Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тематика семинарского занятия по Теме 12.




1. История развития онтологических и метафизических представлений в философии.

2. Онтологические и метафизические основы существования.

3. Материальное и идеальное.

4. Диалектика бытия.

       ТЕМА 13. Гносеология (теория познания)

1. Суть понятия «гносеология». Гносеология и эпистемология.

2. Развитие гносеологических представлений в эпоху Античности.

3. Особенность гносеологических представлений в эпоху Средневековья.

4. Развитие гносеологических представлений в эпоху Возрождения, Новое время и эпоху Просвещения.

5. Гносеология в период Немецкой классической философии.

6. Сущность и природа познания. Основная гносеологическая проблема.

7. Субъект и объект познания.

8. Отражение, информация, знание.

9. Сознание и его сущность.

10. Сознание, самосознание и личность.

11. Сознание и бессознательное.

12. Сознание и познание.

13. Структура познавательной деятельности.

14. Понимание и объяснение как основа познания.

15. Чувственное познание (ощущения, восприятия, представления, интуиция, понимание, понятия, индукция).

16. Рациональное познание (интеллектуальная интуиция, абстрактные понятия, суждения, умозаключения, дедукция).

17. Мышление.

18. Познание как изобретательство.

19. Память, опыт.

20. Единство чувственного и рационального познания.

21. Познание, как восхождение от абстрактного к конкретному, решение задач.

22. Познание и творчество.

23. Вера и знание.

24. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности.

25. Действительность, мышление, логика и язык.

26. Истина, критерии истины. Истина как процесс. Проблема истины.

27. Практика.

28. Проблема истины в философии.

29. Границы познания.

Литература к Теме 13. Гносеология (теория познания)

1. Гносеология в системе философского мировоззрения. - М., 1983.

2. Лекторский В. А. Субъект, объект, познание. - М., 1989.

3. Теория познания: В 4 т. – М., 1991.

4. Введение в философию. Учебник для вузов в двух частях. Ч.2. - М., 1989.    

5. Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс. Учебник для вузов. - М., 2002.

6. Философия (полный курс): Учебник для студентов высших учебных заведений. М.- Ростов н/Д., 2004.

7. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории. М.1974

Вопросы для освоения Темы 13 (домашняя работа)

1. Что является предметом исследования в гносеологии?

2. Что является предметом исследования в эпистемологии?

3. Какому виду познания (чувствованию, мышлению) в эпоху ранней античности отдавалось предпочтение; как это обосновывалось?

4. Как изменилась гносеологическая ситуация в среде античных философов с открытием иррациональных чисел?

5. Чем отличаются гносеологические позиции Платона и Аристотеля?

6. Какие идеи привнес в гносеологию Эпикур?

7. Какие онтологические идеи утвердились в эпоху поздней античности?

8. Как трактовалось познание в эпоху Средневековья?

9. В чем суть гносеологического спора номиналистов и реалистов в Средние века?

10. На какой основе должно развиваться познание с точки зрения Ф. Бэкона?

11. Как объяснял познавательный процесс Р. Декарт? В чем суть его рационалистического метода?

12. Что такое сенсуализм? Почему он получил развитие в Новое время?

13. Какова гносеологическая позиция Г. Лейбница?

14. Что утверждал о причинах чувственных восприятий Д. Юм?

15.  В чем особенность гносеологической позиции Дж. Беркли?

16. Почему в эпоху Просвещения в теории познания господствующие позиции занял сенсуализм?

17. В чем заключается гносеологическая ошибка И. Канта?

18. Как представлял процесс познания И. Фихте?

19. Что в качестве основы познания признавал Ф. Шеллинг?

20. Как выглядит формула познавательного акта с точки зрения Г. Гегеля?

30. Возможно ли познание только с помощью органов чувств?

31. Можно ли утверждать, что сущностью познания является придумыванием образов исследуемого мира?

32. Насколько данные от органов чувств соответствуют действительности?

33. Возможно ли познание без соответствия ощущений действительности?

34. Каковы особенности субъекта познания?

35. Как связаны субъект и объект познания?

36. Что такое отражение как процесс?

37. Какова сущность сознания?

38. При каких условиях информация может быть названа знанием?

39. Как отражаются особенности личности познающего субъекта на его познавательном процессе?

40. Какую роль в познании играет уровень бессознательной деятельности субъекта?

41. Может ли быть познание без участия сознания?

42. Какую роль в познании играет память?

43. Каковы основные внутренние и внешние аспекты познавательной деятельности?

44. Что лежит в основе понимания и понятия?

45. Может ли чувственное познание быть рациональным?

46. Могут ли быть чисто рациональные (до-чувственные) образы?

47. Можно ли утверждать, что вера и знание имеют одно основание?

48. Если образ и действительность только соответствуют, но не тождественны, может ли познание быть рациональным?

49. Можно ли назвать логику (основные утверждения обо всем) эквивалентом мышления и окружающей действительности?

50. Что такое истина? Каковы критерии истины в науке и философии?

51. Наука – это сфера деятельности по формированию нового знания. Может ли это быть основанием к утверждению, что истина – это процесс?

52. В чем суть практики как компонента познавательного процесса?

53. В науке нельзя поставить любой эксперимент. Означает ли это, что имеются границы человеческого познания?

54. Философия – гносеология или онтология?

Тематика семинарского занятия по Теме 13.

1. История развития гносеологических представлений в философии.

2. Связь со средой, сознание, мышление, деятельность – основы познания.

3. Философия – гносеология или онтология?

ТЕМА 14. Основные категории и принципы философии

1. Единство и многообразие мира. Принцип единства многообразия.

2. Универсальная и производные связи бытия. Принцип связи.

3. Часть и целое. Целостное. Принцип целостности.

4. Покой, движение, изменение. Принцип движения.

5. Различие. Противоположности. Противоречие. Принцип единства и борьбы противоположностей.

6. Развитие и деградация. Принцип развития.

7. Единичное, общее, особенное, всеобщее. Принцип сосуществования.

8. Элемент, структура, система. Принцип системности.

9. Форма и содержание. Принцип оформленности существующего.

10. Явление и сущность. Принцип существования.

11. Причинные связи. Вероятностный детерминизм. Принцип причинности.

12. Случайность, необходимость, свобода. Принцип свободы.

13. Качество, количество, мера. Переход к новому качеству. Принцип меры существования.

14. Действительное и возможное. Принцип актуализации действительного.

15. Порядок и хаос.

16. Принцип упорядоченности существующего.

Литература к Теме 14. Основные категории и принципы философии

1. Введение в философию. Учебник для вузов в двух частях. Ч.2. – М., 1989.    

2. Категории диалектики как ступени познания. – М., 1971.

3. Ильин В. В. Философия: Учебник. – М., 1999.

4. Закон. Необходимость. Вероятность. – М., 1967.

5. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: Учебник. – М., 1996.

6. Философия: Учебник для вузов / Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко, проф. В. П. Ратникова. – М. 2005.

Вопросы для освоения Темы 14 (домашняя работа)

1. Чем определяется многообразие мира?

2. Имеют ли предел универсальные связи бытия?

3. Как следует понимать слова «целое» и «целостное»?

4. В чем суть принципа целостности?

5. Как соотносятся движение и покой?

6. Чем определяется различие?

7. Почему противоположности находятся в единстве?

8. Может ли развитие быть бесконечным?

9. Что такое особенное и всеобщее?

10. Что такое структура?

11. В чем сущность принципа системности?

12. Может ли быть форма бессодержательной?

13. Может ли содержание быть не оформленным (бесформенным)?

14. Что такое явление?

15. В чем суть принципа причинности?

16. Чем определяется необходимость?

17. Что такое случайность?

18. Что такое свобода?

19. Может ли быть качество без количества, а количество без качества?

20. Что такое возможное?

21. Может ли существовать хаос без порядка?

22. *Придумать примеры (из жизни) на все категории.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 168.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...