими жёнами при полигинии, распоряжение имуществом семьи и экономической жизнью семьи мужчиной. Исторически патриархальная семья - более поздняя форма семьи, пришедшая на смену матриархальной семье в процессе совершенствования человеческого общества и на основе прогресса его хозяйственной деятельности. Патрилинейность связана с правом мужчины на детей, правом распоряжаться ими по усмотрению мужчины-отца (патриарха), в отличие от аналогичного права женщины-матери при матриархате. Упорядоченные половые сношения в патриархальном браке позволяли контролировать происхождение ребёнка по линии отца и матери, позволяли избегать вследствие этого близкородственных половых связей и, как следствие, наследственных болезней и вырождения рода. Патриархат, как строй семейной жизни, есть определённая форма организации отношений господства и подчинения в человеческом коллективе - семье. При патриархате доминирует мужчина, женщина подчинена ему. Данное определение означает иерархическое строение общества, в котором мужчины доминируют над женщинами, организуя жизнь семьи на основе разделения труда в семье для общего блага супругов и детей, что не обязательно означает, что мужчины эксплуатируют их, но это не общепринятое мнение. Многие писатели-феминисты считают патриархат основой, на которой построено большинство современных обществ. Они утверждают, что необходимо и крайне желательно отступить от этой модели для того, чтобы достичь равенства полов. Хотя феминизм — это термин, который вошёл в широкое употребление с 1970-х гг. как инструмент, позволяющий бороться за более широкие права женщин, некоторые думают, что это не совсем точный термин, так как «феминизовать» мужчину означает подвергнуть его символической кастрации. Противники этой формулировки предлагают использовать другой, более пригодный с их точки зрения и менее спорный термин эгалитаризм (от фр. egalite 'равенство'). Некоторые критики не соглашаются с таким отношением к патриархату, так как они считают, что феминисты слишком упрощают сложные явления в обществе, и что роли, предписанные мужскому и женскому полу, не обязательно их ограничивают. Другие авторы резко критикуют феминистов за их стремление заменить патриархат на матриархат — общественный порядок, который вызывает не меньшее количество споров, чем патриархат. Матриарха́т — форма общественного устройства, при которой власть в семье принадлежит женщине, матери. Матриархат - общество, где доминируют женщины. Это одна из древних традиций организации, где главой семьи была мать.Матриархат характеризуется, в частности, такими признаками как матрилинейность (счёт происхождения детей, родства и наследования по матери), матрилокальность (проживание мужа в семье или доме жены, выбор места проживания семьи женой), групповой брак, беспорядочные половые связи матери с несколькими мужчинами (часто, но необязательно), распоряжение имуществом семьи и экономической жизнью семьи матерью. Эти и иные признаки могут проявляться с разной степенью интенсивности, в разных комбинациях, как и в любом явлении, что обуславливает индивидуальность каждого случая. Невозможность определить отца ребёнка при многочисленных последовательных сношениях женщины с разными мужчинами предполагается причиной матрилинейности в матриархальной семье. Матрилинейность связана с правом женщины на детей, правом распоряжаться ими по усмотрению женщины-матери, в отличие от аналогичного права мужчины-отца при патриархате. Матриархат как строй семейной жизни есть определённая форма организации отношений господства и подчинения в человеческом коллективе - семье. При матриархате доминирует женщина, мужчина подчинён ей.

 

 

Теория политики у Платона

Самые известные 3 произведения Платона: «Государство», «Законы», «Политика».
В «Государстве» Платон рисует образ идеального государственного строя. Общество возникает из проблем, которые люди могут сообща решить на основе разделения труда. В обществе нужны все: и сапожники, и лекари и т.п. полис нужен всем – это единое целое. А интересы целого выше интересов части. А для того чтобы правило признавалось, государство должно служить интересам общества, а не интересам части. Оно не должно служить ни бедным, ни богатым, ни мудрым. По Платону, это ненормальное государство – коррумпированное. Он разделяет законы на правильные и неправильные. Для Платона характерно понимание политики, организации, как всеобщего блага. Но он не говорит о равенстве людей. Ибо благо не способствует равенству. (Платон – человек кастовый.) Он объясняет это разделение труда. В душе человека есть 3 начала: разумное, яростное, вожделеющее. Разумное преобразуется в совещательное, яростное – в защитное, вожделеющее – в деловое. В человеке все эти 3 начала слиты, а в обществе разделены по природным, социальным данным. Поэтому Платон разделяет общество на сословия. Идеальное государство - иерархия трех сословий: правители-мудрецы, войны и чиновники, крестьяне и ремесленники (производители). Принцип Платона: «Каждому свое!» Справедливость заключается в том, чтобы каждое сословие занималось своим делом и не вмешивалось в дела других. Во главе государства нужно было поставить мудрецов, которые наиболее близки к благу, кто способен воплотить небесные миры и идеи. Пока в государстве не будут властвовать философы, государство не будет сильным. Органом власти должна управлять духовная элита. Знания должна получать власть. Назначение -война - служить защите полисов и подчиняться правителю.
Чтобы достичь единомыслия 2-х сословий необходимо следовать методу Платона:
1) установить у них общность имущества и общность быта – нет частной собственности!
2) Второе зло – семья! Необходимость в общности жен. Человек имеет все «свое». Тогда человека нужно лишить частной жизни – тогда не будет эгоизма.
А 3-е сословие оно имеет и частную жизнь, и семь, и доходы. Но 3-е сословье лишается гражданских прав и не участвует в политической жизни. Оно не бедное и не богатое. «Каждое рождает себе подобное» – не оправдывает перехода из одной касты в другую. Рабы - не люди и к кастам не относятся.
По степени вырождения власть разделяет на 3 правильных и 3 неправильных. (зависит от их отношения к закону).
(+)
1. Монархическая
2. Аристократия
3. Демократия
(-)
1. Тирания
2. Олигархия
3. Охлократия

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 258.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...