Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопросы охраны труда на железнодорожном транспорте




Методические указания

по разработке раздела “Безопасность движения” в дипломных проектах

(для студентов специальности “Организация перевозок и управления на

транспорте”, специализация ПТ)

 

Утверждено

на заседании кафедры охраны труда и

окружающей среды

Протокол № от            .

 

Мариуполь, 2005

 

 

УДК 658. 382: 669. 1

 

Методические указания по разработке раздела «Безопасность движения» в дипломных проектах студентов транспортных специальностей (ПТ)                                                                           

//Сост. Т. Г. Данилова, В. В. Кухарь, О. Н. Скударь. – Мариуполь: ПГТУ, 2005 г. – 67 с.

 

 

Приводится указание по содержанию раздела «Безопасность движения» дипломных проектов студентов транспортных специальностей и методике выполнения разработок.

 

 

Предназначено для студентов – дипломников специальности ПТ

 

Составил                             Т. Г. Данилова, В.В. Кухарь, О.Н. Скударь

 

Рецензент                            И. И. Бухаров, доцент

 

Ответственный                  В. Г. Андрусенко

за выпуск  

 

 

Содержание

1. Вопросы охраны труда на ж.д. транспорте……………………………………………..…4

2. Требования пожарной безопасности………………………………………………….….11

3. Обеспечение безопасности технологических процессов………………………...……..15

4. Обработка грузовых поездов в приемоотправочном парке…………………………..27

5. Охрана труда рабочих и служащих склада………………………………………….….39

6. Безопасность движения на автомобильном транспорте ……………………………..43

Список рекомендуемой литературы………………………………………………..…..46

 

 

Общие указания.

  Условия труда на рабочем месте, безопасность технологических процессов, работы машин, механизмов, установок и различных способов производства, состояние способов коллективной и индивидуальной защиты, которые используются работником, а также санитарно-гигиеические условия должны отвечать требованиям нормативных актов об охране труда (ст. 7 Закона Украины «Об охране труда»).

Наиболее часто в дипломных проектах разрабатываются проекты цехов или приводятся выполненные исследования, направленные на создание новых оборудований и технологий. В зависимости от этого раздел «Охрана труда» дипломных проектов разрабатывается по разным методикам, приведенным ниже.

Объем раздела «Охрана труда» не должен превышать 10 страниц.

 

Вопросы охраны труда на железнодорожном транспорте

 

 

Работники железнодорожного транспорта предприятий металлургии выполняют свои производственные обязанности в условиях повышенной опасности. Поэтому одним из важнейших условий организации транспортного процесса современного металлургического производства является безопасность труда.

Рабочие места и рабочие зоны персонала железнодорожного транспорта, и в первую очередь, работников, связанных с движением поездов и маневровой работой, находятся в непосредственной близости от движущегося или подготовленного к движению подвижного состава. Выполнение ряда операций требует непосредственного контакта с подвижным составом и особенно устройствами сцепления и торможения. Условия труда на железнодорожном транспорте усложняются в связи с круглосуточной работой в любую погод Плотная застройка территории современных предприятий, наличие железнодорожных путей с кривыми малого радиуса ограничивают видимость подвижного состава, пути, сигналов, сооружений и устройств не только железнодорожного транспорта, но и обслуживаемых производственных объектов.

       Специфика работы железнодорожного транспорта предприятий металлургии определяется также и такими дополнительными особенностями, как шум работающих металлургических агрегатов (доменных печей, сталеплавильных агрегатов, прокатных станов и др.), запыленность и загазованность заводской площадки и, следовательно, рабочих мест, пониженная видимость вследствие парения отстойников, водоохладителей и других сооружений, соприкосновение с металлургическими агрегатами (постановка ковшей к доменным печам, подача шихты для сталеплавильных агрегатов и др.), частые заезды в цехи , перевозка горячих грузов (слитки в изложницах, горячий чугун и шлак, агломерат, окатыши и др.).

       К основным нормативным документам, направленным на создание безопасных условий труда , относятся государственные стандарты, и в первую очередь Система стандартов безопасности труда (ССБТ), а также строительные нормы и правила. Нормативными правовыми актами по охране труда являются также санитарные нормы и правила устройства и безопасной эксплуатации транспорта, правила пожарной, ядерной, радиационной, лазерной, биологической, технической, взрыво и электробезопасности, правила и инструкции по охране труда, организационно-методические документы (методические указания, рекомендации ).

