Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Массовые внеклассные мероприятия.




Они организуются на базе индивидуальной внеклассной работы учащихся по технологии, а также занятий в технических кружках и других творческих объединениях по интересам.

Цель: развитие технического кругозора и воспитание творческого отношения к технологической деятельности у всех учащихся.

1. Встречи с представителями промышленного и сельскохозяйственного производства, учеными, предпринимателями, фермерами, инженерно-техническими работниками. Эти встречи важны для учащихся с точки зрения профессиональной ориентации и получения конкретных представлений о реальном производстве.

2. Тематические вечера по технике. Они проводятся с целью ознакомления учащихся с новыми современными технологиями, наукоемкими производствами, передовой электронно-вычислительной техникой, с историей и перспективами развития техники.

3. Соревнования юных техниковилитехнические спартакиады. Они подводят итоги работы кружков, изучающих эксплуатацию технических объектов или их моделирование:

На этих соревнованиях ученики показывают свои практические умения по управлению техникой, а также демонстрируют изготовленные ими модели технических устройств.

4. Олимпиады по технологии. Это своеобразные соревнования учащихся, которые активизируют их учебную деятельность, формируют интерес к технике. Они могут проводиться на разных уровнях; внутри учебного заведения, районные, городские. В олимпиаде участвуют все желающие учащиеся. Затем, из победителей олимпиады внутри учебного заведения формируется команда для участия в районной олимпиаде.

5. Организация выставок технического творчества. Это важная составная часть всей работы по развитию детского технического и декоративно-прикладного творчества. Выставки творчества учащихся, с одной стороны, подводят итог этой работы, а с другой, — показывают ее уровень. Проведение выставок предполагает большую организационную работу:

· создание комиссии по организации и проведению выставки;

· разработки требований к экспонатам выставки;

· подбор экскурсоводов;

· оформление экспонатов.

№15. Роль и назначение учебно-материальной базы. Характеристика инструмента и оборудования мастерских по обработке материалов. Общие требования к помещениям.

 К УМБазе относят все средства, с помощью которых осуществляются учебный процесс. К ним относят: производственное оборудование и учебно - производственное оборудование, а также лабораторные установки, конструкционные материалы, инструменты (рабочие, вспомогательные, измерительные).

Оборудование можно разделить по функциональному признаку:

§ основное оборудование инд. пользования (рабочее место учащегося, инструменты, кот. выдают на урок)

§ основное оборудование групп. пользования (лабораторные установки, приборы- то, с чем работают периодически)

§ оборудование раб. места учителя

§ ТСО

§ вспомогательное оборудование

УМБаза определяет, какой системой обучения вы будете пользоваться на занятиях; возможности использования различных дидактических принципов (научности, наглядности, доступности и т.д.)

Требования к оборудованию

1. Функционально-пед. требования – должно давать возможность реализовать принцип в обучении

2. Технико-экон. требования - соответствие массовому кол-ву, используемому на уроках; возможность сборки узлов из простых деталей; соотв-е ТБ.

3. Эргономические требования (окраска в определенные цвета, надписи)

4. технико- эст. требования (все должно быть приятно для восприятия зрением)

Требования к помещениям

S помещения определяется наличием и кол-вом оборудования, исп. в процессе обучения. На одного ученика приходится 2-2,5 м2 - парта и стул. С учетом того, что стоит в кабинете он должен находиться в пристройке или на 1 этаже- никаких подвальных или полуподвальных помещений. Сухое, теплое, проветриваемое помещение , t=17-23 0 . Освещение д.б. иск-е и ест-е. Ест. освещение определяется по формуле: Sокон /Sпола *1/4. Иск. освещение м.б. общим и инд-м.

Освещенность определяется от 150-200 Вт на м2 ; при работе с чертежами освещенность д.б 200 Вт на м2 .

К раб месту проводится проводка напряжением от 12-36 В. При использовании дополнительного оборудования S помещения, приходящегося на 1 ученика увеличивается до 12 м2 . Желательно в лаборатории или мастерской иметь различные дополн. помещения (кладовая, препараторская); иметь отдельно мастерскую по кулинарии.

Вентиляция: вытяжка- искусственная; ест-я- форточки, фрамуги. Рядом со столом -ТБ.


16. Методика использования учебно-технической документации на уроках ТиП.

К учебно-технической документации относят чер­тежи, эскизы, технические рисунки, кинематические иэлек­трические схемы, инструкционные и технологические карты, инструкции по эксплуатации технологического оборудовании, по технике безопасности иохране труда при работе.

В чертежах и других графических изображе­ниях фиксируются данные о форме, размерах и другие сведения о предмете.

Использо­вания на занятиях по технологии чертежей, эскизов, технических рисунков, кинематических и Электрических схем яв­ляется отражение умения учащихся читать, а затем и сос­тавлять указанную графическую документацию.

Формирование практического умения читать чертеж (эскиз или технический рисунок) простой детали начинается с ознакомления с линиями черте­жа, видами изображений, простановкой размеров на черте­же и т. д.

Практическое изучение электрических схем не сложно для учащихся, так как ознакомление со схемами технических устройств осуществляется обычно вместе с изучением конструкции и принципа работы" этих устройств.

Инструкционные карты отражают трудовую сторону процесса изготовления изделия и содержат перечень рабочих приемов выполнении той или иной трудовой операции.

Технологические карты, выполненные в виде плакатов с изображением эскизов обработки, служат прекрасным сред­ством наглядности при раскрытии технологических процес­сов изготовления изделий.

ТК содержат очень краткую и точную информацию об устройстве и использовании в работе указанных объектов. Они служат как источники информации при изу­чении этих объектов и как справочные пособия при исполь­зовании инструментов, оборудования и т. д.

Инструкции по технике безопасности и охране труда со­держат правила и требования по безопасному осуществле­нию трудовой деятельности. Выполненные в форме памятки, они предостерегают учащихся от неправильных и неточных Трудовых действий, которые могут повлечь за собой небла­гоприятное влияние на их здоровье.

Наг­лядные пособия при использовании реализуется принцип наглядности, т. е. обеспечивается непосредственное чувствен­ное восприятие учащимися изучаемого материала,

Применение средств наглядности па уроках технологии значительно активизирует познавательную деятельность учащихся и обеспечивает сознательное и прочное усвоение ими изучаемого материала.

1. Средства натурального показа. Они служат для демонстрации самих изучаемых технических объектов и процессов в натуре. а)       Натуральные объекты: б)         Натуральные процессы. в) Реальные трудовые действия.

2. Технические модели и макеты как подобия изучаемых объектов. Они служат для показа внешнего вида изучаемых объектов и явлений, их деталей и конструкций.

3. Реальные изображения вида  изучаемых объектов, про­цессов и трудовых действий.

В практике обучения они обычно имеют форму плакатов, как правило, в наборах или альбомах.

При изучении самых раз­личных конкретных технологий используются плакаты, отража­ющие требования техники безопасности и охраны труда.

5. Условные изображения изучаемых объектов, процессов и действий. К ним относят чертежи, эскизы, кинематические электрические.

 

№17. Методика проведения занятий по ручной обработке материалов.

1. Одной из задач является познакомить со свойствами различных материалов.

2. Ручные операции развивают моторику у младших классов.

3. В любом производстве нельзя обойтись без ручных операций.

Например: сметать, приметать, наметать, вметать, обметать, подшить и тд.

Подручные средства: ножницы, иголки, нитки, пуговицы и другая фурнитура.

В ручную выполняется штучный товар, эта работа является достаточно дорогой. Сейчас все чаще прибегают к ручной обработке материалов.

Умственное развитие ребёнка лежит на кончиках его пальцев

 

№18. Особенности методики проведения занятий по механической обработке материалов.

Достоинства и недостатки механической обработки.

«+» - уменьшение физических затрат;

- улучшение качества;

- система взаимозаменяемости;

- возможность производства на поток.

«-»  - одной швейной машинки недостаточно, необходим оверлок и различные специальные машины; увеличение различных машин;

Швейные машины с ручным, ножным и электрическим приводом.


 

№19 Методика обучения учащихся художественной обработке материалов.

       На занятиях в мастерских учащиеся обрабатывают материалы. Знакомя учащихся с материалами и их свойствами, необходимо, прежде всего, показать их место и применение в различных отраслях народного хозяйства. Следует раскрыть их значение, как материала для сувениров.

К художественной обработке материалов относятся:

- Вышивка

- Батик

- Аппликация

- Отделочные строчки на изделиях

При подготовке к урокам необходимо решить следующие задачи:

1. Подобрать объекты работы посильные для учащихся;

2. Определить методику изложения нового материала;

3. Организовать самостоятельную работу учащихся

Необходимо рассказать учащимся о применении режущего, измерительного инструмента и приспособлений.

Дать учащимся инструктаж перед началом работы. При изложении материала необходимо сочетать рассказ с демонстрацией.

№20. Методика обучения учащихся электротехническим работам.

   Изучение электротехнических работ и элементов автоматики предусмотрено всеми вариантами программ трудового обучения в 5-7 классах. Это обусловлено зависимостью темы для обучения и воспитания учащихся.

   В процессе изучения теоретических сведений и выполнения практических работ по этому разделу программы школьники знакомятся с некоторыми электрическими явлениями, устанавливают простые зависимости между электрическими величинами, учатся использовать электрическую энергию на практике. Систематическое изучение элементов электротехники, осуществляемое с опорой на жизненный опыт школьников по использованию электрической энергии в быту, позволяет формировать у них материалистическое понимание мира.

Значительные трудности, с которыми сталкивается учитель труда вызваны тем, что с физическими основами электричества учащиеся еще не знакомы. Поэтому учителю трудового обучения нужно формировать основные понятия об электричестве, опираясь на знания ребят, полученные на уроках природоведения в начальной школе.

Одна из важных особенностей электротехнических работ заключается в том, что для успешного усвоения теоретических сведений об электричестве школьникам необходимо хорошо развитое абстрактное мышление. Поэтому учитель на протяжении всех лет обучения должен планировать систему развивающих воздействий на ученика. Благоприятные условия для этого складываются при усвоении основ графической грамоты, когда школьники учатся составлять технические рисунки, эскизы, чертежи, а затем оперируют ими.

Использование творческих методов, развивают познавательный интерес школьников, привлекают их к участию в техническом творчестве. Использование творческих методов обучения способствует развитию не только абстрактного, но и технического мышления, более глубокому усвоению знаний, переходу знаний в убеждения, активизации трудовой деятельности и т.д. Поэтому при изучении электротехнических работ следует оптимально сочетать репродуктивные методы с творческими, такими, как решение задач, использование проблемности в обучении, эвристические беседы и др. Особенно эффективными оказываются проблемные практические задания.

При изучении электротехнических работ следует широко использовать наглядности: раздаточный материал, образцы изделий, стенды, кинофильмы, диапозитивы, таблицы, технологические карты и др. Это повышает эффективность усвоения учащимися новых знаний.

Наряду с прочными знаниями школьники должны приобрести необходимые навыки и умения выполнения электротехнических работ. Особенность формирования их заключается в том, что при работе с электротехническими устройствами практическая деятельность подростков тесно связана с их интеллектуальной деятельностью.

Особенности формирования знаний, умений и навыков учащихся по этому разделу программы выдвигают требование так организовывать учебный процесс, чтобы на изготовление деталей изделия расходовать минимальное количество времени.

 С целью экономии времени следует широко использовать технологические карты по сборке и разборке электроарматуры, оконцеванию проводов, сборке и отделке изделия.

Успешное обучение учащихся умениям выполнять электротехнические работы во многом зависит от материальной оснащенности занятий. Рабочее место ученика должно быть обеспечено всем необходимым – подкладной доской, набором электромонтажных инструментов, изоляционной лентой, набором необходимых проводников.

При изучении раздела «Электротехнические работы» складываются особые благоприятные условия для воспитания учащихся. Речь идет о воспитании бережного отношения к электроэнергии. А также складываются благоприятные условия для профессиональной ориентации учащихся на электротехнические специальности: электрика, электрослесаря, электромонтера. От учащихся требуют безукоризненного соблюдения правил безопасности труда. Учащиеся должны знать, что правила и нормы устанавливаются с целью обезопасить работу человека от поражения током, уберечь народное богатство от пожара, предотвратить выход из строя электротехнических устройств, инструментов.


