Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психика. Психическое отражение




Экзамен по дисциплине «Транспортная психология»

 

1. Транспортная психология как наука. Объект, предмет психологии. 2

2. Понятие «человеческий фактор». 3

3. Деятельность. Основные характеристики деятельности. 3

4. Психика. Психическое отражение. 3

5. Развитие психики в филогенезе. 4

6. Психика и мозг. Психика и организм.. 4

7. Сознание. Самосознание. 5

8. Бессознательное. 6

9. Подсознание. 6

10. Ощущения. Свойства ощущений. 6

11. Виды ощущений по модальности. 7

12. Основные классы ощущений по Шерингтону И. 7

13. Восприятие. 7

14. Свойства восприятия. 7

15. Нарушение восприятия. 8

16. Внимание, свойства и виды.. 8

17. Память 9

18. Законы памяти. 9

19. Мышление. Виды мышления. 10

20. Мышление. Операции мышления. 11

21. Формы мышления. 11

22. Стили мышления. 12

23. Представление. 12

25. Речь 13

26. Интеллект. 13

28. Эмоции. Функции эмоций. 14

30. Психические состояния. 15

31. Критические состояния: стресс, фрустрация, кризис. 15

32. Измененные состояния. 16

33. Темперамент. Свойства темперамента. 16

34. Типы темперамента. 16

35. Характер. Черты характера. 17

36. Акцентуация характера. 17

37. Способности. 18

38. Направленность личности. 18

39. Потребности. 18

40. Мотивация. 19

41. Индивид – Субъект Деятельности – Личность – Индивидуальность. 19

42. Общение. Виды общения. Функции общения. 20

43. Средства общения. 21

44. Стороны общения. 21

45. Виды психологического влияния. 21

46. Конфликт. Управление конфликтом.. 21

47. Понятие «профессиональной пригодности». 22

48. Стадии профессионального развития. 24

 

 

Транспортная психология как наука. Объект, предмет психологии

Этапы развития психологии

I этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Этот длительный этап, называемый в литературе донаучным, определяется от V — IV вв. до н.э. до начала XVIII в.Великий философ Аристотель в трактате “О душе” выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела.

Труды Аристотеля, Платона и других философов легли в основу работ философов средних веков 17 в. — это отправная точка от материализма философии.

II этап — психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. Согласно новому подходу, человек всегда что-то видит, слышит, осязает, ощущает, вспоминает. Именно такие феномены следует изучать психологии, так как в отличие от души их можно экспериментально исследовать, измерять, научно обобщать, устанавливать в них причинно-следственные связи и отношения.

III этап — психология как наука о поведении. Бихевиоризм оформился в конце XIX — начале XX в. в США. “Behaviour” по-английски — “поведение”. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

IV этап - психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Транспортная психология, цели - улучшение условий производительности труда; снижение психических нагрузок, кадровая работа - проф образование, подготовка, повышение квалификации, стажировки; повышение безопасности движения и снижение аварийности за счет человеческого фактора.

Предмет психологии - это психика как высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем.Предметом психологии является человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции; закономерности становления и функционирования психики человека: его способности отражать мир, познавать его и регулировать свое взаимодействие с ним.

Объект психологии - это закономерности психики как особой формы жизнедеятельности человека и поведения животных. Эта форма жизнедеятельности в связи с ее многоплановостью может изучаться в самых разнообразных аспектах, которые исследуются различными отраслями психологической науки.

Квалификация аварий на водном транспорте:

* Кораблекрушение;

* Авария;

* Аварийные происшествия.

 

Понятие «человеческий фактор»

Человеческий фактор — многозначный термин, описывающий возможность принятия человеком ошибочных или алогичных решений в конкретных ситуациях. Первую попытку раскрыть понятие Человеческий фактор сделал в 1930 году учёный из СССР Добротворский. Полностью определение термина было сделано в США, как результат перевода и сокращения выражения humanfactorsengineering, использованного в США для обозначения отрасли знаний и процесса проектирования систем типа «человек — машина» для того, чтобы была обеспечена эффективность, надёжность, безопасность деятельности человека (людей).

Характеристики, проявляющиеся в ситуации взаимодействия человека и тех систем называются человеческими факторами.

Понятие человеческий фактор может включать в себя психологическое и физиологическое состояние человека.

Факторы, влияющие на человеческий фактор

§ Инженерно-психологическая и проф подготовка;

§ Эргономика рабочего места;

§ Морально-волевые черты работника;

§ Медицинский психологический отбор;

§ Контроль функционального состояния работы.

 

Деятельность. Основные характеристики деятельности

Деятельность - специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира.

Деятельность имеет след характеристики: предмет, цель, структура, мотив, средства.

Мотивом деятельности называется то ради чего она осуществляется, т.е конкретная потребность которая будет удовлетворена.

Цель деятельности: идеальное представление ее будущего результата. Внешние характеристики раскрываются через след понятия:

Предмет труда - совокупность вещей, процессов и явлений, с которыми субъект деятельности в ходе деят-ти взаимодействует.

Средства труда - совокупность орудий, способных усилить способности человека, распознать особенности предмета труда и воздействовать на него.

Условия труда - система социальных, психологических, санитарно-гигиенических характеристик деятельности.

Всякая деятельность имеет определенную структуру и включает действия и операции.

Действия - часть деятельности, имеющая самостоятельно осознанную человеком цель.

Операция - способ осуществления действия.

 

Основные виды деятельности:

>Труд - основной вид деятельности, имеет результатом создание общественно-полезного продукта;

>Учение - вид деятельности, целью которой является приобретение человеком знаний, умений, навыков, компетенции;

>Игра - вид деятельности результатом, кот не является производство материального или идеального продукта, игры имеют характер развлечения, общения, являются средством символической разрядки напряженности;

>Общение.

 

Психика. Психическое отражение

Психика - свойство живой, высокоорганизованной материи отражать объективную действительность и на основе формируемого психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение.

Основные функции психики:

~ отражение;

Особенности: дает возможность правильно отражать окружающую действительность; совершается в процессе активной деятельности; углубляется и совершенствуется; преломляется через индивидуальность и носит опережающий характер.

~ регуляция поведения и деятельности.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 121.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...