Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятие «мировоззрение». Исторические типы мировоззрения.Стр 1 из 17Следующая ⇒
Предмет «философия». Основные направления философии. Структура философского знания. Философия (дословно: любовь к мудрости) — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия – к мышлению (сознанию). Материя и сознание (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии – онтологическая и гносеологическая. Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание? Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания? При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии можно выделить такие направления, как: -объективный идеализм; - субъективный идеализм; -материализм; -дуализм; -деизм; гносеологической (познавательной) стороны: -гностицизм; -агностицизм; -эмпиризм (сенсуализм); -рационализм. Онтологическая сторона основного вопроса философии -материализм; -идеализм; -дуализм. Материализм(так называемая «линия Демокрита») – направление в философии, сторонники которого считали, в отношениях матери и сознания первичной является материя. Следовательно: - материя реально существует; - материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет); - материя является самостоятельной субстанцией – не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя; - материя существует и различается по своим внутренним законам; - сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю); - сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей; - сознание определяется материей (бытием).
К материалистическому направлению принадлежали: Демокрит; философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бекон; Локк; Спиноза; Дидро; Герцен; Чернышевский; Маркс; Энгельс; Ленин. Достоинство материализма – опора на науку, логическая доказуемость многих положений материалистов. Недостаток – недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов.
Идеализм («линия Платона»)– направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух). В идеализме выделяются два самостоятельных направлениях: -объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.); -субъективный идеализм (Беркли, Юм). Основателем объективногоидеализма считается Платон. Согласно концепции объективного идеализма: -реально существует только идея; -идея первична; -вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей»; -«мир идей» (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т.д.); -«мир вещей» - материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением «мира идей»; - отдельные идеи («мир идей») объективно существуют независимо от нашего сознания. В противоположность объективным идеалистам субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что: -все существует только в сознании познающего субъекта (человека); -идеи существуют в разуме человека; -образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения; -вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует. Слабая черта идеализма – отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия «чистых идей» и превращения «чистой идеи» в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи). Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время широко распространен в США, Германии, других странах Западной Европы.
Дуализмкак философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том, что: -существуют две независимые субстанции – материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления); -все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от другой указанных субстанций (материальные вещи – от материальной, идеи – от духовной); -в человеке соединяются одновременно две субстанции – и материальная, и духовная; -материя и сознание (дух) – две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия; -основного вопроса философии (что первично – материя или сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда.
Деизм – направление в философии, сторонники которого признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей. Деисты также считали материю одухотворенной и не противопоставляли материю и дух (сознание).
Гносеологическая сторона основного вопроса философии. -эмпиризмом (сенсуализмом); -рационализмом. Основателем эмпиризма является Ф. Бекон. Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях»). Основоположником рационализма (от лат. ratio – разум) считается Декарт. Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта.
В качестве особого направления выделяется иррационализм (Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.
С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия гностицизма и агностицизма. Представители гностицизма (как правило, материалисты) считают, что: -мир познаваем; -возможности познания неограниченны. Противоположной точки зрения придерживаются агностики (как правило, идеалисты): -мир непознаваем; -возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума. К числу видных теоретиков агностицизма принадлежал Иммануил Кант (1724 – 1804). Антропология- учение о человеке.
Структура философского знания: Онтология - учение о бытии или о первоначалах всего сущего. Гносеология– учение о познании. Гносеология включает в себя следующие главы и отделы: - Психология познавания – изучает субъективно-индивидуальные процессы познавания. - Логика знания – наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой области знания.(диалектическая логика, логика классов, логика высказываний, логика отношений и т.д.) - Критика познания – анализирует соотношение между элементами объективными и субъективными. - Общая история познания, эволюция познания. Аксиология – учение о ценностях.
Понятие «мировоззрение». Исторические типы мировоззрения.
Мировоззрение - система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их идеалы, убеждения, принципы познания их деятельности, ценностные ориентации. Мифологическое Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений. Мифологическое мировоззрение совмещает в себе сакральное (тайное, волшебное) с профанным (общедоступным). Основано на вере. Религиозное Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире и жизни людей. Философское Философия (как особый тип общественного сознания, или мировоззрения) возникла параллельно в Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае, откуда и распространилась впоследствии по всему миру.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 174. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |