Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Занятие 6. Виды педагогических проектов




Ключевые понятия: учебный проект, сетевой проект, междисциплинарный проект, интеграция.

Вопросы для обсуждения:

1. Какие виды проектов Вам известны?

2. Что представляют собой учебные проекты?

3. Какие проекты называются досуговыми?

4. В чем заключается суть социально-педагогических проектов?

5. Как осуществляется проектная деятельность в сети?

6. Какие международные образовательные проекты Вам известны?

7. Какие проектировочные умения приобретает педагог в педагогическом проектировании?

8. Какие коммуникативные умения приобретают учащиеся в учебном проектировании?

Задания:

1. Проведите Интернет-поиск по ключевым словам «учебный проект», «учебное проектирование». Составьте список адресов сайтов, на которых можно найти описание различных проектов. Подготовьте обзор проектов по выбранной вами тематике. Выявите общее (что объединяет эти проекты) и особенное, разнообразие результатов и др.

2. Дайте характеристику термину «международный проект».

Занятие 7. Основные объекты педагогического проектирования

Ключевые понятия: проектирование, концепция, образовательная программа, учебный план, учебная программа, педагогическая технология.

Вопросы для обсуждения:

1. Что такое объект педагогического проектирования? Что относится к основным объектам педагогического проектирования? Приведите их краткую характеристику.

2. В чем специфика предмета педагогического проектирования?

3. Как соотносятся между собой объект и предмет педагогической проектной деятельности?

4. С какими трудностями может встретиться педагог, организующий проектную деятельность?

5. Как осуществляется проектная деятельность в сети?

Задания:

1. Определите виды педагогических технологий, и дайте их характеристику.

2. Разработайте проект учебного занятия с использованием технологии обучения.

Занятие 8. Результаты и оценка проектной деятельности в сфере образования

Ключевые понятия: критерий, проектная деятельность, социальное партнерство, оценка.

Вопросы для обсуждения:

1. Что в педагогическом проектировании подлежит экспертизе и оценке?

2. Какие действия должны быть произведены для того, чтобы оценить проектный результат?

3. Что выступает критерием оценки результата проектной деятельности?

4. Какие критерии гуманитарной экспертизы проектировочной деятельности Вам известны?

5. Каковы наиболее распространенные ошибки проектной деятельности?

6. Как осуществляется партнерство в проектной деятельности?

Задания:

Ниже в назывном порядке (без содержательной расшифровки) приведены три базовых критерия гуманитарной экспертизы (по С.Л. Братченко): гуманность, экологичность, демократичность.

Дайте свою содержательную трактовку каждому критерию применительно к оценке одного из видов педагогических проектов.

Предложите и обоснуйте показатели к каждому из критериев.

Примерная тематика рефератов (докладов)

1. Развитие и применение идей проектной деятельности в педагогике.

2. Инновационная проектная деятельность как средство разработки и внедрения образовательных инноваций.

3. Педагогическая сущность проектирования.

4. Проектная деятельность в образовательных организациях системы СПО.

5. Проектная деятельность в высшей школе.

6. Современные педагогические технологии как результат проектной деятельности.

7. Проектирование концепции содержания образования.

8. Проектирование образовательной программы.

9. Проектирование учебных планов.

10. Логика проектирования образовательных систем.

11. Процессуальные компоненты проектной деятельности.

12. Верификация проектной деятельности.

13. Алгоритмизация проектной деятельности.

14. Особенности проектного мышления.

15. Особенности поведения и системы отношений участника проектирования.

Темы контрольной работы и методические рекомендации по их выполнению

Контрольная работа – самостоятельная учебно-исследовательская работа студента, направленная на закрепление и углубление знаний по дисциплине «Педагогическое проектирование».

Выполненная работа должна быть защищена студентом. Студенты, не выполнившие контрольную работу, к сдаче экзамена не допускаются. Работа должна быть аккуратно оформлена в рукописном или печатном виде, удобна для проверки и хранения.

Контрольная работа состоит из двух заданий.

Для первого задания студент выбирает тему одного из вариантов. Студент готовит по выбранной теме реферат, при подготовке которого учитывает требования к содержанию (перечень основных вопросов, заданий) по теме контрольной работы.

Второе задание: на основе содержания реферата (первого задания контрольной работы) студент готовит доклад и электронную презентацию.

Студент защищает подготовленную работу во время практических занятий по дисциплине.

Темы контрольных работ

Вариант 1: История проектирования в образовании.

Вариант 2: Основные понятия педагогического проектирования.

Вариант 3: Функции, принципы проектной деятельности и виды педагогического проектирования.

Вариант 4: Этапы педагогического проектирования.

Вариант 5: Виды педагогических проектов.

Вариант 6: Объекты педагогического проектирования.

Вариант 7: Результаты проектной деятельности.

Вариант 8: Оценка результатов проектной деятельности.

Вариант 9: Ошибки, допускаемые в организации проектной деятельности.

Требования к содержанию

Вариант 1:История проектирования в образовании

Особое внимание уделите историко-педагогическому контексту возникновения метода проектов в России 1920-х гг. на основе статей Российской педагогической энциклопедии (М., 1993): «Бригадно-лабораторный метод», «Дальтон-план», «Исследовательский метод», «Метод проектов», «Джон Дьюи», «В.X. Килпатрик», «Е. Паркхерст», «С.Т. Шацкий» и ресурсов Интернет.

Вариант 2:Основные понятия педагогического проектирования

1. Соотнесите понятия «проективный», «проектный», «проектировочный» в сфере образования.

2. Соотнесите понятия «проектирование», «прогнозирование», «конструирование», «моделирование».

3. Что такое «проектная культура»? Содержательно–смысловые единицы структуры проектной культуры.

4. Проанализируйте приведенный на С. 31-34 пособия (Колесникова И.А. Педагогическое проектирование. М., 2007) перечень характерных черт проектной деятельности. Какие из перечисленных позиций на первый взгляд противоречат друг другу? Каким образом их можно «примирить» в ходе проектирования?

5. Основываясь на материалах главы 2 пособия (Колесникова И.А. Педагогическое проектирование. М., 2007), составьте структурно-логическую схему понятий «проект», «проектирование», «проектная деятельность» применительно к педагогическому контексту. Воспользуйтесь для выполнения этого задания словарями и возможностями Интернет-поиска.

Вариант 3: Функции, принципы проектной деятельности и виды педагогического проектирования.

1. В чем проявляется многофункциональность проектной деятельности?

2. Перечислите принципы проектной деятельности, дайте им краткую характеристику.

3. Виды педагогического проектирования: социально-педагогическое, психолого-педагогическое и образовательное. В чем их различие?

Вариант 4: Этапы педагогического проектирования

1. Этапы проектирования, отражающие общую логику и сущность проектной деятельности.

2. Предложите программу исследования, которая могла бы быть использована на предпроектном этапе, где объектом проектной деятельности выступают: пространство досуга студентов; среда учреждения высшего образования (по подготовке педагогов профессионального обучения), система обучения. В программе укажите цель и задачи изучения объекта, методы и методики, способы накопления, обобщения и интерпретации информации.

3. На основании материалов главы пособия (Колесникова И.А. Педагогическое проектирование. М., 2007) составьте таблицу: этапы проектной деятельности, задачи этапа, проектные результаты этапа, педагогические результаты.

4. На основании материалов главы 4 пособия (Колесникова И.А. Педагогическое проектирование. 2-изд. М., 2007 или 3-е изд.2008) постройте алгоритм поэтапного педагогического сопровождения проектной деятельности.

Вариант 5: Виды педагогических проектов.

1. Виды педагогических проектов.

2. Раскройте характерные особенности, механизм проектирования и требования к каждому из видов педагогического проекта.

3. Найдите с помощью Интернет-поиска форму заявки на получение грантовой поддержки в любом из зарубежных фондов. Попробуйте заполнить ее, учитывая информацию, полученную из прочитанной 5 главы пособия (Колесникова И.А. Педагогическое проектирование. М., 2007).

