Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Возникновение философии, её культурно-исторические предпосылки.




Мифология и религия являются культурно-историческими предпосылками философии. Мифы были двух видов. Космологические мифы – используют генетический метод, как правило, антропоморфные, то есть человекоподобные. Имеют объяснительную функцию. Социальные мифы – имеют преемственную функцию, объясняют и транслируют социальные знания. Миф объясняет всё за счёт своих домыслов. Условия проживания изменялись. Религиозное мировоззрение восполняет отсутствие знаний о мощных силах природы. Вначале существовало как многобожие (политеизм). На Руси как язычество (монотеизм). На смену пришли религии – единобожия (Буддизм, Ислам, Христианство). Религия делит мир на земной и сакральный (мир сакральной сущности). Любая религия имеет два основания:

1. Вера – как доверие друг к другу, как знание, чистая вера как идеология («Верю, но не знаю»).

2. Религиозный культ – система обрядовых действий, направленная на установление определённый отношений со сверхъестественными силами. Проблема религии заключается в том, что религия не открывает истину. Когда потребовалось точное знание о природе и человеке, то религиозное мировоззрение оказалось бессильным (развитие производства). Тогда зародилось философское мировоззрение. Философия основана не на вере, а на логике. Она выделяет объективную и субъективную реальности (мир делим). Объективная – это то, что не зависит от нашего сознания. Субъективная – это зависящая от нашего сознания (идеи, чувства, фантазии, мысли, предположения).

Религиозная концепция мира и человека в средневековой христианской философии. Теоцентризм.

Эпоха средневековья охватывает период (I – XIV вв.). Усилился динамизм производства. Оно преобразовалось в единое производство. Возник интерес к точным наукам. Стали образовываться города вокруг промышленных единиц: заводов, фабрик. Начинается урбанизация, остаются огромные территории за пределами городов. Появляются феодалы как крупные землевладельцы. Образуются новые классы в городах: бедные и богатые, в деревнях – феодалы и крестьяне. Появляются новые социальные противоречия. Церковь сливается с государством, так как христианство распространяется повсеместно. Ведущий представитель средневековья – Патристика – это теолого-философские взгляды «отцов церкви», обосновавших христианство, опираясь на античную философию и, прежде всего, идеи Платона. Аврелий Августин в книгах «Град Божий», «Исповедь» вырабатывает основы теологии. Для средневековой философии характерен – Теоцентризм – признание Бога в качестве источника и причины всего сущего. Земной мир делится на природу и человека. Бог – сакральный мир, человек и природа – земной мир. Человек признан венцом природы на Земле, потому что он только создан по образу и подобию Бога. Появляется антропоцентризм, но ограниченный Богом и природой. Природа предназначена для спасения. Человек греховное существо, природа создана для спасения его души. Все испытания – это блага. Существование человека должно быть аскетичным (лишение всех благ, посты). Идеи любви к Богу рассматриваются как полное отречение. Инквизиция – «полиция нравов», идеал любви к Богу, всё остальное инакомыслящее. Возникли запреты на все научные исследования. Часто возникали эпидемии, недуги воспринимали как кару Божью. Знания – это опыт. Увеличивается опыт, появляются знания. Появляется сфера образования – университеты, ремесленные школы. Продолжалось накопление новых фактов о природе и человеке, которые объяснить Теоцентризм не мог (северное сияние, магнитное излучение). По Августину человек – это трижды измеренное существо. Во-первых, мерой вечного миропорядка, во-вторых, мерой собственной воли, в-третьих, этапом истории, в которой он живёт. В университетах преподавали знания как вероучения.

Антропологизм в философии и искусстве эпохи Возрождения. Натурфилософия и пантеизм Н. Кузанского и Дж.Бруно.

Возрождение 14-17вв. Официальной философией в эту эпоху оставалась схоластика, но возникновение культуры гуманизма, значительные достижения в области естествознания привели к тому, что философия перестала играть роль служанки богословия и перспектива ее развития приобрела антисхоластическую направленность. Прежде всего она проявилась в этике. Возобновление этических учений стоицизма и эпикуризма, направленных против христианской морали. Наибольшую роль в философии эпохи возрождения сыграли натурфилософские концепции (Бруно, Кордано, Парацельс), свидетельствовавшие о крушении схоластических методов осмысления природы. Наиболее важными результатами этого естественно-научного направления в философии были: методы экспериментально - математического исследования природы; детерминисткое истолкование действительности, противоположное теологическому истолкованию; формулировка научных, свободных от элементов наделения субъектов, с кот.человек соприкасается в своей жизни, человеческими качествами, законов природы. Бруно Джордано (1548 – 1600) - новая концепция космоса и природы, отличная от средневековой. Б. представляет пантеистическую натурфилософию, основная идея которой - самодвижущаяся материя, из себя рождающая все многообразие форм своего бытия. Идейные истоки Б. - 1)учение Кузанского о совпадении противоположностей в Боге, как совпадение противоположностей Бога и природы; 2) Гелиоцентризм Коперника, переосмысленный в идею бесконечного космоса, в котором все свободно движется относительно всего; 3) мистико-магический пантеизм Парацельса с его представлением о тотальной одухотворенности материи. По Б.: 1) существует бесконечная вселенная с бесконечными в ней мирами, каждый из которых при однородности их начала качественно своеобразен; 2) вселенная находится в бесконечном движении; 3) всегда текущий мир остается одним и тем же, ибо его основанием и причиной является вечно равная себе субстанция, которая есть Бог, который не "над" миром, но "наиприсутствующее" в нем. Весь мир дышит им и потому весь одушевлен (гилозоизм). Дух (Бог) дышащее (материя) составляют совместно дыхание (жизнь), которое в качестве единства противоположностей есть Космос, видимая красота божественной жизни.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 241.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...