Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Древнекитайская философия. Конфуцианство и даосизм.




Конфуцианство — религиозно-философская система, сформировавшая в Китае в 6 веке до н.э., основоположником которой был Конфуций (Кун-цзы).

Для конфуцианства характерны строгий рационализм, ставящий превыше всего государственную пользу и приоритет общих интересов над частными.

Цзюнь-цзы — образ совершенного человека, созданный Конфуцием в противовес нравам, царившим во время его жизни. Главными добродетелями цзюнь-цзы являлись гуманность и чувство долга. Гуманность (жэнь) состояла из целого комплекса качеств, включавших скромность, справедливость, сдержанность, достоинство, бескорыстие, любовь к людям и т.п. Чувство долга (и) — необходимость поступать в соответствии с высшими принципами, а не гнаться за личной выгодой: "Благородный человек думает о долге, низкий человек заботится о выгоде".

Социальный порядок, который, по мнению Конфуция, соответствовал идеалу —каждый должен быть на своем месте и стремиться к тому, чтобы максимально правильно выполнять свои обязанности, младшие должны подчиняться старшим.

Даосизм - китайское традиционное учение, включающее элементы религии, мистики, гаданий, шаманизма, медитационной практики, науки. Основоположник – Лао-цзы.

Дао (буквально «путь») - это все и ничто. Никто не создал дао, но все происходит от него и возвращается к нему. Дао никому не ведомо, оно недоступно для органов чувств. То, что можно услышать, увидеть, ощутить, понять, - это не дао. Оно постоянно и неисчерпаемо. Ему нельзя дать ни имени, ни названия, его ни с чем нельзя сравнить. Само безымянное, оно дает названия и имена всем. Само бесформенное, оно является причиной всех форм. Дао вне времени и вне пространства. Это бесконечность и абсолют. Даже Небо следует дао, а само дао следует лишь естественности, Природе. Великое, всеобъемлющее дао порождает все, но все это проявляется лишь через посредство дэ (букв. «добродетель»). Дэ - конкретное качество дао, средство его обнаружения. Если дао все рождает, то дэ все вскармливает

 

 

Периодизация античной философии. Материализм «досократиков». Философские взгляды Демокрита.

В истории античной философии можно выделить несколько периодов ее развития: --- досократики, или натурфилософия;

- классический период (софисты, Сократ, Платон, Аристотель);

- эллинистическая философия;

- эклектизм рубежа тысячелетий;

- неоплатонизм;

 

ДОСОКРАТИКИ- ранние философы 6–5 вв. до н.э.

Основные философские центры ранней философии Греции – Милет, Сицилия, Элея. Виднейшие философы-досократики: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен (Милетская школа), Пифагор и пифагорейцы, Гераклит, Парменид и его последователи (Элейская школа), Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит. В центре внимания всей философии досократики – космос, его элементарные первоначала, причины различных природных явлений, отчего эта традиция называется также космологической и натурфилософской. Суммой и итогом развития всей ранней философии явилась атомистическая система Демокрита. В ранний период греческая философия сформулировала два универсальных тезиса, позволяющих говорить о ней как о самостоятельной школе мысли: «из ничего ничего не бывает» и «подобное познается подобным», которые так или иначе присутствовали во всех построениях досократиков.

Фалес: единая основа мира – Вода, имеет космическое начало.

Анаксимандр: единая основа мира – анейрон.

Анаксимен: единая основа мира – воздух.

Гераклит: единая основа мира – огонь.

Парменид: единая основа мира – бытие.

Демокрит: единая основа мира – атом.

Материализм Демокрита является созерцательным и метафизическим.

Главным достижением философии Демокрита считается развитие им учения об «атоме» — неделимой частице вещества, обладающей истинным бытием, не разрушающейся и не возникающей. Он описал мир как систему атомов в пустоте, отвергая бесконечную делимость материи, постулируя не только бесконечность числа атомов во Вселенной, но и бесконечность их форм. Атомы, согласно этой теории, движутся в пустом пространстве (Великой Пустоте) хаотично, сталкиваются и вследствие соответствия форм, размеров, положений и порядков либо сцепляются, либо разлетаются. Образовавшиеся соединения держатся вместе и таким образом производят возникновение сложных тел. Атомы не могут соприкасаться, поскольку все, что не имеет внутри себя пустоты, является неделимым, то есть единым атомом. Следовательно, между двумя атомами всегда есть хотя бы маленькие промежутки пустоты, так что даже в обычных телах есть пустота. Отсюда следует также, что при сближении атомов на очень маленькие расстояния между ними начинают действовать силы отталкивания. Вместе с тем, между атомами возможно и взаимное притяжение по принципу «подобное притягивается подобным».

 

Философские взгляды Платона

Общее направление философии Платона – объективный идеализм.

Идея по Платону – не просто мысль, но сущность любой вещи: совокупность ее свойств, функций и назначения. Существует мир вещей (материальный мир, в котором мы живем) и мир идей (нематериальный).
Мир идей – возвышается над миром вещей.

Признаки любой идеи:

1) Невещественна

2) Любая вещь имеет срок существования, а идея не разрушается вместе с вещью.

3) Каждая идея выступает в виде общего закона для класса одноименных вещей

4) Идея воплощает целостность вещи и ее бесконечный предел (треугольник состоит из трех отрезков, но каждый отрезок это не треугольник)

5) Идея, в отличии от вещи обладает совершенством

Идеальное в философии – это не материальное.

Идеи существуют объективно, вне зависимости от человека. Место пребывания идей – это далекие, наднебесные места. Истинное бытие это мир идей, а не мир вещей.

Слово идея употребляется и к человеку и обществу в целом. Души это тоже идеи, колесница которая запряжена двумя конями черным и белым, и когда они падают, человек умирает, но душа переселяется в другие тела.

Платон разрабатывает учение о государстве – пытается обосновать идею о идеальном государстве – утопии (места которого не существует).

Существуют 3 начала в душе человека:

- Разумное

- Аффективное

- Вожделеющее

Отличительные черты для государства: мудрость, справедливость, мужество и сдерживающая мера.

Мудрость – знание, которыми владеют мудрецы. Справедливость – каждый делает в государстве свое дело. Мужество – человек обладает знанием и том, что страшно и что не страшно. Сдерживающая мера – силы на укрощение духовных порывов.

Платон выступал против частной собственности.

Воины и стражи – лишаются всего, они следят за мужчинами и женщинами. Все женщины это матери всех детей. Все мужчины это отцы всех детей.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 178.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...