Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблемы коммуникации в философии ХХ в.




Философская традиция изучения коммуникации в XX в. многообразна. Экзистенциализм (Хайдеггер,Ясперс, Сартр, Камю, Бердяев).Предмет и цель философских исследованийэкзистенциализма — внутренний мир личности,изолированной от общества. По своему характеру этофилософия человеческой некоммуникабельности.Термином «экзистенциализм» обозначается рядконцепций, сущность которых есть способпереживания личностью противоположной ей чуждойи враждебной действительности.

 «Персонализм» (Мунье). Кризис общения, характерный для первой половины XX в.,Мунье объяснял пороками индивидуализма. Онформирует изолированного человека, который постоянно защищается, онзавистлив и мстителен.

Диалогическая философия, исходным пунктом является понятие диалога. Утверждая первичный характер отношения Я — Ты, представители настаивают на том, что вне этого отношения человеческий индивид вообще не может сложиться в качестве «самости».

В герменевтике(Шпет, Хайдеггер, Гадамер) разрабатываются категории, важные для ТК. Среди них категории «понимание» и«интерпретация».Понимание — уразумение смысла или значения чего-либо. Интерпретация - истолкование текстов, направленное на понимание их смыслового содержания.

Неопозитивизм - аналитическое направление. Представлен:

Логический позитивизм. (Вайсман, Ган, Гедель, Карнап, Нейрат). Необходимо сформироватьсовершенный язык, не допускающий никакихнеопределенностей. Задачафилософии в том, чтобы очищать научныезнания от предложений, которые не имеют смысла.

Лингвистическая философия( Мур, Витгенштейн, Остин). Сторонники ее отказываются от жестких логических требований к языку, полагая, что объектом анализа должен быть естественный язык. Витгенштейн ввел термин «лингвистическиеигры»:уподобление логики правилам игры накладывает запрет на любые попытки подчинить язык единым логическим правилам, поставить логику над языком.

Семиотика в XX в. получила дальнейшее развитие в работах Морриса. Центральными понятиями стали понятия знака и семиозиса. Знак определяется как некий предмет, который выступает в качестве представителя некоторого другого предмета и используется для приобретения, хранения, переработки и передачи информации. Семиозис - процесс, при котором некое явление функционирует в качестве знака.

Критическая философия Франкфуртской школы (Хабермас)заострила вопрос о роли и значении коммуникации всовременном западном обществе.Рассматривает коммуникацию какдеятельность, которая опирается на строгие нормы,признаваемые сообществом людей. Такаякоммуникация позволяет избежать тотальногогосподства, разрушающего личность. Консенсус являетсяследствием коммуникации. Его функции состоят в том, чтобыпредупреждать принуждение со стороны какотдельных лиц, так и учреждений общественногохарактера, а также способствовать интеграцииобщества.

 

Семиотический подход к социально-коммуникативным проблемам: семиотика социальной коммуникации.

Семиотика — новое направление исследования коммуникации, возникшее в XIX в. в рамках философии прагматизма. Семиотика уделяла особое внимание знаковой природе коммуникации, иссле­довала свойства знаков и знаковых систем, которым определенным образом сопоставлялось (придавалось) некоторое значение.

Истоки изучения знаковых систем по существу проявились уже в логико-математических работах Г. Лейбница в конце XVII в., предвосхитившего своей концепцией «универсального исчисле­ния» основные положения математической логики и семиотики. В явном виде основные принципы семиотики сформулировал аме­риканский философ и логик Ч. Пирс (1839—1914), который ввел и само понятие «семиотика».

По утверждению Иирса, «любая мысль — это знак, участвующий в природе языка», «мыслить без знаков невозможно», а знак являет­ся заменителем объекта в каком-то аспекте. Коммуникация также

имеет знаковую природу и невозможна без знаков. В любой комму­никативной ситуации можно выделить три части: знак (первый тер­мин) в функции объекта (второй термин) и в отношении к интер­претатору (третий термин). Триадическая природа знака позволи­ла Пирсу разработать следующую семиотическую класси­фикацию.

Взятый сам по себе знак он называет: 1) ()иаН81§п (знак-качест­во), каким, например, является ощущение цвета; 2) 81§п81§п — мог бы быть любым объектом; 3) Ье§151§п — знак, отсылающий к любо­му закону или конвенции (договору).

Знак, взятый в отношении к собственному предмету, может быть представлен как: 1) образ (1соп — рисунок, диаграмма); 2) индекс (1пс1ех — сигнал, градуированная шкала); 3) символ (8утЬо1 — в том смысле, в каком им могут быть книга, памятник, знамя и т.п.).

Знак, взятый в отношении к интерпретатору, есть: 1) КЬете — утверждение с неопределенным объектом и предикат, указываю­щий на определенное свойство объекта, например «что-то крас­ное» («ж есть красное»); 2) Вкшдп — пропозиция, в которой субъ­ект указывает на предмет или событие, а предикат — на качество, например «роза красная»; 3) Аг§итеп1 — цепочка из трех и более сНс151§п, построенных по законам вывода, таким является любой силлогизм.

Пирс считал свою теорию знаков исключительно необходимой для исследований коммуникации, хотя и подчеркивал фаллиби-листский (от англ. гаШЫе — подверженный ошибкам, ненадежный) характер любого научного исследования. Свою концепцию Пирс называл «фаллибельная», подчеркивая ее гипотетический харак­тер. Не только человеческое мышление состоит из знаков, но и сам человек может быть понят как знак. Мышление носит языковой ха­рактер, а язык — это совокупность знаков. Потому нельзя мыслить без знаков, в основе человеческого познания и понимания также лежит знак-язык, публичный по своей природе и выступающий в качестве средства общения.

Идеи Пирса имели своих последователей и получили дальней­шее развитие в философии XX в.

Вместе с тем в XIX в. появляются учения, критическая направ­ленность которых расходится с общей линией на изучение комму­никативных аспектов человеческой жизни.

Ф. Ницше (1844—1900) стал одним из ярких критиков коммуника­ции в XIX в. Значительное место в философии Ницше отведено критике языка. Он убежден, что мышление неотделимо от языка, но язык с необходимостью искажает реальность, подменяет жизнь-как-она-есть-сама-по-себе ее искусственной картиной, лишенной ат-рибутов «бытия» — естественности, страстей, непосредственности, стихийности. С помощью слов-метафор люди упорядочивают хаос впечатлений. Случайные метафоры постепенно «твердеют», так как забывается источник их появления, и от частого употребления они превращаются в «понятия». Деиндивидуализация и универсаль­ная применимость понятий — залог существования общества, члены которого должны иметь возможность «договориться». В свою очередь жизнь в обществе является условием выживания че­ловека. Рассматривая реальность как неупорядоченный поток ста­новления, Ницше подчеркивает несоизмеримость создаваемого ка­тегориальной схемой языка образа мира с подлинным миром, не­способность языка, следовательно, и мышления представить зна­ние независимо от самого языка и мышления.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 363.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...