Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Предисловие научного редактора 4 страница




5. Прежде чем вкладывать в волшебную формулу все до последнего гроша, стоит, наверное, приглядеться к результатам ее работы попристальнее.

 

Глава 7

 

«Главные неприятности доставляет нам не то, чего мы не знаем, — сказал в XIX веке журналист Артемис Уорд, — а то, о чем мы знаем, что с ним что то не так». Вот это вкратце и есть главная наша проблема. Волшебная формула имеет такой вид, точно она вроде бы работает. Вообще говоря, результаты ее работы таковы, что с ними, похоже, не поспоришь. И разумеется, нам хочется, чтобы она работала. Кто же откажется получить кучу денег, не прилагая особых усилий? Но работает ли волшебная формула на самом деле !

Конечно, цифры выглядят замечательно, однако мы же не знаем, откуда они взялись (или, если уж на то пошло, с кем проводили они время до этого)? И еще интереснее, к чему они, собственно, клонят? Даже если формула работала в прошлом, получается, что мы всего лишь узнали «как была выиграна давняя война», так? А в будущем эта формула работать станет? Вообще то очень хороший вопрос. И прежде чем то, что мы узнали из последней главы, не навлекло на нас серьезных неприятностей, давайте попробуем получить хороший ответ и на него.

Итак, для начала — откуда взялись все эти цифры? Этот вопрос часто возникает, когда оглядываешься и строишь предположения насчет того, что могло быть достигнуто в прошлом. Компьютер, отбирающий те или иные акции, может давать, теоретически, очень эффектные результаты, однако воспроизведение их в реальном мире, вероятно, окажется весьма затруднительным. К примеру, волшебная формула могла отобрать компании настолько маленькие, что желающих купить акции какой нибудь из них найдется всего ничего. Маленькие компании нередко выпускают в продажу так мало акций, что даже незначительный спрос способен подбросить их цену до небес. Если именно так все и происходит, наша формула может замечательно выглядеть на бумаге, однако в реальности ее фантастические результаты попросту не воспроизводятся. И поэтому важно, чтобы компании, которые отбирает волшебная формула, были по настоящему крупными.

В прошлой главе наша формула отобрала 3500 крупнейших компаний, чьи акции продавались на главных фондовых биржах США. Затем формула выбрала из этой группы те компании, которые понравились ей больше всего. Даже самая маленькая из отобранных ею компаний обладала рыночной стоимостью (а это число акций, умноженное на их цену), превышающей 50 миллионов долларов [11]. Когда компании обладают такими размерами, индивидуальные инвесторы могут покупать разумное число акций, не вздувая их цены.

Однако давайте посмотрим, что произойдет, если мы слегка поднимем планку. Хорошо бы эта формула работала, для любых компаний, независимо от того, большие они или маленькие. Тогда мы прониклись бы уверенностью в том, что основной принцип — покупать собственность хороших компаний по выгодным ценам — срабатывает независимо от размеров компании. Ладно, давайте вместо того, чтобы возиться с 3500 компаниями, ограничимся 2500 самых больших из этого числа. Самые мелкие из них обладают рыночной ценностью никак не меньшей 200 миллионов долларов. За последние 17 лет (завершившихся в декабре 2004 года) волшебная формула отлично работала и для этой группы самых крупных компаний. Обладание портфелем ценных бумаг из 30 наборов акций, отобранных с помощью волшебной формулы, давало ежегодную прибыль в 23,7 процента. Причем за то же самое время рыночное среднее этой группы составляло 12,4 процента годовых. Иначе говоря, среднюю годовую прибыль волшебная формула почти удваивала.

Ладно, а что, если мы сделаем еще один шаг? Попробуем снова вернуться и сократить эту группу до 1000 самых больших компаний — тех, которые обладают рыночной стоимостью, превышающей 1 миллиард долларов. Даже крупные институциональные инвесторы, наподобие взаимных или пенсионных фондов, все таки остаются способными покупать акции таких компаний. Ну и по смотрите, что у них получается (табл. 7.1)!

 

Таблица 7.1. Результаты применения волшебной формулы (1000 самых дорогих акций) [12] 

 

Опять у нас выходит, что даже самые крупные инвесторы могут практически удвоить ежегодную совокупную прибыль, всего лишь следуя волшебной формуле! Но ведь этого же быть никак не может. Тут, наверное, какая то хитрость. Уж больно легко все выгладит! И разумеется, какие то сложности должны встречаться непременно . Проблемы-то существуют, но то, что волшебная формула на бумаге работает, а в реальном мире нет, к их числу не относится.

Хорошо. Стало быть, компании, отобранные волшебной формулой, не настолько малы, чтобы инвесторам не захотелось их покупать. Как вам такое? Может, волшебной формуле просто повезло с отбором нескольких хороших акций, и потому средние результаты и оказываются такими заманчивыми? А если ей в следующий раз не повезет и полагаться на результаты прошлого будет слишком опасно? По счастью, везение тут решительно ни при чем.

Все 17 лет мы держали портфель ценных бумаг объемом примерно в 30 разных акций. Каждая акция была отобрана на основании однолетнего периода [13]. В целом, для каждого тестирования отбиралось больше 1500 разных акций (3500 лучших, 2500 лучших и 1000 лучших). Когда мы соединяем все наши тесты, у нас получается больше 4500 компаний, отобранных волшебной формулой! Так что насчет везения тут говорить как то сложновато. Ладно, но какая то другая проблема в этом присутствовать все же должна, верно?

Как насчет вот такой? Если волшебная формула отыщет 30 хороших компаний, которые Мистер Рынок решит отдать по бросовым ценам, все замечательно. А ну как не отыщет? Что будет, если выгодные возможности по каким то причинам исчезнут? Вдруг Мистер Рынок возьмет да и поумнеет и перестанет предлагать нам такие невероятно выгодные сделки? Если это случится, везение нам и вправду изменит. Что ж, давайте попробуем поставить небольшой опыт.

Начнем с крупнейших 2500 компаний и посмотрим, что получится, если мы снова ранжируем их с помощью волшебной формулы. То есть возьмем и присвоим им ранги от 1 до 2500 — от лучшей к худшей. Вспомните, формула отыскивает наилучшие сочетания — комбинации высоких прибылей на капитал с высокими доходами по акциям. Поэтому компании, у которых и с бизнесом все хорошо и которые акции свои продают по выгодным ценам, должны получать ранги близкие к 1, а те, что теряют много денег и акции свои продают втридорога, получат ранги, которые ближе к 2500.

Итак, давайте разделим эти 2500 компаний на 10 равных групп, основываясь на их рангах. Иными словами, в первую группу будут входить 250 компаний, которые формула оценит как самые хорошие, акции которых продаются по выгодным ценам. Во вторую группу — вторые по результатам этого отбора 250 компаний. В третью группу — третьи и так далее. То есть в итоге группа X будет состоять из 250 компаний, которые по оценкам волшебной формулы и с бизнесом справляются хуже всех, и акции свои продают дорого.

Так что же произойдет, если мы будем проделывать такое разделение каждый месяц на протяжении всех 17 лет? А вот что. Волшебная формула так и будет работать должным образом. Компании с наивысшими рангами дадут самые хорошие результаты, а с понижением ранга будет понижаться и прибыль. Первая группа побьет вторую, вторая — третью, третья — четвертую. И так далее — от первой до десятой группы. Первая группа — та, у которой акции с наибольшим рангом, — превзойдет десятую (наихудший ранг) на 15 процентов в год, чему остается лишь изумляться.

 

Таблица 7.2. Ежегодная прибыль (1988 2004), %

 

Вообще то говоря, создается впечатление, будто волшебная формула способна предсказывать будущее! Если мы знаем, как ранжируются формулой компании, входящие в группу, значит, у нас имеется вполне достаточное представление о том, какие в среднем результаты принесут в будущем наши инвестиции в эти компании. И кроме того, это означает, что, если мы по каким то причинам не сможем купить акции 30 компаний с самыми высокими рангами, определенными по волшебной формуле, так и ничего страшного. Купим акции следующих 30 и тоже в убытке не останемся. И то же самое с теми 30, которые следуют за ними! Фактически вся группа высшего ранга с делом своим справляется хорошо.

