Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ощущения. Свойства ощущений




В структуре психики можно выделить:

1. Психические процессы - это течение психического явления, которое имеет начало, развитие и конец и проявляется развитием реакции.

2. Психические состояния - это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный на каждый данный период времени.

3. Психические свойства - устойчивые особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности.

4. Психические образования - это психические явления, которые формируются в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта и включают в себя сочетание знаний, умений и навыков.

 

Психические процессы:

1) Ощущения - простейший психический процесс, отражение отдельных свойств предметов и явлений, воздействующих на органы чувств. Одновременно объективны и субъективны. Объективность определяется наличием внешнего раздражителя, а субъективность - особенностями нервной системы. Для появления ощущений необходимы раздражители - предметы внешнего мира, те системы клеток, которые реагируют на наш мир называютсяанализаторами. Анализаторы специализируются на приемах воздействия определенных раздражителей. Каждый анализатор состоит из 3х частей:

- рецептор - орган, кот преобразует энергию внешнего воздействия во внешний импульс;

- проводящие пути;

- мозговые центры головного мозга.

Свойства ощущений:

* локализация - пространственная характеристика ощущений - сведения о положении раздражителей в пространстве;

* интенсивность - количественная характеристика ощущения;

* продолжительность - временная продолжительность ощущений;

* модальность - качественная характеристика, субъективная специфическая окраска, характерная для ощущений.

 

Виды ощущений по модальности

По модальности раздражителя выделяют след группы ощущений:

~ зрительные;

~ слуховые;

~ обонятельные ощущения, отражают запахи;

~ вкусовые ощущения - вызываются действием веществ на вкусовые почти, расположенные на языке;

~ кожные ощущения - воспринимаются тактильной, болевой, температурной системами;

~ вибрационные ощущения - отражают колебания упругой среды;

~ вестибулярные - систематизируют о положении тела в пространстве.

 

Основные классы ощущений по Шерингтону И.

>Экстерорецептивные ощущения: возникают при воздействии раздражителя на рецепторы, расположенные на поверхности тела, выделяют контактные и дистантные ощущения.

>Интерорецептивные - сигнализируют о том, что происходит в организме - болевые, ощущение ускорения, равновесия и тд.

>Проприоцептивные - отражают движения нашего тела, рецепторы расположены в мышцах, суставах, связках, сухожилиях.

 

Нижний порог ощущений - минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметные ощущения.

Верхний порог ощущения - максимальная величина, которая может адекватно воспринимать анализатор.

Интенсивность ощущений определяется законом Веббера-Фехнера: интенсивность ощущения прямо пропорциональна логарифму силы раздражителя.

Латентный период реакции - промежуток времени от подачи сигнала до момента, когда возникает ощущение.

Выделяют две формы изменения чувствительности:

адаптация - изменение чувствительности для приспособления к внешним условиям;

комодация.

Сенсибилизация - повышение чувствительности под влиянием внутренних факторов.

Синестизия - соощущения, проявляются в том, что ощущения одной модальности могут соощущаться с ощущениями другой модальности.

 

Восприятие

Восприятие - это психический процесс отражение предметов и явлений действительности, совокупность их различных свойств при непосредственном воздействии на органы чувств. В процессе восприятия у человека формируется зрительный образ.

Восприятие всегда активно - постоянно выделяются образа из других им подобных.

 

Свойства восприятия

Свойства восприятия. Две группы:

* Первая группа -

- объем восприятия - кол-во объектов, кот можно воспринимать в течении одной фиксации;

- точность восприятия - соответствие внешнего образа особенностям воспринимаемого объекта;

- полнота восприятия - степень соответствия возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта;

- быстрота восприятия - время, необходимое для адекватного восприятия предмета или объекта.

* Вторая группа: сущностные свойства восприятия:

- константность - свойство воспринимать объекты и видеть их постоянными по величине, форме, цвету в изменяющихся свойствах восприятия;

- осмысленность восприятия - свойство человеческого восприятия приписывать объекту определенный смысл, обозначать его словом, относить к определенной языковой категории;

- структурность восприятия - свойство определять стимулы в целостные простные структуры;

- целостность восприятия - мысленная достройка совокупности жлементов объекта до целостного образа;

- предметность восприятия - отнесенность наглядного образа к предметам внешнего мира;

- обобщенность восприятия - отражение единичных объектов как особого проявления общего;

- избирательность восприятия - выделение одних объектов по сравнению с другими;

- апперцепция - зависимость восприятия от личности.

 

Выделяют восприятие пространства, времени и движения.

Восприятие пространства предполагает субъективные формы глубины, ширины, соотнесение чего-то.

Восприятие времени - отражение объективной длительности, быстроты, последовательности движений.

Восприятие движений предполагает физическое перемещение предметов в пространстве.

 

Восприятие бывает произвольные и непроизвольные. Непроизвольные - непреднамеренные и стихийные. Произвольные - подчинены специальной цели, для выполнения определенной деятельности.

 

Восприятие бывает предметным и социальным. Предметное восприятие включено в структуру предметно-практической деят-ти человека, позволяет ориентироватся в свойствах предметов, которые нас окружают. Социальное (социальная перцепция) - инструмент социального восприятия бытия человека, более сложное чем предметное восприятие.

 

Нарушение восприятия

Нарушение восприятия:

>галлюцинации - восприятия, которые возникают без наличия реального объекта;

>иллюзии - ошибочное восприятие реальности. Бывают аффективные (в следствии страха) вербальные (неправильное восприятие речи и интонации) и периодические (на основе существующих вещей).

>гиперестезия - повышение чувствительности к обычным внешним раздражителем;

>гипостезия - снижение чувствительности.

 

Внимание, свойства и виды

Внимание - направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах определенной деятельности при отвлечении от всего остального. Бывает непроизвольное (не сопровождается волевым актом), произвольное (сопровождается волевым актом) и послепроизвольное (обладает особенностями и произвольного и непроизвольного внимания).

Основные свойства внимания:

* Устойчивость - способность, в течении длительного времени сохранять состояние внимания на каком-то конкретном предмете. Определяется рядом факторов: особенностями нервной системы человека, его психическим состоянием, мотивацией;

* Сосредоточенность внимания - степень концентрации внимания на одних объектах, при отключении от других;

* Переключаемость внимания - перевод внимания с одного вида деятельности на другой;

* Распределение внимания - способность рассредоточивать внимание на значительном пространстве - параллельно выполнять несколько видов деятельности, совершать несколько различных действий;

* Объем внимания - кол-во информации, одновременно способное находится в сфере повышенного внимания человека.

Внимание бывает внешнее и бывает внутреннее. Предметом внешнего внимания являются созданные человеком вещи; внутреннего - сам человек, его внутреннее состояние.

1. Долго концентрировать внимание невозможно (45 минут, потом необходим перерыв);

2. Концентрация внимания требует условия для работы - тишина, порядок, комфорт;

3. Необходимо учитывать, что сосредоточенность усиливается с действием определенных раздражителей;

4. Ориентируетесь на время - 5 утра, 11 утра, 16, 20, 24 часа - пики активности.

 

Память

Память - психический процесс отражения прошлого опыта, процесс запоминания, сохранения и воспоминания информации. Запоминание предполагает восприятие информации органами чувств, а потом загрузку информации в память. Сохранение обеспечивается повторением, уменьшающим вероятность забывания. Воспоминание означает извлечение информации из памяти в виде узнавания или воспроизведения.

Виды памяти:

>Словесно-логическая - присуща только человеку, ее содержанием выступают мысли, порядки, словесные формулировки;

>Образная - запоминание, сохранение и воспроизведение образов, предметов и явлений действительности. Выделяют зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую;

>Двигательная - запоминание движений, хорошо работает в детском возрасте, чем старше, тем сложнее работает двигательная память;

>Эмоциональная - память на пережитые чувства. Хорошо запоминаются эмоционально-окрашенные события.

 

По длительности и прочности памяти выделяют:

~ Сенсорную - память на уровне рецепторов;

~ Оперативную - пользуемся при выполнении определённых операций;

~ Краткосрочную - продолжительность 20 сек;

~ Долгосрочную - память на века.

 

Законы памяти

Законы памяти:

^ Закон значимости информации - чем более значимая информация для человека, тем лучше она запоминается. Можно выделить иерархию:

- сведения об удовлетворении первичных жизненных потребностей;

- информация о своей личности;

- общепознавательная информация.

^ Закон деятельности - хорошо сохраняется информация, вовлеченная в деятельность человека.

^ Закон осмысления - чем глубже осмысление информации, тем лучше она запоминается.

^ Закон интереса - хорошо запоминается информация представляющая интерес.

^ Закон объема знаний - чем больше знаний по определенной теме, тем лучше запоминается материал.

^ Закон готовности к запоминанию или установки - готовность к восприятию определенной информации улучшает воспоминания и облегчает воспроизведение.

^ Закон усиления первоначального впечатления - чем больше каналов восприятия, тем лучше запоминание.

^ Закон одновременных впечатлений - представления, возникающие одновременно, при воспоминании вызывают друг друга (создание мнемотехнических образов - создание ассоциаций).

^ Закон последовательных впечатлений - представление возникающие друг за другом, при воспоминании вызывают следующие за собой.

^ Закон ретроактивного торможения - всякое последующее воспоминание тормозит предыдущее.

^ Закон проактивного торможения - запомненная ранее информация тормозит запоминание информации, идущую следом за ней.

^ Механический закон - зубрежка.

^ Рациональное запоминание - построение логических цепей и понимание информации.

^ Мнемотехническое запоминания - построение ассоциаций.

 

Забывание - исчезновение, выпадение, стирание из памяти информации. Бывает полное и частичное забывание. Это активный процесс, который зависит от времени. Через 9 часов сохраняется - 40% информации, через 24 часа - 30%, через неделю - 10%.

Легко забывается любая нелогичная информация, зазубренная информация, автоматические действия, любые впечатления, полученные перед сильным впечатлением, неприятные моменты вытесняем из памяти - психологическая защита.

Чтобы не забыть необходимо: при механическом запоминании подключать рациональное.

 

Мышление. Виды мышления

Мышление - высшая форма отражения окружающего мира, познавательный процесс обобщенного отражения действительности, позволяющий установить связи и отношения между предметами и явлениями.

Виды мышления:

По генезису развития:

* Наглядно-действенное - опирается на непосредственные восприятия предмета в процессе действия с ним;

* Наглядно-образное - характеризуется опорой на представление и образы;

* Словесно-логическое - осуществляется при помощи логических операций с понятиями;

* Абстрактно-логическое - основано на выделении свойств и связей предметов и выделении несущественных.

По характеру решаемых задач мышление бывает:

* Теоретическое - мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений;

* Практическое - мышление на основе суждений и умозаключений, основанное на решении провидческих задач.

По степени развернутости:

* Дискурсивное (аналитическое) - развернуто во времени, имеет этапы, представлено в сознании человека;

* Интуитивное - характеризуется быстротой протекания, отсутствием этапов, является минимально осознанным.

По степени новизны и оригинальности:

* Репродуктивное - мышление на основе образов и размышлений, почерпнутое из каких-то источников;

* Продуктивное.

По средствам:

* Наглядное - оперирует образами;

* Вербальное - оперирует знаковыми структурами.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 134.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...