Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Критические состояния: стресс, фрустрация, кризис




Критические состояния:

* Стресс - неспецифическая реакция организма в ответ на любые внешние воздействия. Бывают физические (холод, жара, духота); психические (любая информация). Под действием стрессора в коре головного мозга возникает очаг, он разливается по мозгу, выделяются гормоны (адреналин и кортизон), большое количество энергии, что позволяет противостоять стрессу. Бывает положительный (апстресс) и отрицательный (дистресс), отличаются количеством фаз. Можно выделить 3 фазы:

- фаза шока, тревоги (падение всех психических процессов в организме);

- фаза устойчивости (адаптации) - общая мобилизация сил организма, повышается работоспособность;

- фаза истощения - истощаются в зоне гипофиза. Это стадия отсутствует при апстрессе.

Стресс жизни - конфликтное состояние организма.

* Фрустрация - психическое состояние, которое вызывается субъективными или объективно непреодолимыми трудностями на пути достижения цели.

* Внутренние конфликты;

* Кризис. Существует 8 нормативных социальных кризисов:

1. Дети на 1м году жизни;

2. Приучение ребенка к горшку (воспитание ребенка);

3. Инициатива - в дошкольном возрасте;

4. Воспитание вкуса к работе или чувства неполноценности - в школьном возрасте.

5. Поиск идентификация - поиск для подражания - подростковый возраст;

6. Поиск близости с другим человеком, каждый человек хочет найти семью, кризис полов;

7. Кризис среднего возраста - подведение итогов жизни, много разводов;

8. Предсмертный кризис - подведение итогов всей жизни.

 

Измененные состояния

Темперамент. Свойства темперамента

Темперамент - это комплект психо-динамических свойств индивида, который проявляется в особенностях его психической активности, интенсивности, скорости, темпе психических реакций, эмоциональном тонусе жизнедеятельности. Теория темперамента предложена русским психологом Иваном Павловым. Названия было предложены Гиппократом - холо - желчь, меланхоло - черная желчь, флегма - лимфа, сангва - кровь. Две оси были предложены Айзенк: шкала интроверсии-экстраверсии, и шкала нейротизма. Сейчас чаще используется методика Белова, тк тест Айзенка устарел и люди попадают в цент круга.

Павлов выделил основные свойства системы:

* Сила - функциональные способности клетки выносить сильные возбуждения, не переходя в состояние торможения, т.о они характеризуют работоспособность нервной системы;

* Уравновешенность - равновесие процессов возбуждения и торможения, или они равны, или возбуждение преобладает;

* Подвижность - скорость перехода из одного процесса в другой.

 

Типы темперамента

Психические свойства Сангвиник Холерик Флегматик Меланхолик
Скорость Высокая Очень высокая Медленная Средняя
Сила Средняя Очень большая Большая Большая
Экстраверсия/Интроверсия Экстраверт Экстраверт Интроверт Интроверт
Пластичность/Ригидность Пластичный Пластичный Ригидный Ригидный
Возбудимость Умеренная Высокая Слабая Высокая
Сила эмоции Средняя Очень большая Слабая Большая
Экспрессия Умеренная Повышенная Пониженная Повышенная
Устойчивость Устойчив Не устойчив Очень устойчив Очень неустойчив

Сангвиники - подвижные, веселые, активные, впечатлительные, искренние, жизнерадостные, легко переживают неудачи, непостоянны в общении, легкомысленные, позер, ярко выраженный экстраверт.

Холерики - быстрые, вспыльчивые, активные, горячие, агрессивные, ярко выраженная мимика, импульсивный, делу отдается полностью, трудолюбивый, быстро загорается и быстро гаснет, не выносит монотонный и рутинный труд, склонен к аффекту и истерии, нервный.

Флегматик - внешне невозбудим, медлителен, трудно вступает в контакт с окружающими, аккуратен и прилежен, трудяга.

Меланхолик - легко раним, обидчив, трудно переживает проблемы и сложности жизни, боязливый, настороженный, не уверен в себе, добрый и отзывчивый, высокий уровень эмпатии, не может принимать решения.

Свойства темперамента:

>Сензитивность - возникновение психической реакции на внешний раздражитель наименьшей силы;

>Реактивность - сила эмоциональной реакции в ответ на внешние и внутренние раздражители;

>Активность - интенсивность воздействия человека на внешний мир;

>Темп реакции - скорость протекания психических процессов;

>Пластичность - приспособляемость человека к вешним воздействиям;

>Ригидность - инертность, консервативность, плохая переключаемость с одного вида деятельности на другой;

>Экстраверсия - подчиненность поведения внешним воздействиям;

>Интроверсия - подчиненность поведения внутреннему миру человека;

>Эмоциональная возбудимость - минимальное воздействие, необходимое для появления у человека эмоциональной реакции.

 

Характер. Черты характера

Характер - это индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенный, приобретенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, его отношение к себе, к обществу, к труду и к продуктам труда.

Черта характера - особенности личности человека, которые проявляется в различных видах деятельности.

Эмоциональные особенности характера - эмоциональная реактивность, глубина, длительность и устойчивость психических процессов. Можно разделить на две группы

~ Импрессионисты - эмоциональные, впечатлительные натуры;

~ Сентименталисты - пассивное созерцание;

~ Экспрессионисты - повышенная эмоциональность, связанная с бурной деятельностью.

 

Интеллектуальные черты характера - продуктивность, рассудительность, любопытность.

Устойчивость - временная характеристика черт характера. Черты характера бывают разного уровня выраженности:

- нормальные - никак не проявляются;

- акцентуированные достаточно заметно выделяются у людей;

- психопатические - выделяются за рамки норм.

Характер формируется у ребенка к 2м года, полностью формируется к 12 годам.

 

Акцентуация характера

Акцентуация - крайнее проявление той или иной черты характера. Выделяют:

* демонстративная - демонстрируют свои эмоции, находятся в центре внимания;

* педантическая - способность к вытеснению не высока, их основные черты: нерешительность, боязнь несчастного случая, аккуратность, добросовестность, чистоплотность;

* застревающая - обидчивые, ревнивые, обидчивые, завистливые, борются за социальную справедливость, люди застревают на каких-то обстоятельствах, эмоциях;

* возбудимая - раздражительность, импульсивность, склонность к необдуманным поступкам.

 

Способности

Способности - та совокупность врожденных анатомо-физиологических и приобретенных регуляционных свойств, которые определяют психические возможности человека в различных видах деятельности. Каждая деятельность определяет возможности человека. Градация способностей:

1. Общие и специальные способности. Общие - для всех видов деятельности, бывают элементарные (способность к психическому отражению действительности); сложные (способность к обучению, наблюдательность, уровень интеллектуального развития).

Специальные формируются на основе общих в процессе профессионального обучения.

2. Одаренность - успешная деятельность в определенной области, выделяющая человека среди других лиц, выполняющих аналогичную деятельность.

3. Талант - наивысший уровень творческих возможностей, проявляющийся в оригинальности и новизне подхода.

4. Гениальность - высший уровень способностей, воплощенный в эпохально значимое достижение.

Способности не даются при рождении, но есть задатки.

 

Направленность личности

Направленность личности - это иерархия базовых ценностей, потребностей и мотивов.

Ценность - значимость для человека определенных явлений. Выделяют базовые ценности (здоровье, благополучие), сверх ценности (честь, достоинство, справедливость) и мнимые ценности (желание богатство и денег).

Для того чтобы человек жил, необходимы следующие условия:

1. Условия для жизни человека как естественного человека;

2. Условия развития человека как индивида, т.е представителя человеческого рода;

3. Условия для жизни и развития человека как личности, для удовлетворения широкой системы индивидуализированных потребностей.

 

Потребности

Потребность - испытываемая человеком необходимость устранения, отклонения от параметров жизнедеятельности оптимальных для него, как для биологического существа, индивида и личности.

Потребности бывают:

* потенциальные;

* актуализированные - текущее состояние психическое состояние напряженности, вызванное рассогласованием внешний и внутренних факторов, определяющих жизнедеятельность индивида.

Бывают так же:

Биогенные - потребности, которые обусловлены биологической необходимостью;

Социогенные - связаны с трудом, развитием и соц общением.

Уровни пирамида Маслоу:

1. Самоактуализация;

2. Эстетические;

3. Познавательные;

4. Потребность уважения или почитания;

5. Потребность принадлежности и любви;

6. Потребность безопасности;

7. Биологические потребности.

 

Мотивация

Мотивация - обусловленная актуализированной потребностью возбуждения определенных нервных структур, вызывающих направленную активность организма. К мотивационным состояниям относятся: интересы, желания, намерения, влечения, интерес, эмоционально-насыщенная направленность на объекты, связанная со стабильными потребностями человека.

Желания - мотивационное состояние, при котором потребности соотнесены с конкретным предметом их удовлетворения.

Стремление - повышенное эмоциональное тяготение к объекту желания.

Влечение - состояние навязчивого тяготения к определенной группе объектов.

Мотивация бывает сознательная и подсознательная.

Сознательная мотивация связана с намерением. Намерение - сознательно принимаемое решение достичь определенной цели с отчётливым представлением средств и способов действия.

Сознательно-обоснованным намерением является мотив - осознанное побуждение к достижению конкретной цели. Малоосознанные импульсивные действия совершаются на основании установки. Установка - это состояние готовности к определенному способу поведение в определенных ситуациях, нейро-динамически закодированная устойчивая модель поведения.

Основными мотивами являются мотив достижения цели, мотив избегания неудачи.

Локус контроля - характеристика локализации причин, исходя из которых человек объясняет свое поведение и ответственность, а также наблюдаемое поведение и ответственностьдругих людей. Можно выделить:

- Интернальный локус контроля - поиск причины поведения и ответственности человека в самом человеке;

- Экстернальный - поиск причин и ответственности человека в других людях, судьбе.

Самооценка - оценка личности, самого себя, своих качеств и достоинств.

Уровень притязаний - желаемый уровень самооценки человека, максимальный успех в том или ином виде деятельности, в котором рассчитывает добиться человек.

Аффилиация - стремление человека быть в обществе других людей и налаживать с ними эмоционально положительные и добрые взаимоотношения.

Мотив отвергания - боязнь быть отвергнутым и непризнанным другими людьми.

Мотив власти и стремления - сильнейший мотив, который заставляет человека двигаться вперед.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 154.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...