Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Предмет и функции философии. Взаимосвязь философии и частных наук.




Генезис философского знания. Мифология и философия.

Философия- наука о наиболее общих законах природы, общества, познаний; это мышление на уровне всеобщих понятий; целостный, системный способ освоения мира в целом и чел-ка в нём. Зарождение фил. мысли началось в сер. 1ого тыс. до н. э. Рождение было длит. процессом перехода от мифолог. мировосприятия к мировоз-ю, опир.на знание. Исходной для человеч.общ-ва системой общих знаний о мире была мифология. Мифология– cп. понимания и освоения природ. и соц.действ-ти на ранних стадиях обществ. развития. Для мифолог.сознания характ.: нерасчлен-ть мышления, очеловеч. природы, одушевление космоса, разгранич-е раннего героич.прошлого и текущего настоящего. Миф выступает как способ отражения мира в сознании человека, характер. чувств.-образными представлениями об окруж.мире. Миф вкл. совокупность сведений, преданий, табу, норм, обрядов, в кот.делались попытки дать ответ на происхождение чел-ка и его рода. Миф регулировал поведение членов рода, обеспечивал гармонию между миром и чел-ком, природой и общ-вом. Самые 1ые представления о мире сущ.как мироощущение, формир.мифом. Эмпирич.знания, обобщения многолет.наблюдений, образ.мифом, назыв. «предфилософией», т.е.предпосылкой, основанием для фил.как развитого теорет.знания и мировоз., основан.на этом знании. По мере соверш.мышления происходит рационализация мифа. Культ.-истор. предпосылками зарождения фил. были: общ. разделение труда; развитие городов, ремесла, колонизация земель, мореплавания. Приобретение круп. городами опред. эконом. независимости. Мифол.мировоз.не позволяло получить эффектив. конкрет. знания=>потребность иной мировоз. установки(для неё хар.: стремление познать сущность самих вещей, их причину и взаимосвязь, уверенность и обоснование того, что чел-к способен в силу собств. качеств познать мир). Единство ф. и мифа в том, что: оба эти вида знания явл. рез-том чел. опыта, это формы абстракции; представл. собой истор. формы объяс-я бытия, миф объяс.чувств., а ф. логически-рационально. Различие: миф апологичен (защищает), а ф. аналитична, критична; миф – коллект.твор-во, ф. – рез-т индивид. твор-ва; миф основан на худ.переживании мира; миф объясняет все.

 

 

Миф как объект фил.рефлексии.

Исходной для человеч.общ-ва системой общих знаний о мире была мифология. Мифология – cп. понимания и освоения природ. и соц.действ-ти на ранних стадиях обществ. развития. Для мифолог.сознания характ.: нерасчлен-ть мышления, очеловеч. природы, одушевление космоса, разгранич-е раннего героич.прошлого и текущего настоящего. Миф выступает как способ отражения мира в сознании человека, характер. чувств.-образными представлениями об окруж.мире. Миф вкл. совокупность сведений, преданий, табу, норм, обрядов, в кот.делались попытки дать ответ на происхождение чел-ка и его рода. Миф регулировал поведение членов рода, обеспечивал гармонию между миром и чел-ком, природой и общ-вом. Самые 1ые представления о мире сущ.как мироощущение, формир.мифом. Миф - исторически 1ая форма общ.сознания. Складыв.в сфере обыденного опыта чел. Зарождается в древности на Востоке (12-7 в. до н.э.).

 

 

Предмет и функции философии. Взаимосвязь философии и частных наук.

Философия- наука о наиболее общих законах природы, общества, познаний; это мышление на уровне всеобщих понятий; целостный, системный способ освоения мира в целом и чел-ка в нём. Предмет фил.: наиб.общие принципы взаимосвязи субъекта и объекта, чел-ка и мира.

Функции фил.: онтолог. (объясняет мир, специфику всех сфер бытия); гносеолог.(формулирует понятийно-логический аппарат; разрабатывает теорию методов познания; ориентирует на познание, цель которого – истина); Методолог. (Ф. как знание о всеобщем служит методом для частных наук);

Прогностич. (Ф. в конкретной идее открывает новое знание, лежащее за пределами повседневного опыта и ориентированное на понимание сущности); Мировоз.(Ф. систематизирует для человека мир как единое образование); гуман.(Ф. объясняет, исследует человека, влияет на образ мышления и на формы знания). Взаимосвязь философии и частных наук. Наука– система знаний о закономерностях развития природы, общ-ва и мышления, а также отдельная отрасль знаний. Наука и философия-система истин.знаний. Сходство: конкрет.предмет исслед-я; обоснов. особыми сп. док-ва (ф. - верификация), само науч. знание служит док-вом фил. принципа; оба знания - обобщение идей, но степень обобщения различна, ф. часто именуется как метатеория (теория теории); цель - обогащение опыта человека; метод абстракции. Различия: наука изучает только относит., а ф. еще и абсолютное; науч. мышление рассудочное, а ф. - разумное; науч. знание систематиз. предметом, а ф. - разумом философа; науч. знание безразлично к целям, смыслам, ценностям и интересам человека, фил. знание - ценностное. Философия:система знаний о мире в целом, рефлексив.изображ-я действ-ти, явл.рез-том науч. обобщений, фил-я есть мировоз-е, познават.ф-цию, фил-я, формир.систему ценностей, т.е.отношения чел-ка к ч.-л. как к значимому, единство теории, методы и цели, теолог.ф-ция, всеобщая методология по отнош.к науке. Наука: система частного, подсистем.уровень, явл. рез-том фактов(познания фактолог. материала), познават.ф-ция, элиминация (исключ.)-ценности учёных, уровень познания, теория + частный метод=> инструм.ф-ция.

