Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Законы и категории теории коммуникации.




Специфика законов:

а) законы коммуникации носят объективный характер;

б) выражают всеобщий характер информационного обмена;

в) есть законы коммуникации динамические и статистические;

г) действуют в совокупности с другими социальными и природными законами;

д) информационный обмен в природе и обществе возможен лишь при выполнении определенных условий.

Законы:

1) всякая коммуникация представляет собой взаимодействие, характеризующееся обменом разного рода информацией, следовательно, должно быть не менее двух сторон коммуникационного взаимодействия (источник и приемник, коммуникатор и коммуникант);

2) всякая коммуникация как информационное взаимодействие основана на принципе обратной связи, которая выступает необходимым условием осуществления коммуникативного акта;

3) всякая коммуникация имеет знаковый характер. Не существует коммуникации без определенной системы знаков, которые могут быть самой разной природы;

4) «закон минимального основания»: для осуществления коммуникации необходимо наличие хотя бы одного общего для источника и приемника основания в виде системы знаков или правил приема и передачи, кодирования и декодирования информации;

5) «закон гетерогенности коммуникативных систем» - коммуникация возможна лишь при несовпадении информационных потенциалов взаимодействующих систем. Полное совпадение информационных потенциалов коммуникантов совершенно обесценивает какой-либо обмен информацией между ними.

 

Методы теории коммуникации.                                               

Методы могут быть разделены на общенаучные и частнонаучные.

К общенаучным методам могут быть отнесены моделирование, системный подход, сравнение.

Моделирование – изучение объекта путем создания и исследования его модели, замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих исследователя.

Системный подход - объект рассматривается как некоторое множество элементов, взаимосвязь которых обусловливает целостные свойства данного множества (текст, СМИ, коммуникативные акты).

Сравнение представляет собой метод, основанный на суждениях о сходстве и различии объектов и позволяющий выявить их количественные и качественные характеристики.

Частнонаучные методы – это совокупность способов и исследовательских приемов, применяемых в той или иной отрасли науки.

Социологический метод представляет собой совокупность приемов конкретных социологических исследований, направленных на сбор и анализ эмпирических данных, отражающих реальное состояние коммуникативных процессов в обществе (опросы, анкетирование, эксперименты, статистический анализ, математическое моделирование).

Социолингвистикапредлагает дискурс - анализ с целью выявления коммуникативных средств, используемых для передачи социально значимой информации и ее оценки, а также изучения влияния социальных характеристик участников на протекание вербальной коммуникации.

Метод экспертных оценок - проводится опрос специально отобранной группы экспертов с целью установления значений определенных переменных величин, которые необходимы для оценки исследуемого вопроса.

Метод наблюдения - как говорят люди в естественных условиях, какие используют коммуникативные средства в различных речевых ситуациях.

Метод тестирования наиболее полно разработан в психологии и вполне приложим в теории коммуникации. Обычно он используется в лабораторных экспериментах, когда массовый опрос через анкетирование невозможен.

Из инструментария социально-психологических исследований применяют метод социометрии с целью диагностики межличностных отношений их членов с перспективой их изменения и оптимизации.

Контент-анализ - своеобразный качественно-количественный анализ содержания текстового материала, фонограмм, аудио- и видеозаписей.

Интент-анализ – метод, с помощью которого изучается проблема целенаправленности вербальной коммуникации.

Шкалирование - наглядная форма измерения и оценки полученных данных, которые градуируются по степени количества или интенсивности признаков.

Каждый метод применяется не изолированно, а в сочетании с другими методами.

 

Проблема коммуникации в античной социально-философской мысли.

Софистами называли себя первые греческие учителя, которые учили искусству убеждать, красиво говорить, правильно аргументи­ровать свои мысли, а главное — искусству опровергать суждения противной стороны. Именно благодаря деятельности софистов возникла риторика как искусство речи.

Сократ (469—399 до н.э.) положил начало моральной филосо­фии. В центре его внимания стояла проблема человека и его сущ­ности. Человек у Сократа прежде всего существо моральное. На во­прос, что делает его таким, мыслитель отвечает: существуют мо­ральные качества, общие для всех людей (тезис, направленный против морального релятивизма софистов), которые делают чело­века добродетельным и способным жить в обществе. Чтобы ориен­тироваться в мире, человек должен познать себя как общественное и нравственное существо.

В своих дискуссиях философ вырабатывает так называемый со­кратический метод диалектики как способа рассуждения. Суть его заключается в том, что в диалоге, в форме вопросов и ответов, необходимо раскрыть противоречия во взглядах собеседника через столкновение различных точек зрения на обсуждаемый предмет с целью достижения истины. Таким образом, диалектика Сократа со­впадает с диалогом (диа-логос). Составной частью его диалектики является метод майэвтики (букв, «повивальное искусство») —искусство, помогающее знанию, которое, по Сократу, уже имеется в разуме человека, проявиться в ходе диалога

Платон (427—347 до н.э.), как и Сократ, противопоставляет этику риторике. Его отношение к риторике ярче всего проявляется в диалоге «Горгий». Согласно Платону, риторика (как искусство афинских политиков и их учителей) есть всего лишь угодничество, лесть, подхалимаж, фальсификация истины.

Аристотель (384—322 до н.э.), как и его учитель Платон, был твер­до убежден, что исследовать истину, культивировать знания — это задача философии, а задача риторики — убеждать или, точнее, вы­яснять средства и методы эффективного убеждения. Аристотель со­здал трактат «Риторика», который одновременно является и прак­тическим учебным руководством (им, кстати, пользуются и сегод­ня), и аналитическим сочинением.

Цицерон (106-43 до н.э.) продолжил греческую традицию плато­новской Академии и школы Аристотеля (Ликей). Римский оратор и государственный деятель, теоретик риторики (трактат «Об орато­ре»), классик латинской художественной и философской прозы, он создал не только латинский литературный язык, но и латинскую философскую терминологию

Марк Фавий Квинтилиан (ок. 36 - ок. 96) - автор, завершающий античную риторику, основатель педагогики. Его главное сочине­ние — трактат «Об образовании оратора», состоящий из 12 книг. Античная риторика внесла огромный вклад в становление и раз­витие коммуникативной теории и практики.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 419.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...