       Система стандартов безопасности труда – это комплекс взаимосвязанных стандартов, направленных на обеспечение безопасности труда, установление общих требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов, общих требований безопасности к производственному оборудованию и производственным процессам, требований к средствам защиты работающих, методов оценки безопасности труда.

       Стандарты ССТБ требуют выбора такого способа транспортирования материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства, который обеспечил бы использование безопасных транспортных коммуникаций, применение средств транспортирования, исключающих возникновение опасных и вредных производственных факторов, механизацию и автоматизацию транспортировки.

       Опасный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к травме или другому внезапному резкому ухудшению здоровья.

       Вредный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к заболеванию или снижению трудоспособности. В зависимости от уровня и продолжительности воздействия вредный производственный фактор может стать опасным.

       Опасные и вредные производственные факторы подразделяют на физические, химические, биологические и психофизиологические. Так, к числу физически опасных и вредных факторов относятся движущиеся машины и механизмы, незащищенные подвижные элементы производственного оборудования, перемещающиеся изделия, заготовки и материалы, повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны и др.

       В проектировании и строительстве действует система нормативных документов, включающих в себя строительные нормы и правила, нормы технологического проектирования нормативные документы государственного надзора.

       Составной частью нормативной базы охраны труда являются правила

безопасности отдельных производств (доменного, сталеплавильного, прокатного и др.).

       Вопросы обеспечения безопасных условий труда на железнодорожном

транспорте предприятий металлургии регламентированы федеральными и отраслевыми нормативными документами, и в первую очередь СНИП 2.05.07-91 " Промышленный транспорт", где содержатся нормативные данные по проектированию на промышленных предприятиях плана и профиля железнодорожных путей и станций, земляного полотна, верхнего строения пути, энергетического и ремонтного хозяйства, автоматики телемеханики и транспортной связи и других служб и хозяйств железнодорожного транспорта промышленных предприятий. Нормы СНИП распространяются на проектирование внутренних железнодорожных путей промышленных предприятий. Аналогичные нормативные требования при проектировании подъездных путей промышленных предприятий содержатся в СНИП 11-39 - 76 " Железные дороги колеи 1520 мм".

       При проектировании новых, расширяемых и реконструируемых предприятий необходимо руководствоваться СНиП 11-89 - 80 " Генеральные планы промышленных предприятий", где регламентированы вопросы планировки и размещения предприятий, и размещения на площадке предприятия инженерных сетей. Здесь же содержатся нормы взаимного расположения зданий, железнодорожных путей и коммуникаций.

       В специальных нормативных документах регламентированы габариты приближения строений и подвижного состава (ГОСТ 9238-83 "Габариты приближения строений и подвижного состава, железных дорог колеи 1520 (1524) мм" и "Специальные габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1524 мм предприятий черной металлургии" ).

       Общие требования к охране труда содержатся в правилах безопасности

для предприятий и организаций металлургической промышленности, определяющих требования к безопасному ведению технологических процессов, созданию безопасных условий труда, расположению оборудования, а также требования к электробезопасности, противопожарной защите, состоянию ограждений, предохранительных устройств, вентиляции, отоплению, оснащению, а также изложены основные требования по созданию безопасных условий труда на всех видах внутризаводского транспорта.

       Правила безопасности обязательны для всех работников предприятий и организаций отрасли, которые по характеру своей деятельности связаны с процессом исследования, разработки, проектирования, конструирования, изготовления, обеспечения, обслуживания и управления средствами железнодорожного транспорта, а также для работников, пользующихся его услугами независимо от их ведомственной принадлежности.

       В Правилах безопасности приведены основные общие требования по обеспечению безопасных условий труда на железнодорожном транспорте и в производственных цехах, изложены требования, предъявляемые к средствам транспорта, зданиям и сооружениям производственных цехов, по которым проходят транспортные коммуникации или устройства, взаимодействующие с транспортными средствами или используемые рабочими железнодорожного транспорта предприятия.

       Основы законодательства Украины об охране труда предусматривают обязательное обучение и проверку знаний по охране труда всех работников предприятий, включая руководителей.

