Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Ощущения. Свойства ощущений
В структуре психики можно выделить: 1. Психические процессы - это течение психического явления, которое имеет начало, развитие и конец и проявляется развитием реакции. 2. Психические состояния - это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный на каждый данный период времени. 3. Психические свойства - устойчивые особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности. 4. Психические образования - это психические явления, которые формируются в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта и включают в себя сочетание знаний, умений и навыков.
Психические процессы: 1) Ощущения - простейший психический процесс, отражение отдельных свойств предметов и явлений, воздействующих на органы чувств. Одновременно объективны и субъективны. Объективность определяется наличием внешнего раздражителя, а субъективность - особенностями нервной системы. Для появления ощущений необходимы раздражители - предметы внешнего мира, те системы клеток, которые реагируют на наш мир называютсяанализаторами. Анализаторы специализируются на приемах воздействия определенных раздражителей. Каждый анализатор состоит из 3х частей: - рецептор - орган, кот преобразует энергию внешнего воздействия во внешний импульс; - проводящие пути; - мозговые центры головного мозга. Свойства ощущений: * локализация - пространственная характеристика ощущений - сведения о положении раздражителей в пространстве; * интенсивность - количественная характеристика ощущения; * продолжительность - временная продолжительность ощущений; * модальность - качественная характеристика, субъективная специфическая окраска, характерная для ощущений.
Виды ощущений по модальности По модальности раздражителя выделяют след группы ощущений: ~ зрительные; ~ слуховые; ~ обонятельные ощущения, отражают запахи; ~ вкусовые ощущения - вызываются действием веществ на вкусовые почти, расположенные на языке; ~ кожные ощущения - воспринимаются тактильной, болевой, температурной системами; ~ вибрационные ощущения - отражают колебания упругой среды; ~ вестибулярные - систематизируют о положении тела в пространстве.
Основные классы ощущений по Шерингтону И. >Экстерорецептивные ощущения: возникают при воздействии раздражителя на рецепторы, расположенные на поверхности тела, выделяют контактные и дистантные ощущения. >Интерорецептивные - сигнализируют о том, что происходит в организме - болевые, ощущение ускорения, равновесия и тд. >Проприоцептивные - отражают движения нашего тела, рецепторы расположены в мышцах, суставах, связках, сухожилиях.
Нижний порог ощущений - минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметные ощущения. Верхний порог ощущения - максимальная величина, которая может адекватно воспринимать анализатор. Интенсивность ощущений определяется законом Веббера-Фехнера: интенсивность ощущения прямо пропорциональна логарифму силы раздражителя. Латентный период реакции - промежуток времени от подачи сигнала до момента, когда возникает ощущение. Выделяют две формы изменения чувствительности: • адаптация - изменение чувствительности для приспособления к внешним условиям; • комодация. Сенсибилизация - повышение чувствительности под влиянием внутренних факторов. Синестизия - соощущения, проявляются в том, что ощущения одной модальности могут соощущаться с ощущениями другой модальности.
Восприятие Восприятие - это психический процесс отражение предметов и явлений действительности, совокупность их различных свойств при непосредственном воздействии на органы чувств. В процессе восприятия у человека формируется зрительный образ. Восприятие всегда активно - постоянно выделяются образа из других им подобных.
Свойства восприятия Свойства восприятия. Две группы: * Первая группа - - объем восприятия - кол-во объектов, кот можно воспринимать в течении одной фиксации; - точность восприятия - соответствие внешнего образа особенностям воспринимаемого объекта; - полнота восприятия - степень соответствия возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта; - быстрота восприятия - время, необходимое для адекватного восприятия предмета или объекта. * Вторая группа: сущностные свойства восприятия: - константность - свойство воспринимать объекты и видеть их постоянными по величине, форме, цвету в изменяющихся свойствах восприятия; - осмысленность восприятия - свойство человеческого восприятия приписывать объекту определенный смысл, обозначать его словом, относить к определенной языковой категории; - структурность восприятия - свойство определять стимулы в целостные простные структуры; - целостность восприятия - мысленная достройка совокупности жлементов объекта до целостного образа; - предметность восприятия - отнесенность наглядного образа к предметам внешнего мира; - обобщенность восприятия - отражение единичных объектов как особого проявления общего; - избирательность восприятия - выделение одних объектов по сравнению с другими; - апперцепция - зависимость восприятия от личности.
Выделяют восприятие пространства, времени и движения. Восприятие пространства предполагает субъективные формы глубины, ширины, соотнесение чего-то. Восприятие времени - отражение объективной длительности, быстроты, последовательности движений. Восприятие движений предполагает физическое перемещение предметов в пространстве.
Восприятие бывает произвольные и непроизвольные. Непроизвольные - непреднамеренные и стихийные. Произвольные - подчинены специальной цели, для выполнения определенной деятельности.
Восприятие бывает предметным и социальным. Предметное восприятие включено в структуру предметно-практической деят-ти человека, позволяет ориентироватся в свойствах предметов, которые нас окружают. Социальное (социальная перцепция) - инструмент социального восприятия бытия человека, более сложное чем предметное восприятие.
Нарушение восприятия Нарушение восприятия: >галлюцинации - восприятия, которые возникают без наличия реального объекта; >иллюзии - ошибочное восприятие реальности. Бывают аффективные (в следствии страха) вербальные (неправильное восприятие речи и интонации) и периодические (на основе существующих вещей). >гиперестезия - повышение чувствительности к обычным внешним раздражителем; >гипостезия - снижение чувствительности.
