Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Философские взгляды Георга Гегеля.
Основная заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им были выдвинуты и подробно разработаны: -теория объективного идеализма (стержневым понятием которой является абсолютная идея — Мировой дух); -диалектика как всеобщий философский метод.
Кважнейшим философским трудам Гегеляотносятся: -"Феноменология духа"; - "Наука логики"; - "Философия права".
Главная идея онтологии (учения о бытии) Гегеля - отождествление бытия и мышления. Врезультате данного отождествления Гегель выводит особое философское понятие — абсолютной идеи. Абсолютная идея- это: - единственно существующая подлинная реальность; - первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений; - Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить. Следующим ключевым онтологическим понятием философии Гегеля является отчуждение. Абсолютный дух, о котором нельзя сказать ничего определенного, отчуждает себя в виде: - окружающего мира; - природы; - человека; - а затем, после отчуждения через мышление и деятельность человека, закономерный ход истории возвращается снова к самому себе: то есть происходит круговорот Абсолютного духа по схеме: Мировой (Абсолютный) дух — отчуждение — окружающий мир и человек — мышление и деятельность человека — реализация духом самого себя через мышление и деятельность человека — возвращение Абсолютного духа к самому себе. Само отчуждение включает в себя: - творение материи из воздуха; - сложные отношения между объектом (окружающим миром) и субъектом (человеком) — через человеческую деятельность Мировой дух опредмечивает себя; - искажение, неправильное понимание человеком окружающего мира. Человекв онтологии (бытии) Гегеля играет особую роль. Он — носитель абсолютной идеи.Сознание каждого человека — частица Мирового духа. Через человека Мировой дух: - проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов; - целенаправленно и закономерно движется — действия, поступки человека, ход истории; - познает себя через познавательную деятельность человека; - творит — в виде результатов материальной и духовной культуры, созданной человеком.
Историческая заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им впервые было четко сформулировано понятие диалектики. Диалектика— основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира.Смысл диалектики в том, что: - все - Мировой дух, "конечный дух" — человек, предметы и явления окружающего мира, процессы - содержит в себе противоположные начала (например, день и ночь, тепло и холод,молодость и старость, богатство и бедность, черное и белое, война и мир и т. д.); - данные начала (стороны единого бытия и Мирового духа) находятся в противоречии по отношению друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют; - единство и борьба противоположностей — основа развития и существования всего в мире (то есть основа всеобщего существования и развития). Развитиепроисходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм: - существует определенный тезис(утверждение, форма бытия); - данному тезису всегда находится антитезис— его противоположность; - в результате взаимодействия двух противоположных тезисовполучается синтез— новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития; - данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза противоположных тезисов образуется тезис все более и более высокого уровня. По Гегелю, противоречие — не зло, а благо. Именно противоречия являются движущей силой прогресса. Без наличия противоречий, их единства и борьбы развитие невозможно.
В своих исследованиях Гегель стремится понять: - философию природы; - философию духа; - философию истории; - а значит, и их сущность. Природу (окружающий мир)Гегель понимает как инобытие идеи(то есть антитезис идеи, другую форму существования идеи). Дух, по Гегелю, имеет три разновидности: -субъективный дух; - объективный дух; - абсолютный дух. Субъективный дух— душа, сознание отдельного человека (так называемый "дух для себя"). Объективный дух- следующая ступень духа, "дух общества в целом". Абсолютный дух— высшее проявление духа, вечно действительная истина. Выражением Абсолютного духа являются: - искусство; - религия; - философия. Искусство— непосредственное отображение человеком абсолютной идеи. Религия— антитезис искусства. Философия— синтез искусства и религии, высшая ступень развития и понимания абсолютной идеи. Согласно Гегелю предмет философиидолжен быть шире, чем это традиционно принято, и должен включать в себя: - философию природы; - антропологию; - психологию; - логику; - философию государства; - философию гражданского общества; - философию права; - философию истории; - диалектику — как истину всеобщих законов и принципов.
Можно также выделить следующие социально-политические взгляды Гегеля: - Государство — форма существования Бога в мире (по своей силе и "возможностям" воплощенный Бог); - право - наличное бытие (воплощение) свободы; - общие интересы выше частных, и отдельный человек, его интересы могут быть принесены в жертву общему благу; - богатство и бедность естественны и неизбежны, это данная свыше реальность, с которой нужно мириться; - противоречия, конфликты в обществе - не зло, а благо, двигатель прогресса; - противоречия и конфликты между государствами, войны — двигатель прогресса во всемирно-историческом масштабе; - "вечный мир" приведет к загниванию и моральному разложению; регулярные войны, наоборот, очищают дух нации. Один из важнейших философских выводов Гегеля о бытии исознании в том, что противоречия между бытием (материей) и идеей (сознанием, разумом) не существует.Разум, сознание, идея обладает бытием, а бытие — сознанием. Все разумное действительно, а все действительное разумно.
? 21. Онтология, гносеология и социальная философия Карла Маркса и Фридриха Энгельса. ? Исходный пункт развития марксизма – гегелевская философия. Философия марксизма выступает как научный метод познания и преобразования мира. Сердцевину философии образуют исследования классических философских вопросов, концентрирующихся вокруг отношений человека к миру, отношений людей между собой и природы человека.
Гносеология: Принципиальное отличие диалектико-материалистического учения о познании от всех прочих состоит в том, что источником познания, т.е. исходным началом, является практика и критерием истины также является практика. Практика - это целенаправленная предметно-чувственная деятельность субъекта по преобразованию материальных систем. В качестве субъекта практики может выступать как отдельно взятый человек, так и коллектив. Практика дает исходную информацию, которая должна быть теоретически осмысленна. В марксистско-ленинской философии специфически гносеологическая проблематика отношения сознания и материи, идеального и материального, критериев достоверности знания, соотношения чувственного и логического, отражения и т. д. исследуется на основе метода материалистической диалектики и в неразрывной связи с учением исторического материализма, которое позволяет раскрыть сущность познавательного отношения человека к миру.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 193. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |