Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Античная фил.(общая хар-ка).




Хар-ка(6в. до н.э.-5в. до н.э.).: синкретизм(нерасчл-ть отд.эл-тов, вкл.в себя единое целое;#: фил. природы, нравст-ти, эстетич…); пантеизм( «пан»-всё, «теос»-Бог; во всём Бог, божеств.начало, вникающ.во все формы, слитность, ед-во матер.и дух., субъекта и объекта); гилозоизм( всё веществ.живое); панэтизм(во всём нравст.начало, единство, моральные законы -космос в своей основе имеет мораль; природа = добро = красота = космос = порядок = соразмерность = истина); логико-понитий. аппарат(основ.метод-дедукции(от общего к частному), формир. и анализ. понятия). Космоцентризм(всё в центре космоса; «космос-порядок мира»(Пифагор), то единое, что присутств.во всём. Космос - единое соразмерное целое облад. некот. дух. началом (душа, мировой разум). Закон развития космоса как источник развития. Понимание космоса находится в центре понимания мира. Чел-к рассм. как неотъемл. часть природы; это микрокосмос. Деят-ть чел-ка: мыслит., познават., связ. с постижением и космоса и чел-ка, направл. на достижение внутр. гармонии чел-ка, соц. гармонии, гармонии между чел-ком и космосом. Идеал чел-ка- мудрец, кот. созерцает окр. мир, размышляет об окр. мире. Античная фил-я возникла как учение о природе, космосе (натурфил-я). Позднее с сер. 5-го века (Сократ) возникает учение о чел-ке с этого момента две тесно связанные линии: 1. Постижение природы. 2. Постижение человека.

Проблемы: Проблема бытия и небытия, материи и ее форм(гл. проблема–возник-е космоса, его структура? (Фалес, Анаксимен, Зенон, Анаксимандр, Демокрит); Проблема чел-ка, его познания, его отн-я с др. людьми(сущность чел. морали, есть ли независящие от обстоят-в нормы морали? Что такое политика и гос-во по отнош-ю к чел-ку? Как соотносятся рацион. и иррацион. в челов. сознании? (Сократ, Эпикур…); Проблема воли и свободы чел-ка. (Аврелий, Эпикур…); Проблема отн-я чел-ка и Бога, бож. воли(идеи конструктивного космоса и бытия, строения материи души, общ-ва как взаимообусловл-щие друг друга); Проблема синтеза чувств. и сверхчувств.о; проблема поиска рацион.о метода познания мира идей и мира вещей (Платон, Аристотель и их последователи).

 

 

8.Досократики: милетцы, элеаты, пифагорейцы, Гераклит.

Милетская школа(Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Глав.впрос: «Из чего всё?», идеи субстанции, сущность всех вещей и явления. Фалес(к.VII – нач. VI в. до н. э): первооснова- влага, т.к. она пронизывает всё. Вода как естеств. начало оказ-ся носителем всех изм-ий и превращений. Все рождается из воды. Земля - плоский диск, плав. на пов. воды. Вода и все произош. из нее вещи - не мертвые. Анаксимандр(~ 6в.до н.э.): первосубстанция бесконечна, вечна, временна и объемлет все миры, т.к. он счит. наш мир одним из многих. Первосубстанция превращ.в различ.субстанции, а те переходят друг в друга. Первооснова - апейрон – неопред.и опред.субстанция: её части изм-ся, целое же остаётся незменным. Апейрон не имеет границ, он беспределен. Земля - цилиндр. Все обособившееся от беспредельного должно вернуться в него. Поэтому миры возникают и разрушаются.Анаксимен(ок.5 в.до н.э.):первоначало – воздух, всё вещи образ-ся путём его сгущения и разряж-я. Воздух- это дыхание, обнимающее весь мир. Душа состоит из воздуха. Огонь - разреженный воздух. Земля - диск, поддержив. воздухом.Элейская школа(Ксенофан, Зенон, Парменид): движ-я нет, всё наход.в состоянии покоя; всё едино, немножеств. Элеаты-создатели кач.концепции бытия. Парменид: впервые ставит вопрос: «что значит быть и что значит не быть». Быть=сущ-ть в мысли. Он доказ.сущ-е единого. Ничто не изм-ся.

Ксенофан: осущ.разделение видов знания: знания по мнению, знания по истине.  Пифагор и пифагорейцы: «Всё есть число». Осн. мира - числа, кот. образ. космич. порядок - прообраз общ. порядка. Познать мир - познать числа. «1» – это мать богов, всеобщее первоначало и основа всех прир. явлений. «2» – это принцип противоп-сти, отрицат-ти в природе. Природа образует тело («3»), являясь триединством первоначала и его противоречивых сторон. «4» – образ 4х эл-тов природы. Все вещи состоят из противоп-стей – ед-во\ мн-во, прав.\лев., муж\жен. Однако их противоп-сти не переходят друг в друга. Особое значение - предел и беспредельное. Предел - огонь, беспред. - воздух.(пустота). Пифагор учил, что душа бессмертна. Ему принадлежит идея перевоплощения душ. Считал, что всё происход. повтор-ся снова и снова через опред.периоды, а души вселяются в др. Гераклит. Первоначало– огонь. Космос един, всё сущее никем не сотворено и явл. живым огнем, загорается и потухает. Огонь > в воду, вода > в землю и воздух; и назад. Душа- огненное дыхание – основание жизни. Различал чувств. и рацион. познание. Истина постигается умом, кот. познаёт сущность (логос) мира, находясь за порогом чувств. Познание начин-ся с чувств, но они должны обраб-ся разумом. В мире сущ-т единство как рез-т сочетания противоп-стей. Борьба противоп-стей закономерна, т. к. явл. источником создания мира. Противоп-сти соед-ся, и устан-ся гармония. Развивает диалект. взгляды. “Всё течет, всё изм-ся”, “нельзя войти в одну реку дважды”, всё рождается благодаря смерти чего-либо. Это стихийная диалектика, где космос рассм-ся как единое целое и пребывает в пост. движ-и и изм-и.

 

9. Софисты и Сократ. Метод Сократа.Проблемы чел-ка.

Сократ(469-399 гг. до н.э.). Чел-к, чтоб познать мир, должен обратить внимание на самого себя. Чел-к – это его душа. Душу нужно образовывать. Знания - это самое главное, что должен в этой жизни получ. чел-к. Знания - благо. Знания морали, истинности важно для Сократа. Знать=быть( «Я знаю, что ничего не знаю»). Фил.- учение о том, как надо жить. Глав. задача познания — самопознание: «познай самого себя». Познать —дать понятие предмету, опр-ть его понятие. Диалог как основной метод достиж-я истины(майевтика (повивальное иск-во)).

Метод самопознания: мышление–закономерный, подчин. общим правилам процесс. Необх. изучать сам процесс мышления, только участвуя в нем Þ диалоговый хар-р мышления. Даже когда человек мыслит про себя, это тоже диалог. Диалог предполагает критичность ответа, обоснование, аргументацию Þдиалог-полемика, спор, дискуссия. Цель дискуссии – достиж-е достат. полного, обоснов. опр-я понятий. С. впервые показал, что понятие - основная форма мышления. Осн. вним. С. уделял опр-ю этических понятий (мужество, прекрасное, добродетель). Диалог рассм-ся С. как столкн-е различных и противоп. т. зр., как уточнение, усиление их аргументации, в рез-те чего достиг-ся синтез, согласие т.зр.Þ более точное и полное опр-е.

Идеи Сократа получили дальнейшее развитие в учениях некот. фил. школ (школа киников(Диоген Синопский), киренаики(Аристипп)). Киники: фил-я долга(ригоризма). Хотели, чтобы чел-к был зависим от миним. кол-ва факторов. Взгляды киников выражали опред. понимание свободы как отказа от соц-ти общепринятых культур. норм, сведения до минимума потребностей. Киренаики: фил-я наслаждения, удов-я (гедонистич.). Если сумма удов-й меньше суммы страданий, то жизнь не удалась.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 173.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...