Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблемы бытия в античной философии. Современное понимание бытия.




Предмет философии. Философия как наука

Объект – то, на что направлено наше внимание. Предмет исследования – это аспект, сторона объекта или определённый тип его качеств. Объектом для философии является весь мир. Предметом философии – общие законы бытия для всех сфер. Онтология – философское учение о бытие. Гносеология – философское учение о познании. Логика – наука о законах и формах мышления. Философская антропология – это философия человека. Социальная философия – изучает общественную жизнь. Этика – учение о морали и нравственности. Эстетика – учение о прекрасном во всех его проявлениях.

Философия - это система двух групп качественно различных философских наук:

1. Философия материальных явлений ("Онтология"):Космология, Биология, Антропология, Обществознание

2. Философия духовных явлений: Гносеология и Социология.

Как система наук философия аналогична математике, которая состоит из нескольких математических наук: арифметика, алгебра, геометрия и т. д.

Каждая наука имеет свой предмет, свои методы, принципы, постулаты. Предметом любой науки являются явления, которые она изучает и устанавливает для них законы. Философия также имеет свой предмет, свой метод и принципы.

Предметом Философии материальных явлений являются: Вселенная, Жизнь, Человек и Общество.

Предметом Философии духовных явлений являются:

I. Гносеология: Сознание: самосознание, мышление, язык и Знания

II. Социология: Общественные отношения.

Материальное и идеальное нельзя сравнивать как "первичное" и "вторичное", так как вторичное возникает из первичного или стоит за ним в ряде предметов, событий и т. д. Материальное может породить только материальное и не может породить идеальное, а идеальное не может породить материальное. Духовное возникло и возникает не из материального, но на основе материального. Духовное, как свойство человека, всегда сопровождается материальным, так как оно не может функционировать без организма человека, а также без предметов природы.

Нельзя сравнивать качественно и функционально разные вещи:

Предметы природы с их качествами, свойствами, функциями, которые не могут существовать самостоятельно, отдельно от конкретных форм

Предметы природы с их образами, качествами, свойствами, функциями, закрепленными в памяти человека как идеальное содержание определенных понятий в виде существительных, прилагательных, глаголов и т. д.

Разнородные качества

Метод с наукой и другие разнородные и функционально разные вещи

2. Функции философии. Методологическая роль философии.Философия – вид познавательной деятельности, поэтому ее первой функцией является познавательна (гносеологическая). Гносеология – учение о познание мира и познавательности мира. 2-я функция философии: Мировоззрение – система взглядов на мир и на место человека в мире. Она включает: 1.знание, 2.ценности(добро, истина, красота), 3.убеждения (уверенность в праве своих взглядов), 4.идеалы (то к чему стремятся). 3 типа мировоззрения: 1. житейское или обыденное. 2. религиозное. 3.научное. 4. философское. 3-я функция: Методологическая. Метод – способ или совокупность правил, помогающих человеку достичь цели деятельности. 3 типа методов познания: 1.частнонаучное, 2.общенаучное (анализ, синтез, дедукция, индукция), 3.всеобщее или философское (метафизика, диалектика). У каждого человека есть первые три типа мировоззрения, но доминирует какой-то один, этот тип определяет его поступки. 4 тип мировоззрения: философское – свободное, критическое размышление о мире и человеческой жизни. Он может быть и научным и религиозным. Религиозное философское мировоззрение называется идеалистическим, а научное - материалистическим.

Общая характеристика и основные направления философии Древней Индии.

Особенности древне-восточной философии: 1. самая ранняя форма философии, еще не отделившаяся от мифологии. 2. философия является частью единства, в которое входит религия и мораль. 3. форма философии – религиозно-философские учения. Ведизм – основа др.индийской философии. Это религия, основой которой явл. Веды – 4 сборника религиозных текстов. На основе Ведизма сформировались все основные направления философии. Материализм – философское учение Вайшеимка. Весь мир состоит из мельчайших частиц – атомов, которые движутся. Движение атомов вызывает Бог, который действует по законам кармы. Объективный идеализм – философское учение Уланишады. Мир сотворило духовное начало. Человек и его душа – это часть мира. Субъективный идеализм (Йога) – философское учение, главное в мире – душа отдельного человека, которая порабощена его телом. Цель жизни человека – освобождение души с помощью психической тренировки. Когда человек научится управлять своей психикой, он станет хозяином своего тела. Буддизм возник в середине 1 тыс.до н.э. как религиозно-философское учение, которое превратилось в мировую религию. В основе буддизма лежит учение о Карме. Сансара – учение о многократном рождении души (плата за грехи). Нирвана – учение об освобождение души от тела, о прекращении рождений (высшее счастье). Каждый человек может стать буддой, т.е. избавиться от тела и превратиться в высший дух, который выше богов. Для этого нужно понять и благородные истины:1.жизнь-зло и страдания; 2.причина страданий – желание;3.от страданий можно спастись;4.спасение в отказе от желаний. 5 моральных норм:1. не наносить вреда всем живым существам. 2.быть правдивым.3. не воровать. 4.от страданий можно спастись. 5. не пить спиртного. +человек должен стать монахом.

