Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Личностные и профессиональные качества преподавателя.




Учитель должен быть всегда доброжелателен к своим уче­никам.

К нравственным качествам педагога предъявля­ются повышенные требования, так как дети во многом копируют любимого учителя, перенимают его человеческие качества, стараются походить на него манерой одеваться, разговаривать, работать.

Профессиона­лизм, эрудиция, личное мастерство. Интеллект учителя техноло­гии, самой программой курса призванного касаться разнообраз­ных производственных процессов, умеющего доходчиво и понят­но объяснить сложные технологические вопросы, всегда высоко котируется в глазах учащихся. По тому, как их учитель отвечаем на задаваемые вопросы, как он обращается с оборудованием или инструментом, дети безошибочно определяют уровень профессионализма.

Личный пример — это самый сильный довод в распоряжении учителя.

Важнейшим профессиональным качеством учителя технологии является психологическая грамотность. Умение проникнуться переживаниями подростка при трудовой деятельности, нахожде­ние верных интонаций в общении с ним в той или иной педагогической ситуации, уважительное отношение, способствующее его самореализации, — вот те качества, без которых невозможно со­здать, атмосферу психологического комфорта в классе. Надо всегда соблюдать «золотое правило» нравственности: «Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе».

Только творческая личность может воспитывать личность.

Успеха достигнет лишь тот, кто досконально знает, куда «надо ударить», чтобы правильно осуществить учебный процесс по определенной теме.

 

№10. Содержание предварительной и непосредственной подготовки учителя технологии и предпринимательства к занятиям

Предварительная подготовка.Свою нагрузку на новый учебный год преподаватель узнает в конце текущего. У него есть возможность и время спланировать свою деятельность, согласив ее с программой и календарными сроками выполнения. Планирование своей работы и будущей деятельности учеников - это основа научной организации процесса обучения.

Зная объем своих учебных поручений и имея учебную программу по ТиП, можно приступать к календарно-тематическому планированию. Календарный план может составляться на год, полугодие, четверть - как удобнее для учителя. Единой, строго обязательной формы календарного плана не существует, поэтому учитель может выбирать ту, которая удобнее лично для него.

Независимо от формы плана существует ряд моментов, которые при перспективном планировании работы должны присутствовать.

1. Учебная программа для конкретного класса распределяется по урокам. В программе четко указаны часы, а при сдвоенных занятиях один раз в неделю происходит ясное распределение по месяцам, четвертям и т. д. При планировании необходимо учитывать логическую последовательность и взаимосвязь уроков, т. е. должна быть целостная система. Тема занятий заполняется по одному конкретному уроку. Она определяет основные вопросы, подлежащие изучению, или основные трудовые приемы, которые предстоит усвоить учащимся.

2. Из программы определяют круг теоретических сведений (технологических вопросов), с которыми преподаватель планирует ознакомить учащихся. Важно, чтобы материал равномерно распределялся по урокам, был логично увязан в целостную систему. Учителю предоставляется возможность наметить и определить, какими средствами он располагает для иллюстрации своего объяснения. При необходимости может быть запланировано изготовление или приобретение недостающих таблиц, плакатов, кодограмм, диафильмов или учебной литературы.

3. Определение круга практических действий учащихся в процессе упражнений или самостоятельной работы. Центральным моментом здесь является выбор объекта труда - конкретного изделия, запланированного к изготовлению учащимися на данном занятии. Перспективное планирование решает вопросы: сортимент материала изделия, расход на единицу, расход на класс (или классы), потребность в инструментах общего пользования. Здесь же можно наметить степень технологического обеспечения каждого занятия.

Учитель заблаговременно знает, какое изделие будут изготовлять школьники, он имеет долгосрочную возможность подобрать (сделать) эталонный образец, необходимый для показа на уроке, составить требуемую технологическую документацию, продумать и апробировать технологическую последовательность изготовления.

В перспективном плане учитель технологии должен четко определить, каким должен быть уровень знаний, умений и практических навыков учащихся, достигнутый на каждом уроке.