Что способно разрешить и еще одну из наших потенциальных проблем. Вы помните — у Бена Грэхема была своя собственная волшебная формула? Покупка группы акций, которые отвечали строгим требованиям формулы Грэхема, давала отличные результаты. К сожалению, на сегодняшнем рынке условиям оригинальной формулы Грэхема удовлетворяют лишь очень немногие компании, если такие вообще находятся. И это означает, что его формула теперь уже не так полезна, как когда то. С другой стороны, наша волшебная формула с подобными затруднениями не сталкивается. Она только одно и делает — определяет ранги. А акции с высшими рангами существуют всегда — просто по определению. Мало того, поскольку формула работает упорядочение, нам вовсе не обязательно ограничиваться 30 акциями, которые обладают наивысшими рангами. Поскольку все акции с высокими рангами ведут себя хорошо, выбор у нас всегда остается более чем достаточный!

Для тех из вас, кто готов довольствоваться малым, волшебная формула и вовсе работает как часы. Давайте, попробуйте. Вот это «ранжированное упорядочивание акций». Господи, это же такая редкость! Можно сколько угодно спорить о том, действительно ли работает волшебная формула, но ведь совершенно же ясно, кто в этой битве выиграет. Может, хватит уже препираться, а то ведь кто то может и впрямь пострадать. В конце концов, я уж столько всего об этой формуле наговорил! Так не стоит ли кому нибудь из вас взять ее, да и опробовать? Вы же на этом всех своих денег не потеряете!

Хорошо, давайте взглянем на резюме, а после…

 

КРАТКОЕ РЕЗЮМЕ

1. Волшебная формула работает как для больших компаний, так и малых.

2. Волшебная формула прошла серьезные испытания. И прибыли, которые она приносит, вовсе не выглядят игрой случая.

3. Волшебная формула ранжирует акции в строгом порядке . В результате у вас всегда имеются большие возможности для выбора акций. Причем волшебная формула с невероятной точностью указывает, как та или иная группа акций будет вести себя в будущем.

4. В следующей главе мы обсудим, сможет ли волшебная формула и дальше давать такие отличные результаты. (Что было бы совсем неплохо!)

 

Глава 8

 

Да, готов признать, что по части истории сведения у меня самые расплывчатые [14]. Наверное, нужно было лучше учиться в школе. И существует один исторический эпизод, который всегда ставил меня в тупик. Я так и не смог понять, каким это образом мы выиграли войну за независимость. Посудите сами: нас и было то всего 13 колоний, а боролись мы с самой сильной страной мира. У Англии имелись самый хороший военный флот, мощнейшая армия и куча денег, а у нас — горстка набранных с бору по сосенке солдат, и все таки мы победили! Как это случилось? Ну, вообще то теория у меня имеется. И поскольку сведения по истории у меня, повторю, расплывчатые, я не знаю, рассматривал ли ее кто нибудь с должной обстоятельностью. Так вот, как я это себе представляю: победили мы потому, что сражались против оравы законченных идиотов!

В конце концов, стратегия британцев оставляла желать лучшего — много лучшего. С одной стороны, у всех на виду стояли, прекрасно выдерживая строй, британские солдаты, облаченные — ни больше ни меньше — в ярко красные мундиры. Стояли — и стреляли все разом! А с другой были наши ребята, этакий оборванный, неорганизованный сброд, который прятался за камнями и стволами деревьев и стрелял в ответ по очень удобно расставленным красным мишеням. Чего ж удивляться, что наши победили!

Но вот одного я никак не могу понять. Ведь нельзя же себе представить, будто британцы воевали таким способом впервые. Иначе говоря, что бы я себе ни думал, британский способ ведения войны в прошлом наверняка срабатывал. И я только одно хочу понять — как? Насколько мне известно, они воевали таким образом сотни лет и, по видимому, — усматриваю я в этом смысл или не усматриваю — с превеликим успехом. И тем не менее стратегия, которая так хорошо работала в прошлом, оказалась непригодной для движения вперед. И британцы дорого заплатили за этот урок.

