Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблема сознания и основные подходы к ее философскому анализу.




Сознание – сущностная характеристика человека (то, что делает его человеком) = способность к осмыслению (постижению, переживанию, проектированию) внешней действительности и своего внутреннего опыта.

Сознание неуловимо для внешнего наблюдения. При объективировании в языке, поведении-деятельности, мозге ‑ нивелируется уникально-личностное. Авторы же считают, что философская реконструкция должна отражать все философские аспекты.

Видимо, поэтому авторы уверены, что философия сознания повторяет подходы к философскому анализу сознания, применявшиеся в истории европейской метафизики:

- субстанциональная концепция (Платон, Аристотель, Декарт, Спиноза, Гегель): разум – субстанция (основа и сущность) мира, человеческий разум – проявление Мирового Разума;

- функциональная модель (Гоббс, Локк, Бюхнер, Ленин, Рорти): сознание – функция нервной системы и мозга, чувства – источник сознания;

- экзистенциально-феноменологическая концепция (Гуссерль, Хайдеггер, Сартр): сознание свободно конструируется индивидуальным Я из внешних и внутренних потоков мыслей, чувств, ассоциаций;

- социокультурная парадигма (марксизм, символический интеракционизм, структурализм): сознание ‑ продукт общественных отношений, социальных взаимодействий, языка.

Дополнение: Вышеприведенный ответ содержит дополнительную информацию для ответа на вопрос № 25 Примерного перечня вопросов вступительного экзамена в аспирантуру Белгосуниверситета: «Генезис сознания. Сознание человека и психика животных». А также частично освещает первую часть вопроса № 26 из того же перечня «Сознание, мышление и язык. Проблема моделирования сознания в кибернетических системах».

Проблема генезиса сознания

Будучи функцией человеческого мозга, сознание формируется и развивается в процессе эволюции. Оно возникает, когда мозг человека становится способным вырабатывать и сохранять знания, что в свою очередь представляет собой неотъемлемую часть процесса антропогенеза (происхождение человека). Для возникновения сознания необходимы были определённые предпосылки: природные, биологические и социальные. Наиболее общее природной предпосылкой возникновения сознания явилось свойство, присущее всем видам и формам материи, - отражение. Отражение – способность предметов воспроизводить свои особенности друг в друге в процессе взаимодействия. Взаимодействие предметов приводит к структуроподобному отображению одного в другом. Предметы как бы запечатлевают свои свойства друг в друге. Предметы отражения: следы на снегу или песке или зеркальное отражение, надпись ручкой на бумаге, отпечатки пальцев, дыхание, кровообращение. Отражение имеет всеобщий, универсальный характер. Каждый объект испытывает воздействие бесконечного множества других объектов, отражает их в себе и в этом смысле является как бы эхом в зеркале. Принято разделять отражения в живой и неживой природе. Второе отличается пассивностью и сводится к механическим, физическим, химическим изменениям взаимодействующих объектов. Отражение в живой природе имеет активный, избирательный характер. Живые организмы испытывают не просто воздействия окружающей среды, но активно реагируют на данное воздействие, перерабатывают его в себе с целью приспособления. Цветок поворачивается к солнцу, пчёлы совершают сигнальные танцы, звери спасаются бегством в случае опасности. Всякое отражение несёт определённую информацию – сведения об окружающем мире. Так, информацию несёт речь, книги, и многое др. информация передаётся к объекту в процессе отражения. Отражение прошло длительную эволюцию. Простейшая форма его в живой природе – раздражимость, способность живого организма реагировать на внешние воздействия. Это допсихическая форма отражения. В процессе эволюции живых организмов возникает чувствительность – способность иметь ощущения, отражающие свойства воздействующих предметов. Это начальная форма психики животных, формирующаяся на основе нервной системы. У животных возникают специальные нервные образования – рецепторы, посредством которых развивается температурная, световая, кожная чувствительность. В ходе дальнейшей эволюции ощущения всё более усложняются. У позвоночных животных непосредственным носителем психики становится мозг. Ощущения содержит информацию об окружающей среде, использование и переработка которой живыми организмами приводит к такой форме адаптивного поведения, как инстинкт (пищевой, самосохранения, размножения, ориентировочный, стадный). Инстинкты - совокупность врождённых форм поведения, свойственная данному виду и передающихся от поколения к поколению. Они порождаются биологическими потребностями, в основе которых лежат безусловные рефлексы, т.е. ряд последовательных рефлекторных движений, из которых каждое предыдущее является толчком для последующего. Руководствуясь инстинктами, животные совершают повторяющиеся, стереотипные действия в сходных условиях, субъективно их не осмысливая. Птицы инстинктивно строят гнёзда и выкармливают птенцов. Вылупившийся цыплёнок клюёт зёрна, кукушонок выкидывает из гнезда других птенцов. Инстинкты могут быть очень сложными и даже производят впечатление разумности. Ощущения и инстинкты – не единственная форма психического отражения животных. На основе ощущений развиваются восприятия представления, которые позволяют воспроизвести целостный чувственный образ предмета и сохранить его в памяти. Можно выделить следующие особенности психического отражения у высших существ:

- наличие развитых ощущений, восприятий, представлений, обеспечивающих высокий уровень адекватности отражения

- высокая избирательность и дифференцированность отражения – активность

 - возрастание регулятивной роли восприятий, элементов мышления и поведения животных.

