Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИРРАЦИОНАЛИЗМА.




Артур Шопенгауэр. Это основатель западной неклассической философии XIX-XX веков, современного иррационализма, «философии жизни».

А.Шопенгауэр был противником Гегеля: в основе мира лежит Мировая воля, а не Мировой разум. Природа, общество, человек – все это проявления Воли. На определенной ступени развития возникает познание с его формами – субъектом и объектом, пространством, временем, причинностью; мир, который был только Волей, становится и объектом для субъекта, представлением. Интеллект человека вторичен и является творением Воли. Она абсолютно свободна как стихийная сила, не признающая никаких законов. Бытие неупорядоченно и стихийно; поскольку Воля слепа, мир абсурден. В противовес Г.Лейбницу, А.Шопенгауэр считал, что наш мир – наихудший из всех возможных миров.

Жизнь – это цепь тревог, разочарований и мучений, то, что нужно отстрадать, а счастье – недостижимая мечта, человек – игрушка в руках слепой судьбы. Человек должен мужественно принять главную истину, что жизнь – это «плесень» на нашей планете, что все мы умрем. Поскольку мир неразумен, бессмыслен, абсурден, то жизнь ничего, кроме страданий, принести не может. Воля сильнее разума: поступки людей продиктованы не его доводами, а инстинктом и желаниями, даже если заранее известно, что они принесут больше вреда, чем пользы. К страдающему человеку нужно относится только с состраданием

Развитие общества тоже абсурдно: люди стремятся к счастью, но всюду мы видим нужду, бедствия, войны, революции, постоянные столкновения. Это безумие свидетельствует о том, что история есть бессмысленное сплетение событий.

По А.Шопенгауэру, господство в мире зла несовместимо с верой в Бога. Надеяться человек может только на себя: единственный достойный выход – погасить в себе «волю к жизни», отказаться от желаний и ложных соблазнов. Чтобы выйти из абсурда, нужно перестать в нем участвовать. Идеалом для А.Шопенга-уэра была нирвана, полное неприятие мира, ибо мир – это майя, иллюзия.

 Сёрен Кьеркегор. Объективной диалектике Гегеля он противопоставил «экзистенциальную диалектику» («существования»), исходящей из того, что нельзя рационально помыслить и можно лишь пережить. Главное переживание – страх смерти: оно, а не удивление или рациональное сомнение есть источник философствования. Каждый переживает ожидание смерти сам, оно относится к сфере подлинного бытия личности – «экзистенции» (С.Кьеркегор первым использовал это понятие). Смысл бытию человека придает религиозная вера. С.Кьеркегор выделил три типа личности человека или три этапа ее развития.

Эстетический человек. Символ – Дон Жуан. Такой человек живет как телесное существо, его интересуют здоровье, достаток, удовольствия, он живет переживанием минуты, не думая о смысле жизни. В определенный момент начинается конфликт между подлинной духовной сущностью человека и его не подлинным существованием. Эстетического человека охватывает непонятная тревога за свое будущее, он впадает в отчаяние, когда понимает, что живет неправильно.   

Этический человек. Символ – Сократ. Человек решает, что жить нужно с заботой о будущем, жить для других, что его долг перед обществом – подчиниться нравственному закону. Однако общезначимость морального закона – главное доказательство его безнравственности: у человека нет долга перед обществом, есть долг только собой – стать «духом». Когда человек понимает, что снова сделал неправильный выбор, его отчаяние обращает его к Богу.

Религиозный человек. Символ – Авраам. На этой стадии человек понимает, что нужно жить только ощущением вечности. Отчаяние здесь превращается в грех, ибо верующий должен верить, что для Бога все возможно. Если человек не верит в возможность, он не верит в свободу. Как и Тертуллиан, С.Кьеркегор утверждал, что религиозная вера является глубинным личностным актом души, неподвластным рациональному пониманию (в противовес Гегелю).

 

3. ПОЗИТИВИЗМ.

Основатель – Огюст Конт, последователи – Джон Стюарт Милль и Герберт Спенсер. Философию нужно превратить в методологию – науку о познании и заняться изучением реального, практичного знания, процесса его получения.

Огюст Конт. Подлинная реальность – это явления, «факты»; ими и должна заниматься «позитивная философия» как особая наука. «Негативный философ» исследует «причины» и «сущности», «позитивный» – факты и законы с целью создать систему «позитивного знания», состоящей из фактов и их соотношений. Все, что не может быть сведено к фактам, должно быть устранено из научного знания. Теория – это классификация фактов. Поэтому позитивная научная дисциплина является эмпирической; каждая наука может и должна для себя самой стать философией; задача философии – не спекулятивное знание, а обобщение достижений науки. Важен вопрос не «почему» мир существует (поиск «начал» и «причин»), а «как» он существует (описание фактов).

Знание об обществе тоже должно быть «позитивным» и опираться на факты. Его дает социология как «социальная физика»: состоит из социальной статики(изучает структуру общества), социальной динамики (изучает развитие общества), социальной политики (программа социального действия). О.Конт выдвинул принцип «знать, чтобы предвидеть, и предвидеть, чтобы действовать». Он создал учение отрех стадиях развития человеческого духа и общества в целом.

 

Сравнение ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ПОЗИТИВНАЯ
Возраст «Детство» человека «Юность» человека «Зрелость» человека
Сущность «Фиктивная»: мнимое объяснение мира «Абстрактная»: отвлеченное объяснение мира «Реальная»: фактическое объяснение мира
Время От начала истории до XIII в. Охватывает XIV-XVIII века С начала XIX века и далее
Соц. группы Духовенство и военные Бюрократия Ученые и инженеры
Тип мышления Религия (фетишизм, политеизм и монотеизм) Философия: формирование абстрактных понятий, логика Наука: отказ от метафизических схем и абстракций
Объяснение мира Аналогия: природа наделяется свойствами человека – волей, душой, разумом Каузальность: место Бога занимают конечные причины и сущности, поиск основ мира Закономерность: установление связей фактов, научное предвидение
Социальный порядок Религия духовно интегрирует общество, делает его целостным организмом Упадок религии, угроза распада социальных связей и общества из-за секуляризации Социология: синтез знаний об обществе, объединяет его идеей прогресса

 

Герберт Спенсер. Считал, что мир делится на непознаваемое (сущности и причины) и познаваемое (явления и факты); наука может познавать лишь сходства и различия между явлениями, но не может проникнуть в их сущность; следует ограничиться описанием наблюдаемых фактовв природе и обществе.

В отличие от О.Конта, Г.Спенсер был сторонником примирения науки и религии. Они выражают противоположные стороны одного и того же факта: наука – видимую, фиксируемую в опыте, религия – невидимую. Наука верит в мир сущностей за поверхностью явлений, религия – в Бога как абсолют.

Г.Спенсер придерживался принципов эволюционизма и был основателем органицизма в понимании общества. В обществе, как и в природе, действует закон эволюции – соединения и разделения движущихся частиц – природных и людей, ведущий к равновесию. Институты общества подобны органам тела с разделением функций между ними. Общество, как и другие организмы, стремится к самосохранению и равновесию. Главный закон социальной эволюции – выживание наиболее приспособленных обществ; таково индустриальное общество, разделенное на классы. Революцию он трактовал как тяжелую болезнь социального организма и, в отличие от К.Маркса, был противником социальной революции.

 

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ».

Главное понятие – «жизнь» как подлинная реальность, творческая сила, не тождественная мышлению и материи, постижимая интуитивно. Это направление было направлено против рационализма Нового времени и позитивизма, которые интересовались проблемами науки (разума). В нем выделяются три течения:

· натуралистическое (Ф.Ницше) – в его рамках на первое место поставлены инстинкты, воля, витальные влечения. Добро и истина – это все, что усиливает жизненное начало, зло и ложь – все, что его ослабляет.

· историцистское(В.Дильтей, О.Шпенглер) – «жизнь» проявляется в уникальных и неповторимых формах духовной культуры. По О.Шпенглеру, культура – это живой организм, которому противостоит цивилизация как «машина».

· пантеистическое (А.Бергсон) – «жизнь» – это космическая сила, совпадающая с миром, воспроизводящая себя и творящая различные формы.

Фридрих Ницше. В работе «Рождение трагедии из духа музыки» он доказывал, что культура древней Греции есть синтез двух начал – аполлонийского и дионисийского. Аполлонийское выражает разум, логику, чувство меры, но оно безжизненно; дионисийское – волю, страсть, трагичность, и оно жизненно.

В идеале эти начала должны быть уравновешены, но в европейской культуре возобладало аполлонийское начало. По Ф.Ницше, начало этому положил Сократ: он осмелился задать жизни вопрос о ее смысле, вместо того, чтобы принять ее как дар. С него началось господство разума над волей. Во все последующие эпохи роль разума не ставилась под сомнение, поэтому высоко ценили науку. На самом деле, научное знание – не истина, а полезное заблуждение. 

Главное понятие учения Ф.Ницше – «воля к власти» какбытие в его стихийной динамике, жизненная страсть, инстинкт самосохранения, способ самоутверждения живого, движущая обществом витальная энергия. Существует природное неравенство людей по воле к власти, которые делятся на рабов и господ. Господа – сильные, творческие, свободные личности, у которых воля к власти сильна; рабы ни к чему выдающемуся не способны, эта серая масса всегда завидовала господам, ненавидела их, хотела подчинить себе, навязать свою мораль.