А что же мы? Мы собираемся выступить в путь, вооружившись отличной, по всей видимости, стратегией. У нас имеется волшебная формула, исполненная смысла и дававшая в прошлом феноменальные результаты. И мы ожидаем , что в будущем она принесет нам всяческие успехи. Однако прежде, чем мы выстроимся в очередь за нашими большими деньгами, не стоит ли остановиться и обдумать следующее: как может наша стратегия работать, если о ней знают все на свете? Если мы не найдем правильного ответа на этот очевидный вопрос, то можем превратиться, подобно британцам, в удобные мишени.

Ну, прежде всего должен сообщить вам хорошую новость. Как выяснилось, существует множество случаев, когда наша волшебная формула не работает вообще! Здорово, правда? На самом-то деле портфель ценных бумаг, созданный с помощью волшебной формулы, пять в среднем месяцев в году дает результаты, которые хуже общих рыночных показателей. Да Бог с ними, с месяцами! Иногда волшебная формула не работает целый год, а то и дольше. Еще того лучше!

Представьте, что вы покупаете книгу, которая говорит вам: вкладывайте деньги в группу тех акций, которые выдает вам компьютер. Вы напряженно следите за этими акциями, а они многие месяцы, и даже годы, дают показатели хуже среднерыночных. А теперь представьте, как вы решаете, что с вас довольно. Больше вы ни этой дурацкой книжке, ни безмозглому компьютеру верить не собираетесь, а намерены засучить рукава и разобраться, что, собственно, представляют собой компании, чьи акции вы купили, и бизнес, которым вы в результате владеете. И представьте, какой ужас охватит вас (об этом мы тоже еще поговорим), когда вы поймете, что если бы вы, перед тем как купить акции, потратили пару минут на изучение этих компаний, то и близко бы не подошли к их акциям. И наконец, представьте, что, несмотря на жуткие результаты, которые приносят вам эти акции, несмотря на их кошмарные перспективы, вы тем не менее продолжаете свято следовать советам все той же дурацкой книжки и безмозглого компьютера!

Впрочем, нам то чего тревожиться на этот счет? В конце концов, волшебная формула работает, так? Мы же доказали это в прошлой главе! У нас все будет хорошо, и волноваться по поводу нескольких месяцев или лет ее плохой работы нам не приходится. Оно, может, и так, однако если мы приглядимся к статистике за наш весьма успешный семнадцатилетний испытательный срок, то выяснится, что поводов для волнения у нас все таки предостаточно.

В течение пяти из каждых двенадцати месяцев испытательного срока портфель, созданный с помощью волшебной формулы, давал результаты хуже, чем среднерыночные. Что касается полных годовых периодов, волшебной формуле удавалось превосходить среднерыночные показатели лишь раз в четыре года [15]. В одном из каждых шести протестированных периодов волшебная формула плохо работала дольше двух лет подряд. Вообще, на эти 17 расчудесных лет попадались периоды, когда волшебная формула давала показатели ниже общерыночных в течение трех лет кряду!

Думаете, легко держаться за формулу, которая несколько лет попросту не работает? По вашему, типичная реакция на такие дела выглядит как «Да знаю я, что она давным давно не работает!» или «Я знаю, что просто теряю кучу денег, но при этом все равно буду стоять на своем!»? Можете мне поверить, выглядит она совсем иначе.

Давайте, к примеру, возьмем случай автора одной очень хорошо расходившейся книги, посвященной инвестициям. Чтобы написать ее, он протестировал десятки формул выбора акций за периоды в десятки лет, надеясь определить стратегии, которые позволяли в течение долгого времени одерживать победы на рынке. Книга у него получилась отличная и очень разумная. А написав ее, автор учредил инвестиционный фонд открытого типа , основанный на покупке только тех акций, которые отвечали самой успешной из проверенных им формул.

И два или три первых года его фонд давал показатели, которые были хуже среднерыночных. В один из этих годов — на целых 25 процентов! В течение трех лет фонд выглядел куда бледнее, чем его конкуренты, и автор бестселлера — человек, который провел столько исследований и написал о них книгу, — решил продать компанию, управляющую фондом, любому желающему! Если честно, я не думаю, что он разуверился в своей формуле — просто увидел какие то лучшие возможности. Наверное, если бы автор мог знать, что этот самый фонд, управлявшийся в строгом соответствии с выбранной им формулой, станет в последующие три года одним из лучших инвестиционных фондов за все время его существования (включая и первые неудачные годы), пожалуй, он держался бы за него немного дольше!

И эту историю никак нельзя назвать необычной. Непредсказуемость настроений Мистера Рынка и нажим со стороны других, конкурирующих, финансовых менеджеров приводят к тому, что мало кто решается держаться стратегии, которая плохо работает в течение нескольких лет. Собственно, это относится к любой стратегии, какой бы разумной она ни была и какие бы хорошие результаты ни приносила в течение долгих лет. Давайте присмотримся к опыту одного моего друга — «самого толкового финансового менеджера, какого я знаю». Он не то чтобы автоматически покупал все те акции, которые указывал ему компьютер, однако строго придерживался стратегии отбора тех компаний, которым его формула присваивала высшие ранги. В течение 10 лет он успешно использовал эту стратегию в инвестиционной фирме, где работал, а девять лет назад основал собственную компанию по управлению финансами, построенную на тех же основных принципах. Первые три-четыре года дела у него шли так себе — стратегия, которой он с таким успехом пользовался в прошлом, давала результаты худшие, чем у конкурентов, и даже до среднерыночных показателей не дотягивала. Тем не менее «самый толковый финансовый менеджер, какого я знаю» верил, что в конечном счете она еще покажет себя наилучшим образом, и держался выбранного курса. К сожалению, клиентам его это совсем не нравилось. Подавляющее их большинство ударилось в бега, забрав свои деньги, чтобы отдать их менеджерам, которые, в отличие от моего друга, «знают, что делают».

Как вы уже догадались, им лучше бы было остаться. Последние пять-шесть лет оказались для моего друга и его стратегии настолько удачными, что теперь инвестиционный послужной список его фирмы за весь период ее существования (включающий, опять таки, те первые тяжелые годы) значительно превосходит среднерыночные показатели за тот же срок. Ныне она входит в малую горстку самых успешных инвестиционных фирм, а их на Уолл-стрит существуют многие тысячи. Фирма моего друга доказала, что терпение вознаграждается, клиентов у нее теперь сотни, а оборот превышает 10 миллиардов долларов. Жаль, конечно, что в годы, когда дела у этой фирмы складывались не очень здорово, большинство ее клиентов ждать дальнейшего развития событий не пожелали. А из самых первых остались всего четверо [16].

Так в чем же смысл всего сказанного? А в том, что, работай волшебная формула постоянно, ее бы, наверное, использовали все и каждый. А если бы ее использовали все, она вообще перестала бы работать. Желающих купить выгодные акции, отобранные этой волшебной формулой, нашлось бы столько, что цены на них тут же взлетели бы. Иными словами, начни все пользоваться этой формулой, никакой бы выгоды и не осталось, а сама формула попросту рухнула бы! И отсюда вытекает следующее: раз эта формула не такая хорошая и безупречная, значит, можно считать, что нам повезло. Как часы она не работает. Она может вообще не работать в течение нескольких лет. А большинство людей так долго ждать не желает. У них слишком короток временной горизонт инвестиций . Если для того, чтобы стратегия себя оправдала, требуется ждать несколько лет (три, четыре, а то и пять), большинство за нее держаться не станет. Год другой она будет давать результаты ниже среднерыночных (принося прибыли, меньше тех, что получают знакомые этих людей), и большинство начнет искать стратегии получше и, как правило, найдет — те, что хорошо работали последние пару лет.

Даже профессиональным финансовым управляющим, которые верят , что их стратегии в итоге себя оправдают, приходится, держась за них, переживать трудные времена. Несколько лет плохих, по сравнению со среднерыночными показателями или показателями конкурентов, результатов, и подавляющее большинство их клиентов или инвесторов просто напросто уходит! Вот почему так трудно держаться за стратегию, которая не похожа на все остальные. Если вы профессиональный менеджер, но дела у вас идут плоховато — а у всех остальных хорошо, — вы рискуете потерять всех ваших клиентов и даже работу! И многие менеджеры считают, что избежать этого риска можно, лишь вкладывая деньги примерно так же, как это делают все остальные. А это, как правило, требует покупки акций только самых популярных компаний, тех, чьи перспективы на ближайшие несколько кварталов или лет выглядят наиболее многообещающими.

Возможно, теперь вы начинаете понимать, почему волшебной формулой пользуются далеко не все . Кто-то за нее, может, и хватается, однако большинство этих людей теряют терпение, не получив за первые несколько месяцев или лет хороших результатов. И возможно, вы начнете понимать, почему я так настаивал в главе 1 на том, что главное — верить . Если вы не поверите в то, что волшебная формула будет у вас работать, вы, скорее всего, махнете на нее рукой еще до того, как она заработает. По крайней мере, на это указывает статистика за последние 17 лет. Волшебная формула работает — долгосрочные годовые прибыли в два, а то и в три раза превышают среднерыночные, — однако прибыли эти возникают, что называется, эпизодически. В краткие периоды времени волшебная формула может срабатывать, а может и не срабатывать, и эти «краткие» периоды иногда выливаются не в дни и месяцы, а в годы. И это хорошо — утверждение странное, но логичное.

То есть хорошо, если вы верите, что за долгие сроки волшебная формула непременно себя оправдает. Однако, чтобы придерживаться стратегии, которая не оправдывает себя годами, вы должны верить в нее безоговорочно. Конечно, долгий и блестящий послужной список стратегии при этом помогает, однако давайте посмотрим, что скажет ваша интуиция, когда вы познакомитесь со следующей главой.

 

КРАТКОЕ РЕЗЮМЕ

1. Судя по всему, волшебная формула работает, и отлично работает, но на длительных интервалах времени.

2. А в течение нескольких лет подряд волшебная формула может и не работать.

3. Большинство инвесторов не хотят (или не могут) держаться за стратегию, которая не работает несколько лет подряд.

4. Если вы хотите, чтобы волшебная формула начала работать на вас, нужно верить в то, что она заработает, и обладать долгосрочным инвестиционным горизонтом.

5. Данная глава, возможно, и не самая важная в книге, зато о следующей это можно сказать наверняка.

 

Глава 9

 

«Сдерживай тупую утробу, а то блеванешь на третий кегль!»

Да уж, теперь такое не каждый день услышишь. И основная причина тут очень проста. С ходом времени эта фразочка лишилась всякого смысла. Собственно, она и мне то понадобилась только для того, чтобы пройти, обучаясь в восьмом классе курс работы в печатной мастерской.

Понимаете, в старинные печатные машины литеры устанавливали, выбирая их вручную из особого ящика. И чтобы успешно пройти этот курс, мне и моим товарищам приходилось запоминать, где какие буквы лежат. В нижнем ряду лежали буквы С, Т, У, за ними шло то, что называется третьим кеглем, а следом — А и Б. Вот для того, чтобы запомнить их расположение, мы и придумали формулу: «Сдерживай тупую утробу, а то блеванешь на третий кегль!»

С появлением компьютеров мой маленький мнемонический прием — связанный, в данном случае, с печатанием, — стал бесполезным. Да, с тех времен, как я учился в школе, мир здорово переменился. Никто больше не преподает печатное дело. Хотя, по счастью, многие предметы сохранили прежний вид. Математика, к примеру, какой была, такой в основном и осталась. И нам, как инвесторам, важно об этом помнить.

Дело в том, что волшебная формула может сохранять способность делать для нас деньги в течение долгого времени, только если принципы, которые лежат в ее основе, не просто разумны и логичны, но не зависят от времени. Иначе нам не имеет смысла держаться за нее, тем более что кратковременные результаты ее применения оборачиваются против нас. Каким бы простым это ни казалось, однако знание того, что два плюс два это всегда четыре — вещь очень мощная. И сколько бы людей ни уверяло нас в обратном, как бы долго они этим ни занимались и какими бы умниками ни казались, мы от своих убеждений навряд ли откажемся. Примерно так же и наш уровень веры в волшебную формулу определяет, станем ли мы придерживаться стратегии, которая может в течение довольно долгого, на первый взгляд, периода времени представляться и непопулярной, и не успешной.

Так что там насчет осмысленности волшебной фор мулы — такой, на самом деле, большой осмысленности, что мы не испытываем колебаний, когда все оборачивается против нас? Хорошо, давайте присмотримся к ней еще раз.