Внимание, свойства и виды Внимание - направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах определенной деятельности при отвлечении от всего остального. Бывает непроизвольное (не сопровождается волевым актом), произвольное (сопровождается волевым актом) и послепроизвольное (обладает особенностями и произвольного и непроизвольного внимания). Основные свойства внимания: * Устойчивость - способность, в течении длительного времени сохранять состояние внимания на каком-то конкретном предмете. Определяется рядом факторов: особенностями нервной системы человека, его психическим состоянием, мотивацией; * Сосредоточенность внимания - степень концентрации внимания на одних объектах, при отключении от других; * Переключаемость внимания - перевод внимания с одного вида деятельности на другой; * Распределение внимания - способность рассредоточивать внимание на значительном пространстве - параллельно выполнять несколько видов деятельности, совершать несколько различных действий; * Объем внимания - кол-во информации, одновременно способное находится в сфере повышенного внимания человека. Внимание бывает внешнее и бывает внутреннее. Предметом внешнего внимания являются созданные человеком вещи; внутреннего - сам человек, его внутреннее состояние. 1. Долго концентрировать внимание невозможно (45 минут, потом необходим перерыв); 2. Концентрация внимания требует условия для работы - тишина, порядок, комфорт; 3. Необходимо учитывать, что сосредоточенность усиливается с действием определенных раздражителей; 4. Ориентируетесь на время - 5 утра, 11 утра, 16, 20, 24 часа - пики активности.
Память Память - психический процесс отражения прошлого опыта, процесс запоминания, сохранения и воспоминания информации. Запоминание предполагает восприятие информации органами чувств, а потом загрузку информации в память. Сохранение обеспечивается повторением, уменьшающим вероятность забывания. Воспоминание означает извлечение информации из памяти в виде узнавания или воспроизведения. Виды памяти: >Словесно-логическая - присуща только человеку, ее содержанием выступают мысли, порядки, словесные формулировки; >Образная - запоминание, сохранение и воспроизведение образов, предметов и явлений действительности. Выделяют зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую; >Двигательная - запоминание движений, хорошо работает в детском возрасте, чем старше, тем сложнее работает двигательная память; >Эмоциональная - память на пережитые чувства. Хорошо запоминаются эмоционально-окрашенные события.
По длительности и прочности памяти выделяют: ~ Сенсорную - память на уровне рецепторов; ~ Оперативную - пользуемся при выполнении определённых операций; ~ Краткосрочную - продолжительность 20 сек; ~ Долгосрочную - память на века.
Законы памяти Законы памяти: ^ Закон значимости информации - чем более значимая информация для человека, тем лучше она запоминается. Можно выделить иерархию: - сведения об удовлетворении первичных жизненных потребностей; - информация о своей личности; - общепознавательная информация. ^ Закон деятельности - хорошо сохраняется информация, вовлеченная в деятельность человека. ^ Закон осмысления - чем глубже осмысление информации, тем лучше она запоминается. ^ Закон интереса - хорошо запоминается информация представляющая интерес. ^ Закон объема знаний - чем больше знаний по определенной теме, тем лучше запоминается материал. ^ Закон готовности к запоминанию или установки - готовность к восприятию определенной информации улучшает воспоминания и облегчает воспроизведение. ^ Закон усиления первоначального впечатления - чем больше каналов восприятия, тем лучше запоминание. ^ Закон одновременных впечатлений - представления, возникающие одновременно, при воспоминании вызывают друг друга (создание мнемотехнических образов - создание ассоциаций). ^ Закон последовательных впечатлений - представление возникающие друг за другом, при воспоминании вызывают следующие за собой. ^ Закон ретроактивного торможения - всякое последующее воспоминание тормозит предыдущее. ^ Закон проактивного торможения - запомненная ранее информация тормозит запоминание информации, идущую следом за ней. ^ Механический закон - зубрежка. ^ Рациональное запоминание - построение логических цепей и понимание информации. ^ Мнемотехническое запоминания - построение ассоциаций.
Забывание - исчезновение, выпадение, стирание из памяти информации. Бывает полное и частичное забывание. Это активный процесс, который зависит от времени. Через 9 часов сохраняется - 40% информации, через 24 часа - 30%, через неделю - 10%. Легко забывается любая нелогичная информация, зазубренная информация, автоматические действия, любые впечатления, полученные перед сильным впечатлением, неприятные моменты вытесняем из памяти - психологическая защита. Чтобы не забыть необходимо: при механическом запоминании подключать рациональное.
Мышление. Виды мышления Мышление - высшая форма отражения окружающего мира, познавательный процесс обобщенного отражения действительности, позволяющий установить связи и отношения между предметами и явлениями. Виды мышления: По генезису развития: * Наглядно-действенное - опирается на непосредственные восприятия предмета в процессе действия с ним; * Наглядно-образное - характеризуется опорой на представление и образы; * Словесно-логическое - осуществляется при помощи логических операций с понятиями; * Абстрактно-логическое - основано на выделении свойств и связей предметов и выделении несущественных. По характеру решаемых задач мышление бывает: * Теоретическое - мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений; * Практическое - мышление на основе суждений и умозаключений, основанное на решении провидческих задач. По степени развернутости: * Дискурсивное (аналитическое) - развернуто во времени, имеет этапы, представлено в сознании человека; * Интуитивное - характеризуется быстротой протекания, отсутствием этапов, является минимально осознанным. По степени новизны и оригинальности: * Репродуктивное - мышление на основе образов и размышлений, почерпнутое из каких-то источников; * Продуктивное. По средствам: * Наглядное - оперирует образами; * Вербальное - оперирует знаковыми структурами.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 171. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |