Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философские традиции XI-XVII веков.




Философия русского Просвещения.

Направления русской философии XIX века. 

Направления русской философии XIX-XX веков.

 

ФИЛОСОФСКИЕ ТРАДИЦИИ XI – XVII ВЕКОВ.

Философия («любомудрие») зародилась в Русском государстве после принятия в IX веке христианства. Время с XI по XVII век охватывало ее предысторию, процесс формирования.

В культуре древней Руси имел место синтез языческих и христианских элементов: с одной стороны, сохранялось языческое любование природой, приверженность ценностям земной жизни, с другой, христианское мироощущение отражало мистическое чувство единства человека с Богом, стремление к вечной гармонии. Устремленность к Богу не означала отрицания земного мира: соединение человека с Богом понималось как момент «любовного» преображения бытия к совершенному состоянию. Отсюда – акцент на духовных ценностях, любви в «обожении» мира. «Сердце», а не разум, считалось основой достижения истины, которую надлежит не понять рационально, а прочувствовать. Наличие двух начал отразилось в сочинениях русских авторов XI-XVI веков.

 

Века Христианское течение Условно Светское течение
  XI-XIII Иларион, который может считаться первым русским мыслителем (XI век), в труде «Слово о законе и благодати» утверждал, что иудаизм провозглашает верховенство формального закона, не оставляющего места свободе человека, христианство открывает путь для свободного общения человека с Богом, что ведет к обретению благодати. Русское государство ожидает великое будущее вследствие приобщения к христианству. Феодосий Печерский (XII век), основатель доктрины аскетического монашества: человеку необходимо отречение от земной жизни, умерщвление плоти, отказ от мирских благ и радостей В «Поучении» Владимира Мономаха (XI век) подчеркивается значимость мирских дел человека, земной жизни. «Слово о расслабленном» Кирилла Туровского (XII век) указывает на ценность земного бытия, сотворенного Богом ради человека; соотношение веры и разума он понимал с позиций умеренного рационализма, близкого доктрине Ф.Аквинского о гармонии веры и разума. В «Молении» Даниила Заточника (XIII век) говорится, что человек значим, земная жизнь прекрасна и ценна, подлинная вера в Бога связана с рациональным осмыслением человеком своего предназначения в мире
    XV-XVI   В XV веке с религиозной доктриной выступил Нил Сорский. Он проповедовал аскетизм, отстранение от земного мира, духовную концентрацию личности в молитве; главный принцип жизни человека – нестяжание (отказ от обладания материальными благами). По вопросу отношений светской и духовной власти он выступал против подчинения Церкви государству В XVI веке против этой идеи выступил Иосиф Волоцкий: между Церковью и государством необходим союз, Церковь должна служить интересам государства, а оно – быть оплотом истинно христианской, православной веры. Монах Филофейсоздалдоктрину «Москва – третий Рим»: после падения Римской и Византийской империй Русскому государству суждено стать последним центром христианского мира, хранительницей христианства, центром притяжения христианских народов

 

В середине XVII века в результате реформы патриарха Никона произошел раскол православной Церкви, возникли многочисленные общины старообрядцев, отрицавших преобразования церковного культа. В XVI-XVII веках расширялись связи Русского государства с Европой, началось проникновение элементов западной культуры. Возникло противостояние «латинофильства» и «грекофильства»,которое можно рассматривать как прообраз будущего спора западников и славянофилов. Сторонники «грекофильства» (в том числе сторонники старообрядчества) считали для России естественной опору на греко-византийскую традицию, а не элементы европейской культуры. Сторонники «латинофильства» выступали за европеизацию России, усвоение западного образа жизни и мышления, традиций западной философии и богословия (например, Андрей Курбский).

Особое место в философии этого времени занимает Максим Грек. Он был знаком с лидером флорентийских неоплатоников гуманистом М.Фичино, переводил греческих авторов для Пико делла Мирандолы и привнес в Россию традиции философствования античности и Возрождения. Платона М.Грек считал высшим среди философов и в духе его идей признавал дуализм души и тела, в котором она насильственно заточена. Он отстаивал идею итальянских гуманистов о свободе человека, но стремился синтезировать ее с доктриной нестяжания: к праведной и духовной жизни ведет аскетическое отстранение от мирских страстей, следование строгой морали и религиозная концентрация души. М.Грек впервые в русской литературе выдвинул идею «просвещенного абсолютизма».

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 198.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...