Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблема бытия в истории философии: монистические, дуалист, плюралист.




Любое философское рассуждение начинается с понятия о бытии. Вопрос о том, что такое бытие, постоянно присутствует в любом философствовании. Он возник вместе с зарождением философии и будет постоянно сопровождать ее, пока существует мыслящее человечество. Это вечный вопрос. И глубина его содержания неисчерпаема.

Существуют следующие основные концепции:

a) Монизм – учение о том, что первооснову мира составляет единое начало (Бог, дух, Логос). Многообразие явлений мира рассматривается исходя из единой основы. Может иметь либо идеалистическую, либо материалистическую основу.

b) Дуализм – признание двух первоначал (противоположных): добро и зло, душа и разум, свобода и необходимость. Термин ввел Х. Вольф. Важно, что эти начала равноправны. Паскаль, Декарт

c) Плюрализм – множественность начал – как правило бесконечное множество, но возможно и просто больше двух

Начало «тяжбы о бытии» было положено милетцами, которые открыли концепт Бытия под именем первоматерии (архэ). Следующий, ключевой, шаг в осмыслении бытия принадлежит Пармениду, который вводит сам термин «бытие». Он соотносит Бытие не с первоматерией, из которой «состоят» вещи, а с тем, что не дает вещам распасться, т.е. с некоторой единящей их «силой», или первоформой. Но и здесь Бытие мыслится превращенным образом из-за его отождествления с Единым. Различение в парменидовском концепте Бытия «единой» и «бытийной» составляющих принадлежит Платону (см. диалог «Парменид»). Суть этого различения такова. Если мы рассмотрим предложение «Бытие есть», то Парменид соотносит свой концепт с субъектом предложения, мысля Бытие как Единое (точнее: Парменид еще не различает четко субъект и предикат предложения, а вводимое им бытие-единое фигурирует и на месте субъекта, и на месте предиката), а Платон соотносит Бытие с предикатом предложения, т.е. с глаголом «есть» (различая при этом субъект предложения как Единое, а предикат как Бытие). «Неточность» же Платона в осмыслении Бытия состоит в том, что он предлагает в рамках общего предикативного подхода более узкое — атрибутивное — понимание бытия. Платоновское Бытие — это не сам глагол «быть», а атрибутивный комплекс «быть чем-то», где акцент ставится на «что-то», с которым и должны соотноситься вещи для того, чтобы существовать: быть для Платона — это быть причастным к «миру идей». При этом Платон задает новую субъектно–предикатную парадигму осмысления Бытия, значимую для последующей метафизики. Ученик Платона, Аристотель смещает акцент в этой паре на субъект предложения, мысля Бытие скорее как субстанцию (подлежащее) происходящего и отождествляя суть бытия с сущностью. Вместе с тем Аристотель замечает, что Бытие (resp. Сущее, Единое) представляет собой не формальное обобщение (resp. «наивысший род») существующего [Метафизика, 998b], а выполняет роль объемлющей его — фоновой — среды (см. подробнее об этом в [5]). Последующая схоластическая мысль (в лице Ф. Аквинского) вводит еще одно важное для понимания смысла бытия различение между сущностью и существованием. Теперь в предложении «Сущность есть что-то» Бытие соотносится не с субъектной (аристотелевской) сущностью и не содержательным (платоновским) предикатом, а самим глаголом «есть». Кант закрепляет это открытие в своем знаменитом тезисе о том, что «бытие не есть реальный предикат». «Поворот к бытию» в XX в. связан с именами Л. Витгенштейна и М. Хайдеггера. Несмотря на существенное различие в стиле их философствования, их подходы сходны в том, что оба они выходят за рамки классической субъектно-предикатной парадигмы: Бытие не находится «внутри» предложения, его нужно соотносить с предложением в целом. В «Логико-философском трактате» Витгенштейн предлагает событийную концепцию бытия: мир состоит не из вещей, а из фактов, которые указывают на со(вместное)–бытие вещей. Здесь Бытие мыслится как (со–)отношение в отличие от вещного подхода Аристотеля и атрибутивного подхода Платона. Тем самым Бытие выступает здесь как нечто не-сущее, или ничто, — что концептуально близко к подходу Хайдеггера, который отличает Бытие от Сущего (см. об этом выше) и также склоняется к пониманию Бытия как Ничто.

 

 

    10. Понятие материального и идеального в материализме и идеализме.

Материализм – (Дидро, Гольбах, да Ламбер) это философское направление, утверждающее приоритет материального над идеальным. Изначально под материальным (материей) понималось первовещество (воздух, вода), затем – природа, физический мир и его свойства (протяженность); в наше время – все, что противостоит сознанию, духовному, идеальному (т.е. материя никем не сотворена, существует вечно; пространство, время и движение – объективны).

Материализм рассматривал сферу идеального (дух, сознание, идеи) как результат развития и свойство высокоразвитой материи. Идеализм – это философское направление, рассматривающее противоположность материального и идеального и утверждающий приоритете духа над материей. В основе всего сущего лежит идеальное начало (Бог, дух, Логос и т.д.). Сознание, мышление, все психическое и духовное – первично, а природа и все физическое – вторично, производно, зависимо и обусловлено. первое законченное выражение в философии Платона. В средневековой философии его представлял схоластический реализм, в новое время его крупнейшие представители — Г. В. Лейбниц, Ф. В. Шеллинг, Г. Гегель. Субъективный идеализм получил наиболее яркое выражение в учениях английских идеалистов 18 в. Дж. Беркли и Д. Юма.

 Существует два направления в идеализме:

- объективный идеализм – идеи существуют на равнее с вещами материального мира.- субъективный идеализм – мир идей существует в сознании человека и его чувствах.Материальное — всё, что принадлежит действительности (объективной реальности), и отображается ощущениями субъекта, существуя независимо от них. В отличие от термина "действительность", термин "материальное" носит онтологический оттенок.Противоположностью материального является всё, относящееся к идеальному, то есть, относящееся к субъективной части реальности, реальности, существующей в (сильной) зависимости от субъекта ("нематериальное"). Одной из основных причин либо единственной причиной идеального является субъект. К идеальному могут быть отнесены мысли, эмоции и другое.Следует отметить, что понятия материального и идеального носят относительный характер, по аналогии с понятиями правого и левого. Идеальное одного субъекта может оказаться и почти всегда является материальным для другого и наоборот. Также следует отметить, что содержание понятий идеального и материального имеет диалектическое развитие, то есть с течением времени идеальное одного субъекта может становиться материальным для этого же субъекта.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 219.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...