Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблемы методологии науки(позитивизм, постпозитивизм, неопозитивизм).




Позитивизм(2 пол.19-20вв.). Тип фил-ии, стремящ. преодолеть «недостатки умозрит.метафизики». Фил-я и методология эмпир.науки(добыв.новое знание), языка науки и её эволюции(истории науки). Основ.: Конт.

1.Классич.позитивизм-Конт, Спенсер, Милль(2 пол.19-к.19вв). О.Конт: все достоверные (позитивные) знания даются конкрет. науками. Единств. задача фил. – анализ самого процесса познания. Реш-е этой проблемы: пытался выделить основные стадии истор. развития мышления, полагая, что это была сначала религ. стадия, затем метафизич. с попытками находить причины сущего; затем науч. Стадия(наука строго придерж.фактов и старается точно описать их взаимосвязь).

2.Махизм(эмпириокритицизм)-Мах, Авсанариус, Пуанкаре(к.19-нач.20вв). Принцип экономии мышления, наим.траты сил. Теория эл-тов мира.

3. Неопозитивизм (20-е 20в.-сер20в). Карнап, Рассел, Витгенштейн. Прога анализа науч. знания с целью очистить науку от вненаучных и фил.допущений. Выдвиг. 2 приема: 1.Опр-ть в каждой области знаний исходные предлож-я, кот. констатируют исходные факты. 2.Принцип верификации – проверки. Ввод. тройственный критерий: истинное, ложное, бессмысленное, для кот. можно дать эмпирические указания. Положение, кот. не поддаются такой проверке – бессмысленны.

Рассел: соед-е принципа эмпиризма(наше знание берётся из опыта). Концепция «знания-знакомства» (идея непосредств.познания в опыте чувств.данных и универсалий, всё это выполн.роль строит. блоков, из кот.строится здание естеств.-науч.знаний).

4.Постпозитивизм. (60-70 гг. 20в.) Поппер, Кунн, Фейрбенд. Теория критич. рац-ма (проблемы науч.знания). Задача: выявить формы и методы, позвол. раскрыть историч. динамику развив. науч. знания. 

К.Поппер. Наука появл., когда появл. проблема. Научные теории сменяются одна другой вследствие “фальсификации” к.-л. фактов предыд. теорий. Если выявляется к.-то новый научный факт, кот. опровергает предыд. теорию, то новая теорет.модель побеждает старую.

Т. Кун – развитие науч. знания как смена парадигм. Парадигма – научные завоевания повсеместно принятые, из кот. склад-ся хоть на время модель проблем и реш-й, устраив. тех кто занимается этими исслед-ями, то что объед-т членов научного сообщества и явл. их отправной точкой дальше.
И. Лакатос предст. развитие науки как непрерывный процесс выдвиж-я и уточнения гипотез – смена конкурирующих исследоват. программ, та, что более продуктивна, побеждает.

 

26. Основы фил.герменевтики.

Герменевтика. Это фил-я понимания, где понимание – бытие чел-ка, нечто, определ.челов.сущ-е. Герменевтика как метод – иск-во толкования текстов(бог Гермес). Дильтей, Шлейермахер, Хайдеггер, Гадамер. Хайдеггер(«назад к предметам!»). Язык – дом бытия, чел-к – медиум, посредством кот.говорит язык. Гадамер. «Истина и метод». Понимание – первич.реальность(деят-ть) чел-ка, жив.в мире текстов. Опир-ся на традицию. Творец жизни. «Ты сущ-ешь, если ты понимаешь, тебя понимают». Чел-к – понимающее бытие. В акте понимания: реконструирование текста; реконструир.акта тв-ва автора текста; нахожд.индивид.особ-тей автор.текста. Чел-к всегда внутри герменевтич.круга(круга понимания). Чел-к не верующий, а ведомый языком. Путь познания задачи традицией: предпонимание>предмнение>понимание.

 

 

27.Психоанализ Фрейда и неофрейдизм.

Фрейдизм- направление, объясн. развитие и структуру личности иррацион., антагонист.сознанию психич.факторами и использ. основанную на этих представлениях технику психотерапии. (Фрейд,Юнг,Райх). Бессознательны по Фр. наши желания и побуждения. Согласно Фр., психика ч-ка представляет собой взаимодействие 3 уровней: бессознательн., предсознательн. и сознательн.. Бессозн. он считал центр. компонентом, соответствующ. сути человеч. психики, а сознат. – лишь особой интуицией, надстраивающейся над бессознат. Созданная Фр. модель личности предстает как комбинация 3 элементов. «Оно»(инстинкт) – глубинный слой бессознательного влечения – психическая сам-сть, основа деятельности индивидов, «Я» – сфера сознательного, посредник м/у «Оно» и «внешним миром». «Сверх - Я»-внутриличностная совесть, кот. возникает как посредник м/у «Оно» и «Я» в силу постоянно возникающего конфликта м/у ними. «Сверх - Я» является как бы высшим существом в чел-ке. Глубинный слой челов. психики, по мысли Фр.а\, функционирует на основе природ.инстинктов, первичных влечений с целью получения наиб. удовольствия. В кач-ве основы - «либидо», кот. охватывает всю сферу чел. Неофрейдизм-течение, зародив.из соед-я фрейдизма с америк.культурной антропологией. Неофрейдизм выдвигает на 1ый план принцип соц.или культур. детерминизма. Фромм: имеется некая челов.природа, сохран. во всех культурах. Фромм связывает неврозы с невозможностью для индивида достичь гармонии с социальной структурой современного общества.

 

 


Анализ чел.сущ-я в фил.экзистенциализма.

Экзистенциализм. Это фил-я сущ-я(пережив.человеком своего бытия, внутр.мира, интим.пережив.). Теорет.циклы: Ницше, Шпенглер, Кьеркегор, Достоевский, Бердяев.1 этап-после 1 мир. войны: Марсель «Бытии и иметь», Хайдеггер, Ясперс «Экзистенц.фил-я». 2 этап- после 2 мир.войны: Сартр «Экзистенциализм – это гуманизм», Камю «Бунтующий чел-к». Основные проблемы и идеи: дисгармония интересов личности и общ-ва; подлин.и неподлин.бытие; проблема смысла жизни; самоубийство; свобода(=ответств-ти, принятие решений); личность автономии(независим.); погранич.ситуации. Основные проблемы экз.: страх, ужас, отчаяние, тоска, озабоченность, вина, бунт, свобод.движ-е к смерти, страдание. Среди всех способов бытия сущ-я Э. ищут такой, в кот сущ. раскрылось бы наиболее полно - это страх. Страх - это исходное переживание, леж. в основе всего сущ-я. В конеч.счете это страх перед смертью. Свобода. Чел. сам свободно выб. свою сущность, он стан-ся тем, кем он себя сделает. Чел - это замысел, проект. Он своб выб. себя и несет полную ответств-ть за свой выбор. Свобода составляет само чел. сущ-, чел и есть свобода. Время - это переживание сущ-ем своей огранич-ти, временности. Представл. о времени до моего рождения и после смерти. Говорить о том, что будет после моей смерти бессмысленно. Экзистенция –способ бытия челов. личности. Ясперс. Наст.фил-я – процесс философств.-тройств.членение(бытия): 1)предмет. бытие (бытие в мире) – сущ-е, ориентация в мире, экзистенция, бытийное ядро личности; 2)озарение, прояснение экзистенции, осознание души; 3)философ-е(осознание Бога).

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 306.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...