4. Ознакомьтесь с логикой развития проекта (Приложение 8, пособие: Колесникова И.А. Педагогическое проектирование. М., 2007). Проанализируйте линии развития проектной деятельности, обеспечившие ее преемственность и позволившие проекту стать долгосрочным.

Вариант 6: Объекты педагогического проектирования.

1. Что в себя включает проектирование содержания образования?

2. Перечислите виды дидактических ситуаций. Дайте им краткую характеристику.

3. На основании 6 главы пособия (Колесникова И.А. Педагогическое проектирование. М., 2007) и ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.04 (051000.68) Профессиональное обучение разработайте:

а) памятку составителю учебного плана (образовательной программы);

б) алгоритм действий разработчика педагогической технологии.

4. Спроектируйте модель пространства учебного занятия.

Вариант 7: Результаты проектной деятельности.

1. Почему для результатов любой проектной деятельности характерна «многослойность»?

2. Два вида результатов психолого-педагогического проектирования.

3. Назовите прямые и «побочные» эффекты проектной деятельности.

Вариант 8: Оценка результатов проектной деятельности.        

1. Перечислите и охарактеризуйте критерии оценки продуктного результата.

2. Ниже в названном порядке (без содержательной расшифровки) приведены три базовых критерия гуманитарной экспертизы (по С.Л. Братченко): гуманность, экологичность, демократичность[2].

Приведите свою содержательную трактовку каждому критерию применительно к оценке одного из видов педагогических проектов. Предложите и обоснуйте показатели к каждому из критериев.

Вариант 9: Ошибки, допускаемые в организации проектной деятельности.

На основе анализа главы 7, п. 7.3. пособия (Колесникова И.А. Педагогическое проектирование. М., 2007) приведите примеры ошибок, допускаемых в организации проектной деятельности. Предложите свои варианты организации проектной деятельности.

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Историко-культурные источники развития педагогического проектирования.

2. Развитие и применение идей проектной деятельности в педагогике.

3. Проектирование как способ инновационного преобразования педагогической действительности.

4. Педагогическая сущность проектирования.

5. Основные понятия педагогического проектирования.

6. Понятия «проектирование», «педагогическое проектирование», «проектно-педагогическая деятельность».

7. Соотношение понятий «проективный», «проектный», «проектировочный» в сфере образования.

8. Соотношение понятий «проектирование», «прогнозирование», «конструирование», «моделирование».

9. Проектная культура.

10. Многофункциональность проектной деятельности.

11. Принципы проектной деятельности.

12. Уровни педагогического проектирования.

13. Проблема организации совокупного субъекта.

14. Объекты проектирования и специфика предмета проектной деятельности.

15. Этапы педагогического проектирования.

16. Предпроектный этап.

17. Программирование и планирование хода проекта.

18. Этап реализации проекта.

19. Рефлексивный и послепроектный этапы.

20. Виды педагогического проектирования.

21. Учебные проекты.

22. Досуговые проекты.

23. Проекты в системе профессиональной подготовки.

24. Социально-педагогические проекты.

25. Проекты личностного становления.

26. Сетевые проекты.

27. Международные проекты.

28. Характерные особенности, механизм проектирования и требования к каждому из видов педагогического проекта.

29. Проектирование содержания образования.

30. Направленность проектируемых изменений.

31. Проектирование педагогических технологий.

32. Проектирование образовательной программы.

33. Проектирование учебных планов.

34. Виды дидактических ситуаций: введения информации, формирования опыта, ориентировочная, эмоциональная и др.

35. «Многослойность» результата любой проектной деятельности.

36. Результат психолого-педагогического проектирования.

37. Прямые и «побочные» эффекты, сопровождающие проектную деятельность.

38. Критерии оценки продуктного результата.

39. Ошибки, допускаемые в организации проектной деятельности.

40. Средства иллюстрации, используемые при представлении проекта.

41. Организация внутренней и внешней, независимой экспертизы проектного замысла.

42. Оценка качества разработанного проекта.

43. Особенности проектного мышления.

44. Особенности поведения и системы отношений участника проектирования.

45. Обучение проектной деятельности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 879.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...