Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Расходы государственного бюджета, их экономическая сущность. Характеристика основных видов бюджетных расходов.




По Бюджетному кодексу – ден. ср-ва, направл. на фин. обеспечение задач и ф-ций гос-ва.

По сущности – ден. отнош., возник.у гос-ва с получателями бюджетных ср-в по поводу распоряж. и исп. централиз. фонда ден. ср-в.

По матер.выражению – это ден. ср-ва, кот. Предоставл. из бюджетов разл. уровней распорядителям и получателям бюдж. Ср-в для фин. запланированных расх.

Особенности: безвозмездность и безвозвратность; целевая направленность.

Классификации:

1. По экономическому содержанию: текущие (обеспеч. текущей деят. ОГУ (з/п)); капитальные (обеспеч. инновац. и инвест. деят.: инвестиции в организ.; финансир. модерниз.)

2. По уровню финансирующего бюдж.: респ. бюдж.; местных бюджетов;

3. По сферам финансиров.: в сфере матер.пр-ва; в непроизв. сфере;

4. По значимости: общегос. расх.; расх. регионального знач.;

5. По функцион. назначению:

- 1)«Общегосударственная деятельность» - на осущ. Мероприятий общегос. Назнач.: функц-ие Президента, Нац. Собрания; обслужив. гос. долга; формир. гос.рРезервов; на финансир. фундамент. научных исследов. и др.;

- 2)«Национальная оборона» - расх. в обл. обороны и обеспеч. безоп. гос-ва;

-3) «Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспеч. безоп.»;

 -4)«Национальная экономика» - расх. с/х, лесного хоз., пром., транспорт, строит.архитект., связь и т.д.;

-5) «Охрана окружающей среды» - на содерж. охран.объектов; ведение гос. кадастров; финн. меропр. по охране окр. среды;

-6) «Жилищно-коммунальные услуги и жилищное стр-во» - расх. по ЖКХ и пр.;

 -7) «Здравоохранение»; -8)«Физ-ра, спорт, культура и СМИ»; -9)«Образование»;

 -10) «Социальная политика» - выплата гос. пособий; функц. организ. соц. защ. и т.д.; 

6. Программная классиф.: бюджетные прогр.; подпрограммы

7. Ведомственная классиф.: по распоряд. бюдж. ср-в (Минфин; МНС; ГТК и т.д.)

  Формы: трансферты насел.; субсидии орг. и ф.л.; бюдж. ссуды, займы, кредиты; расх. на функц. бюдж. орг.; трансф. за границу и т.д.

  Структура(2010г.): нац. эк. – 22,9 %, общегос. – 19,9%, образов. – 15,7 %, здрав. – 12,2%; текущие – 74,4%, капитальные – 25,7 %.

  Объем расх. на 2013 г. - 121 720 312 млн. рубл.


24. Бюджетн. дефицит

Бюджетн. дефицит — превыш. расх. б-та над его дох. В случае превыш д-дов над расх-и возник б-тный профицит. Сбалансир-ть б-та явл-ся одним из пок-лей экон-й устой-ти гос-ва. Превыш д-дов над расх-и, а также соотв-е расх-в д-дам свидет-ет о стаб-ти фин. полож-я гос-ва, позвол своеврем в необходимом объеме финансировать расходы.

Возникновение дефицита причины: - низкая производит-ть труда; - высок. уровень затрат; - превыш темпов роста расх-в над темпами роста д-дов; - неэфф-ть фин. с-мы гос-ва; - неэфф-ть налогов. политики-.

Управление б-тным дефицитом заключ в том, чтобы с помощью спец. методов, инстр-тов фин. регулир-я стимул-ть эк-е и соц. развитие гос-ва. В рамках этого процесса следует рассм-ть гос. регулир-е размера б-тного дефицита, кот выраж в установл пред-го размера дефицита бюджета.

В мир практике устан-ся предельные размеры дефицита бюджета:- 2-3% от ВВП;- 5% от НД;- 8-10% от общей суммы расходов на соответствующий год.

Снижение бюджетного дефицита включает в себя 2 направления:

- увеличение доходов;

- уменьшение расходов 

Увелич д-дов: 1. введение в законодат. порядке допо. видов налогов; 2. расшир уже действующей доходн. базы бюджета.

При осущ-ии этих меропр нецелесооб увелич налоги, т.к. это приведет к усилению налогов.бремени на эк-ку и снижение стимулов у налогопл-ов, к сниж эфф-ти деят-ти и к сниж поступл налогов в бюджет.

Финансир-е б-тн. дефицита осущ за счет след. ист-ов: 1. внутр:-внутр. гос. займы;-поступления от реал гос. имущ-ва;-д-ды от приватиз гос. имущ-ва;-кредиты ЦБ.

2. внешн:-кредиты правитв ин гос-в;-кредиты межд кредитно-фин-х организ;-внешние гос. займы.