        Система подготовки рабочих включает в себя вводный    инструктаж, курсовое обучение. После проведения инструктажей и обучения периодически в установленные сроки проводится устный экзамен знаний рабочих по технике безопасности. Рабочие, поступающие на должности, связанные с движением поездов и маневровой работой, должны выдержать испытания и в последующем подвергаться периодическим проверкам в знании правил технической эксплуатации и инструкций согласно п. 1.6. Правил.

        Руководители и специалисты предприятий, учреждений и организаций проходят обучение и проверку знаний по охране труда согласно Типовому положению, утвержденному Министерством труда Украины. Проверка знаний по охране труда поступивших на работу руководителей и   специалистов проводится не позднее одного месяца после назначения на должность, для работающих - периодически , не реже одного раза в три года. Проверку знаний по охране труда руководителей и специалистов на предприятиях (объектах), подконтрольным органам надзора и контроля обычно совмещают с проверкой знаний, проводимой в порядке, установленном этими органами.

        Поступившие на предприятие руководители и специалисты проходят вводный инструктаж, который проводит инженер по охране труда. При вводном инструктаже поступающих на работу знакомят с должностными

обязанностями. Перед очередной (внеочередной) проверкой знаний по охране труда руководителей и специалистов организуется специальная подготовка (семинары, беседы, консультации и др.).

        Внеочередная проверка знаний проводится при введении в действие новых законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, при изменении технологических процессов, вводе в эксплуатацию нового оборудования, при назначении или переводе руководителя на другую работу, после аварий, несчастных случаев, перерыве в работе в данной должности более одного года.

        Проверка знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий проводится с учетом их должностных обязанностей и характера производственной деятельности, а также по тем нормативным актам по охране труда, обеспечение и соблюдение требований которых входит в их служебные обязанности.

       Для проведения проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов приказом руководителя предприятия создается комиссия. Члены комиссии должны иметь документ, удостоверяющий их полномочия. Они должны пройти проверку знаний по охране труда в комиссиях вышестоящих организаций или в комиссиях учебных центров, институтов, имеющих разрешение органов управления охраной труда субъектов Украины на проведение обучения и проверку знаний по охране труда, или в комиссиях этих органов управления.

       Госгортехнадзором Украины как органом государственного надзора и контроля утверждено Положение о порядке проверки знаний правил, норм и инструкций по технике безопасности руководящих работников и специалистов предприятий, организаций и объектов, подконтрольных Госгортехнадзору Украины. Положение структурно аналогично Типовому положению Министерства труда Украины и, как указано выше работа комиссий согласно этим положениям совмещается при сохранении приоритета за комиссией Госгортехнадзора Украины.

       Руководители и специалисты предприятий при проверке знаний по охране труда должны показать знание следующих вопросов:

1. Основные положения трудового права:

  • действующее законодательство Украины об охране труда;
  • правила внутреннего распорядка и обязанности руководителей, специалистов работников по его соблюдению;
  • рабочее время и время отдыха, трудовые отношения между работником и работодателем, коллективный договор и ответственность за его выполнение.

2. Правовые основы охраны труда:

  • понятие охраны труда;
  • нормативные правовые акты по охране труда и ответственность за их несоблюдение;
  • государственная политика в области охраны труда;
  • права и обязанности работников по охране труда;
  • обязанности работодателей по обеспечению охраны труда на предприятии; обязанности работников по соблюдению требований охраны труда, действующих на предприятии;
  • особенности охраны труда женщин и молодежи;
  • льготы и компенсации за тяжелые работы, вредные и опасные условия труда;
  • государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда.

3. Организация работы по охране труда:

  • общие принципы организации работы по охране труда;
  • функции службы охраны труда на предприятии;
  • планирование работы по охране труда;
  • порядок разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда; проведение аттестации рабочих мест;
  • порядок проведения сертификации постоянных рабочих мест на соответствие требованиям охраны труда;
  • инструктаж, обучение и проверка знаний по охране труда;
  • организация безопасного производства работ с повышенной опасностью и по наряду-допуску;
  • порядок разработки проектно-сметной документации на строящиеся объекты; порядок приемки в эксплуатацию новых и реконструируемых объектов;
  • организация предварительных и периодических медицинских осмотров;
  • отчетность по охране труда.

4. Опасные и вредные производственные факторы и меры защиты от них:

  • классификация опасных и вредных производственных факторов и предельно
  • допустимая их концентрация;
  • требования безопасности при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования и технологических процессов;
  • требования безопасности по устройству и содержанию подъездных путей, дорог, поездов, колодцев;
  • требования безопасности при погрузке, разгрузке, транспортировании грузов, складировании на территории предприятия;
  • правила безопасной эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов;
  • требования безопасности при эксплуатации внутризаводского транспорта, автомобилей, тракторов и других мобильных машин и оборудования.

5. Порядок расследования и учета несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве:

  • понятие "несчастный случай" на производстве, порядок их расследования, оформления и учета;
  • расследование и оформление смертельных и групповых несчастных случаев;
  • порядок возмещения работодателем ущерба, причиненного работнику увечьем, профзаболеванием, связанным с исполнением им трудовых обязанностей.

6. Оказание помощи пострадавшим при несчастных случаях и иных повреждениях здоровья на производстве:

  • действия руководителей и специалистов при возникновении несчастных случаев, аварий, пожаров и других происшествий на предприятии;
  • организация первой медицинской помощи пострадавшим;
  • оказание доврачебной помощи при обморожениях, ожогах, ранениях, поражениях электрическим током, отравлениях и иных повреждениях здоровья на производстве.

 

     Важное место в работе по обеспечению безопасных условий труда занимает правильное решение вопросов организации пешеходного  движения на площадке предприятия. Организация пешеходного движения должна проектироваться в комплексе с системой транспортного обслуживания работников для обеспечения удобных, безопасных передвижений с минимальными затратами времени от остановочных пунктов пассажирского транспорта до мест работы, а также внутрисменных передвижений.

      Пешеходное движение на металлургических предприятиях организуют как единую систему транзитных и местных пешеходных коммуникаций, включающих в себя тротуары, пешеходные мосты, галереи и тоннели, подземные переходы. При этом для 95% работников с максимальное расстояние от остановочных пунктов пассажирского транспорта до мест работы не должно превышать 800м, а для остальных -1000м.

    При реконструкции действующих предприятий, где уже сложилась определенная организация пешеходного движения, следует внимательно проанализировать схему пешеходных коммуникаций и с учетом этого наметить мероприятия по ее совершенствованию. При стесненной застройке следует рассматривать возможность надземной прокладки пешеходных коммуникаций (пешеходных мостов, галерей), с которых обеспечивается вход непосредственно в бытовые и производственные помещения, на рабочие площадки цехов.

    Ширину тротуаров принимают кратной ширине одной полосы движения равной 0, 75 м. Ширина тротуара должна быть не менее 1, 5 м. Допускается уменьшать ширину тротуаров до 1 м при пешеходном движении менее 100 чел/ч в обоих направлениях. Тротуары на площадках предприятия должны размещаться не ближе 3, 75 м от оси ближайшего железнодорожного пути и не ближе 5 м, если по этому пути перевозятся грузы в специальном подвижном составе (чугун и шлаки в ковшах, слитки, изложницы).

    Расчетная интенсивность пешеходного движения для проектируемого предприятия определяется численностью работников, одновременно начинающих (оканчивающих) работу в наиболее многочисленную смену, с умножением этого числа на два, что обеспечивает учет пиковой неравномерности пешеходного движения. На действующих предприятиях допускается расчетную интенсивность пешеходного движения определять на основе натурных наблюдений исходя из фактического 15-минутного максимума.

   На действующих предприятиях допускается прокладка тротуаров в авто транспортных тоннелях. При длине таких тоннелей свыше 60 м должны предусматриваться меры по защите от шума (например, акустические барьеры).

   Для уменьшения влияния на пешеходов выхлопных газов автомобилей, кроме устройства вентиляции, следует поднимать тротуары не менее чем на 1 м против отметки автомобильной дороги.

   В местах, где по условиям безопасности требуется развязка тротуаров с транспортными коммуникациями в разных уровнях, возводят пешеходные мосты. Пешеходные мосты или тоннели предусматривают в местах пересечения организованных маршрутов движения работников с железнодорожными путями, если по путям осуществляется перевозка жидкого металла и шлака, систематически выполняются маневровые работы, производится отстой вагонов, или интенсивность движения составляет более 50 составов в сутки в обоих направлениях.

