Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятие культуры. Основные парадигмы философского анализа культуры.
Культура (от лат. — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) — совокупность искусственных объектов, созданных людьми в дополнение к природным формам человеческого поведения и деятельности. Слово «культура» латинского происхождения и первоначально оно обозначало возделывание, обработку земли; затем благодаря Цицерону распространилось на человека и стало употребляться в смысле воспитания, образования, «культивирования» человеческих качеств. Выделяют основные подходы к исследованию культуры: • аксиологический (ценностный) подход, согласно которому культура есть мир ценностей, идеалов, смыслов, значимых для человека; • деятелъностный подход, рассматривающий культуру как способ человеческой жизнедеятельности, как способ регуляции, сохранения, воспроизведения социокультурного опыта; • семиотический подход, который основывается на понимании культуры как знаковой системы, имеющей символически-коммуникационную природу; • структуралистский подход, рассматривающий культуру как совокупность социокультурных образцов, регулирующих человеческую жизнь; • гуманитарный подход, который акцентирует внимание при исследовании культуры на проблемах совершенствования человека как духовно-нравственного субъекта и др. Типология культур: элитарная культураиспользуется для обозначения специфической сферы культуротворчества, связанной с профессиональным производством культурных текстов, приобретающих впоследствии статус культурных канонов. В отличие от продуктов массовой культуры, элитарная культурная продукция рассчитана на неоднократное потребление и обладает принципиальной многозначностью содержания. Массовая культура - это такой вид культурной продукции, которая каждодневно производится в больших объемах. Функции массовой культуры: обеспечить социализацию человекав условиях среды большого города, приучить к новым социальным ролям и ценностям, способам регуляции своего поведения и деятельности, снятию психологического напряжения и решению конфликтных ситуаций; удовлетворить массовые потребности индивида. Характерные черты массовой культуры: распространенность культурного образца в массах, воспроизводимость массами этих культурных образцов, ориентация на искусственно создаваемые образы (имидж) и стереотипы; их трансляция от поколения к поколению. Маргинальная культура - (от позднелат. marginalis- находящийся на краю, на границе) — конгломерат культурных ценностей, традиций, верований, ориентации и других элементов образа жизни промежуточных, пограничных социальных слоев, образующихся в результате различных процессов в обществе (миграций, этнокультурного взаимодействия, модернизации общественных систем и др.), вынужденных усваивать чуждые культурные ценности и социальные роли. "Мозаичный "характер развитой культуры находит свое отражение в разнообразных субкультурах.Многообразие субкультур - отражение социальной разнородности общества, различных типов социальной практики и соответствующих им типов миропонимания. Важнейшую роль в исследовании культуры и этапов ее исторического развития сыграл канадский философ и культуролог Маршал Маклюэн (1911-1980). Он доказывал, что решающую роль в динамике культуре играют коммуникационные технологии. В истории человечества Маклюэн выделяет четыре эпохи: эпоха дописьменного варварства; тысячелетие фонетического письма; «Гутенбергова галактика» — пять сотен лет печатной техники; «Галактика Маркони» — современная электронная цивилизация. Мораль как форма нормативной регуляции поведения человека. Искусство и специфика эстетического отношения к миру. Важную роль в духовной жизни общества сегодня играют мораль, искусство, религия Общественное сознание обладает определенной внутренней структурой, которая включает в себя различные уровни (теоретическое и обыденное сознание, идеологию и общественную психологию) и формы сознания (политическое и правовое сознание, мораль, религию, искусство, философию). Мораль, как и правоявляется одним из основных способов нормативной регуляции поведения человека в обществе; особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. Моральное сознание и отношения - предмет этики - философской науки о морали. Мораль - продукт истории, она имеет внутреннюю структуру: нормы поведения, моральные качества, нравственные принципы, высшие моральные ценности. Мораль и право имеют общее (основные способы нормативной регуляции поведения человека в обществе) и отличие. Отличие состоит в том, что: мораль возникла историческим путем, а право появилось вместе с государством; мораль охватывает более широкую область человеческих отношений, обладает всепроникающим характером; мораль неинституциональна, требования морали формируются самой жизнью, а в праве предписания формируются специальными государственными органами и т.д. Структура морали складывается из нескольких элементов. Со времен Аристотеля в качестве таковых выделяют моральное сознание и нравственные поступки. Искусство - одна из важнейших форм общественного сознания, специфическая форма духовно-практического освоения мира. Видами искусства являются, например, живопись, музыка, театр, художественная литература. Если наука - это познание мира с помощью абстрактных понятий, то искусство - познание мира посредствам художественных образов. В них раскрываются наши представления о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, комическом и трагическом. Философией прекрасного и искусства является эстетика как важный раздел философского знания. Религия- мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и действия человека, основанные на вере в существование сверхъестественного. Как форма духовного опыта человечества религия близка к философии. Идея Бога имеет фундаментальное значение во многих мировых религиях и связанных с ними исторических типах философии (деизм, пантеизм, атеизм). В структуре религии как сложного социального явления обычно выделяют: религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 211. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |