Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Мышление. Операции мышления
Мышление - высшая форма отражения окружающего мира, познавательный процесс обобщенного отражения действительности, позволяющий установить связи и отношения между предметами и явлениями. Виды мышления: По генезису развития: * Наглядно-действенное - опирается на непосредственные восприятия предмета в процессе действия с ним; * Наглядно-образное - характеризуется опорой на представление и образы; * Словесно-логическое - осуществляется при помощи логических операций с понятиями; * Абстрактно-логическое - основано на выделении свойств и связей предметов и выделении несущественных. По характеру решаемых задач мышление бывает * Теоретическое - мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений; * Практическое - мышление на основе суждений и умозаключений, основанное на решении правиических задач. По степени развернутости: * Дискурсивное (аналитическое) - развернуто во времени, имеет этапы, представлено в сознании человека; * Интуитивное - характеризуется быстротой протекания, отсутствием этапов, является минимально осознанным. По степени новизны и оригинальности: * Репродуктивное - мышление на основе образов и размышлений, почерпнутое из каких-то источников; * Продуктивное. По средствам: * Наглядное - оперирует образами; * Вербальное - оперирует знаковыми структурами.
Операции мышления: >Сравнение - сопоставление предметов с целью найти сходства и различия между ними; >Анализ - мысленное расчленение предмета, объекта, явления на образующие его части, выделение отдельных признаков и свойств; >Синтез - мысленное соединение отдельных элементов, частей, признаков в единое целое; >Абстракция - мысленное выделение существенных свойств и признаков предмета, при отвлечении от несущественных; >Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений в группы по признакам, выдвинутым в процессе абстрагирования; >Конкретизация - мысленный переход от общего к единичному.
Формы мышления Формы мышления: 1. Понятие - отражение в сознании человека общих и существенных свойств предметов или явлений. Понятия бывают общими и единичными, конкретными и абстрактными, эмпирическими и теоретическими. 2. Суждение - форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами, явлениями действительности. Бывают истинными и ложными, общими и частными, единичными. 3. Умозаключение - выведение одного или нескольких суждений на основании предпосылок. Бывают индуктивными (рассуждение идет от единичных фактов к общим), дедуктивными (от общего к частному) и по аналогии (вывод делается на основании частичного сходства между явлениями без серьезного исследования всех условий).
Стили мышления Стили мышления: ^ синтетический стиль - заключается в ом, чтобы создать что-то новое, комбинировать несходные вещи, строить мысленные эксперименты; ^ идеалистический - человек делает интуитивные глобальные оценки, без детального анализа проблемы; ^ прагматические - опираются на собственный опыт, используют легко доступную информацию, лежащую на поверхности; ^ аналитический - ориентирован на всестороннее объективное изучение вопроса, логическую, методичную манеру решения проблем; ^ реалистический- признает факты и только факты.
Представление Представление - процесс воссоздания конкретных образов, предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств. Бывают зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные. Представления, как и восприятия наглядны, но отличаются меньшей яркостью, фрагментарны. Бывают произвольные и непроизвольные. Бывают эйдетические представления - очень яркие. Персеверация - непроизвольные, навязчивые, цикличные всплывания образов.
Воображение и его виды Воображение - психический процесс, заключающийся в создании образов, предметов и явлений, которые не воспринимались человеком раньше, путем переработки материалов восприятий и представлений, полученных в предыдущем опыте. Виды: · активное - создание новых образов с помощью волевых усилий. Делятся на: - воссоздающее - развертывается на основе описания, чертежа, знака; - творческое - самостоятельное создание образа, признака, вещи, не имеющего аналога. · пассивное - характеризуются созданием образа, которые не воплощаются в жизнь. Бывают: - преднамеренны - создают образы волевым усилием; - непреднамеренные - создаются при ослаблении деятельности сознания (в полудреме, сне). · прагматическое - имеют практическую ориентацию; · гедонистическое - лежит в процессе фантазирования, творчества, когда человек получает от этого удовольствие, и не думает о практической стороне.
Формы воображения: мечты, фантазии, галлюцинации, грезы и тд. Воображение осуществляется с помощью особых психических действий, называемых приемами создания образа: * Агглютинация - создание нового образа путем объединения нескольких разных частей; * Аналогия - создание нового по сходству с известным; * Гиперболизация - субъективное преувеличение; * Акцентирование - субъективное выделение и подчеркивание характерных для объекта качества; * Типизация - прием обобщения родственных объектов с целью выделения общих существенных признаков и воплощения в новых образах; * Придача - объекту приписываются несвойственные ему качества или функции; * Перемещение - субъективное помещение объекта в другое время, в другие условия.
Речь Речь - специфический человеческий способ формулирования мысли с помощью языковых средств. Будучи орудием мышления речь вместе с ним представляет собой речемыслительный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности. Речь пользуется языковыми средствами, закрепленными на разных уровнях. Язык - система словесных знаков, относительно независимая от индивида, служащая для цели коммуникации, передачи общественно исторического опыта. Речь - сугубо личностные действия, которые выражает психологические особенности человека, передает его мысли и чувства, речь всегда конкретна. Речь связана: 1. Со слухом - обычно, если человек не слышит, то и не говорит; 2. С органами дыхания; 3. С артикуляционным аппаратом; 4. С мозгом - при нарушении центра речи Вернике - человек не понимает обращенной к нему речи, а при нарушении центра Брока - человек теряет способность говорить. Функции речи: >Экспрессивная - отражает отношения к событиям действительности - эмоциональное состояния, особенности личности; >Сигнификативная (обозначающая) - необходима для общения, для вложения в одинаковые слова нужный смысл (слова омонимы), позволяет определить правильное значение слова; >Интеллектуальная - дает возможность формулировать мысли, составлять в логические последовательности; >Репрезентативная - представление или отображение с помощью знаков, предметов или ситуаций; >Апелляционная - обращение побуждающая человека к действию; >Коммуникативная - вбирает все предшествующие, тк человека начинает общение в следствии коммуникации.
Речь бывает активной (спонтанной) и реактивной (цепочка динамических речевых стереотипов). Различаю монологическую и диалогическую. По степени произвольности: рефлективная и произвольная. По степени обращенности во вне или во внутрь: ~ внешняя - включает устную и письменную. Устная: говорение и аудирование; Письменная: чтение и письмо; ~ внутренняя; ~ эгоцентрическая - речь для себя в присутствии других; ~ автономная характерна для детей в возрасте 1, только они эту речь понимают; ~ телеграфная - опускаются предлоги, части слов, после 2х лет.
Интеллект Биологическая трактовка - способность сознательно приспосабливаться к ситуации. Педагогическая трактовка - способность к обучению. Структурный подход - способность адаптации средств к цели. Определение Векслера - глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами. Существует масса теорий об интеллекте. Существует метод измерения интеллекта - тест IQ, нормой считается 100 б. Если интеллект ниже - то это разная степень умственной отсталости - алгофренизм, если ниже 20, то это идиотия - люди не приспособлены жить в нашем мире, обществе, от 20 - 50 имбицильность, от 50 до 75 - дебильность. У них плохое абстрактное мышление, не понимают чувство юмора, метафоры, сравнения. Методика Гилфреда-Солевана. Интеллект - это система психических процессов, обеспечивающих реализацию способности человека оценивать ситуацию, принимать решения и регулировать свое поведение. Адаптация бывает двух видов: * Ассимиляция - приспособление ситуации к человеку; * Аккомодация - приспособление человека к изменяющейся ситуации путем перестройки стиля мышления.
Структура Интеллекта В структуре интеллекта выделяют: ~ Вербальный интеллект - интегральное образование функционирование которого осуществляется в словесно-логической форме, с опорой на знание; ~ Невербальный - интегральное образование, функционирование которого связано с развитием наглядно-действенного мышления, с опорой на зрительные образы и пространственное представление. Креативность - способность человека создавать новые понятия, формировать новые знания и навыки, наличие творческого подхода. Основные интеллектуальные способности человека, которые характеризуют креативность, предложены Гилфардом: - беглость мысли; - гибкость мысли; - оригинальность; - любознательность; - фантастичность; - иррелевантность - логическая независимость реакции от стимула.
Эмоции. Функции эмоций Эмоции - субъективная форма переживания потребности, психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребности значимости внешних воздействий и к благоприятности (или не благоприятности) для жизнедеятельности индивида. Кэрол Изорд выделил 10 фундаментальных базовых эмоций, остальные рассматриваются как сочетания: 1. Интерес (волнение); 2. Радость; 3. Удивление; 4. Горе (сострадание); 5. Гнев; 6. Отвращение; 7. Презрение; 8. Страх; 9. Стыд; 10. Вина Функции эмоций: * Оценочная - состоит в первичной оценке субъективной значимости для человека предметов, явлений, людей, событий; * Сигнальная - сигнализирует о состоянии потребности, актуализации потребности, возникают эмоциональные переживания; * Побудительная - мощный источник активности, чем больше эмоции, тем сильнее они побуждают к действию; * Воздействие на физиологические функции человека; * Воздействие на познавательные и психические процессы. Теории эмоций > Телесные органические изменения являются причиной эмоций; > Информационная теория Симонова: Э = П (ИИ - НИ), где НИ - необходимая информация; ИИ - имеющаяся информация; П - потребность. > Когнитивные теории Элиса (теория АВС), где А - ситуация, В - мысли о ситуации, С - эмоция: если вас не устраивают эмоции, имени мысли о ситуации.
Классификация эмоций Эмоции по содержанию делятся: ~ Эмоциональный тон ощущений - отношения к качеству ощущений; ~ Эмоциональный отклик - оперативная эмоциональная реакция на текущие изменения в предметной среде. Один из видов эмоционального отклика - синтония - сопереживание эмоционального переживания других людей; ~ Настроение - общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течении значительного времени всю психическую деятельность и поведение человека, оно всегда причинно-обусловленное; ~ Чувства - форма переживания устойчивых потребностей по отношения к объекту; ~ Страсть - стойкое всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями и приводящее к сосредоточению душевной жизни на предмете страсти; ~ Аффекты - бурное кратковременное эмоциональное состояние, выражается во внезапном приступе, сильной ярости и других эмоций в ответ на раздражителей и сопровождается сужением сознания и последующей амнезии;
Воля - способность к самопринуждению в условиях ослабленной мотивации, утомления, возникновения других желаний и влечений, предполагает наличие сознания. Крайняя степени слабоволия называет абулия - отсутствие побуждения к действию, неспособность принимать решения. Особенности воли: - сознательная целеустремленность; - связь с мышлением; - связь с движениями.
Психические состояния Психические состояния - это целостные характеристики психической деятельности за определенный период времени. Психическое состояние человека характеризуется целостностью, подвижностью, относительной устойчивостью, взаимосвязью с психическими процессами и свойствами личности, индивидуальным своеобразием и полярностью. Существую след псих состояния: # В зависимости от роди личности в ситуации: личностные, ситуативные; # В зависимости от доминирующих компонентов: интеллектуальные, волевые, эмоциональные; # В зависимости от степени глубины: глубокие, поверхностные; # В зависимости от времени: кратковременные, протяжные, длительные; # В зависимости от влияния на личность: положительные, отрицательные, стенические, астенические; # В зависимости о степени осознания: осознанные, неосознанные.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 182. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |