Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сознательное и бессознательное в структуре сознания




Сознание человека не представляет хаос. Как и в объективном мире, здесь существует упорядоченность, закономерные связи и отношения. Сознание – сложная система многообразных элементов духовной жизни, оно структурно организованно. Выделяются основные элементы сознания: 1)человек осознаёт не только внешний мир, но и самого себя, обладает самосознанием. Он осознаёт себя как личность, как нечто самостоятельное по отношению к окружающей среде. Самосознание – осознание самого себя как мыслящего существа. Самосознание включает осознание человеком своих действий, мыслей, отношений с другими людьми, потребностей, положения в обществе, стремлений, интересов. Оно тесно связано с рефлексией – размышлением личности о самой себе, внутренней углубленностью в свою собственную духовную жизнь. Самосознание предполагает самооценку и самочувствие, связанное с удовлетворением или неудовлетворением самим собой.

2)осознавая внешний мир, человек приобретает и перерабатывает информацию. Он познаёт окружающий мир посредством ощущений, восприятий, мышления. Это познавательная сфера сознания.

3)познавая мир и самого себя, человек одновременно переживает полученную информацию, эмоционально к ней относится. Совокупность чувств, настроений составляет эмоциональную сферу сознания.

4)сознание не ограничивается познавательной и эмоциональной сферой. Наши мысли, взгляды, чувства осуществляются в действительности благодаря усилиям воли.

 Воля – способность к выбору цели деятельности и внутренние усилия, необходимые для её достижения. Воля =- не только способность хотеть, направленная на удовлетворение желаний и потребностей. Воля, мышление и другие элементы сознания неотделимо связаны друг с другом.

5)и познание, и чувство, и воля предполагают акт внимания - сосредоточенность на определённом объекте или факте сознания, представляющем особую значимость или интерес в данной конкретной ситуации. Различные элементы сознания человека находятся в закономерных связях м/у собой и внешним миром. Исходя из самосознания и познания эмоционально переживаются человеком, а для их деятельностного осуществления необходимы волевые усилия. Все элементы сознания предполагают акт внимания, способность сосредоточиться на чём-то определённом и отвлечься от всего остального сознание есть целостность духовных явлений, и как таковое оно представляет субъективный мир человека и обнаруживается объективно посредством деятельности.

Сознание и бессознательное наряду с осознанием психическими процессами существует неосознанные. Это - бессознательное. Многие ощущения, восприятия, мотивы деятельности, интересы и даже причины тех или иных поступков не осознаются человеком. Бессознательное может проявляться в неосознанных действиях, в случайно сказанных фразах, которые сохраняются на уровне памяти. Идея бессознательного появилась ещё в античной философии. Так Сократ говорил, что он постоянно прислушивается к своему внутреннему голосу как к велению совести. Особое внимание проблеме бессознательного уделяли иррационалисты. Фрейд рассматривал бессознательное как определяющий фактор человеческой психики. Бессознательное рассматривается на 2 уровнях: 1- ранее осознаваемое, но перешедшее в бессознательное 2- никогда не осознаваемое

Многие наши действия в процессе формирования находятся под контролем сознания, а затем по мере приобретения навыков автоматизируются и совершаются неосознанно. Совокупность сознательного и бессознательного вместе взятых составляет психику человека. Сознательное и бессознательное постоянно обмениваются информацией: неосознанное может перейти на уровень сознания, а осознанное – уходит в глубину психики, откладывается в памяти. Управление бессознательным не означает его устранение. Попытка полностью контролировать бессознательное сознанием может привести к расстройству физиологических и психических процессов. 

 

Специфика познавательного отношения человека к миру. Проблема познаваемости мира

Познавательная деятельная деятельность присуща только человеку. Высшая деятельность ориентирована на получение знаний. Истоки познавательной деятельности и её формы:

Процесс практического преобразования действительности (деятельности). 1-ая форма познавательной деятельности – практическое познание. След. Формы познания

Мифологическая, религиозная, художественная, философская. В качестве предмета познания выступают явления природы, сам человек и его внутренний мир, социум. Гносеология – наука, отрасль философии, изучающая познание. Раздел философии, изучающий проблемы природы познания отношения знания и реальности, исследующая всеобщие предпосылки познания, достоверные знания, условия его истинности, возможности и границы познания, формы и уровни. Проблемы:

Познаваем ли мир? Проблемы структуры познавательного процесса, проблема истинности, чувственного или рационального. Гносеологический оптимизм, скептический агностицизм - проблемы познаваемости мира.

Познавательный оптимизм утверждает, что мир познаваем и то, чего человек в процессе познавательной деятельности, может познавать сущность, открывать истины, объективную деятельность и её познавание. Скептицизм – выражающий сомнение. Гераклит - глаза и уши – фальшивые свидетельства. Скептики отрицают возможность достоверности знаний и не верили в возможность рационального обоснование нравственных норм, полагали, что в одном месте считали нравственным, в другом – не считали. Познание скептицизм – резкая направленность против концепций истинности, единым критерием которой считалась видимость. Агностицизм - отрицание познания. Это учение, согласно которому вопрос об истинности познания не может быть окончательно решён. Возникновение в связи с обнаружением измены относительно и несовершенство знаний. Наиболее последней формой агностицизм нашёл отражение во взглядах философа Юма. Всё познание имеет дело с опытом. Отношение с опытом. Логическим путём невозможно устранить различия м/у объектом и системой знания.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 211.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...