Проблемы бытия в античной философии. Современное понимание бытия.

 Существовали 4 разные школы: 1) Фалес, Анаксемандр, Анаксемен, Гераклит - Милетская школа. 2) Парменид, Зенон, Мелисс- Элеаты. 3)Пифагор- пифагорейцы. 4)Демокрит, Левкипп- анатомисты. Все они были натуралисты (псевдоматериалисты). Материальное начало, кот.они брали за основу имело божественную сущность. Фалес считал первоначалом воду (например, питание всех вещей “влажно”). Анаксемандр- апейрон (безграничное, беспредельное, вечно движущееся, кот.определяется посредством воздействия на него некой высшей субстанции (происхождение кот.не требует доказательств)). Анаксемен - воздух (бесконечный, вечный, подвижный. Сначала сгущаясь образует облака, затем воду, землю, камни и разрежаясь превращается в огонь). В его учении видна идея перехода количества в качество. Гераклит - огонь (первый подметил то, что мир находится в бесконечном изменении, движении, и отсюда вывод, что огонь наиболее подвижный, наиболее способный к изменению элемент бытия). Парменид - основатель онтологии (учение о бытие). Все его учения были в поэмах. Его учение было направлено против учения Гераклита о том, что бытие подвижно, изменчиво. Считал, что бытие конечно, неподвижно. Все движение, кот.сущ-т - это лишь иллюзорная видимость. Первый встал на путь чистого рационализма, т.е.он говорил, что познать мир возможно только рациональным путем (путем умозаключений) и все чувственное относил к ложному. Отрицал сущ-ие небытия. Зенон- последователь Парменида. На доводы оппонентов, утверждавших, что мир подвижен и изменчив приводил “парадоксы”, ставившие в отрицательной форме диалектические вопросы движения. Для него бытие непротиворечиво. Пример “парадокса”: стрела, выпущенная в другую точку пространства в каждый момент времени находится в состоянии покоя относительно какого-то участка пространтсва. В итоге сумма множества состояний покоя может дать только покой, хотя визуально она изменила свое положение относительно начальной точки. Пифагорейцы - пришли к выводу о том, что количественные отношения являются сущностью вещей. Считали первоосновой число. Пытались отобразить сущность мира с помощью геометрических фигур. Анатомисты считали, что все тела состоят из атомов (конечная неделимая единица). Атомы+пустота - это основа всего сущего. Так, по своей природе атом неизменен, то и сущность всего неизменна. Посредством столкновения атомов возник весь мир. Два столетия позже- Эпикур. Отрицал вмешательство богов в дела мира и исходил из признания вечности материи. Внес изменения в анатомизм: для объяснения возможности столкновения атомов вводит понятие внутренне обусловленного отклонения движение атома от прямой линии, что явилось основой более глубокого взгляда на соотношение необходимости и случайности.

Для современной философии характерно стремление раздвинуть рамки применения категории бытия. Так, выделяются следующие основные формы бытия: 1) бытие вещей, процессов, которое, в свою очередь, делится на бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, произведенных человеком; 2) бытие человека, включающее бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие; 3) бытие духовного, состоящее, с одной стороны, из индивидуализированного духовного и, с другой - из объективированного духовного; 4) бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие и бытие общества.

Достоинством приведенного содержания бытия и его форм является расширение рамок этой категории и включение в нее сознания человека. В конечном счете под бытием понимается все существующее как равнозначное.

В сущности, современное состояние природы можно представить как результат взаимодействия человека с этим миром, которое по масштабам сравнимо с воздействием на природу геологических факторов. Поэтому полагание мира вещей с присущими ему свойствами может быть исходным пунктом философского категориального анализа. Это необходимо и для уяснения сущности деятельности, ибо для человека всегда важно устанавливать состояние предметов и процессов, на которые она направлена.

Несоменно, бытие можно рассматривать для обозначения всего, что существует, а не только сущности. Нет оснований выносить существующее за пределы бытия, рассматривать его как "неподлинное бытие" и даже "небытие", тем более что это не исключает возможности разграничения сущности и существования. Поэтому в сферу бытия включается не только чувственно-предметный мир, но и сознание человека, которое тоже имеет бытие. Следовательно, категория бытия может рассматриваться как более широкая, чем категория материи как объективной реальности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 203.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...