 

 

5.Фил.Др.Индии. Возникн-е фил. в Др. Индии относится примерно к сер. I тыс-я до н. э., когда на тер. Соврем. Индии стали формироваться гос-ва. Древнеинд. Общ-во делилось на варны: 1)жреческая варна (брахманы); 2)варна военной аристократии (кшатрии); 3)варна земледельцев, ремесл-ков, торговцев (вайшьи); 4)низшая варна (шудры). Древн. памятник инд.лит-ры - Веды. В них выражено весьма древнее религ. мировоз-е. Веды состоят из 4 ч.: сб. религ. гимнов, сб. ритуал.текстов, правила поведения для отшельников, фил. часть (Упанишады). Для древнеинд. Фил. характерно развитие в рамках опр. систем, или школ, и деление их на две б. группы: ортодоксальные (признающие авторитет Вед: веданта, миманса, йога и др.) и неортодоксальные (джайнизм, буддизм, локаята). Джайнизм– учение, указ. путь “освобождения” души от ее подчинения страстям. Цель – «святость», особый образ поведения, при помощи кот. достигается указанное освобождение. Отрицает влияние богов на судьбы людей. Они старались освободить не только телесное, но и дух.в чел-ке. Освобождение основ.на законах кармы-судьба, рок, неизбежная. Душа освобожд.от кармы в рез-те благих дел, прав.поведения. Буддизм возник в VI-V вв. до н. э. как учение, враждебное др. религии брахманизма. Учения буддизма основ. на легенде об основателе религии Будде и распростр. среди город. низов. Буддизм выдвигает: 1)жизнь исполнена страданий; 2)сущ-т причина возникн-я страданий; 3)имеется возм-ть прекращения страданий в наст.жизни (нирвана). Цель познания - освобождение человека от страданий. Метод постижения- уход в себя, самоуглубление. . Состав. часть-йога(страдания ликвид.путём физ.упраж и дыханий). Рез-т этого – нирвана(в этом состоянии нет времени, прекращ.страдания, волнения, желания). Локаята - древнейшее материалист. Фил. учение в Индии, отрицало сущ-е к.-л. др. мира, кроме матер.. Все вещи природы состоят из воздуха, огня, воды и земли. Индуизм возник только в теч. последнего тысяч-я в Зап. Индии. Его основой является кастовый строй. Главные боги - Вишну и Шива.

 

 

6. Фил.Др.Китая. В Др. Китае в VIII-VI вв до н.э., в период форм-я и развития рабовлад. Общ-ва вырисов. две тенденции в идеологии: консерватив. и прогрес., мистич.и атеист.. В ходе борьбы этих 2х тенденций все шире распростр-сь наивно материалист. идеи о пяти первоэлементах вещей (металле, дереве, воде, огне, земле), о противопол.началах (инь и ян), о естеств. пути (дао) и др. Однако формир-е фил.течений относится к VI-V вв. до н. э. Конфуциантство. Конфуций (551-479 до н. э.).«Лунь юй». В центре фил. К. – проблемы воспитания. “Все люди близки друг другу по своей природе, а расходятся между собой в ходе воспитания”. Небо – верхов. божество. “Жизнь людей зависит от судьбы, а богатство и знатность происходят от неба”. Идея «жэнь»- идея гуманности, человеколюбия. Раскрывается через категории «сяо»-почтит.отношение к своим родителям; «ди»-такое отнош.к ровесникам; «чжун»(преданность) – отнош-е к правителям, императору, стране; «ли» - этикет, порядок, ритуал; «и»-долг, справделивость. Концепции воспитания «благородного мужа»:соверш-во воспитания чувств; принцип взаимности(«Не делай людям того, чего не пожелаешь себе»). Деление людей на низкиз и благородных. Благородный муж-чел-к долга, его отличает высокие моральные кач-ва, человеколюбие. Принцип «золотой середины».Последов. Конфуция был Мэн-цзы. Чел. жизнь подчинена “небесной воле”, кот.выражает и исполняет мудрый государь - “сын неба”. Человеку от рождения присущи 4 качества: чувство сострад-я, чувство стыда, скромность и умение различать истину от лжи. Против конфуц.школы выступил Мо-цзы. Утверждал, что предопред.судьбы нет, она зависит от того, как человек будет осущ-ть в жизни принципы всеобщей любви, выраж. “небесную волю”. Даосизм - учение Лао-цзы о дао – пути вещей. Основная идея – жизнь природы и людей не управляется “волей неба”, а протекает по определенному естественному пути - дао. Основа мира - дао и субстанция ци (воздух, эфир). В мире все находится в движении и изменении, в результате чего все вещи необходимо переходят в свою противоположность. Призывал людей отказаться от излишеств и вернуться к первообщинной жизни. Покой-путь к постиж.сущности. Принцип «дэ»- ценность. Принцип «у-вэй» - невмеш-ва в предначерт. путь. Традиц-зм(Легизм- законник). Принцип «фа»-примитив.наказание. Чел-к от природы зол. Неоконф-во – идеалист. школа китай. фил., слож. в основном в период Сун (10-13 века). Значит.место занимают вопросы онтологии, натурфилософии, космогонии. Утверждалась незыблемость соц.порядков. Занимало господствующее положение в фил. и общ.-полит. мысли Китая до начала 20 века.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 218.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...