Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Пространственно-временная организация бытия. Основные концепции пространства и времени.




Понятие «пространство» обозначает свойство вещей обладать размерами и занимать определенное положение относительно друг друга. А понятие «время» – иметь длительность, скорость развертывания, ритм и темп.

В философии помимо концептуальных (теоретических) «пространства и времени» рассматривают еще и перцептуальные «пространство и время» (то есть их восприятия).

Основные свойства пространства: размерность (вещи имеют параметры), изотропность (оно во все стороны соразмерно, то есть, каждый метр в одну сторону равен каждому метру в любую другую).

Основное свойство времени – необратимость («стрела времени»).

Но современное естествознание якобы допускает десяти- и даже одиннадцати- мерные пространства и обратимые во времени процессы.

2 основные концепции пространства и времени:

1) субстанциональная: пространство и время независимы между собой, пространство как бы пустое вместилище, время – неудержимый поток событий (Демокрит, Ньютон).

2) реляционная: пространство и время взаимозависимы (Аристотель?!, Лейбниц?!, Эйнштейн). Эта концепция особенно развита в неклассической физике, где увеличение скорости сокращает пространственные величины и замедляет время; пространство-время – четырехмерный континуум (длина – ширина – высота - продолжительность); большая масса искривляет пространство и замедляет время вблизи себя.

В трактовке отдельно взятого времени еще 2 концепции:

- динамическая (время реально течет);

- статическая (все времена постоянно присутствуют в вечности, и кажутся преходящими только временным существам).Авторы наблюдают в наше время нарастающий отказ от физикалистических (в духе физики) представлений о пространстве и времени в пользу уникальности химических, биопространственных, биотопных, экологических, биовременных измерений этих величин. Кроме того, «социальное пространство и время» имеют свою специфику (где физически равные размеры не равноценны с социальной точки зрения).

Дополнение: Вышеприведенный ответ вполне годится для ответа на первую часть вопроса № 19 Примерного перечня вопросов вступительного экзамена в аспирантуру Белгосуниверситета: «Пространство, время, движение как атрибуты бытия. Движение и развитие».

30 человек как предмет философского анализа в классической и неклассической философии.

Философское знание связано с такими вопросами зачем как почему. Однозначно дать определение человеку невозможно, оно слишком уникально, чтобы определить его специфику. Наиболее традиционный подход к рассмотрению человека состоит в: человек – рассматривается как продукт природы, человек – образ и подобие бога

философия реконструкции проблем человека: описание мира человеческого бытия – единственный путь рассмотрения. Но в том случае определения человека фактически должно включать все сферы бытия. Ведь человек не только мера, но и результат вещей. Человек формируется обществом, но одновременно те или иные люди определяют и направляют развитие общества строго исходя из структуры общества человека. Человек в самом общем плане может быть окружён как конкретно историческое единство. В более узком плане наиболее классической моделью человека является традиционная модель, она предполагает его рассмотрение в качестве единства 3 составляющих: тело, душа, дух. Душа понимается как особая жизненная энергия тела, которая будучи бессмертна окружена живыми существами. Причиной и целью душ является бог. Он ответственный за процесс смерти и жизни, душа отвечает за его волю, характер, судьбу. Категории: индивид, индивидуальность, личность. Индивид – человек, как отдельно взятый представитель человеческого рода. индивидуальность – совокупность уникальных черт личности, отличающих её от других окружающих непосредственно характера и судьбы. Личность – человек, в аспекте социальных, значимых и индивидуальных личностных характеристик. основные концепции понимания человека в философии:

натурализаторская,экзистенциально-персоналистская

рационалистическая

социологизаторская

человек – элемент природы, наиболее полная форма стратегических сообществ

челочек – особое начало мира не сводимое к внешним законам и качествам, объясняется исходя из опыта его и судьбы.

наличие разума. Разум – начало, посредством которого не преодолевает то, что в нём есть от животного. Сознание – самый очевидный отличий человека.

разум представляет не только биологическую, но и социальную природу человека.

Человек – наиболее сложный объект исследования. Определений этой фундаментальной философской категории очень много, но ни одно из тех не может быть признано окончательным. Сложность философского определения человека вполне объяснима. Во-первых, категорию «человек» невозможно однозначно подвести под более широкое родовое понятие, ведь человек – это что-то неизвестное. Во-вторых, человек соединяет в себе множество противоположных начал, которые не позволяют односторонне и категорично определить человека. В-третьих, к проблеме человека можно подходить с различных сторон, выбирая тот, или иной метод исследования, ту или иную точку отсчёта. Замечено, что особенно остро философские осмысление проблемы человека встаёт в переломные кризисные периоды жизни человеческого общества, требующие максимального напряжения всех духовных и физических сил человека. Проблема человека концентрирует вокруг себя все другие философские вопросы, поскольку любой из них предполагает в своём основании решение проблемы, его природы, положение в мире и обществе. Первыми философскими взглядами на проблему человека можно считать выводы, сложившиеся в древневосточной ф. однако при том не следует забывать, что в древнем Египте философские мировоззрения ещё не отделилось обыденного знания, в древней индии философия срослась с религиозным мировоззрением, а в древнем Китае она была нерасторжимо с нравственной формой общественного сознания. Античная философия сформировала основные западно-европейские подходы к выделению человека в качестве отдельной и специальной философской проблемы. Сформировав принцип разумного понимания, философия пришла к открытию человека как самостоятельной ценности и признала за ним право на активность и инициативу. Западноевропейское средневековье отмечено сильнейшим воздействием христианского мировидения на все стороны жизни людей, тем более – на жизнь духовную, которая была неотделима от религиозного мировоззрения. философия нового времени формируется под влиянием капиталистических отношений и расцвета наук, прежде всего механики, физики, математики. Достижение точных наук отразилось в своеобразном взгляде на человеческий организм как на специфическую машину, которая как часовой механизм. Большое влияние на развитие философских исследований человека оказали фрейдизм и неофрейдизм. Благодаря фрейдизму и неофрейдизму получили рациональные объяснения многие явления общественной и индивидуальной жизни, которые прежде были совершенно непонятные. Открыв важную роль бессознательного в жизни как отдельного человека, так и всего общества, фрейдизм позволил объёмно и на многих уровнях представить картину социальной жизни человека










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 239.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...