Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философия Нового времени. Эмпирическое и рационалистическое направления философии. Р. Декарт, Ф. Бекон,




Декарт считал индукцию слабой в доказательстве, поскольку она лучше наводит на мысль, чем выводит мысль. Для него научный метод – это дедукция. В книге учения о методе процедуры дедукции он пишет: сложные проблемы разбиваются на простые, проверяются изучаемые свойства на простых, а затем обобщая выводы получаем общий дедуктивный. Для него становится главной проблема – проблема человеческой мысли или сознания. В это время механика была лидером среди наук, поэтому Декарт полагает, что найти сознание можно, если изучить анатомию, физиологию организма. Он становится родоначальником анатомии и физиологии как специальных наук. Декарт делает вывод, что в центре мозга находится душа. Дуализм проявился в признании в качестве основы мира двух субстанций – материальной и духовной. В книге «О душе» он подчёркивает, что такой метод тайны не откроет. Декарт проявил себя дуалистом и рационалистом в тезисе: «Я мыслю, значит, я существую». Рационализм как бы удваивает жизнь человека на телесную и духовную (интеллектуальную).

В целом, рационализм и материализм Нового времени природу мира, человека и сознания не объяснил. Тем не менее, появилось множество идей, указывающих на недостаточность метафизического и механического подходов.

Бекон поставил проблему научности метода. Он делает вывод: существует три пути познания:

1. Метод подобный пути паука, они плетут паутину из терминов.

2. Путь муравья: они по крупицам собирают факты, не разбираясь в типологии. Эклектика – ложная индукция.

3. Путь пчелы – истинная индукция: факты собираются как отдельные, перерабатываются в единую теорию.

Это прорыв в науке. Далее Бекон исследует метод истинной индукции. Идеалы познания:

1. Идеал пещеры (субъективность восприятия мешает достижению истины).

2. Идеал театра (слепая вера в авторитетное мнение).

3. Идеал площади (рынка) – мышление по шаблону, то есть как думают все.

4. Идеал рода – это традиции воспитания и образование.

«Знание – сила, но только тогда, когда применяется на практике». Эмпиризм – знания добываются с помощью опыта. Индукция – проявление эмпиризма, от частных фактов к общим. Природа двояка: внешняя природа и внутренняя природа человека. Чтобы господствовать над внешней природой, нужно познать самого себя. Познание человеческой природы становится одной из первых научных философских программ.

Экзистенциализм - философия существования человека.

Экзистенциализм(сер. XX века) – это философия существования, ориентирована на проблемы, связанные с человеком, смыслом его бытия. Большое влияние на экзистенциалистов оказал датский мыслитель Кьеркегор. В его философии появляется понятие человека единичного и уникального. Основные экзистенциалы: страх, отчаяние. Другие представители: Хайдеггер, Камю, Сартра. Хайдеггер средством толкования бытия использует не категории объективной науки, а субъективные категории – экзистенциалы – эмоционально окрашенные понятия. Основной экзистенциал Хайдеггера «бытие – в – мире». Имеется ввиду, что бытие человека не отделимы друг от друга. Тревога, страх, страдание неизменно сопутствуют человеку в его жизни. Философия существования пытается раскрыть социально-этические стороны человеческого бытия. Пессимистические мотивы, характеризующие человеческое существование, звучат и у Камю и у Сартра, ученика Хайдеггера. Существование человека у Сартра предшествует сущности. Личность человека – это его собственный проект, ряд поступков, а не слов. «Действие – даже без надежды».

Система и метод философии Гегеля.

Вершиной немецкой философии первой половины XIX в. считается творчество Гегеля. Основные произведения «Феноменология духа», «Наука логики». Второй объективный идеалист после Платона.

Философская система Гегеля.

Мир – это проявление и сущность Мирового духа. Этапы его саморазвития:

1. Мировой дух как абсолютная идея. Это истинное бытие.

2. Отчуждённая абсолютная идея, то есть реализованная в материальном мире. Это инобытие. Материальный мир имеет цель своего развития – создать носителя Мирового духа, орудие его самосознания. Критерием истории – является свобода. Сферы познания: религия, искусство, философия.

3. Абсолютная идея – усовершенствованная абсолютная идея, по средствам духовной деятельности человека.

Метод Гегеля: диалектический, но это идеалистическая диалектика. Диалектический – предполагает, что мир развивается, а все явления в нём взаимозависимы.

В учении Гегеля сформировалось противоречие – между системой и методом. Диалектика представлена как механизм саморазвития всего мира, в том числе и материального, но история саморазвития есть только у Мирового духа.

 

23. Основные положения диалектико-материалистической философия марксизма.

Диалектический материализм — философское направление, изучающее наиболее общие закономерности и сущность бытия, отношение человека к миру и исторические изменения этого отношения в процессе предметно-практической и духовно-теоретической деятельности. Диалектический материализм создан в 19 веке Марксом и Энгельсом и развит в новых исторических условиях Лениным, другими философами-марксистами.

Основные принципы:

- принцип единства и целостности бытия;

- принцип материальности мира, утверждающий, что материя первична по отношению к сознанию, отражается в нем и определяет его содержание;

- принцип познаваемости мира, исходящий из того, что окружающий нас мир познаваем и что мерой его познанности, является общественно-производственная практика;

- принцип развития, обобщающий исторический опыт человечества, достижения естественных, общественных и технических наук и на этой основе утверждающий, что все явления в мире и мир в целом находятся в непрерывном, постоянном, диалектическом развитии, источник которого — возникновение и разрешение внутренних противоречий, ведущие к отрицанию одних состояний и образованию принципиально новых качественных явлений и процессов;

- принцип преобразования мира, согласно которому историческая цель развития общества состоит в достижении свободы, обеспечивающей всестороннее гармоническое развитие каждой личности и достижения социальной справедливости и равноправия членов общества;

- принцип партийности философии, устанавливающий наличие сложной объективной связи между философскими концепциями и мировоззрением человека, с одной стороны, и социальной структурой общества — с другой.

Основные достижения философии Маркса: 1) в талантливой критике недостатков капитализма; 2) в разработке проблемы практики; 3) в постановке проблемы природы общественного.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 204.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...