Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Критические состояния: стресс, фрустрация, кризис
Критические состояния: * Стресс - неспецифическая реакция организма в ответ на любые внешние воздействия. Бывают физические (холод, жара, духота); психические (любая информация). Под действием стрессора в коре головного мозга возникает очаг, он разливается по мозгу, выделяются гормоны (адреналин и кортизон), большое количество энергии, что позволяет противостоять стрессу. Бывает положительный (апстресс) и отрицательный (дистресс), отличаются количеством фаз. Можно выделить 3 фазы: - фаза шока, тревоги (падение всех психических процессов в организме); - фаза устойчивости (адаптации) - общая мобилизация сил организма, повышается работоспособность; - фаза истощения - истощаются в зоне гипофиза. Это стадия отсутствует при апстрессе. Стресс жизни - конфликтное состояние организма. * Фрустрация - психическое состояние, которое вызывается субъективными или объективно непреодолимыми трудностями на пути достижения цели. * Внутренние конфликты; * Кризис. Существует 8 нормативных социальных кризисов: 1. Дети на 1м году жизни; 2. Приучение ребенка к горшку (воспитание ребенка); 3. Инициатива - в дошкольном возрасте; 4. Воспитание вкуса к работе или чувства неполноценности - в школьном возрасте. 5. Поиск идентификация - поиск для подражания - подростковый возраст; 6. Поиск близости с другим человеком, каждый человек хочет найти семью, кризис полов; 7. Кризис среднего возраста - подведение итогов жизни, много разводов; 8. Предсмертный кризис - подведение итогов всей жизни.
Измененные состояния Темперамент. Свойства темперамента Темперамент - это комплект психо-динамических свойств индивида, который проявляется в особенностях его психической активности, интенсивности, скорости, темпе психических реакций, эмоциональном тонусе жизнедеятельности. Теория темперамента предложена русским психологом Иваном Павловым. Названия было предложены Гиппократом - холо - желчь, меланхоло - черная желчь, флегма - лимфа, сангва - кровь. Две оси были предложены Айзенк: шкала интроверсии-экстраверсии, и шкала нейротизма. Сейчас чаще используется методика Белова, тк тест Айзенка устарел и люди попадают в цент круга. Павлов выделил основные свойства системы: * Сила - функциональные способности клетки выносить сильные возбуждения, не переходя в состояние торможения, т.о они характеризуют работоспособность нервной системы; * Уравновешенность - равновесие процессов возбуждения и торможения, или они равны, или возбуждение преобладает; * Подвижность - скорость перехода из одного процесса в другой.
Типы темперамента
Сангвиники - подвижные, веселые, активные, впечатлительные, искренние, жизнерадостные, легко переживают неудачи, непостоянны в общении, легкомысленные, позер, ярко выраженный экстраверт. Холерики - быстрые, вспыльчивые, активные, горячие, агрессивные, ярко выраженная мимика, импульсивный, делу отдается полностью, трудолюбивый, быстро загорается и быстро гаснет, не выносит монотонный и рутинный труд, склонен к аффекту и истерии, нервный. Флегматик - внешне невозбудим, медлителен, трудно вступает в контакт с окружающими, аккуратен и прилежен, трудяга. Меланхолик - легко раним, обидчив, трудно переживает проблемы и сложности жизни, боязливый, настороженный, не уверен в себе, добрый и отзывчивый, высокий уровень эмпатии, не может принимать решения. Свойства темперамента: >Сензитивность - возникновение психической реакции на внешний раздражитель наименьшей силы; >Реактивность - сила эмоциональной реакции в ответ на внешние и внутренние раздражители; >Активность - интенсивность воздействия человека на внешний мир; >Темп реакции - скорость протекания психических процессов; >Пластичность - приспособляемость человека к вешним воздействиям; >Ригидность - инертность, консервативность, плохая переключаемость с одного вида деятельности на другой; >Экстраверсия - подчиненность поведения внешним воздействиям; >Интроверсия - подчиненность поведения внутреннему миру человека; >Эмоциональная возбудимость - минимальное воздействие, необходимое для появления у человека эмоциональной реакции.
Характер. Черты характера Характер - это индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенный, приобретенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, его отношение к себе, к обществу, к труду и к продуктам труда. Черта характера - особенности личности человека, которые проявляется в различных видах деятельности. Эмоциональные особенности характера - эмоциональная реактивность, глубина, длительность и устойчивость психических процессов. Можно разделить на две группы ~ Импрессионисты - эмоциональные, впечатлительные натуры; ~ Сентименталисты - пассивное созерцание; ~ Экспрессионисты - повышенная эмоциональность, связанная с бурной деятельностью.
Интеллектуальные черты характера - продуктивность, рассудительность, любопытность. Устойчивость - временная характеристика черт характера. Черты характера бывают разного уровня выраженности: - нормальные - никак не проявляются; - акцентуированные достаточно заметно выделяются у людей; - психопатические - выделяются за рамки норм. Характер формируется у ребенка к 2м года, полностью формируется к 12 годам.
