Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Религиозная философия о соотношение знания и веры. Спор реализма и номинализма в средневековой философии.




 Знание – это точное отражение действительности, подтвержденное практикой или доказательством. Вера – это принятие чего-либо в качестве знания без проверок и доказательств. Религия опирается на веру, а философия на разум. Можно ли применить философское знание к религиозной вере? Совместимы ли философия и религия? Один из отцов церкви Терртимиан считал, что философия и религиозная вера не совместимы. Божественные истины не постижимы. В них надо только верить. Если не пытаться их понять, то это приведет к абсурду. Отсюда «Верую либо абсурдно», т.е. с точки зрения разума – Любая вера нелепа и абсурдна. Поэтому не надо пытаться что-либо понимать, нужно только слегка верить, если философия не основана на вере, то ее нужно истребить, потому что она уводит человеческую душу от истинной веры. Вера выше разума. Разум следует уничтожать если он противоречит вере. Фома Аквинский считал, что познавать Бога надо не только с помощью веры, но и с помощью разума. И вера и разум созданы Богом, поэтому их нельзя противопоставлять. Они дополняют друг друга. Просто у них разные сферы деятельности. Вера дана для постижения божественной истины, а разум для объяснения реального мира. Мир – божье творенье. Разум познавая его, косвенно познает и божественную истину. И вера и разум приближают человека к познанию Бога. Поэтому надо развивать знание и укреплять веру. Но вера все же выше разума. Фома Аквинский придумал рациональное доказательство существования Бога. Фома Аквинский был провозглашен святым, а его учение Томизм стало официальной доктриной каталицизма. На основе томизма в конце 19 века возникло новое философское направление неотомизм. Ее цель объединение веры и разума, религии и науки. Наука познает мир с помощью опытов. Она получает знания, но осмыслить их не может. Для того что бы получить абсолютную истину наука должна объединиться с религией, которая содержит божественные истины, а значит сможет правильно объяснить научные знания. Результатом синтеза религии и науки станет новая истинная концепция мироздания. Средневековая философия разработала свой собственный метод построения рассуждений – схоластика, целью которых было познание понятий. Понятие – мысль, отражающая в обобщенной форме свойства предметов или отношения между ними. Понятия стали основным предметом философии. В 11-12 в. В философии шел спор об универсалиях – абстрактных понятиях, выражающих наиболее общие свойства предметов. Существуют ли универсалии реально в виде вещей и процессов или это только названии, которые существуют как слова и мысли. Все философы, которые считали, что универсалии существуют реально стали называться реалистами, а те которые считали, что это только имена – номиналистами. Фома занял компромиссную сторону:1 универсалии реально существуют в единичных предметах. 2. они образуются в разуме человека. 3. до человеческого разума и до вещей они существуют в божественном разуме. Благодаря средневековой схоластики развивалась логика – учение о формах и правилах мышления. 

Философия эпохи Просвещения: критика религии, механический материализм, обоснование «естественных прав человека».

Эпоха просвещения - 18 век. Просвещение – это культурное движение, целью которого была критика феодализма и создание идеала нового справедливого общества. Оно названо так потому, что деятели культуры были убеждены в том, что распространение света знаний разгонит тьму невежества, поэтому людям достаточно показать образец идеального общества и они такое общество создадут. Просветители были уверены, что историю творит не Бог, а люди все поступки людей вызваны их желаниями. Поэтому история – результат целенаправленной и сознательной деятельности отдельных людей. Это люди авторитетные, имеющие власть, поэтому историю творят цари и герои. Люди живут плохо потому что не знают как надо жить хорошо. Для того что бы исправить общество, надо научить их жить хорошо, нужно просветить их сознание. Поэтому главное средство для борьбы – это просвещение. Просвещать надо правителей. Им нужно внушить мысль о необходимости поделиться властью с народом. Народу должна принадлежать законодательная роль, а правителю исполнительная. Если государь пойдет против народа, его можно свергнуть. Народ, получив власть, будет издавать справедливые законы. Они будут обязательны для всех и все будут равны перед законом. Исполнять законы должен правитель, а контролировать исполнение должна законодательная власть. Суд должен быть отделен от законодательной и исполнительной власти. Он должен регулировать отношения между частным лицом. Таков принцип разделения властей. Д.Дидро. Просветители оптимисты пытались на практике реализовать свои взгляды. Дидро пытался просветить Екатерину II, а еще один философ Ж.Л. Монтескье пытался заняться просвещением дворян. Они были уверены что люди по своей природе добры, ими управляет разум и если пополнить разум людей добрыми идеями, то жизнь людей станет счастливой и справедливой. Философы пессимисты не верили в быстрое преобразование общества. Ж.Ж Руссо считал что человек удаляясь от природы, портит мир и самого себя, его потребности возрастают, что порождает не равенство и эксплуатацию. В начале истории все люди были равны и свободны, их потребности были минимальными. Затем они стали усовершенствовать орудия труда. Получили излишек, те кто стали присваивать излишек, стали первыми собственниками. С возникновением частной собственности возникло и неравенство. Люди стали враждовать друг с другом. Что бы восстановит в обществе мир они заключили договор между собой об образование государства. По этому общественному договору они отдали государству свои права. А оно пообещало восстановить мир и справедливость. Так как оно обещание не выполнило народ имеет право отказаться от договора и создать новое демократическое государство.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 210.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...