Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Русская фил-я 19в.:западники и славянофилы.




Движения 40-х гг. 19 в. Западники: Герцен, Грановский, Огарёв, Добролюбов. Счит., что Р.должна развив.по пути З., учиться у него, усвоить достиж.европ.культуры. Источник знания – чувств.опыт, подчеркивали связь между опытом и мышлением. Источник истины наход.в жизни, её критерий – практика. Отмечали б.знач-е в истории чел-ка матер.нужды, матер.потребностей. Чел-к природ.и соц.сущ-во. Реш.роль в развитии общ-ва играет народ, признавали истор.роль выдающ.личностей. история чел-ва – процесс закономерный, но не прямолин. Движ.сила общ.прогресаа – прогресс разума. Славянофилы: Хомяков, Киреевский, Данилевский, Аксаков, Чаадаев. Способств.развитию самост. фил. мысли и культуры в Р. Идеализ. порядки, сущ. в допетровской Р. В их воззрениях сущ-т иррац-м, романтизм(счит,, что у русских есть цельность ума и хар-р, а истина достиг.только путём синтеза ума, чувств, воли, веры=>задача фил.-объед.в одно целое все дух.силы). Бог-первоначало всего сущего, двигат.истории – религ.вера, истинная религия – православие. Запад зашёл в тупик=>русские должны встать в центре мир.цив-ции и помочь З. Выступали за отмену креп. права «сверху» с предостав. крест. общинам земельн. наделов за выкуп. Хотели устранения цензур. гнёта, ус­тан-я гласн. суда с участием в нём выборных представит. населения, отмены телес. наказа­ний и смертной казни.

 

 

Русская философия 20 века. Общая хар-ка

Основные направления: фил.золотого века, естеств.-науч., совет., фил.рус.зарубежья.

Основные черты: сильное влияние совет.традиции(мат-зм, формац.).

Золотой век.

Булгаков – идея объед-я всех христ.церквей.

Флоренский – мир как единое взаимосвяз.целое, противор. идея о том, что с появл. нов. техн. – новое понимание материи и духа.

Космизм. (конец 19-20 век) вкл. в себя фил.-теолог., естеств.-науч., худ. представления и размышления о Космосе, о месте чел.в нем, соотнош.чел. и космоса.(Фёдоров, Циолковксий, Чижевский).

Ест.-науч.фил-я. Направления: матер., соц.-полит.

Матер.: Сеченов, Менделеев, Тимирязев. Бытие – атомар. строение мира.

Соц.-полит.: Мечников, Ковалевский: общ-во как единое целое, им.многофактор.природу. Развитие общ.по объектив.законам.

Советская фил-я(с 20-90хх): матер.хар-р, марксизм.

Фил.рус.зарубежья: Мережковский, Бердяев, Шестов, Сорокин.

Мережк.: проблема взаимоотн.чел-ка и Бога. Чел.личность в 3х этапах: языч., приобщ.к хрит-ву, поная гармония, слияние с христ.

Бердяев: высш.ценность – свобода(она есть оносва сущ-я чел.), роль религии. Бог – нравств.символ. Бог – роль Господа.Чел.-раб.

 

 

Философская система Соловьёва.

Всеединство обознач. идеал.строй мира, в кот. осущ-ся принцип.воссоед-ть и гармония в Боге всех эмпирически согласов. эл-тов и стихий бытия. Всеединство - это Мир, вбирающий в себя всю множе-ть его проявлений, иск) полноту божеств-ти, это, мир, в кот.соперничество разрозненных областей челов. реальности преображается в органич единство. В метафизике всеединства С. опирался на глубинный смысл христ-ва. Христ-во воссоед. мир сначала в Христе, а потом в чел. в течение всей истории. Мир лежит во зле. Теософия – учение о возможности непосредств. постижения божеств.тайн и общения с потусторонним миром.

 

 

32.Фил-я русского космизма: Фёдоров, Циолковский, Чижевский.

Русский космизм (конец 19-20 век) включает в себя фил.-теолог., естеств.-науч., худ-ые представления и размышления о Космосе, о месте чел.в нем, соотнош.чел. и космоса.

Представители.

Фёдоров(переплетаются религ-христиан.подход к пониманию основ бытия и стремление создать проект всемирного спасения- натурализм, фантастичность, мистицизм, реализм, мечтательность и научный подход; вера в мощь разума, науки, творч. возм-тей чел. Его труд «Философия общего дела». Главная задача чел.-прав.понимание смысла жизни и цели, ради кот.живет чел.и орг-ция жизни в соотв. со смыслом и целью. Тесная связь всего происход.на земле со Вселенной, Космосом. Опираясь на разум чел. может не только познавать вселенную, но и населить все миры, упорядочить Хаос.

Чижевский. Разв.жизни на земле происх.под влиянием внутр.причин, наход.под влиянием космоса. Опред.роль в процесса на З.играет Солнце.

Циолковский. В основе материи – атомы(созд.разнообраз.матер.тел). Разруш.тело на атомы, из кот.созд.новые вещ-ва и тела. Во Вселенной сущ-т иные разум. миры, цив-ции. Выдвигал три начала: время, пространство и сила. Без материи не сущ-т ни времени, ни простр-ва, ни силы и наоборот. Разум должен стремиться не только к самосоверш-ю, но и к соверш-ю окр. мира.

 

 

Вопрос о сущности техники в философии 20 века. Технократический и антитехнократич.утопии потиндустр.общ-ва

Техника – совокупность искусственно созданных средств охватывающая все сферы чел. деят-ти. Осмысление техники (фил.) нач. с сер. 19-ого века. Роль производств.техники рассматривалось Марксом. Цель объяснить смысл орудие труда, (лопата, грабли) что люди в них проектировали сами себя. Постепенно в работах о технике определились два направления: инженерная философия техники; гуманитарная философия техники     

1)рассм-т развитие техн. изнутри – анализ. природу технич. тв-ва, сущность техники, тенденции ее развития – техника как способ бытия человека в этом мире представляет 

2)анализ. положение техники в целом в жизни общества, влияние техники на состояние общества, человека, культуры. В рамках него техника подвергается критике. Утверждается что технически разум и его ориентации ограничены т. к. они ориентированны на приспособление к нуждам и целям человека, техника часто изображается, как демоническая сила порабощающая человека и как средство способное и уничтожить человечество. Это противостояние имеет одни основы, поскольку роль техники, как и роль науки противоречива.

В историч. развитии техники с первых орудий труда были и периоды длит. сохранение одного типа произв. техники и моменты качественных скачков. Техническая революция – когда не просто увеличивается производства труда ,она изменяет человека а процессе производства.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 203.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...