Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Мышление. Операции мышления




Мышление - высшая форма отражения окружающего мира, познавательный процесс обобщенного отражения действительности, позволяющий установить связи и отношения между предметами и явлениями.

Виды мышления:

По генезису развития:

* Наглядно-действенное - опирается на непосредственные восприятия предмета в процессе действия с ним;

* Наглядно-образное - характеризуется опорой на представление и образы;

* Словесно-логическое - осуществляется при помощи логических операций с понятиями;

* Абстрактно-логическое - основано на выделении свойств и связей предметов и выделении несущественных.

По характеру решаемых задач мышление бывает

* Теоретическое - мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений;

* Практическое - мышление на основе суждений и умозаключений, основанное на решении правиических задач.

По степени развернутости:

* Дискурсивное (аналитическое) - развернуто во времени, имеет этапы, представлено в сознании человека;

* Интуитивное - характеризуется быстротой протекания, отсутствием этапов, является минимально осознанным.

По степени новизны и оригинальности:

* Репродуктивное - мышление на основе образов и размышлений, почерпнутое из каких-то источников;

* Продуктивное.

По средствам:

* Наглядное - оперирует образами;

* Вербальное - оперирует знаковыми структурами.

 

Операции мышления:

>Сравнение - сопоставление предметов с целью найти сходства и различия между ними;

>Анализ - мысленное расчленение предмета, объекта, явления на образующие его части, выделение отдельных признаков и свойств;

>Синтез - мысленное соединение отдельных элементов, частей, признаков в единое целое;

>Абстракция - мысленное выделение существенных свойств и признаков предмета, при отвлечении от несущественных;

>Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений в группы по признакам, выдвинутым в процессе абстрагирования;

>Конкретизация - мысленный переход от общего к единичному.

 

Формы мышления

Формы мышления:

1. Понятие - отражение в сознании человека общих и существенных свойств предметов или явлений. Понятия бывают общими и единичными, конкретными и абстрактными, эмпирическими и теоретическими.

2. Суждение - форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами, явлениями действительности. Бывают истинными и ложными, общими и частными, единичными.

3. Умозаключение - выведение одного или нескольких суждений на основании предпосылок. Бывают индуктивными (рассуждение идет от единичных фактов к общим), дедуктивными (от общего к частному) и по аналогии (вывод делается на основании частичного сходства между явлениями без серьезного исследования всех условий).

 

Стили мышления

Стили мышления:

^ синтетический стиль - заключается в ом, чтобы создать что-то новое, комбинировать несходные вещи, строить мысленные эксперименты;

^ идеалистический - человек делает интуитивные глобальные оценки, без детального анализа проблемы;

^ прагматические - опираются на собственный опыт, используют легко доступную информацию, лежащую на поверхности;

^ аналитический - ориентирован на всестороннее объективное изучение вопроса, логическую, методичную манеру решения проблем;

^ реалистический- признает факты и только факты.

 

Представление

Представление - процесс воссоздания конкретных образов, предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств. Бывают зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные. Представления, как и восприятия наглядны, но отличаются меньшей яркостью, фрагментарны. Бывают произвольные и непроизвольные. Бывают эйдетические представления - очень яркие.

Персеверация - непроизвольные, навязчивые, цикличные всплывания образов.

 

Воображение и его виды

Воображение - психический процесс, заключающийся в создании образов, предметов и явлений, которые не воспринимались человеком раньше, путем переработки материалов восприятий и представлений, полученных в предыдущем опыте.

Виды:

· активное - создание новых образов с помощью волевых усилий. Делятся на:

- воссоздающее - развертывается на основе описания, чертежа, знака;

- творческое - самостоятельное создание образа, признака, вещи, не имеющего аналога.

· пассивное - характеризуются созданием образа, которые не воплощаются в жизнь. Бывают:

- преднамеренны - создают образы волевым усилием;

- непреднамеренные - создаются при ослаблении деятельности сознания (в полудреме, сне).

· прагматическое - имеют практическую ориентацию;

· гедонистическое - лежит в процессе фантазирования, творчества, когда человек получает от этого удовольствие, и не думает о практической стороне.

 

Формы воображения: мечты, фантазии, галлюцинации, грезы и тд.

Воображение осуществляется с помощью особых психических действий, называемых приемами создания образа:

* Агглютинация - создание нового образа путем объединения нескольких разных частей;

* Аналогия - создание нового по сходству с известным;

* Гиперболизация - субъективное преувеличение;

* Акцентирование - субъективное выделение и подчеркивание характерных для объекта качества;

* Типизация - прием обобщения родственных объектов с целью выделения общих существенных признаков и воплощения в новых образах;

* Придача - объекту приписываются несвойственные ему качества или функции;

* Перемещение - субъективное помещение объекта в другое время, в другие условия.

 

Речь

Речь - специфический человеческий способ формулирования мысли с помощью языковых средств. Будучи орудием мышления речь вместе с ним представляет собой речемыслительный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности. Речь пользуется языковыми средствами, закрепленными на разных уровнях. Язык - система словесных знаков, относительно независимая от индивида, служащая для цели коммуникации, передачи общественно исторического опыта. Речь - сугубо личностные действия, которые выражает психологические особенности человека, передает его мысли и чувства, речь всегда конкретна.

Речь связана:

1. Со слухом - обычно, если человек не слышит, то и не говорит;

2. С органами дыхания;

3. С артикуляционным аппаратом;

4. С мозгом - при нарушении центра речи Вернике - человек не понимает обращенной к нему речи, а при нарушении центра Брока - человек теряет способность говорить.

Функции речи:

>Экспрессивная - отражает отношения к событиям действительности - эмоциональное состояния, особенности личности;

>Сигнификативная (обозначающая) - необходима для общения, для вложения в одинаковые слова нужный смысл (слова омонимы), позволяет определить правильное значение слова;

>Интеллектуальная - дает возможность формулировать мысли, составлять в логические последовательности;

>Репрезентативная - представление или отображение с помощью знаков, предметов или ситуаций;

>Апелляционная - обращение побуждающая человека к действию;

>Коммуникативная - вбирает все предшествующие, тк человека начинает общение в следствии коммуникации.

 

Речь бывает активной (спонтанной) и реактивной (цепочка динамических речевых стереотипов). Различаю монологическую и диалогическую. По степени произвольности: рефлективная и произвольная. По степени обращенности во вне или во внутрь:

~ внешняя - включает устную и письменную. Устная: говорение и аудирование; Письменная: чтение и письмо;

~ внутренняя;

~ эгоцентрическая - речь для себя в присутствии других;

~ автономная характерна для детей в возрасте 1, только они эту речь понимают;

~ телеграфная - опускаются предлоги, части слов, после 2х лет.

 

Интеллект

Биологическая трактовка - способность сознательно приспосабливаться к ситуации.

Педагогическая трактовка - способность к обучению.

Структурный подход - способность адаптации средств к цели.

Определение Векслера - глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами.

Существует масса теорий об интеллекте. Существует метод измерения интеллекта - тест IQ, нормой считается 100 б. Если интеллект ниже - то это разная степень умственной отсталости - алгофренизм, если ниже 20, то это идиотия - люди не приспособлены жить в нашем мире, обществе, от 20 - 50 имбицильность, от 50 до 75 - дебильность. У них плохое абстрактное мышление, не понимают чувство юмора, метафоры, сравнения.

Методика Гилфреда-Солевана.

Интеллект - это система психических процессов, обеспечивающих реализацию способности человека оценивать ситуацию, принимать решения и регулировать свое поведение.

Адаптация бывает двух видов:

* Ассимиляция - приспособление ситуации к человеку;

* Аккомодация - приспособление человека к изменяющейся ситуации путем перестройки стиля мышления.

 

Структура Интеллекта

В структуре интеллекта выделяют:

~ Вербальный интеллект - интегральное образование функционирование которого осуществляется в словесно-логической форме, с опорой на знание;

~ Невербальный - интегральное образование, функционирование которого связано с развитием наглядно-действенного мышления, с опорой на зрительные образы и пространственное представление.

Креативность - способность человека создавать новые понятия, формировать новые знания и навыки, наличие творческого подхода.

Основные интеллектуальные способности человека, которые характеризуют креативность, предложены Гилфардом:

- беглость мысли;

- гибкость мысли;

- оригинальность;

- любознательность;

- фантастичность;

- иррелевантность - логическая независимость реакции от стимула.

 

Эмоции. Функции эмоций

Эмоции - субъективная форма переживания потребности, психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребности значимости внешних воздействий и к благоприятности (или не благоприятности) для жизнедеятельности индивида.

Кэрол Изорд выделил 10 фундаментальных базовых эмоций, остальные рассматриваются как сочетания:

1. Интерес (волнение);

2. Радость;

3. Удивление;

4. Горе (сострадание);

5. Гнев;

6. Отвращение;

7. Презрение;

8. Страх;

9. Стыд;

10. Вина

Функции эмоций:

* Оценочная - состоит в первичной оценке субъективной значимости для человека предметов, явлений, людей, событий;

* Сигнальная - сигнализирует о состоянии потребности, актуализации потребности, возникают эмоциональные переживания;

* Побудительная - мощный источник активности, чем больше эмоции, тем сильнее они побуждают к действию;

* Воздействие на физиологические функции человека;

* Воздействие на познавательные и психические процессы.

Теории эмоций

> Телесные органические изменения являются причиной эмоций;

> Информационная теория Симонова:

Э = П (ИИ - НИ),

где НИ - необходимая информация;

ИИ - имеющаяся информация;

П - потребность.

> Когнитивные теории Элиса (теория АВС), где А - ситуация, В - мысли о ситуации, С - эмоция: если вас не устраивают эмоции, имени мысли о ситуации.

 

Классификация эмоций

Эмоции по содержанию делятся:

~ Эмоциональный тон ощущений - отношения к качеству ощущений;

~ Эмоциональный отклик - оперативная эмоциональная реакция на текущие изменения в предметной среде. Один из видов эмоционального отклика - синтония - сопереживание эмоционального переживания других людей;

~ Настроение - общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течении значительного времени всю психическую деятельность и поведение человека, оно всегда причинно-обусловленное;

~ Чувства - форма переживания устойчивых потребностей по отношения к объекту;

~ Страсть - стойкое всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями и приводящее к сосредоточению душевной жизни на предмете страсти;

~ Аффекты - бурное кратковременное эмоциональное состояние, выражается во внезапном приступе, сильной ярости и других эмоций в ответ на раздражителей и сопровождается сужением сознания и последующей амнезии;

 

Воля - способность к самопринуждению в условиях ослабленной мотивации, утомления, возникновения других желаний и влечений, предполагает наличие сознания. Крайняя степени слабоволия называет абулия - отсутствие побуждения к действию, неспособность принимать решения.

Особенности воли:

- сознательная целеустремленность;

- связь с мышлением;

- связь с движениями.

 

Психические состояния

Психические состояния - это целостные характеристики психической деятельности за определенный период времени. Психическое состояние человека характеризуется целостностью, подвижностью, относительной устойчивостью, взаимосвязью с психическими процессами и свойствами личности, индивидуальным своеобразием и полярностью.

Существую след псих состояния:

# В зависимости от роди личности в ситуации: личностные, ситуативные;

# В зависимости от доминирующих компонентов: интеллектуальные, волевые, эмоциональные;

# В зависимости от степени глубины: глубокие, поверхностные;

# В зависимости от времени: кратковременные, протяжные, длительные;

# В зависимости от влияния на личность: положительные, отрицательные, стенические, астенические;

# В зависимости о степени осознания: осознанные, неосознанные.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 136.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...