№21. Методика обучения учащихся основам машиноведения.

1. Технологические машины (изменяют форму, размеры, состав структуры, материала)

2. Транспортные машины (перемещать грузы и пассажиров в пространстве и времени)

3. Транспортирующие (двигатель стоит на месте – экскаватор).

4. Преобразующие:

 -) связаны с переработкой одной энергии в другую, вид информации в др.

-) информационные машины (подкласс преобразующих машин)

Задача учителя, что бы подвести учеников к классу машин через определенную цепочку.

Деталь – из одного куска материала

Узел – детали соединены разъемом

Механизм – нескл. узлов и деталей собираются в привод.

Машина – механизм и детали в целом + двигатель.

 

№22. Метод проектов в школьном курсе ТиП.

Алгоритм исследовательской деятельности:

1. осознание проблемы,

2. выбор окончательной проблемы,

3. учет имеющихся возможностей,

4. проработка технологии изготовления (пример: изготовление поделок – идея – проработка идеи – технология изготовления – обучение операциям – приобретение материалов или их заменителей – изготовление – оценка).

Оценка: оценка потребителя, самооценка, оценка учеников, оценка учителя.

Дизайн петля: ПРОБЛЕМА – осознать основную область – выделить конкретную потребность – записать краткое определение задачи – исследование – выделить основные параметры – сбор фактов – выработка идей и их обсуждение – выбор и формулировка первого дизайн предложения – моделирование идеи и их проверка – планирование процесса изготовления – анализ выбранных методов производства в соответствии с возможностями и имеющимися ресурсами. Выполнение необходимых корректировок по результатам анализа – принятие решения по уточненному предложению (если необходимо) – проверка выхода – оценка выхода по сравнению с выделенной потребностью – корректировка выхода (если необходимо и возможно) – РЕШЕНИЕ.

 

                                                                                                                                                        

№23. Методика активизации познавательной деятельности учащихся на уроках ТиП.

Непременным условием эффективности современного процесса обучения является развитие учащихся и его поддержание в течение всего периода занятий по технологии и предпринимательству.

Для активизации деятельности учащихся в процессе обучения следует ограничить до оправданных размеров использование излагающих методов, с помощью которых передаются готовые знания, в пользу исследовательских, эвристических. Именно они приобщают учащихся к выявлению и разрешению определенных проблем, вместе с проверкой полученных решений способствуют закреплению знаний и умений, развивают самостоятельность мышления и деятельности, формируют интерес к учебе.

Формы активизации учащихся:

1) Проблемное обучение. Элементы проблемного обучения можно применять на каждом занятии и на всех его этапах, если учитель искренне желает перевести учащихся с позиций пассивного восприятия знаний на позиции активного их получения. Во-первых, только от учителя зависит переход к проблемности как системе познания. Во-вторых, необходимо постоянное, а не эпизодическое использование элементов проблемного обучения. Основным проблемным методом является дискуссия по совместно разрешаемой проблеме.

2) Коллективные методы поиска решений. Их применение достаточно оправдано тем обстоятельством, что человек всю свою жизнь проводит в общении, в коллективе и умение прорабатывать совместно задачи, требующие решений, важно для будущего. Наиболее легко реализуемые варианты коллективных поисков решений на занятиях технологии и предпринимательства – мозговой штурм во всех его модификациях (прямая мозговая атака, обратная мозговая атака и т.д.).

3) Дидактические игры («дидактические симуляционные игры»). Симуляция – представление определенного фрагмента действительности упрощенным образом, облегчающим наблюдением и оперирование им. Деловые игры представляют собой форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности, форму моделирования систем отношений, характерных для этой деятельности как целого. Ученики это ясно понимают и с удовольствием участвуют. Таким путем приобретаются прочные и оперативные знания, закрепленные личными переживаниями, сравнением со знаниями товарищей. Кроме побуждения учащихся к выдвижению смелых идей, кроме развития интуиции и воображения такая дидактическая форма работы со школьниками несомненно активизирует не только интеллектуальное, но и эмоциональное воспитание.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 184.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...