Достаточно развитые формы психического отражения у животных - биологические. Для возникновения сознания недостаточно только биологических предпосылок. Существуют различные концепции, объясняющее возникновение сознания. Согласно религиозной концепции, сознание человека, как и сам человек, результат божественного творения. В соответствии с космологической теорией эволюции частицы жизни или сознания были занесены на Землю из космоса. Наиболее аргументированная концепция на сегодняшний день – антропогенеза. Она опирается на научные факты и имеет научное обоснование. Согласно ей, труд рассматривается в единстве с природными фактами, которые определили необходимость существенного изменения форм поведения животных. К числу этих природных катаклизмов относятся следующие:

 - активная вулканическая деятельность

- сильная радиация

- изменение климата

- космические воздействия; но ясной картины таких воздействий на наших предков нет. Предполагается, что эти изменения привели к мутации, которые вместе с естественным отбором стали причиной формирования тела, приспособленного для прямохождения, развитого мозга, безволосой кожи.

проблема искусственного сознания

XX столетие – уникальный по своим особенностям и содержанию этап

мировой истории. Он отличается не виданной ранее динамичностью и сложностью

социального, научно-технического и культурного развития, глубиной и

значительностью происходящих в них перемен, необычной трудностью проблем,

вставших перед человечеством. Динамичные перемены в социальной и культурной жизни человечества вызваны успехами науки и техники. На смену длившемуся многие тысячелетия медленному прогрессу человеческой цивилизации пришла пора ошеломляюще быстрых перемен, всевозрастающего ускорения процесса наращивания

материальных и духовных сил общества. Процесс науки и техники вызвал в современном обществе глубокие преобразования, затрагивающие все сферы и стороны человеческого бытия. Человек в XX столетии стал обладателем множества научных открытий,

совершенных технических средств. В естествознании первой половины нашего века ведущим направлением была физика. Начиная с 50-х годов, наряду с физикой, химией и биологией все возрастающее значение и влияние на развитие науки и всего уклада нашей

жизни начала оказывать кибернетика. Кибернетика становится важнейшим

фактором научно-технической революции на высших этапах ее развития. Однако развитие кибернетики выдвигает ряд проблем, которые все же требуют пристального внимания. Эти проблемы связаны с опасностями, возникающими в ходе работ по искусственному интеллекту. Первая проблема связана с возможной потерей стимулов к творческому

труду в результате массовой компьютеризации или использования машин в сфере

искусств. Однако в последнее время стало ясно, что человек добровольно не

отдаст самый квалифицированный творческий труд, т.к. он для самого человека

является привлекательным. Вторая проблема носит более серьезный характер и на нее неоднократно указывали такие специалисты, как Н. Винер, Н. М. Амосов, И. А. Полетаев и

др. Состоит она в следующем. Уже сейчас существуют машины и программы, способные в процессе работы самообучаться, т.е. повышать эффективность приспособления к внешним факторам. В будущем, возможно, появятся машины, обладающие таким уровнем

приспособляемости и надежности, что необходимость человеку вмешиваться в

процесс отпадет. В этом случае возможна потеря самим человеком своих

качеств, ответственных за поиск решений. Налицо возможная деградация

способностей человека к реакции на изменение внешних условий и, возможно,

неспособность принятия управления на себя в случае аварийной ситуации.

Встает вопрос о целесообразности введения некоторого предельного уровня в

автоматизации процессов, связанных с тяжелыми аварийными ситуациями. В этом

случае у человека, "надзирающим" за управляющей машиной, всегда хватит

умения и реакции таким образом воздействовать на ситуацию, чтобы погасить

разгорающуюся аварийную ситуацию. Таковые ситуации возможны на транспорте,

в ядерной энергетике. Особо стоит отметить такую опасность в ракетных

войсках стратегического назначения, где последствия  ошибки могут иметь

фатальный характер. Несколько лет назад в США начали внедрять полностью

компьютеризированную систему запуска ракет по командам суперкомпьютера,

обрабатывающего огромные массивы данных, собранных со всего света. Однако

оказалось, что даже при условии многократного дублирования и перепроверки,

вероятность ошибки оказалась бы столь велика, что отсутствие

контролирующего оператора привело бы к непоправимой ошибке. От системы

отказались. Люди будут постоянно решать проблему искусственного интеллекта,

постоянно сталкиваясь со все новыми проблемами. И, видимо, процесс этот

бесконечен.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 372.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...