Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Законы и категории теории коммуникации.
Специфика законов: а) законы коммуникации носят объективный характер; б) выражают всеобщий характер информационного обмена; в) есть законы коммуникации динамические и статистические; г) действуют в совокупности с другими социальными и природными законами; д) информационный обмен в природе и обществе возможен лишь при выполнении определенных условий. Законы: 1) всякая коммуникация представляет собой взаимодействие, характеризующееся обменом разного рода информацией, следовательно, должно быть не менее двух сторон коммуникационного взаимодействия (источник и приемник, коммуникатор и коммуникант); 2) всякая коммуникация как информационное взаимодействие основана на принципе обратной связи, которая выступает необходимым условием осуществления коммуникативного акта; 3) всякая коммуникация имеет знаковый характер. Не существует коммуникации без определенной системы знаков, которые могут быть самой разной природы; 4) «закон минимального основания»: для осуществления коммуникации необходимо наличие хотя бы одного общего для источника и приемника основания в виде системы знаков или правил приема и передачи, кодирования и декодирования информации; 5) «закон гетерогенности коммуникативных систем» - коммуникация возможна лишь при несовпадении информационных потенциалов взаимодействующих систем. Полное совпадение информационных потенциалов коммуникантов совершенно обесценивает какой-либо обмен информацией между ними.
Методы теории коммуникации. Методы могут быть разделены на общенаучные и частнонаучные. К общенаучным методам могут быть отнесены моделирование, системный подход, сравнение. Моделирование – изучение объекта путем создания и исследования его модели, замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих исследователя. Системный подход - объект рассматривается как некоторое множество элементов, взаимосвязь которых обусловливает целостные свойства данного множества (текст, СМИ, коммуникативные акты). Сравнение представляет собой метод, основанный на суждениях о сходстве и различии объектов и позволяющий выявить их количественные и качественные характеристики. Частнонаучные методы – это совокупность способов и исследовательских приемов, применяемых в той или иной отрасли науки. Социологический метод представляет собой совокупность приемов конкретных социологических исследований, направленных на сбор и анализ эмпирических данных, отражающих реальное состояние коммуникативных процессов в обществе (опросы, анкетирование, эксперименты, статистический анализ, математическое моделирование). Социолингвистикапредлагает дискурс - анализ с целью выявления коммуникативных средств, используемых для передачи социально значимой информации и ее оценки, а также изучения влияния социальных характеристик участников на протекание вербальной коммуникации. Метод экспертных оценок - проводится опрос специально отобранной группы экспертов с целью установления значений определенных переменных величин, которые необходимы для оценки исследуемого вопроса. Метод наблюдения - как говорят люди в естественных условиях, какие используют коммуникативные средства в различных речевых ситуациях. Метод тестирования наиболее полно разработан в психологии и вполне приложим в теории коммуникации. Обычно он используется в лабораторных экспериментах, когда массовый опрос через анкетирование невозможен. Из инструментария социально-психологических исследований применяют метод социометрии с целью диагностики межличностных отношений их членов с перспективой их изменения и оптимизации. Контент-анализ - своеобразный качественно-количественный анализ содержания текстового материала, фонограмм, аудио- и видеозаписей. Интент-анализ – метод, с помощью которого изучается проблема целенаправленности вербальной коммуникации. Шкалирование - наглядная форма измерения и оценки полученных данных, которые градуируются по степени количества или интенсивности признаков. Каждый метод применяется не изолированно, а в сочетании с другими методами.
Проблема коммуникации в античной социально-философской мысли. Софистами называли себя первые греческие учителя, которые учили искусству убеждать, красиво говорить, правильно аргументировать свои мысли, а главное — искусству опровергать суждения противной стороны. Именно благодаря деятельности софистов возникла риторика как искусство речи. Сократ (469—399 до н.э.) положил начало моральной философии. В центре его внимания стояла проблема человека и его сущности. Человек у Сократа прежде всего существо моральное. На вопрос, что делает его таким, мыслитель отвечает: существуют моральные качества, общие для всех людей (тезис, направленный против морального релятивизма софистов), которые делают человека добродетельным и способным жить в обществе. Чтобы ориентироваться в мире, человек должен познать себя как общественное и нравственное существо. В своих дискуссиях философ вырабатывает так называемый сократический метод диалектики как способа рассуждения. Суть его заключается в том, что в диалоге, в форме вопросов и ответов, необходимо раскрыть противоречия во взглядах собеседника через столкновение различных точек зрения на обсуждаемый предмет с целью достижения истины. Таким образом, диалектика Сократа совпадает с диалогом (диа-логос). Составной частью его диалектики является метод майэвтики (букв, «повивальное искусство») —искусство, помогающее знанию, которое, по Сократу, уже имеется в разуме человека, проявиться в ходе диалога Платон (427—347 до н.э.), как и Сократ, противопоставляет этику риторике. Его отношение к риторике ярче всего проявляется в диалоге «Горгий». Согласно Платону, риторика (как искусство афинских политиков и их учителей) есть всего лишь угодничество, лесть, подхалимаж, фальсификация истины. Аристотель (384—322 до н.э.), как и его учитель Платон, был твердо убежден, что исследовать истину, культивировать знания — это задача философии, а задача риторики — убеждать или, точнее, выяснять средства и методы эффективного убеждения. Аристотель создал трактат «Риторика», который одновременно является и практическим учебным руководством (им, кстати, пользуются и сегодня), и аналитическим сочинением. Цицерон (106-43 до н.э.) продолжил греческую традицию платоновской Академии и школы Аристотеля (Ликей). Римский оратор и государственный деятель, теоретик риторики (трактат «Об ораторе»), классик латинской художественной и философской прозы, он создал не только латинский литературный язык, но и латинскую философскую терминологию Марк Фавий Квинтилиан (ок. 36 - ок. 96) - автор, завершающий античную риторику, основатель педагогики. Его главное сочинение — трактат «Об образовании оратора», состоящий из 12 книг. Античная риторика внесла огромный вклад в становление и развитие коммуникативной теории и практики.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 419. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |