Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Занятие 1.История проектирования в образовании




Ключевые понятия: проект, проектирование, научно-техническое проектирование, социальное проектирование, педагогическое проектирование.

Вопросы для обсуждения:

1. Какие идеи содержатся в высказываниях мыслителей прошлого?

· «Каждое действие, совершавшееся не инстинктивно, не импульсивно... а целенаправленно, должно было осуществляться на основе предваряющего его проекта». Выдающийся русский философ Н. Ф. Федоров (1828-1903), упоминая в своих работах о проектировании как методе деятельного познания, рассматривал познание как проект дела. Он считал, что идея не столько субъективна или объективна, сколько проективна (Федоров Н. Ф. Сочинения. М, 1982. С. 429). Опираясь на принцип единства теоретического знания и практического действия, философ полагал, что человек способен познать сотворенный им мир в соотнесении с тем, каким он должен быть согласно проектной гипотезе, проверяемой при ее практической реализации.

· Я. А. Коменский писал: «Людей следует учить главнейшим образом тому, чтобы они черпали знания не из книг, а наблюдая сами небо и землю, дубы, буки, т. е. чтобы они исследовали и познавали самые предметы, а не помнили бы только чужие наблюдения и объяснения».

· Ж. Ж. Руссо: «Пусть он (ребенок) узнает не потому, что вы ему сказали, а потому, что сам понял; пусть он не выучивает науку, а выдумывает ее».

2. Почему активизация проектной деятельности в педагогике XX столетия наблюдалась именно в периоды общественных преобразований?

3. Как возник метод проектов в отечественном образовании  20-х гг. ХХ в.?

Задание:

На основе статей Российской педагогической энциклопедии: «Бригадно-лабораторный метод», «Дальтон-план», «Исследовательский метод», «Метод проектов», «Джон Дьюи», «В.X. Килпатрик»,
«Е. Паркхерст», «С.Т. Шацкий» и Интернет-поиска подготовьте краткое сообщение об историко-педагогическом контексте возникновения метода проектов в России 1920-х гг.


Занятие 2.Основные понятия педагогического проектирования

Ключевые понятия: проектирование, педагогическое проектирование, проект, педагогический проект, проектность, проектный, проективный, проектировочный этап, проектировочный, проектировочные умения, проективное обучение, проектное воспитание, проективное образование, проектная деятельность, проектирование, прогнозирование, конструирование, моделирование.

Вопросы для обсуждения:

1. Верны ли, по вашему мнению, следующие высказывания?

· Проектирование – это «деятельность, под которой понимается в предельно сжатой характеристике промысливание того, что должно быть».

· Е. Коллингс в книге «Опыт работы по методу проектов» (Коллингс Е. Опыт работы по методу проектов. М., 1926. С. 74-75) отмечает, что детей особенно привлекает в проектировании стремление добиться новой для них, неизведанной цели (стимул цели), а также испытать определенные переживания в самом процессе деятельности.

2. Можно ли считать моделирование частью проектирования, если в проектные процедуры входит создание моделей будущих педагогических объектов и явлений?

Задания:

1. Раскройте смысл понятий «проект», «проектирование», «проектная деятельность» применительно к педагогическому контексту. Воспользуйтесь для выполнения этого задания словарями и возможностями Интернет-поиска.

2. Определите различие поискового и нормативного прогнозирования.

Занятие 3. Сущность проектирования

Ключевые слова: Проектная культура, функция проектной деятельности, принцип, подход.

Вопросы для обсуждения:

1. В чем состоит полифункциональность педагогического проектирования?

2. На каких принципах строится педагогическое проектирование?

3. В чем заключается сущность проектной культуры?

Задание:

1. Определите смысл фразы: «Оптимальный результат при проектировании образовательных систем обычно достигается благодаря созданию авторских коллективов».

2. Внимательно прочитайте трактовку понятия «проектирование»: «В контексте культуры технологического типа проектирование выступает в качестве основного способа нормирования и трансляции инноваций с акцентом на ценностные установки позиционеров культуротехнического цикла, согласуемые по принципу коммуникативности и личностных отношений, с использованием идеи экрана и технологической схемы»(Н.А. Масюкова). Выделите в этом определении ключевые слова, отражающие сущность проектной деятельности.

Занятие 4. Субъекты и объекты проектной деятельности

Ключевые слова: субъект проектной деятельности, объект проектной деятельности.

Вопросы для обсуждения:

1. Что такое объект педагогического проектирования?

2. В чем специфика предмета педагогического проектирования?

3. Как соотносятся между собой объект и предмет педагогической проектной деятельности?

4. В чем состоит содержание деятельности преподавателя над проектом?

5. В чем состоит содержание деятельности учащегося над проектом?

Задания:

1. Дайте характеристику основным субъектам проектирования.

2. Дайте характеристику основным объектам проектирования.

3. Предложите несколько вариантов соотношения объектов и предметов проектной деятельности в рамках социально-педагогического, психолого-педагогического, образовательного проектирования.

Занятие 5. Логика организации проектной деятельности

Ключевые понятия: Проектирование, проект, концептуализация, рефлексия, экспертиза.

Вопросы для обсуждения:

1. Как формируется проектное поле педагогического исследования?

2. Что представляет собой программа проектирования?

3. Что положено в основу выделения этапов проектирования?

4. Каковы задачи каждого этапа проектирования?Какие процедуры являются обязательными для каждого из этапов работы в проекте?

5. Что является результатом проектной деятельности на различных этапах педагогического проектирования?

6. Как оформляются этапы проектной деятельности?

Задания:

1. Сформулируйте тему педагогического проекта.

2. Пропишите логику предпроектного этапа.

3. Разработайте проектное предложение и программу проекта.

4. Составьте таблицу: этапы проектной деятельности, задачи этапа, проектные результаты этапа, педагогические результаты этапа.

5. Постройте алгоритм поэтапного педагогического сопровождения проектной деятельности. Для этого обозначьте:

· какие процедуры являются обязательными для каждого из четырех этапов работы в проекте;

· что должны знать, уметь, чувствовать участники проекта, чтобы успешно справиться с каждой из них;

· какие трудности они могут испытывать по каждой из процедур;

· какие виды помощи в связи с этим целесообразно оказать со стороны педагога;

· что он для этого должен знать, уметь, чувствовать.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 541.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...