Волшебная формула отбирает компании, присваивая каждой определенный ранг. Тем компаниям, у которых и прибыль на вложенный капитал, и доход на акцию больше, она присваивает наилучшие ранги. Говоря совсем просто, формула систематически помогает нам находить компании с результатами выше среднего , продающие акции по цене ниже средней . Звучит разумно и логично. И если формула действительно именно это и делает, похоже, что она дает нам стратегию, в которую и впрямь можно верить. Что ж, попробуем шаг за шагом проверить, действительно ли это так.

Во-первых, чем отличаются от прочих компании, дающие высокую прибыль на вложенный капитал? Какого рода компании отбирает наша формула? Что именно позволяет им давать результаты выше среднего? Чтобы ответить на эти вопросы, посмотрим, как идут дела у нашего друга Джейсона.

В прошлом году, если помните, они обстояли очень хорошо. Каждый из его магазинов принес 200 000 долларов. Поскольку в строительство каждого он вложил всего 400 000 долларов (включая стоимость инвентаря, витрин и прочего), прибыль на вложенный им в открытие магазина капитал составила впечатляющие 50 процентов (200 000 поделить на 400 000). А что, в свою очередь, означает это?

Большинство людей и большинство видов бизнеса не способны найти инвестиции, которые будут приносить 50 процентов ежегодной прибыли. Если результаты прошлого года считать надежным показателем, тогда компания Джейсона может и вправду приносить на вложенные им деньги 50 процентов прибыли в год, просто открывая еще по одному магазину, и это делает «Жвачечные лавки Джейсона» совершенно особым бизнесом. Подумайте. Возможность вкладывать деньги и получать 50 процентов прибыли в год — штука очень редкая. Конечно, гарантий того, что новые магазины Джейсона (или старые) так и будут приносить каждый год 50 процентов прибыли, не существует, однако результаты прошлого года можно считать хорошим показателем возможности получать хорошую прибыль, вкладывая деньги в развитие этого бизнеса.

Если все это верно и «Жвачечные лавки Джейсона» способны и дальше приносить высокие прибыли на инвестиции в старые и новые магазины, для самого Джейсона это новость очень хорошая. Прежде всего она может означать, что прибыли от его бизнеса вовсе не обязаны стоять на одном месте. Конечно, он вправе взять все им полученное и вложить в правительственные облигации, приносящие шесть процентов в год, однако у него есть вариант и получше. Компания может вложить свою прибыль в новый магазин. И тогда не только исходные капиталовложения в первый магазин будут приносить 50 процентов прибыли в год, но у «Жвачечных лавок Джейсона» появится шанс вложить прибыль , полученную от первого магазина, в новый магазин, который тоже будет давать 50 процентов прибыли в год!

Такая возможность вкладывать доходы по высоким нормам прибыли чрезвычайно ценна . Например, если «Жвачечные лавки Джейсона» принесли в прошлом году 200 тысяч долларов, у самого Джейсона появилось несколько вариантов дальнейших действий. Он может раздать эту прибыль держателям акций его бизнеса (а уж они будут вкладывать полученные деньги во что захотят). Если в новом году бизнес особенно не изменится, «Жвачечные лавки Джейсона» снова принесут 200 тысяч долларов. Результат получится очень неплохой.

Однако если вместо этого «Жвачечные лавки Джейсона» вложат 200 тысяч прибыли в правительственные облигации, приносящие шесть процентов дохода (3,6 процента после уплаты налогов по сорокапроцентной налоговой ставке), тогда бизнес Джейсона принесет в текущем году уже 207 тысяч 200 долларов (200 тысяч даст магазин, а 7 тысяч 200 — после уплаты налогов — проценты по облигациям). Прибыль получится больше, чем в прошлом году, хотя норма ее прироста будет не очень высокой. Но тут то и начинают работать большие деньги. Если Джейсон вложит все те же 200 тысяч долларов в новый магазин, который даст 50 процентов возврата капитала [17], то в текущем году прибыль «Жвачечных лавок Джейсона» возрастет до 300 тысяч долларов (200 тысяч принесет первый магазин, а дополнительные 100 тысяч составят капиталовложения в новый). Заработать в один год 200 тысяч долларов, а в следующий уже 300 тысяч — значит получить в течение одного года 50 процентов прироста прибыли!










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 166.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...