Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Философские взгляды Августина Аврелия и Фомы Аквинского.
Аврелий Августин (Блаженный) (354 — 430) — христианский теолог, был одним из основателей ранней схоластики. Можно выделить следующие основные положения философии Августина Блаженного: -ход истории, жизнь общества — это борьба двух противоположных царств — Земного (грешного) и Божественного; - Земное царство воплощается в государственных учреждениях, власти, армии, бюрократии, законах, императоре; - Божественное царство представлено священнослужителями — особыми людьми, наделенными благодатью и близкими к Богу, которые объединены в христианскую Церковь; - Земное царство погрязло в грехах и язычестве и будет рано или поздно побеждено Божественным царством; - в связи с тем, что большинство людей грешны и далеки от Бога, светская (государственная) власть необходима и будет существовать далее, но будет подчинена духовной власти; - короли и императоры должны выражать волю христианской Церкви и подчиняться ей, а также непосредственно Папе Римскому; - Церковь — единственная сила, способная объединить мир; - бедность, зависимость от других (ростовщиков, землевладельцев и т. д.), подчинение не угодны Богу, но, пока эти явления существуют, с ними надо смириться и терпеть, надеяться на лучшее; - высшее блаженство — счастье человека, которое понималось как углубление в себя, ученость, понимание истины; - после смерти праведники в награду от Бога получают загробную жизнь.
Особое место в философии Августина Блаженного занимают размышления о Боге: - Бог существует; - главными доказательствами существования Бога являются его присутствие во всем, всемогущество и совершенство; - все — материя, душа, пространство и время — является творениями Бога; - Бог не только сотворил мир, но и продолжает творить в настоящее время, будет творить в будущем; - знания (чувства, мысли, ощущения, опыт) реальны и самодостаточны (самодостоверны), однако высшее, истинное, неопровержимое знание достигается только при познании Бога.
Значение философии Августина Блаженногов том, что им: - уделено большое внимание проблеме истории (редкость для того времени); - Церковь (часто подвластная государству и преследуемая в Римской империи) объявлена тоже властью наряду с государственной (а не элементом государства); - обоснована идея господства Церкви над государством, а Римского Папы — над монархами — главная идея, за выдвижение которой и ее последующее воплощение в реальности католическая Церковь чтила и боготворила Августина Блаженного, особенно в средние века; - выдвинута идея социального конформизма (смирение с бедностью и чужой властью), что также было крайне выгодно как Церкви, так и государству; - воспевался человек, его красота, сила, совершенство, богоподобность (что также было редкостью для того времени и устраивало всех); - одновременно человеку рекомендовалось умерщвлять плоть, развивать и возвышать дух, познавать Бога и полностью подчиняться Богу.
Фома Аквинский(1225 — 1274) — доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма — одного из господствующих направлений католической Церкви. Фома Аквинский считал недостаточным онтологическое доказательство существования Бога (то есть "очевидное" доказательство существование Бога, выводимое из существования его творения — окружающего мира, как считал Августин Блаженный). Фома выдвигает пять собственных доказательств существования Бога: -движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим — следовательно, есть первичный двигатель всего — Бог; - причина: все, что существует, имеет причину — следовательно, есть первопричина всего — Бог; - случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого — следовательно, первоначальной необходимостью является Бог; - степени качеств: все, что существует, имеет различные степени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т. д.) — следовательно, должно существовать высшее совершенство — Бог; - цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл - значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, - Бог. Исходя из данных посылок, согласно Фоме: - все состоит из материи и формы (идеи); - суть любой вещи — единство формы и материи; - форма (идея) является определяющим началом, а материя есть лишь вместилище различных форм; - форма (идея) есть одновременно цель возникновения вещи; - идея (форма) любой вещи троична: существует в Божественном разуме, в самой вещи, в восприятии (памяти) человека. Исследуя проблему познания, Фома Аквинский приходит к следующим выводам: - откровение и разум (вера и знание) - не одно и то же (как считал Августин Блаженный), а различные понятия; - вера и разум одновременно участвуют в процессе познания; - вера и разум дают истинное знание; - если человеческий разум противоречит вере, то он дает неистинное знание; - все в мире делится на то, что можно познать рационально (разумом), и то, что разумом непознаваемо; - разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и др.; - не поддаются рациональному (разумному) познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога, а следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение; - философия и теология — разные науки; - философия может объяснить только то, что познаваемо разумом; - все остальное (божественное откровение) может познать только теология. Историческое значение философии Фомы Аквинского (прежде всего для католической Церкви) в том, что им были: -даны пять доказательств существования Бога; -систематизирована схоластика; -закреплено разделение сущности и существования, что доказывало всемогущество Бога и полную зависимость от Него, Его воли всего сущего; -доказаны (с точки зрения католиков) правильность, преимущество идеализма над материализмом, существование Божественных идей, которые предшествуют вещи: господство идеи над материей (а следовательно, Бога над окружающим миром); -выдвинута идея об истинности знания, полученного разумом только в случае соответствия разума вере; -вычленены сферы бытия, которые могут быть познаны только через откровение; - разделены философия и теология, причем философия поставлена в подчиненное положение по отношению к теологии; - логически доказан ряд положений теологии и схоластики.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 238. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |