Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Социологический и другие (этнографический, психологический, психолингвистическая, кибернетический) подходы к исследованию коммуникации.
Технократические подходы. После Второй мировой войны роль технических средств коммуникации в распространении знаний, культуры и формировании личности стала центральной темой в концепциях, разоблачающих отрицательные стороны массовой культуры и предсказывающих наступление «информационного общества». Теория информационного общества, рассматривающая современные технические средства информации в качестве важнейшего стимула и источника социального развития. Концепция Маклюэна. Основным двигателем истории является смена технологий, которую в свою очередь вызывает смена способа коммуникации. Математическая теория коммуникации ( Шеннон, Берталанфи) - передача сообщений в технических системах связи— телефон, телеграф . возникла на базеосновополагающих трудов К. Шеннона. Интеракционный подходрассматривает коммуникацию как взаимодействие. Субъекты коммуникации равноправны и связаны как взаимными ожиданиями и установками, таки общим интересом к предмету общения. В социологии и социальной психологии возник символический интеракционизм (Мид). Коммуникация — не просто реакция, а субъективный осмысленный характер символических действий; явления, которым придается какое-либо значение, становятся символами. Этнометодология (Гарфинкел) - рассмотрение сложившихся в каждом конкретном обществе механизмов социальной коммуникации, укорененных в виде правил, регулирующих взаимодействия между людьми. В теории «лица» в переговорах (Тинг-Туми), нашли отражение социокультурные аспекты коммуникации. Участники переговоров независимо от их культурной принадлежности стараются сохранять лицо во всех коммуникативных ситуациях. Лингвистические подходы. Сторонники этих подходов к изучению коммуникации ставят в центр своего внимания проблему языка (де Соссюр, Якобсон -). Языкознание относит к ведению психологии, выделяя особую науку - семиологию, призванную изучать знаковые системы, наиболее важной из которых является язык. Внутри семиологии вычленяется лингвистика, занимающаяся языком как знаковой системой особого рода, наиболее сложной по своей организации. Социолингвистический подход - основной акцент делается на роли общества: исследуется влияние различных социальных факторов на взаимодействие языков, систему отдельного языка и его функционирование, с. изучает весь комплекс проблем, отражающих двусторонний характер связей между языком и обществом. Семиосоциопсихология - мотивированный и целенаправленный обмен действиями, связанными с порождением и интерпретацией текстов. Основные парадигмы социальной коммуникации. Изучение социальной коммуникации опиралось на различные направления, научные школы, теории которые условно объединим в три группы коммуникации, сформированные на социальной, языковой и собственно коммуникативной основе. Социальная коммуникация вбирает в себя все три толкования понятия «коммуникация». Первый подход ориентирован на изучение коммуникативных средств с целью их применения для реализации социальных функций коммуникации. Второе толкование связано с проблемами межличностной коммуникации, а третье - с проблемами воздействия массовой коммуникации на развитие общественных отношений. Истоки социальной коммуникации связаны с изучением социальных факторов, способствующих формированию социального знания и оценочных категорий коммуникации. Само понятие «социальные коммуникации» применяется в трех методологических контекстах. Первый методологический подход базируется на классической позитивистской методологии. Она представлена концепциями структурного функционализма, системного подхода, информационного общества, технологического детерминизма. Онтология социальных коммуникаций в данном подходе основывается на системных связях и функциях. Коммуникативные технологии ставят задачу сконструировать желаемые образ определенного субъекта и социальные связи в системе. Неклассическая методология. Автор этой методологии Хабермас отдавал предпочтение в изучении социальных субъектов. Межчеловеческие «интеракции» он рассматривает как инструмент реализации практических интересов людей, как способ высвобождения от экономических, политических и других влияний, которые искажают коммуникации и играют латентную роль принуждения. Постнеклассический подход. Общество здесь рассматривается как сеть коммуникаций. Коммуникация предстает не как послушный объект управленческих решений, а как активная самоорганизующаяся среда. Простейшие социальные системы - «интеракции» - формируются через взаимосогласование действий участников общения. Такой подход к рассмотрению природы коммуникации выводит ее на новый уровень.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 271. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |