Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Коммуникационные потребности.




Движение смыслов во времени и пространстве происходит не самопроизвольно, а в силу коммуникационных потребностей,действующих на личном, групповом и общественном уровне.Эти потребности взаимосвязаны с другими материальными и духовными потребностями личности, социальной группы, общества в целом.

Коммуникационные потребности по происхождению делятся на: А - абсолютные(первичные), В - вторичныеи С- спонтанные,которые свойственны всем субъектам - носителям потребностей. Типизация коммуникационных потребностей насчитывает 9 типов.

 Коммуникационная потребность - функциональное свойство субъектов активно реагировать на рассогласование между наличным и нормальным состоянием их сознания.

Посредством социальной коммуникации удовлетворяются две абсолютныекоммуникационные потребности: потребность в передаче смыслов в социальном пространстве и потребность в передаче смыслов во времени; эти потребности представлены на всех субъектных уровнях: личностном (АИ), групповом (АГ) и общественном (AM).

Судить о человеке как о личности следует не по абсолютным потребностям, которые являются общечеловеческими и присутствуют у всех людей, а по развитости профессиональных В-потребностей и непрофессиональных, культурных С-потребностей.

В обществознании давно известен закон возвышения потребностей,который заключается в стремлении людей к наиболее полному и комфортному удовлетворению их материальных и духовных потребностей, в том числе - потребностей коммуникационных.Этот закон приводит к постоянному росту коммуникационных В-потребностей иС-потребностей, что обусловливает развитие коммуникационных средств и услуг. Смена книжной культуры культурой мультимедийной - одно из проявлений возвышения закона коммуникационных потребностей.

Terra incognita в проблематике коммуникационных потребностей, да и в теории потребностей вообще весьма обширна:

Соотношение категорий <потребность> и <интерес> нуждается в уточнении. Некоторые исследователи полагают, что интерес - это осознанная потребность, другие считают, что интересы и потребности - самостоятельные инстанции, в равной мере управляющие поведением людей, третьи думают, что интерес - это ценностная ориентация, обуславливающая действие спонтанных потребностей. В этом свете соотношение категорий <коммуникационная потребность> и <коммуникационный интерес> приобретает значение одной из проблем метатеории социальной коммуникации.

Нуждается в уточнении перечень абсолютных потребностей, определяющих в конечном счете жизнедеятельность личностей и обществ. Можно ли считать религиозную потребность абсолютной? Религии, культ сверхъестественных сил сопровождают человечество со времен археокультуры до наших дней, подтверждая абсолютный статус этой потребности для рода человеческого. На этом основании многие ученые включают религиозную потребность в перечень исходных, первичных потребностей. Другие полагают, что первичной является потребность в социализации, потребность в принадлежности к какому-либо сообществу, дающему ощущение безопасности и комфорта.Именно эта духовная потребность побуждает людей в поисках защиты и спасения обращаться к всевышним и всемогущим силам. Тогда религиозная потребность становится вторичной, ВИ-потребностью. Итак, каков статус религиозной потребности: абсолютная? вторичная?

Типология коммуникационных потребностей.

По двум основаниям:

• По субъектам-носителям коммуникационных по­требностей, которые могут выполнять роли коммуникан­тов или реципиентов. Выявилось три типа таких субъек­тов: И — индивидуальная личность, Г — целевая социальная группа, М — общество в целом.

• По происхождению потребности делятся на три типа: А — абсолютные, В — вторичные, С — спонтанные, кото­рые обосновываются следующей гипотезой.

Индивидуальная личность, целевая социальная группа, общество в целом обладают исходным количеством естественных потребностей, которые имену­ются абсолютными. Абсолютные потребности заложены в генетических программах. А-потребности целевых  групп устанавливаются в ходе формирования этих групп. Общественные А-потребности закономерно формируются в процессе социогенеза.

Во время удовлетворения А-потребности у субъекта возникает потребность в некоторых средствах для решения тех или иных практических задач. Такие потребности именуются вторичными, вспомогательными (В-потребности).

На базе первичных (А) и вторичных (В) потребностей у личностей и социальных субъектов возникают, так сказать, «третичные» (стихийные, случай­ные) потребности (С-потребности), которые сильно влияют на их поведение. Главное отличие С-потребностей от потребностей А и В в том, что они не объективны, а субъективны. С-потребности формируются в процессе индивидуальной жизнедеятельности субъекта, это итог личного опыта индивида или этнической истории социу­ма. Личностные интересы и привычки, социальные нор­мы и обычаи — примеры С-потребностей. Субъективная спонтанность С-потребностей обуславливает их разнооб­разие и невозможность априорного предвидения. Допус­тим, личностные коммуникационные С-потребности мо­гут проявляться в меломанстве, туризме, библиофильстве.

Т.о., А-потребности представляют собой первоисточник целенаправленной деятельности. Деятельность в свою очередь порождает В-потребности, для удовлетворения которых требуется другая деятель­ность и т. д. По мере накопления опыта, личных пристра­стий и отвращений развиваются С-потребности, стиму­лирующие новые виды деятельности. Получается причин­но-следственная цепочка, например, познавательная потребность (А) → Обу­чение → Потребность в чтении (В) → Чтение →... → Чи­тательский интерес (С) → Библиофильская деятельность.

Гипотеза абсолютных, вторичных, спонтанных потреб­ностей распространяется лишь на человеческие, т. е. лич­ностные и социальные потребности, не охватывая потреб­ностей биологических, которые все имеют абсолютный ха­рактер.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 339.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...