   Если предприятие расположено в местности, где суммарное годовое количество осадков составляет более 600 мм, то пешеходные мосты протяженностью свыше 300 м закрывают навесами. В местностях со средней скоростью ветра в зимний период свыше 4 м/с при температуре окружающей среды наиболее холодного месяца ниже -18С и скорости ветра более 3 м/с пешеходные мосты следует заменять пешеходными галереями.

   При пересечении тротуаров с транспортными коммуникациями на одном уровне для обеспечения безопасности движения следует определять время возможной задержки пешеходов из-за работы транспорта. Максимальное время задержки должно быть не более 2 мин, при потоках менее 100 чел/ч – не более 3 мин.

   Одним из средств обеспечения безопасности пешеходов при пересечении

тротуаров с железнодорожными путями на одном уровне является светозвуковая сигнализация.

   В металлургии примером рационально запрограммированной системы пешеходного движения в условиях высокой насыщенности производственной площадки транспортными коммуникациями может служит Магнитогорский металлургический комбинат, где система тротуаров удачно сочетается с развязками пешеходного движения, с транспортными коммуникациями на разных уровнях и в полной мере учитывает расположение проходных пунктов на территории комбината и бытовых помещений цехов.

   Организация пешеходного движения для работников железнодорожного транспорта предприятий металлургии имеет некоторые особенности, связанные с рассредоточенным расположением рабочих мест по территории предприятия, Так, локомотиво-составительские бригады после инструктажа перед началом смены должны пройти к своему локомотиву, монтеры пути должны устранять неисправности железнодорожного пути по всей территории предприятия и т.д. На железнодорожном транспорте зачастую имеются производственные участки, значительно удаленные от основной промышленной площадки, например, шлаковые и мусорные отвалы и др. Поэтому при организации пешеходного движения и транспортного обслуживания, рабочих на площадке предприятия следует учитывать эти особенности работы железнодорожного транспорта. Так, для рабочих службы пути необходимо предусматривать возможность использования средств пассажирского транспорта, например автобуса, для доставки их к месту работы.

   Схемы движения потоков людей и места их пересечения с железнодорожными путями утверждаются специальным приказом. Схемы пешеходных маршрутов по территории предприятия с указанием переходов через железнодорожные пути устанавливают на видных местах в районе зарождения таких потоков, т.е. у проходных, бытовых помещений, заводоуправления и т.п. Пешеходные маршруты на предприятиях необходимо оборудовать указателями.

   Работники железнодорожного транспорта в зависимости от характера выполняемых работ должны быть обеспечены средствами защиты и спецодеждой в соответствии с действующими нормативами. Необходимо отметить особую важность постоянного изучения характера выполняемых работ и соответствие им выдаваемой спецодежды. Качество материалов, из которых изготавливается спецодежда, ее удобство при ношении, защитные функции должны отвечать соответствующим государственным стандартам. Работникам, связанным с деятельностью на железнодорожных путях, автомобильных дорогах, контактной сети, кабельных трассах СЦБ и т.п., выдаются сигнальные жилеты и головные уборы. При работе на воздушных линиях связи, контактной сети, в цехах и других местах, определяемых руководством предприятия, выдаются защитные каски. Руководители предприятий утверждают перечень работ и работников, которым необходимо выдавать сигнальные жилеты, головные уборы и защитные каски, Кроме того, на предприятии утверждается порядок их ношения, хранения, обмена.

   Часто работникам железнодорожного транспорта предприятия необходимо выполнять ремонтные работы на железнодорожных путях, линиях СЦБ и других объектах, находящихся вблизи работающих агрегатов, кранов, складов с опасными материалами, путей передвижения составов с жидким металлом и шлаком и прочих опасных мест. Перечень таких опасных мест, вблизи которых выполнение работ разрешается с оформлением наряда допуска, должен быть утвержден руководителем предприятия и находиться в каждом цехе, службе, участке. Руководитель работ, получив наряд-допуск, должен продумать план организации выполнения работ с учетом требований наряда-допуска и полученного инструктажа, довести этот план до всех исполнителей и следить за его выполнением.

