Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Связь МПТ с другими науками.




Понятие о методике преподавания технологии как отрасли педагогических знаний.

Методика преподавания технологии (МПТ) является одной из составляющих обширных педагогических знаний. И как отрасль пед. науки имеет свой объект, задачи и методы исследования.

Объектом изучения служит процесс трудового обучения, включая все его стороны: содержание учебного материала, методы преподавания, познов. деят. уч-ся, результаты обучения и др.

Наука о теории обучения – дидактика.

Педагогика           Дидактика           Методика

В методике преподавания обязательно учитывается организационные формы, методы и средства обучения.

Пример: Урок физики: метод объяснения используется для объяснения физических явлений. А на уроках технологии этим же методом объясняют конструкцию станка, машин и т.д.

Что изучает методика преподавания?

Предмет изучения методики преподавания технологии – изучение закономерностей процесса обучения технологии.

Предмет методики включает в себя:

· Изучение социально-педагогических основ обучения технологии;

· Общую и частную методику преподавания технологии;

· Определение организационно-технических условий осуществления учебно-воспитательного процесса.

Социально-педагогические основы обусловлены требованиями социального развития, требованиями производства и общепедагогическими требованиями. Эти основы решают ряд вопросов:

· Рассматривать цели, содержание и методы обучения в истории развития методики преподавания технологии (исторический момент);

· Проблема связи теории с практикой;

· Выявление познавательного и воспитательного знания предмета технологии;

· Изучения дидактических систем и принципов обучения.

Общая методика рассматривает организационные методы и формы обучения, специфики и особенности их использования. Частная (конкретная) направлена на изучение конкретного содержания отдельных блоков образовательной области технологии.

Организационно-технические условия определяются учебно-материальной базой (станки, инструменты, приспособления, плакаты, схемы, рисунки).

Какие задачи решает методика преподавания технологии?

Общие задачи:

1. для чего учить? (цели, задачи);

2. чему учить? (содержание обучения);

3. кого учить? (школьники, студенты);

4. как учить? (формы, методы, средства);

5. каковы должны быть условия обучения?

Конкретные задачи:

1. формирование образовательных и воспитательных целей обучения;

2. разработка требований к содержанию обучения технологии (учебные пособия, учебники), проверка рекомендаций;

3. отбор форм учебно-воспитательной работы, методов и приемов обучения, разработка рекомендаций по изучению отдельных тем учебной программы;

4. разработка путей осуществления связи теории с практикой, осуществлять связь с другими науками (физика, биология и т.д.);

5. разработка принципов содержания, организации и методов внеклассной работы по технологии;

6. оснащение материальной базы, требования к лабораторному оборудованию;

7. выбора рекомендации по планированию учебно-воспитательного процесса;

8. определение условий и факторов, влияющих на выбор типов урока.

Связь МПТ с другими науками.

¾ Педагогика

¾ Психология

¾ Естественно-научный блок (математика, физика)

¾ Социально-гуманистические науки (русский язык, история, культурология).

 

№2.Цели и задачи методики преподавания предпринимательства, ее структура и особенности.

В настоящее время общеобразовательные учреждения во многих регионах России уже накопили определенный опыт организации преподавания основ бизнеса и предпринимательства, и это позволяет перейти к широкому внедрению этого нового элемента учебной программы во всех школах страны. Предпринимательство – это:

1.форма деятельности в сфере производства товаров и предоставления услуг с целью получения возможно большей прибыли;

2.- самостоятельная, инициативная деятельность граждан и их соединений, осуществляемая на свой риск и под свою имущественную ответственность с целью получения прибыли. Цель преподавания курса "Основы предпринимательства" является формирование у учащихся системы практически ориентированных знаний и навыков в области осуществления хозяйственной деятельности, что должно подготовить их к самостоятельной предпринимательской деятельности и помочь избежать при этом наиболее типичных ошибок.

Задачи преподавания курса "Основы предпринимательства":

· формирование у учащихся систематизированного представления об основах рациональной организации деятельности в области бизнеса;

· осознание ими требований, предъявляемых этим типом деятельности к тем выпускникам школы, которые пожелают выбрать его в качестве сферы своего будущего трудоустройства;

· ознакомление с кругом профессий, которые существуют в сфере бизнеса, и примерным содержанием функций, с которыми сопряжена деятельность специалистов различных профессий в этой сфере;

· воспитание навыков организации элементарной предпринимательской деятельности и понимания процедур и проблем, которые существуют в этой сфере деятельности в России.

Изучение курса «Основы предпринимательства»преследует следующие цели:

- вооружать учащихся знаниями об основах предпринимательства, сформировать навыки ведения бизнеса, участия в рыночных отношениях; - воспитывать у них уважение к собственности, ответственность, экономичность, формировать экономическое мышление, культуру предпринимательства;- подготавливать к выполнению своих социальных ролей: производителя, потребителя, гражданина, семьянина.

Структура: Основы предпринимательства:18час.: Темы уроков:1) предпринимательство: сущность, цели, задачи, история становления; 2) Ресурсы и факторы производства; 3) Предпринимательская идея. Предпринимательская фирма; 4) Нормативная база предприятия; 5) Трудовой коллектив. Производительность и оплата труда; 6) Менеджмент и маркетинг в деятельности предпринимателя; 7) Налогообложение в России; 8) Бизнес-план ученической компании; 9) Творческий проект «Мое собственное дело».

Преимущественно практическая направленность курса диктует необходимость использования различных методических приемов в деятельности учителя. Имеющийся отечественный и зарубежный опыт преподавания позволяет рекомендовать применение следующих способов преподнесения и активизации знаний учащихся с целью формирования у них навыков коммерческого мышления:

1. Проведение установочных занятий (уроков) по темам курса.

2. Домашний разбор публикаций в деловой прессе с целью выработки у учащихся навыков самостоятельного анализа ситуаций, возникающих в сфере бизнеса, и поиска путей их решения.

3. Решение задач на закрепление конкретных прикладных навыков, необходимых предпринимателю.

4. Проведение конкурсов на лучшую идею создания школьной фирмы (лучший бизнес-план).

5. Создание школьных фирм с заранее заданным сроком деятельности и четко определенными целями функционирования.

6. Организация встреч с известными местными предпринимателями, сотрудниками экономических служб местной администрации, представителями налоговой службы.

Одной из трудностей при изучении раздела является то, что он состоит из целого ряда отличающихся друг от друга, разнообразных и разносторонних тем, которые, однако, взаимосвязаны, причем эта взаимозависимость может быть не сразу заметна, до тех пор, пока весь раздел не будет завершен.

Другая трудность состоит в том, что изучаемый предмет весьма динамичен. Для преодоления этих преград важно сделать себя восприимчивым к любой информации о мире бизнеса с самого начала обучения и стараться быть в курсе самых последних новостей в этой области путем интенсивного чтения дополнительной литературы, журналов, смотреть телепередачи, слушать радио о текущих событиях. Необходимо делать соответствующие записи, чтобы запомнить более интересные сообщения.

№3. Связь методики преподавания технологии и предпренимательчтва с другими науками. Межпредметные связи

Методика преподавания технологии связана, с одной стороны, с педагогикой, психологией, с социально-гуманитарными науками в целом, с другой стороны с техническими науками. А методика препод. предпр. еще и с экономическими дисциплинами.

Естественно, что методика преподавания технологии как отрасль педагогических знаний связана с педагогическими науками и, прежде всего, с дидактикой. Она вырастает из дидактики и опирается на ее основные положения.

Методика преподавания технологии связана и с общей теориейи методикой воспитания. Проблемы воспитания методика рассматривает на примере исследований воспитательного аспекта, воспитательного влияния процесса обучения технологии па развитие личности учащегося.

Большую роль в развитии методики преподавания технологии играет ее связь с психологией. Связана с общей психологией, которая раскрывает природу и сущность психической деятельности, ее основные формы, законы ее возникновения и развития.

Общая психология является естественно-научной основой, определяющей воспитательные влияния на развитие личности ученика, которые осуществляются в процессе обучения технологии.

Для методики преподавания технологии очень важна опора на особенности психического развития детей и молодежи, т. е. на возрастную психологию.

При разработке форм и методов обучения технологии нельзя не учитывать вопросы психологии обучения и воспитания. Здесь проявляется связь методики с педагогической психологией.

Определяя содержание обучения, в которое входят знания и умения по технологии обработки материалов, энергии и информации, методика устанавливает связи с психологией труда и инженерной психологией.

Связь методики преподавания технологии с другими социально-гуманитарными науками и прежде всего с культурологией позволяет ей решать проблемы воспитания в процессе обучения технологии, развития социально значимых качеств личности учащегося.

Другая сторона связей — связи с техническими науками.

Они позволяют методике решать проблему разработки содержания обучения технологии, т. е. тот учебный материал, который отбирается для изучения в школьном курсе технологии, черпается из технологии конструкционных материалов, машиноведения, технической механики, электрорадиотехники и других общетехнических и специальных технических дисциплин.

Через технические науки методика преподавания технологии связана с естественно-научными дисциплинами, в первую очередь с физикой, а также математикой. Это обусловлено тем, что технические науки органично включают в себя физические и другие естественно-научные понятия, а также математический аппарат. Поэтому изучение технических наук вне связи сфизикой, математикой и другими дисциплинами невозможно.

Такова система связей методики преподавания технологии с другими науками.

Здесь очень важно отметить, что рассмотренные связи методики преподавания технологии с социально-экономическими и техническими науками лежат в основе всей системы профессионально-педагогической подготовки учителя технологии. А методика преподавания технологии является системообразующим элементом этой подготовки.

Экономические дисциплины: основы экономики, маркетинг, менеджмент, маркетинг, реклама и т.д.

№4. Система принципов обучения технологии и предпринимательству

Принципы обучения — это исходные положения теории обучения, которыми руководствуются при организации и осуществлении учебного процесса. Они выработаны в ходе педагогической практики и отражают закономерности процесса обучения.

Принципы обучения определяют его содержание, формы организации и методы. Они имеют характер объективных законов, но в отличие от законов естественных наук действуют не стихийно, а должны быть реализованы в учебном процессе учителем.                                                                                                                                                                          

Принято выделять общедидактические принципы, которые являются общими для преподавания всех учебных предметов. Они рассматриваются дидактикой, или общей теорией обучения.

Но каждый учебный предмет имеет свои особенности, которые оказывают влияние и на принципы обучения этому предмету. Поэтому общедидактические положения в преподавании различных учебных дисциплин приобретают соответствующую специфику. Кроме этого, вырабатываются и свои, характерные только для данного учебного предмета принципы. На основе обобщения педагогического опыта и результатов научных исследований в области обучения технологии в общеобразовательных учреждениях сформулирована целая система принципов обучения. Все они взаимосвязаны между собой и относятся ко всему процессу обучения технологии и предпринимательства в целом. 

1. Принцип связи теории с практикой в обучении технологииСвязь теории с практикой в обучении играет исключительно важную роль, т. к. технологическое обучение, по своему характеру, обучение практическое. Практические методы обучения, практические работы учащихся занимают в нем около трех четвертей учебного времени.

Ученики должны не только усвоить содержание научно-технических знаний, но и научиться применять эти знания на практике. Главным средством реализации принципа связи теории с практикой в обучении технологии является соединение теоретического обучения с практической деятельностью и трудом учащихся. Это позволяет формировать у учащихся убеждение в необходимости технических знаний как руководства к деятельности, порождает потребность в знаниях.

Трудовые действия учащихся во время практических работ должны опираться на научно-технические знания и обосновываться ими. Простое подражание в практической деятельности учащихся действиям учителя ведет к узкому ремесленничеству,

2. Принцип научности.Сущность принципа заключается в том, что учащиеся должны овладевать научно достоверными знаниями, которые объективно правильно отражают предметно-практическую деятельность людей. Несоблюдение этого принципа в обучении технологии сразу же сказывается при практическом освоении технических знаний. Если, например, ученик получил неправильные или неточные знания о том, как выполняется та или иная технологическая операция, то он или не сможет ее выполнить, или выполнит с ошибками, допустит брак в работе.

3. Принцип доступности и посильности труда для учащихсяУчебный материал должен соответствовать познавательным возможностям учащихся, а практические задания, производительный труд, выполняемые учащимися на занятиях по технологии, определяться исходя из уровня предшествующей трудовой подготовленности и физических возможностей учащихся.

 4 Систематичность и последовательность.Суть заключается в изучении учебного материала в последовательности, отражающей логику технических наук, ход трудового процесса, закономерности формирования технологических умений и навыков и некоторые другие педагогические требования. Изучение последующего учебного материала должно строиться на основе усвоения предыдущего.

Пути егореализации в учебном процессе:

1) Учитывать принцип систематичности и последовательности при планировании учебного процесса, располагать учебный материал в соответствии с логикой науки, ходом трудового процесса и т. д.

2) Систематически повторять и обобщать изученный учебный материал после усвоения отдельных тем и разделов курса технологии.

3.) Постепенно усложнять практические работы учащихся.

4) Раскрывать межпредметные и внутрипредметные связи курса.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 186.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...