Составленный календарно-тематический план не исключает систематической работы по его улучшению и совершенствованию. В ходе реализации учитель, анализируя, в какой степени достигнуты цели изучения предыдущих тем и что надо сделать для улучшения организации последующих занятий, вносит дополнения, уточнения к изменениям.

Чем полнее и продуманнее перспективное планирование, тем легче учителю составлять поурочное.

Непосредственная подготовка. Непосредственное условие высокого уровня учебной работы педагога - хороший план-конспект урока. Составить его можно лишь в результате тщательной подготовки каждого элемента занятия.

План входит в обязательную документацию учителя. Единой, канонизированной формы плана урока не существует - это творчество учителя, но есть ряд этапов и элементов урока, дидактических аспектов, присутствие которых в плане необходимо.

Перед написанием плана занятия учитель может использовать общедидактическую схему:

1. Определить объем учебного материала урока, оценить его место в системе уроков по теме.

2. Определить воспитательные возможности учебного материала.

3. Установить связь данного материала с материалами, изученными по другим предметам; определить, в какой мере знания, получаемые учащимися по другим предметам, могут быть использованы на уроке.

4. Подобрать учебно-наглядные пособия и ТСО по теме урока.

5. Наметить методы и приемы обучения, которые целесообразно использовать на данном уроке.

6. Разобрать структуру урока, определить поэтапность и продолжительность ее элементов.

7. Продумать эффективные пути активизации мыслительной деятельности учащихся. Определить средства и методику создания проблемной и поисковой ситуации на уроке. Установить содержание и формы самостоятельной работы учащихся.

8. Определить формы подведения итогов по отдельным этапам и по всему уроку в целом.

9. Наметить систему упражнений и методы их выполнения, предусмотреть типичные ошибки, допускаемые учащимися.

10. Спланировать записи и зарисовки на классной доске. Продумать формы использования учебника на уроке.

11. Разработать методику закрепления учебного материала по ходу урока или в конце его.

12. Продумать методику контроля и учета знаний учащихся. Если необходимо, разработать критерии оценок.

13. Определить содержание и объем домашнего задания.

14. Продумать рекомендации учащимся по выполнению домашнего задания.

15. Предложить литературу для внеклассного чтения по предмету.

Технологическая подготовка. Техническая документация - чертежи и технологические карты.

В зависимости от сложности изделия и уровня подготовленности учащихся преподаватель решает, какую форму будет иметь технологическая карта - объемную, элементную или традиционную плоскостную. Дело в том, что у младших школьников еще недостаточно развито пространственное воображение и объемные технологические карты для них намного действеннее. Для любого возраста доступнее технологическая последовательность изготовления изделия, выполняемая учителем поэтапно, т. е. когда учащиеся постепенно знакомятся с технологическими переходами обработки. Поэтому в вопросах подготовки и использования технологической документации рекомендуется поэтапный переход от упрощенных к стандартным формам.

Для развития творческого начала у школьников целесообразно научить их пользоваться вначале предложенной, а затем самостоятельно разработанной технологической последовательностью изготовления различных деталей и изделий. Правила оформления технологических документов регламентируются соответствующими ГОСтами, и для восприятия подростками они сложны, но знакомить учащихся с элементами ЕСТПП (Единой системы технологической подготовки производства), ЕСКД (Единой системы конструкторской документации), ЕСТД (Единой системы технологической документации) необходимо, потому что в самостоятельной деятельности им постоянно придется сталкиваться с этими документами. В связи с этим формы технологической документации, применяемой в школе, должны быть такими, чтобы постепенно подготовить учащихся к работе со стандартными производственными документами.

Для старших школьников технологическая карта уже имеет вид максимального приближения к стандартному.

При обучении школьников самое широкое применение находят еще и такие виды учебной технологической документации: технологические карты с неполными (заполняемые самими учащимися) данными, инструкционно-технологические карты, технологические инструкции. Последние полезны тем, что, отличаясь от обычных технологических карт лишь одной графой, позволяют расширять самостоятельность учеников во время занятий. Эта графа в инструкционных картах называется «указания по самоконтролю» и содержит данные, позволяющие школьнику самому проверить правильность своих предыдущих действий, не обращаясь к учителю.

Технологическая подготовка учебно-воспитательного процесса несет значительную нагрузку в деле формирования системы технологической грамотности у школьников.

Дидактическое обеспечение уроков

Правильное дидактическое обеспечение уроков во многом определяет успех того, что мы называем трудовым воспитанием, формированием личности и другими, так легко употребляемыми привычными словосочетаниями.

Чертеж, эталонное изделие.

 

№11. Особенности построения школьных программ по технологии.

Закон «об образовании», принятый в России в 1992г., был нацелен на будущее обществав и утверждал, что содержание образования должно обеспечивать:

- Формирование у обучающихся адекватной, современному уровню знаний и уровню образовательное
программы, картины мира;

- Адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры;

- Воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Сформулированные новые принципы государственной политики в области образования учли в том числе и

недостатки существовавшей системы трудовой подготовки молодежи.

Большим коллективом ученых и учителей-практиков разработаны примерные программы для

образовательной области «технология».примерный план лишь раскрывает основные направления ,

предоставляя право на местах разрабатывать и утверждать на основе авторских учебные программы по

технологии.

Это означает, что преподаватель в зависимости от материально-технического обеспечения учебного

процесса, избранных объектов труда, характера изучаемой технологии имеет возможность широко

использовать дополнительные часы (40 ч.) в желаемом направлении.

При изучении разделов не обеспеченных материально технической базой, допускается изучение в

сокращенном информационно-иллюстрированном варианте.

Содержание предмета «технологии» предусматривает 5 основных разделов (включая черчение), по каждому

из которых разработан учебный модуль, и 5 разделов (информационные технологии; художественная

обработка материалов; основы предпринимательства; профессиональное самоопределение; основы

проектирования), содержание модулей у которых тоже определено, но они не имеют самостоятельного

статуса.

Особенности построения программы зависит от:

- Региональных и местных особенностей

- Подготовленности учителя

- Пожелание родителей и учащихся (дифференциальное и индивидуальное обучение)

- Материальной базы учебного заведения

- Технической возможности и целесообразности

- Состава субъектов обучения (мальчики, девочки или смешанные классы)

Таким образом учитель имеет право на широкую коррекцию программы .главное при изменении, коррекции или создании авторской программы были соблюдены следующие правила.

1. предлогаемая программа основывалась на базовой и предусматривала, что основная часть
учебного времени (не менее 70%) отводится на практическую деятельность.

2. переработанная программа должна быть утверждена методическим объединением.
Сейчас активно стали применять метод проектов.

Проект-это творческая завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям ребенка и

избранная им самостоятельно и добровольно.

В программе для 5-7 классов на выполнение проекта отводится 16 часов в каждом.

№пп Тема занятия Кол-во
    уч.ч.
1. ■ Выбор и обоснование проекта 1
2. Выбор и анализ конструкции 2
3. Определение материалов расчет их стоимости 1
4. Выбор оптимальной технологии 1
5. Изготовление изделия 8-10
6. Коррекция изделия, конструкторско-технологической  
  документации 1
7. Экономическое обоснование 1
8. Разработка рекламы и товарного знака 1
9. Защита проекта, оценка, конкурс проектов 9

Учителям технологии и предпринимательства следует ориентироваться на развитие максимальной самостоятельности школьников при работе над проектом. Учитель направляет и контролирует. Без его помощи учащийся не сможет довести работу до логического завершения.

Не все школьники могут выполнить творческие проекты, им можно предложить творческие задания по образцу.

Системы реализации программы:

 

 №12. Задачи контроля и оценки ЗУН. Формы и методы контроля. Критерии оценки ЗУН.

Контроль, или проверка результатов обучения, является обязательным компонентом процесса обучения. Он имеет место на всех стадиях обучения, но особое значение приобретает после изучения какого-либо раздела программы и завершения ступени обучения.

Задачи: -Суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня освоения знаний учащимися, который должен соответствовать образовательному стандарту по данной программе, предмету.

- Контроль помогает выявить пробелы в знаниях учеников, учителю управлять учебно-трудовой деятельностью каждого школьника, своевременно вносить в него коррективы, оказывать помощь при затруднениях.

Похвала и замечания повышают трудовую активность учащихся, более внимательно относиться к работе, выступает как элемент соревнования в работе.

Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. Оценка должна быть объективной.

Методы и формы проверки ЗУН:

1. Текущие наблюдения, устный (письменный) опрос, выполнение и анализ проверочных практических заданий, тестирование (анкетирование), выполнение проектов, выполнение квалифицированных работ.

2. Метод машинного (безмашинного) контроля.

3. самоконтроль

Виды контроля:

Текущий контроль – это систематическая проверка усвоения ЗУН. Проводится на каждом занятии. Учитель проверяет усвоенный школьниками материал и умение применять их на практике, правильность выполненной работы, знание инструментов и оборудования, умение правильно обращаться с ними.

Периодичный (промежуточный) – проводится в конце изученного материала. Проверяется качество изделия, отделки с учетом времени затраченного на работу, соответствие изделия своему назначению (опрос, контрольная работа).

Итоговый – проводится в конце четверти и года. Итоговые оценки выставляются ученикам на основе оценок текущего и периодичного учета.




Критерии оценки.

Урок технологии является спаренным, поэтому в школьном журнале на него отведено две графы, и на занятии учащийся может получить две оценки (обычно, за теорию и практику). Критерии оценивания учитывают педагогические и технологические условия.

«5»:знание учебного материала на 100%, умение применять его на практике; норма времени либо меньше, либо равна установленной;Абсолютная правильность выполнения трудовых приемов;правильная организация рабочего места.

«4»:В ответе допускается незначительная неточность;Норма времени больше на 10 – 15 %;Имеют место случаи неправильного выполнения трудовых приемов;Отдельные случаи нарушения организации рабочего места; Отдельные случаи нарушения ТБ и дисциплины

«3»:В ответе допускается неточность, которая исправляется с помощью учителя, неумение применить знания на практике;Норма времени больше на 25%;Имеют место случаи неправильного выполнения трудовых приемов. Отдельные случаи нарушения организации рабочего места. Отдельные случаи нарушения ТБ и дисциплины. Это повторяется после замечаний учащихся.

«2»:Незнание материала, неумение применить знания на практике (практическая работа только с помощью учителя); Не справляется с зданием в течении установленного времени;Почти все трудовые приемы     выполняются неправильно, систематично нарушается правильность организации рабочего места, правила ТБ, дисциплины.

«1»:Ученик совершенно не знает материал, отказывается отвечать;Допустил неисправимый брак;Отказ от выполнения задания;Не владеет трудовыми приемами;Не знает правил организации рабочего места;Нарушение дисциплины и ТБ (что приводит к травмам).

№13. Формы организации самостоятельной работы учащихся по ТиП.

Для того чтобы организовать самостоятельную работу учащихся, учитель должен решить какую из задач требуется выполнить.

Существует 4 основные задачи: Формирование умений и навыков; Совершенствование умений и навыков; Развитие школьников; Реализация задач производительного труда и школьного предпринимательства.

В первом случае достаточно воспользоваться рекомендациями школьной программы. Необходимо подобрать 1 или несколько объектов труда и реализовать возможность его изготовления.

Вторая задача – нужно подобрать такой объект труда, технология изготовления которого не только бы формировала новые умения, но и совершенствовало ранее изученное. При этом надо учитывать материально-техническое обеспечение школы.

Для решения 3 задачи – задание должно способствовать творческих качеств личности.

4 задача – объекты труда подбираются таким образом, чтобы решались цели обучения и воспитания на уроках, а также носили производственный характер.

Вопросы подготовки самостоятельной работы учащихся полностью опираются на изучение нового материала и вводного инструктажа.

На этапе проектирования самостоятельной работы учитель продумывает технологию контроля и инструктажа (текущий контроль и текущий инструктаж), а также готовят учебно-материальную базу.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 150.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...