 Лучшим средством обуздания людей сильной воли является христианская религия: ее мораль навязывает любовь к слабым и убогим, отвращение к сильным и здоровым. Точно так же демократия и социализм – это идеологии массы, толпы, закрепляющие в человеке вредные, стадные инстинкты.

Ф.Ницше радикально провозгласил, что христианство – это религия слабых, а христианская идея «возлюби ближнего» – ложна. Ближнего любить не за что, ибо он ничего не сделал для своей свободы, нельзя любить человека только за то, что он человек. Человек в полной мере еще не возник и не вышел из животного состояния. Христианство сохраняет в людях то, что должно быть уничтожено (покорность и милосердие). «Падающего толкни!» – выживает только сильнейший. Христианская мораль слишком человечна. Надо возлюбить не ближнего, а «дальнего» – тот идеал, которым может быть человек.

Однако Ф.Ницше высоко ценил личность и учение Христа: он показал пример жизни и смерти ради высокого идеала. История христианства после Иисуса – извращение его идей, их бездушная рационализация. Живая вера уступила место формальной религиозности. Христианство еще существует, но любовь перестала быть принципом нашего мира. «Бог умер. Мы его убили» – главный симптом кризиса европейской культуры, в которой победило аполлонийское начало. 

Воскресить Бога невозможно, но кто-то должен взять на себя ответственность за судьбу нашего мира. Человек, воспитанный извращенным христианством и общепринятой моралью, на эту миссию не способен. Ф.Ницше провозгласил, что место Бога должен занять Сверхчеловек. Это и есть «дальний» – субъект морали господ, который вернет утраченный смысл бытия и надежду. Сверхчеловек – это абсолютно свободная личность с господством дионисийского начала, воли к власти, доминированием «натуры» над культурой.

Ф.Ницше выдвинул идею нигилизма как всеобщей переоценки всех ценностей. Он предупреждает о гибели традиционных идеалов, об усиливающемся обессмысливании жизни как неизбежной расплате европейской культуры, противопоставившей себя неудержимому потоку жизни. Но он призывает к созданию системы ценностей, не противостоящей жизни, такую переоценку смогут произвести только свободные умы, вырвавшиеся за рамки устоявшейся морали. 

Вильгельм Дильтей.Он был основателем«понимающей психологии», «жизнь»понималкак способ бытия человека, особую культурно-историческую реальность. Человеческий мир истории он противопоставил миру природы, в связи с чем, родилось разграничение«наук о духе» и«наук о природе». Задача «наук о духе», в частности, философии состоит в том, чтобы понять «жизнь», исходя из нее самой. Эти науки должны основываться на методе «понимания»как непосредственного постижения некоторой духовной целостности. В «науках о природе» используется метод «объяснения»,основанный на внешнем, чувственном опыте и связанный с получением фактов, конструирующей деятельностью рассудка (раскрытие законов природы на основе фактов).

Понимание В.Дильтей трактовал как родственное интуиции проникновение в жизнь. Понимание собственного внутреннего мира достигается с помощью интроспекции (самонаблюдения), понимание чужого мира – путем «вживания», «сопереживания», «вчувствования». По отношению к культуре прошлого понимание выступает как особый метод интерпретации –«герменевтика». Однако существует «последняя тайна жизни»: к ней можно только приблизиться, но не постичь ее до конца (идея Ф.Ницше); у «жизни» есть нечто, ускользающее от разума, и невыразимое его средствами, логическими категориями. 

Анри Бергсон. «Жизнь» представляет собой подлинную и первичную реальность, радикально отличную от материи и духа, некий иррациональный процесс, «жизненный порыв», мощный и неконтролируемый поток творческого формирования бытия. По мере ослабления творческого напряжения «жизнь» распадается, превращаясь в материю как неодушевленную массу. Человек – это творческое существо, через него проходит путь «жизненного порыва».

Способность к творчеству связана с иррациональной интуицией. Являясь своеобразной симпатией, она непосредственно проникает в предмет, сливаясь с его индивидуальной природой, без противопоставления объекта субъекту, как у Р.Декарта. Интуиция – непосредственное постижение жизнью самой себя через человека. Необходимо обратиться к собственной жизни сознания. Самонаблюдениепозволяет обнаружить, что основой психической жизни является длительность, непрерывная изменчивость состояний, переходящих незаметно одно в другое. Жизнь имеет не пространственный, а временной характер. Это «живое» время радикально отличается от механическо-физического времени, возникающего в результате разложения интеллектом жизненной длительности. Интеллект – это орудие оперирования «мертвыми вещами» – материальными пространственными объектами, поэтому интеллект противоположен интуиции

 

НЕОКАНТИАНСТВО.

Неокантианцы выдвинули лозунг «следует вернуться назад к Канту»: главное достижение его они философии видели в идее, что формы чувственного созерцания (пространство и время) и рассудка (категории)– это инструменты познающего субъекта, из мышления с его «априорными» законами выводимы закономерности бытия. Эта идея легла в основу исследования «логики чистого познания» в Марбургской школе и «логики наук о культуре» в Баденской школе. Главная ошибка И.Канта усматривалась в признании объективного бытия «вещей-в-себе», которые, по мнению неокантианцев, существуют лишь в сознании.    

Мышление обладает огромной творческой силой и является источником бытия. Марбургская школаразрабатывала учение о конструировании мышлением объектов культуры, задача философии виделась в изучении этого процесса. Согласно Баденской школе, всеобщее и необходимое знание возможно, если признать его предметом общеобязательные ценности, с которыми оно должно соотноситься для достижения истины, философия – это «наука о ценностях».

Школа Мыслитель Главная идея

Марбургская

  Герман Коген (основатель) По И.Канту, мышление порождает логическую форму познания с помощью априорных форм, содержание познания объективно, не зависит от субъекта. По Г.Когену, мышление порождает и логическую форму,и его содержание. Познание – это чисто понятийное конструирование предмета, «переплетение логических отношений», заданное наподобие математической функции
  Пауль Наторп И.Кант разграничил априорные формы чувственности и категории рассудка. По П.Наторпу, все содержание научного познания определяется изначальным актом мышления («первоисточником»). Классикой науки он считал математику: в ней существует вытеснение объектов конструкциями «чистой мысли»
    Эрнст Кассирер Вместо кантовских сфер чистого и практического разума существует единый «мир культуры». Сферы культуры – это «символические формы» (язык, миф, религия, искусство, наука). Они являются самостоятельными, не сводимыми друг к другу реальностями со своими ценностями. Человек – «животное, созидающее символы» и живущее в символическом мире культуры

Баденская

    Вильгельм Виндельбанд (основатель) Ценности априорны, общезначимы, трансцендентальны (являются высшими аспектами бытия). Логические, этические, эстетические и религиозные ценности – это восходящие ступени. Цель исторического прогресса – самосознание человечества в соответствии с абсолютным «этическим идеалом». Он противопоставил естест­венные (номотетические) и исторические (идиографические) науки. Предме­т первых – природа, изучают общее, закономерное, вторых – культура, изучают единичные явления, здесь невозможен поиск закономерности, должны осуществлять процедуру«отнесения к ценностям»
  Генрих Риккерт Данная в познании действительность находится только в сознании субъекта, но существует и объективная трансцендентная реальность (недоступна эмпирически). Остальная реальность – результат деятельности сознания субъекта, конструирующего природу (естествознание) и культуру (науки о культуре). Естествознаниеиспользует «генерализирующий»(обобщающий)метод, свободный от ценностей, история – «индивидуализирующий»метод(отнесения к ценностям). Ценности образуют «самостоятельное царство», мир трансцендентного смысла, предшествуют бытию и субъекту (как у Платона – «идеи»). История – это процесс осознания и принятия ценностей

 

ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ.

Этонаправление в философии науки получило развитие в концеXIX – начале XX веков («критика опыта», «второй позитивизм»илимахизм).

 

Мыслитель ПРИНЦИПЫ Главная идея
Эрнст Мах (основатель)     «Экономия мышления», описание, «комплекс ощущений» «Экономия мышления» – главная характеристика познания, ее источник – в биологической потребности организма в самосохранении.Из этого следует тезис об «описании» как идеале науки: объяснение излишне и должно быть устранено. Прежде всего, излишним является понятие причинности: вместо него нужно ввести понятие «функциональной зависимости» процессов и явлений. Понятие субстанции является мнимым: любые понятия необходимо определять через непосредственно, чувственно наблюдаемые данные, выделять основные «элементы», лежащие в основе познания, являющиеся «пределом разложения» опыта. Понятия «вещь», «Я» – условные наименования «комплексов элементов», ощущений.Мир–это «комплекс ощущений», задача науки состоит в их описании
Рихард Авенариус «Принципиальная координация», «наименьшая трата сил» В опыте исчезает противоположность материи и сознания, физического и психического, объекта и субъекта познания: «принципиальная координация» состоит в том, чтомежду нашим «Я»,сознанием и окружающей средой существует неразрывная связь, объективный мир не может существовать без сознания субъекта, его воспринимающего.Объективной истине он противопоставил идею биологической значимости познания со стороны наименьшей траты сил субъектом на этот процесс

ЧАСТЬ II. Направления ЗАПАДНОЙ НЕКЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ XX ВЕКА

Философия прагматизма.

Аналитическая философия.

Феноменология.

Философия психоанализа.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 218.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...