Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Научное познание и его специфика. Структура научного познания




Обыденное и нayчное познание, их cпецифичеcкие пpизнaки. Научное знание обладает высокой точностью. Но точность проникает и в повседневную жизнь. Довольно часто говорят, что оно оперирует абстрактными понятиями. И это утверждение не в полной мере отражает специфику научного познания. Основная специфическая черта науки - наука существует в виде системы теоретических знаний. Наиболее совершенной формой научного знания является теория. Далеко не каждое обобщение является теорией

 

47проблема движущих сил соц. динамики

Соц. Изменение и соц. Развитие, т.е. собственная соц. Динамика имеет всеобщий характер, в силу чего актуальной становится проблема раскрытия причин и источников данной динамики – сил. Влияющих на соц. Трансформации. Однако, несмотря на тол, что в философии, и в соц. Науке возрастает интерес к анализу источников развития и самоорганизации общественных систем, данная проблема, как признаёт изв. Мог. социолог Канашевич, остаётся наиболее трудной и малоизученной общественной проблемы. Исходя из подходов изучения соц. Мы можем заключить, что источник соц. Динамики – упирается в вопрос о соц. Объекте. Соц. Объект – сложно-философское понятие, обозначающее самостоятельного участника процесса соц. Развития, трансформирующего соц. Реальность исходя из собственных интересов. Существенной чертой, характериз. Соц. Субъект, является его деятельное, активное отношение к миру, т. е. соц. Субъект – это элемент соц. Реальности, который трансформирует ту реальность. Выделение соц. Субъекта требует учёта объекта соц. Деятельности – таковым становится индивид, соц. группа, касс, вся соц. Структура, а также законы и принципы, которым подчиняется составляющие её элементы – на что бывает направлена деятельность соц. Объекта.

 

45 Социальная философия.

Общество – наиболее сложный из существующих объектов познания. Специфика познания общества состоит в том, что в нем очень тесно сочетаются объективное и субъективное. Общество как объект влияет на субъект познания. Оценка фактов общественного познания не имеет смысла вне сложившейся системы знаний или взглядов.

Социальные знания в отличие от знаний естественных наук представляет собой результат изначального взаимодействия системы отношений, чувств, объектов.

Успех социального познания напрямую зависит от:

- зрелости учеников процесса познания;

- достойный уровень образования и подготовки;

- осознание взаимодействия объекта и субъекта.

Принципы социального познания:

1) социальные познания выступают не как пассивные созерцания, а как действующая активность субъекта;

2) объект и субъект адекватно воздействуют друг на друга;

3) социальные события уникальны, но повторяемы, разнообразие общественного бытия порождает разнообразие общественных знаний.

Системообразующим компонентом всех социальных знаний является философские знания. Отличие фактов социальной действительности от фактов природы. Социальные факты изменчивы. Постоянство в социальном познании является только исходная система предпосылок. Включение субъективного в общественное познание не отрицает наличия объективной истины об обществе.

Общество – совокупность личностей. Общество – совокупность личностей во взаимодействии. Общество – совокупность личностей во взаимодействии, которое может быть неявным. Именно совместимая д. объединяет людей в общество. Теоретические модели общества и современность. Практическая функция философии: социальная философия занимается созданием моделей развития общества.

17-18 века – натуралистическая (Руссо, Дарвин). Общество – результат природного развития человека.Теория фактов – подраздел натуралистической концепции. В истории человечества случаются события – 2выховы», которые изменяют ход развития общества. (Бумилев, Томби). Диалектико-материалистический историзм. Сочетание природного развития и общественного сознания = общество.Общество = общественное бытие + общественное сознание

 

46 Натуралистическая программа – (17-18 в.в.) рассмотрение общ-ва по аналогии с природой – естественное продолжение природных процессов. 3 напрвления:

 Редукционизм (высшие формы материи могут быть полностью объяснены на основе закономерностей, свойственных низшим формам)

Органицисская версия (Спенсер)- общ-во уподобляется организму.