Акцентуация характера Акцентуация - крайнее проявление той или иной черты характера. Выделяют: * демонстративная - демонстрируют свои эмоции, находятся в центре внимания; * педантическая - способность к вытеснению не высока, их основные черты: нерешительность, боязнь несчастного случая, аккуратность, добросовестность, чистоплотность; * застревающая - обидчивые, ревнивые, обидчивые, завистливые, борются за социальную справедливость, люди застревают на каких-то обстоятельствах, эмоциях; * возбудимая - раздражительность, импульсивность, склонность к необдуманным поступкам.
Способности Способности - та совокупность врожденных анатомо-физиологических и приобретенных регуляционных свойств, которые определяют психические возможности человека в различных видах деятельности. Каждая деятельность определяет возможности человека. Градация способностей: 1. Общие и специальные способности. Общие - для всех видов деятельности, бывают элементарные (способность к психическому отражению действительности); сложные (способность к обучению, наблюдательность, уровень интеллектуального развития). Специальные формируются на основе общих в процессе профессионального обучения. 2. Одаренность - успешная деятельность в определенной области, выделяющая человека среди других лиц, выполняющих аналогичную деятельность. 3. Талант - наивысший уровень творческих возможностей, проявляющийся в оригинальности и новизне подхода. 4. Гениальность - высший уровень способностей, воплощенный в эпохально значимое достижение. Способности не даются при рождении, но есть задатки.
Направленность личности Направленность личности - это иерархия базовых ценностей, потребностей и мотивов. Ценность - значимость для человека определенных явлений. Выделяют базовые ценности (здоровье, благополучие), сверх ценности (честь, достоинство, справедливость) и мнимые ценности (желание богатство и денег). Для того чтобы человек жил, необходимы следующие условия: 1. Условия для жизни человека как естественного человека; 2. Условия развития человека как индивида, т.е представителя человеческого рода; 3. Условия для жизни и развития человека как личности, для удовлетворения широкой системы индивидуализированных потребностей.
Потребности Потребность - испытываемая человеком необходимость устранения, отклонения от параметров жизнедеятельности оптимальных для него, как для биологического существа, индивида и личности. Потребности бывают: * потенциальные; * актуализированные - текущее состояние психическое состояние напряженности, вызванное рассогласованием внешний и внутренних факторов, определяющих жизнедеятельность индивида. Бывают так же: Биогенные - потребности, которые обусловлены биологической необходимостью; Социогенные - связаны с трудом, развитием и соц общением. Уровни пирамида Маслоу: 1. Самоактуализация; 2. Эстетические; 3. Познавательные; 4. Потребность уважения или почитания; 5. Потребность принадлежности и любви; 6. Потребность безопасности; 7. Биологические потребности.
Мотивация Мотивация - обусловленная актуализированной потребностью возбуждения определенных нервных структур, вызывающих направленную активность организма. К мотивационным состояниям относятся: интересы, желания, намерения, влечения, интерес, эмоционально-насыщенная направленность на объекты, связанная со стабильными потребностями человека. Желания - мотивационное состояние, при котором потребности соотнесены с конкретным предметом их удовлетворения. Стремление - повышенное эмоциональное тяготение к объекту желания. Влечение - состояние навязчивого тяготения к определенной группе объектов. Мотивация бывает сознательная и подсознательная. Сознательная мотивация связана с намерением. Намерение - сознательно принимаемое решение достичь определенной цели с отчётливым представлением средств и способов действия. Сознательно-обоснованным намерением является мотив - осознанное побуждение к достижению конкретной цели. Малоосознанные импульсивные действия совершаются на основании установки. Установка - это состояние готовности к определенному способу поведение в определенных ситуациях, нейро-динамически закодированная устойчивая модель поведения. Основными мотивами являются мотив достижения цели, мотив избегания неудачи. Локус контроля - характеристика локализации причин, исходя из которых человек объясняет свое поведение и ответственность, а также наблюдаемое поведение и ответственностьдругих людей. Можно выделить: - Интернальный локус контроля - поиск причины поведения и ответственности человека в самом человеке; - Экстернальный - поиск причин и ответственности человека в других людях, судьбе. Самооценка - оценка личности, самого себя, своих качеств и достоинств. Уровень притязаний - желаемый уровень самооценки человека, максимальный успех в том или ином виде деятельности, в котором рассчитывает добиться человек. Аффилиация - стремление человека быть в обществе других людей и налаживать с ними эмоционально положительные и добрые взаимоотношения. Мотив отвергания - боязнь быть отвергнутым и непризнанным другими людьми. Мотив власти и стремления - сильнейший мотив, который заставляет человека двигаться вперед.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 154. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |