Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социально- исторические и теоретические предпосылки философии нового времени и ее особенности.




Эпоха Нового времени 17-18- 1/3 19 веков. Эпоха развития капитализма.  Философия нового времени появляется практически одновременно с первой в истории научной картиной мира- механистической.Философии нового времени соответствует субъект-объектное мровоззрение(филос не было – мифическое, античное-космоцентризм,Среднев-теоцентризм,ренессанс-антропоцентризм,новое время-суб-объкт). С-О мир-е – мировоззрение смыслообразующим центром которого явл противоположность человека, как субьекта предмет-практической и познавательной деятельности и мира как объекта познания и практической деят людей. Именно в эпоху Н.В. противопоставление человека миру становится абсолютным(как субъекта объекту). Иначе мировоз Н,В, наз – индивидуалистическое. Важнейшей философской проблемой нового времени становится проблема познания. Быстрое развитие науки обусловило снижение роли философской онтологии, главенствующая роль идей научного знания породила сциентизм(матер мир). И в философии возн Материальное направление. Материализм – фил направление в котором материя считается первичной ,а сознание дух производными/результат развития мат. мира.

(философы Дидро, Даламбер, Гольбах). Помимо материализма в философии формируется направление, в котором пытаются соединить идеализм и материализм – ДУАЛИЗМ- направление в котором утв. Равнозначность, самостоятельность 2х противоположных субстанций(Паскаль «Мысли»,Декарт) Когда появл самосознание он понимает соотношение тела и души, но непонятно как же соед=>возникает Дуализм(не может обьяснить). Появилось учение – компромисс между религией и науч мышлением. ДЕИЗМ- фил учение, о том что Бог сотворил мир и в дальнейшем не вмешивается.

В связи с тем что природа становится предметом изучения различных наук и в связи с возникновением научной картины мира философская онтология перестает занимать 1 место в системе философского знания, уступая его гносеологии-теории познания, основанной на метафизической противоположности индивидуального субъекта(мат мира). Важнейшей чертой объект-субъектного мировоззрения явл Рационализм – мировоззренческий принцип утверждающий высшую ценность человеческого разума, как основы человеч бытия, достоинства автономности и свободы личности и гарантии соц прогресса. Начало просвещения – главное условие развития человека.Непросвещенность источник нравственного и соц зла. Для философии антропологии Н.В. характерны след трактовки сущности человека: чел это субъект деятельности, противостоящий миру;чел- машина ,механизм; чел воспринимается как животное. Возникает термин ОТЧУЖДЕНИЕ; чел-личность, т.е самостоятельное, самообоснованное, самоценное бытие, противопоставленное бытию природы. Посл – соц философии эпохи просвещения становится преобладающей. Обоснование правового статуса чел-ка как личности.

Соц философия эпохи просвещения основана на теории «общественного договора» и концепции естественного права. Она служила основанием революционного переустройства общества на основе либерально-демократических принципов.

В этике Н.В. обосновываются принципы утилитаризма ( критерий нравственности- выгода, польза) и прагматизма( критерий нравственности- успех), а главной теорией становится теория «разумного эгоизма» ( право каждого человека на реализацию своих потребностей и интересов). Одновременно с этим формируются предпосылки к возникновению массового общества( общество тотального потребления) и массовой культуры( создание произведений на продажу).

 

Проблема познания в философии нового времени. Принципы эмпиризма и рационализма.

Главной проблемой гносеологии становится обоснование методологии научного познания, основанной на принципах эмпиризма и рационализма. В решении проблемы философия разд на 2 направления:

- Эмпирико-сенсуалистическое, 17в, представители: Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж.Локк и др. утверждали что главным источником знания явл чувства/чувств опыт человека. Принцип этого направления «Нет ничего в разуме, что было бы в чувствах» Бэкон труд «Новый органон»: проблема всеобщего восстановления науки на основе эмпирико-индуктивной методологии познания. Бэкон – основоположник индуктивной логики. Он выделял 4 вида «Идолов» - препятствий для познания истины:

- идолы рода – свойство человека делать поспешные выводы, неопирающиеся на факты

- идолы пещеры – индивидуальные особенности человеческой психики

- идолы площади – непонимание того, что слова часто становятся причиной ошибок в процессе познания, т.е заблуждения человека

- идолы театра – вера людей в авторитеты и традиционные философские доктрины. «Истина дочь времени, а не авторитета» «Борьба с идолами – основа великого восстановления наук»

- Рационалистическое.Рационализм – это направление в теории познания, утверждающая приоритет разума в познавательном процессе; представители: Декарт(основатель рацонализма), Спиноза, Лейбниц, Паскаль.

Декарт ставил проблему универсальной системы научного знания(гл. цель – создать.. которую назвал математика), утверждал приоритет априорных форм разума – интуиция, главными методами познания считал математические. Утверждал что чем дальше человек продвигается на пути познания природы, тем дальше для него опора на чувственный опыт. В философии Декарта «о врожденных идеях» рационализм проявился в понятии «Интеллектуальной интуиции»-это отчетливое, прочное понятие ясного и внимательного ума порожденное лишь естественным светом разума и благодаря своей простоте более достоверное чем сама дедукция. В произведении «Рассуждение о методах» в примечаниях создал аналитическую геометрию.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 208.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...