Этноцентризм (Лев Гумилёв) – процессы космического хар-ра. Теория пассионарности (паранаучное, околонаучное) – люди делятся на пассионарных, нормальных и субпассионарных.

Марксистская программа(19 в.)-материалистическое понимание истории: источник развития общ-ва (в нём самом).

Концепция социального действия (Вебера): анализирует социальные действия:

-целерациональное действие (усл-я внешнего мира – усл-я вашего действия)

- ценностно-рациональное действие (вера в ценность определённого способа поведения как такового )

- традиционное действие (привычки)

- аффективное действие (эмоции)

 

20Становление и эволюция философских идей на белорусских землях.

Зарождение философской и общественно-политической мысли Беларуси относится к 10-11 векам и связано с созданием государственности (Киевская Русь). Принятие христианства способствовало распространению письменности, изданию рукописных книг.

Выдающимся мыслителем Киевской Руси был Кирилл Туровский. Он считал разум высшей ценностью человеческой жизни. Его проповеди и слова были посвящены философско-богословной тематике.

На развитие философской мысли 16 века большое влияние оказали Возрождение и Реформация. Наиболее известные представители этой эпохи: Скарина, Будный, Тяпинский, Сапега.

Ф. Скарина – первопечатник, просветитель. Его заслугой является перевод Библии на национальный старобелорусский язык. Скарина был патриархатом и многосодействовал развитию национальной культуры.

С. Будный – религиозный реформатор, поэт, известен своим свободомыслием, критикой библейских текстов, католической церкви и папства. Он отрицал божественную природу Христа, веру в бессмертие души и загробный мир. Человеческая личность, считал он, должна быть непросто свободной, но и неприкосновенной.

В 18 веке –Беларусь в составе России, шла русификаторская политика царизма.

Оригинальным мыслителем 20 века был Абридович. В единственном своем произведении “Исконным путем” он исследовал проблемы белорусской нации: особое предназначение, культурная миссия Беларуси – поиск третьего искомого пути, который будет альтернативой как западной, так и восточной культуре.

Проблемы духовного возрождения общества вновь обострились. В 1990-е годы в противоречивых условиях сегодняшнего развития государства.

 

32 1 концепция - креационистская(человек возник в результате акта Божественного творения)

2 концепция – эволюционная (человек произошёл в ходе эволюции прежних живых форм. Принципы: борьба за выживание, половой отбор)

3 концепция – трудовая (трудовая деятельность)

4 концепция – мутационная (мутации (генетические) на протяжении жизни всего одного поколения).

 В философии 20-го века сформировались концепции альтернативные подобным биологизаторским (1-4): связывают происхождение человека с культурой, т.к. культура формирует человеческий разум и тело и т.к. возникновение отдельных форм человеческой духовности (мораль, искусство, фил-я) не вписывается в модель практической целесообразности. Это значит, что т.к. в природе всё подчинено целесообразности, а существуют природные явления (человек не природное, а социальное существо).

Игровая концепция (Хёйзинга) – «человек играющий». Игра рассматривается как основа происхождения религии, искусства, права, фил-ии. Игра – форма свободной творческой активности, где человек может реализовать свою свободу, отвлечься от гнёта повседневности, от соображений выгоды и бесконечных «надо».

Психосоматическая модель (Зигмунда Фрейда) – возникновение к-ры и человека обусловлено появлением культа. Фундаментальные основания культа – тотем и табу. Их возникновение - рез-тат «эдиповой» драмы, которая разыгралась в первобытной орде и была связана восстанием сыновей против отца.

Семиотическая концепция – к-ра- специфическая, знаково-символическая реальность, основа и универсальный посредник между человеком и миром в к-ре-язык. Человек становится субъектом той или иной к-ры, лишь овладев её языком. Причём в качестве языка – различные феномены, начиная от систем родства и заканчивая властными системами, т.е. язык(в рамках этой концепции) – подлинный создатель культуры, а не ср-ва подлинного общения.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 196.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...