Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Религия как форма духовного освоения реальности.




Взаимоотнош. между религией и фил.исторически изменчивы и разнообразны. Если мат. линия фил.противопоставляет себя религ. мировоззрению, то различные направл. идеалист. фил. неоднократно вступали в союз с теологией, что выражается в формировании утонченных, рафинированных форм религии. Наиболее тесным этот союз оказался в традициях восточной культуры, в кот.не всегда даже призается различие между фил. и рел. как отдельными формами общ. сознания. Так, буддизм нередко трактуется как религиозная философия.

Однако и в Европ.культуре взаимоотнош. между рел. и фил. неоднозначны. В античности рел. представления входили в состав фил.в качестве ее необход. компонента, в средние века, напротив, ситуация была такова, что уже религия включала в себя фил.

Важным элементом духовной культуры является религия (лат. religio – благочестие, набожность, святыня). Религия – мировоззрение, миропонимание и мироощущение, основанное на вере в реальное существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и в их определяющее воздействие на мироздание и жизнь человека.

Мировая история не знает ни одного народа, у которого не было бы религиозного сознания и опыта. Данное обстоятельство позволяет сделать вывод об универсальном характере религиозного отношения человека к миру. Религия – универсальный феномен. Ее содержание выступает предметом индивидуальной веры и мировоззренческих позиций, принятых в результате свободного выбора, а религиозное сознание отличается образностью и обращено к эмоционально-чувственной сфере человека.

В истории философской мысли сложилось несколько концепций, объясняющих происхождение и сущность религии. По мнению И. Канта, религия представляет собой познание наших обязанностей в виде божественных заповедей. Ф. Энгельс рассматривал ее как фантастическое отражение внешних обстоятельств, господствующих над людьми в их реальной жизни. По мнению Э. Дюркгейма, религия – это идеологический механизм, обеспечивающий целостность общества посредством обожествления базовых социальных связей. З. Фрейд считал религию коллективным неврозом, массовой иллюзией. У .Джемс полагал религиозные представления врожденными, источником которых является нечто сверхъестественное. Как сложное духовное образование и общественно-историческое явление религия имеет свои причины возникновения и существования – гносеологические, социальные, психологические.

Структура религии включает религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации. Религиозное сознание состоит из двух уровней – религиозной идеологии и религиозной психологии. В современных развитых религиях в состав религиозной идеологии входят теология, религиозная философия, богословские концепции отдельных сфер общества (экономики, политики, права). Религиозный культ – совокупность символических действий, связанных с практическим и духовным обращением к Богу. Религиозные организации – это объединения последователей той или иной религии, возникающие на основе общности верований и культа.

Основным типом религиозной организации является церковь – религиозный институт, регулирующий как отношения внутри религиозных объединений, так и связи со светскими социальными институтами.

Функции религии: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, интегрирующая


1. Мировоззрение, его структура и исторические типы. Соотношение мифологии, религии и философии.

2. Генезис философского мировоззрения и его особенности.

3. Предмет, структура и социокультурные функции философии.

4. Становление и основные школы древнеиндийской философии.

5. Философские учения Древнего Китая.

6. Генезис античной философии. Досократическая философия.

7. Философия Платона.

8. Философия Аристотеля.

9. Философия эпохи эллинизма. Скептицизм, эпикуреизм, стоицизм.

10. Философия в системе средневековой культуры. Патристика и схоластика.

11. Особенности философской мысли эпохи Возрождения.

12. Западноевропейская философия XVII века. Эмпиризм и рационализм.

13. Философия эпохи Просвещения XVIII века.

14. Немецкая классическая философия. Философия И. Канта.

15. Философия Г.Гегеля и Л. Фейербаха.

16. Становление и основные черты неклассической философии. Философия А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.

17. Феномен русской философии. Русская философия XIX – XX вв.

18. Особенности развития философской мысли Беларуси.

19. Марксистская философия.

20. Позитивистская философия: основные этапы и круг проблем.

21. Проблема человека в философии экзистенциализма.

22. Религиозная философия в контексте современной европейской культуры.

23. Философия постмодернизма.

24. Онтология как философское учение о бытии.

25. Категориальный аппарат онтологии: материя, пространство, время.

26.  Диалектика как философская теория развития, ее законы и категории.

27. Понятие природы. Эволюция представлений о природе в философии и науке.

28. Человек как предмет философского анализа.

29. Человек как биосоциальное существо. Соотношение биологического и социального в развитии человека.

30.  Проблема сознания и основные традиции ее философского анализа.

31.  Структура сознания. Сознание и бессознательное.

32. Проблема познаваемости мира и ее интерпретации в различных философских традициях.

33. Проблема субъекта и объекта познания.

34. Структура и основные характеристики познавательного процесса.

35. Понятие науки. Наука как деятельность, социальный институт и система знаний.

36. Понятие метода и методологии. Основные методы и формы научного познания.

37. Понятие общества. Основные стратегии исследования социальной реальности в современной философии.

38. Понятие социальной реальности. Общество как система.

39. Социальная структура общества. Современные концепции социальной стратификации.

40. Феномен власти в жизни общества.

41. Государство как важнейший элемент политической организации общества. Государство и гражданское общество.

42. Феномен идеологии. Философские основы идеологии белорусского государства.

43. Общество как развивающаяся система. Проблема источников и движущих сил развития общества.

44. Управление как фактор социальной динамики.

45. Понятие истории. Предмет и структура философии истории.

46. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса.

47. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.

48. Понятие цивилизации. Типы цивилизаций в истории общества.

49. Понятие техники и технологии. Социальные последствия научно- технического прогресса и перспективы постиндустриальной цивилизации.

50. Глобализация как предмет социально-философского анализа.

51. Цивилизационный выбор Беларуси в глобализирующемся мире.

52. Понятие культуры. Основные парадигмы философского анализа культуры.

53. Мораль как форма нормативной регуляции поведения человека. Искусство и специфика эстетического отношения к миру.

54. Религия как форма духовного освоения реальности.


 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 280.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...