   Во многих случаях работники служб главного энергетика, главного механика или подрядных строительно-монтажных организаций должны выполнять работы вблизи железнодорожных коммуникаций или связанные с ремонтом либо строительством линий, пересекающие железнодорожные пути в разных уровнях. Такие работы должны осуществляться в соответствии с проектом организации работ (ПОР), согласованным с руководством железнодорожного транспорта или соответствующих служб. Если же такие работы требуют соблюдения дополнительных мер по обеспечению безопасности движения или безопасных условий труда работников транспорта предприятия, то необходимо оформлять также соответствующий наряд-допуск. Большое внимание должно уделяться ограждению мест работы и постоянному надзору со стороны руководителей работ за соблюдением правил и порядка выполнения работ, оговоренных в ПОРе и наряде-допуске.

   Особо опасные ситуации складываются в местах, где работники железнодорожного транспорта предприятия вынуждены заезжать в зоны работы производственных или обслуживаемых цехов, а также участков. В таких случаях необходимо согласовать безопасное выполнение двумя коллективами работ с различным характером. Не менее опасны условия, когда работники транспорта вынуждены ремонтировать железнодорожные пути, лежащие на эстакадах, бункерах, забоях, отвалах, участках нагревательных колодцев, дробилках, принадлежащих производственным и обслуживаемым цехам и участкам. Здесь важная роль отводится своевременной и качественной разработке межцеховых инструкций и других документов в соответствии с Правилами безопасности на железнодорожном транспорте предприятий металлургии.

 

 2.Требования пожарной безопасности.

Пожарная безопасность объекта- это такое его состояние, при котором исключается возможность возникновения и развития пожаров, а также воздействия на людей опасных факторов пожара, и обеспечивается защита материальных ценностей.

Опасными факторами пожара являются факторы, которые приводят к травмам, отравлениям или гибели людей, большому материальному ущербу: открытый огонь и искры, высокая температура воздуха, токсичные продукты горения, дым, пониженное содержание кислорода в воздухе, обрушение перекрытий и стен зданий, сооружений, взрыв.

Пожарная безопасность обеспечивается системами предотвращения пожаров и противопожарной защиты, включающими комплекс организационно-технических мероприятий и средств. В нашей стране действует единая система органов по обеспечению пожарной безопасности. Во главе ее стоит Главное управление Государственной противопожарной службы МВС Украины. Для контроля работы по противопожарной профилактике созданы органы государственного пожарного надзора, имеющие соответствующие подразделения по всей территории страны.

Действия по обеспечению пожарной безопасности должны производиться в соответствии с Правилами пожарной безопасности в Украине и другими утвержденными в установленном порядке нормативными документами, регламентирующими требования пожарной безопасности.

Наряду с общегосударственными структурами, занимающимися вопросами пожарной безопасности, в отраслях, которые представляют повышенную пожарную опасность, в том числе и на транспорте, созданы ведомственные специализированные органы противопожарной защиты. На предприятиях транспорта функции организации работы по борьбе с пожарами и пожарной профилактике возложены на руководителей предприятий, военизированную охрану, а также пожарно-технические комиссии и работников, ответственных за пожарную безопасность. В своей деятельности они руководствуются общими инструкциями и нормами по обеспечению пожарной безопасности, отраслевыми документами, такими как Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте. Руководитель предприятия обязан:

- обеспечить противопожарный режим в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности в Украине и соответствующих отраслевых документов;

- назначить лиц, ответственных за пожарную безопасность на территории и в производственных помещениях предприятия, а также на местах стоянок подвижного состава;

- проверять не реже одного раза в квартал состояние пожарной безопасности предприятия, наличие и исправность технических средств противопожарной защиты, боеготовность объектовой пожарной охраны и добровольной пожарной дружины;

- организовывать проведение противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму.

Важнейшим условием обеспечения пожарной безопасности на предприятиях транспорта является исключение причин возникновения пожаров. Безопасность людей должна достигаться планировочными и конструкторскими решениями. Все производственные, административные, вспомогательные, складские помещения, а также стоянки подвижного состава должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения (огнетушители, пожарные щиты, установки пожаротушения и т.п.) и знаками пожарной безопасности. Спецодежда работающих должна подвергаться химической чистке и ремонту. Работа в промасленной спецодежде запрещается.

Содержание территории предприятия должно соответствовать требованиям правил пожарной безопасности. Строительство временных зданий и сооружений, а также складов топливо-смазочных материалов на территории предприятия не допускается без согласования с органами государственной противопожарной службы. Не допускается загрязнение территории отработанными топливо-смазочными материалами.

Во всех производственных помещениях должны быть вывешены инструкции о мерах пожарной безопасности, табель боевого расчета добровольной пожарной дружины, а также планы эвакуации работающих и материальных ценностей.

В производственных и административных зданиях предприятия запрещается:

- курить в местах, не специально отведенных для этого;

- производить работы с применением открытого огня в непредусмотренных местах;

- пользоваться открытым огнем для освещения, проведения ремонтных и других работ;

- оставлять в подвижном составе промасленные обтирочные материалы и спецодежду по окончании работы.

Требования пожарной безопасности к подвижному составу. Разработка мер и требований пожарной безопасности основывается на изучении причин пожаров на транспортных средствах. Практика показывает, что большое количество пожаров в процессе движения подвижного состава происходит из-за отказов и неисправности двигателя или его систем (топливной, масляной, гидравлической и др.); неисправности электрического и вентиляционного оборудования, систем отопления и кондиционирования воздуха, тормозной системы и ходовой части транспортного средства; самовозгорания и самовоспламенения перевозимых горючих и опасных грузов; столкновения с другими транспортными средствами или неподвижными препятствиями на пути следования, приводящего к авариям и крушениям; неосторожного курения пассажиров или членов экипажа.

При подготовке подвижного состава к рейсу, его техническом обслуживании и ремонте причинами пожаров служат:

• заправка и слив топлива без учета противопожарных мер защиты (с неисправным заземлением, разливом топлива, курением);

• проведение ремонтных работ с применением сварочной техники без соблюдения соответствующих требований; подогрев в зимнее время открытым огнем узлов и агрегатов подвижного состава; неосторожная погрузка и выгрузка опасных грузов.

Для обеспечения требований пожарной безопасности разработан комплекс технических средств и организационных мероприятий, направленных на исключение возможности возникновения пожаров (взрывов). Большое внимание должно уделяться постоянному контролю за качеством подготовки подвижного состава к перевозке грузов, особенно пожаро- и взрывоопасных, исправности кузова, крыши, запорных устройств, люков, окон и дверей, а также исправности отопительных устройств, осветительных приборов, электрооборудования и электропроводки. В пассажирских поездах, самолетах, автобусах, судах в пути следования экипажам необходимо следить за соблюдением пассажирами Правил пожарной безопасности.

Каждое транспортное средство должно иметь исправный огнетушитель (или несколько), а моторный отсек может быть дополнительно оборудован установкой пожаротушения. Стоянки подвижного состава должны быть оборудованы надежными заземляющими устройствами (стационарными или переносными). Между транспортными средствами на стоянке предусматривают противопожарные проезды и дополнительные ворота для выезда с территории.

Особое внимание уделяется противопожарной профилактике на судах водного транспорта. На каждом судне должна быть судовая пожарно-техническая документация, включающая Правила пожарной безопасности на судах; Единую книгу осмотра судов (на судах внутреннего плавания) или Пожарно-контрольный формуляр (на судах смешанного плавания); оперативный план пожаротушения; расписание по пожарной тревоге и др.

В течение всего периода навигации капитан периодически проверяет противопожарное состояние судна, исправность и готовность к работе средств пожаротушения. Машинно-котельное отделение подвергается особенно тщательному осмотру, чтобы исключить подтекание топлива и масла над нагретыми частями машин, котлов, систем. Одной из пожароопасных операций является бункеровка судов топливом и маслом, в процессе которой принимаются дополнительные меры безопасности. Перед началом бункеровки проверяют готовность к действию всех средств тушения пожара. На танкерах и сухогрузных судах, перевозящих нефтепродукты, устанавливается особо строгий противопожарный режим.

В настоящее время определены направления исследований пожарной безопасности подвижного состава. Показана актуальность развития теории пожара на транспортных средствах. Внедрение новых технических средств пожаротушения требует совершенствования методов оценки пожаро-взрывоустойчивости подвижного состава.

Состояние проблемы пожарной безопасности транспортных средств указывает на необходимость объединения усилий специалистов в области безопасности воздушного, морского, речного, железнодорожного и автомобильного транспорта. Это связано как с назначением транспорта, так и вероятностью пожара или взрыва транспортных средств в процессе их взаимодействия.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 288.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...