25. Б-тный процесс и характеристика его этапов

Б-тный процесс– регламентируемая законод-вомдеят-стьгос органов, иных участников б-ного процесса по: составл-ю, рассмотр-ю, утвержд-ю и исполн-ю б-тов, а также составл-ии, рассмотр-ю, утвер-и отчетов об их испол-и. В бюджетном процессе выделяются следующие этапы:1.Составление проектов бюджетов – возлагается на прав-во РБ, на местные испол и распоряд органы. Прав-во РБ орган-ет состав-ие проектов республ и консолидир б-та РБ, а местные органы – местных б-тов. Прав-тво РБ делегирует свою ф-цию по соста-нию б-та МинфинуРБ2.Рассмотрение и утверждение б-тов:разработ проекты вын-ся на рассм-ие Прав-тва и мест испол органов, в процессе кот вносятся измен-ия в заплан-ые дох источники, объем и напр-иерасх,в величину и размер б-тного дефицита. После рассм-ния проекта республ б-та, он направляется Президенту, далееПарламента.Утверждается подписью Презид-та.Республ б-т должен быть принят до начала б-тного года. 3.Испол-ие б-тов:испол-е б-товразлуровней возлагается на Минфин и мест финорганы.Могутпроизв-ся корректировки дох и расх.Испол-е б-тов предусматривает выпол-е утвержд показателей по расх, контроль за целевым эфф-нымиспол-ие б-ных средств. Кассовое исп-ние казначейство.4.Состав-е, рассмот-е, утвер-е отчетов об испол-и б-та за предыдущий год:гос отчетность об исп-и респуби местных б-тов предоставляется в стат органы в сроки, установленные закон-вом. По рез-там исп-я республ б-та проект составляет Минфин, предоставляет его Пр-ту,Парламенту. Проект отчета дб рассмотрен и принят Парламентом до момента утверждения республ б-та на следб-ный год. После принятия Парламентом и подписания Президентом, этот отчет принимает силу закона.


26. Налоговая с-магос-ва,ее понятие и структура.

Нал. с-ма-сов-стьналогов,пошлин и сборов,устан-ыхгос-ом и взимаемых с целью создания централ общегос-ого фонда фин рес-ов,сов-сть принципов,сп-б и форм,мет-в их взим-я.

Классич. пр-пы Смита: справедливости, определенности, удобства, экономии

Принципы Вагнера сгруппированы в 4 группы:

1) Фин. пр-пыорг-ии:- достаточность н/о- эластичность н/о

2) Народнохоз. пр-пы:- пр-пы по выбору ист-ка н/о-пр-пы о рац. комбинации налогов

3) Пр-пы справедливости:- всеобщности- соразмерности

4) пр-пы нал. рег-ния:- опр-сти н/о- удобства уплаты- макс. снижения издержек по взиманию нал.

Нал. зак-во — с-ма норм.-прав. актов, рег-щие ф-ние НС и принятых в соот. с Конст. РБ

Зак-во дел.на 2 ур-ня:

1. Нал. Коекс и принятые в соотв. с ним законы, рег-щие вопросы н/о

2. Обесп-етпракт. применение актов более высокой юр. силы

- Постановления Прав-ва РБ-НПА респ. органов госупр-ния и органов местного самоупр-ния и т.д.

При наличии противоречий м/д норм.-прав. актами нудно польз-ся док-том, кот. имеет более высокую юр. силу. При разрешении споров коллизии трактуются в пользу плат-ка.Нормы м/д договоров имеют большую юр силу, чем нормы нацзак-ва.В случае расхождения Декрета Президента с НК, НК имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание Декрета или Указа были предост-нызаконом.В сл. возн-ния коллизии в норм.-прав. актах равной юр силы нужно рук-ся док-том, кот. принят или издан позднее.

Субъекты нал. отн-ий. 1) Нал/плат-ки, 2) Прав-во и органы упр-ния, предст-щие интересы гос-ва.Интересыгос-ва в нал. сфере предст-ют нал. органыпредст-ют собой сложноподчинстр-ру, кот. можно условно разделить на 3 ур-ня: 1) Центр аппарат – МНС; 2) 6 обл. инспекций и инсп г. Минска, 3) инсп районов и городов, кот. подчинены облинсп-ям и инсп г. Минска. Осн. задачи МНС: -учет причитающихся к уплате и уплаченных налогов; -предупр, выявл, пресеч нарушений нал зак-ва –вып-ние ф-ий агентов вал контроля; -разраб-ка предложений по повышэфф-сти НС; -подгот-ка нал. согл-ий с др. гос-вами; -проведение тек работы с нал органами др. гос-в.


27. Налог система гос-ва, ее понятие и стр-ра

НС–сов-ть налогов, сборов, пошлин, взимаемых в установленном порядке, принципов и порядков их устан-ия, изменения, отмены, устан-я прав и обязанностей налогопл-ков, налоговых органов и др участников отнош, регулир-х нал.зак-м. Налоги— ден. платежи, взимаемые с хоз. субъектов с целью фин. обеспеч. деят-ти гос-ва, имеющие обяз-й, безэквивалентный хар-р. Сборы— нал.платежи, имеющие целевой хар-р, направляемые на фин-ние общегос. нужд и муниципальных обр-ний. Пошлины — обяз. ден. платежи, уплачив. при соверш. налогоплат-м либо в отнош. него юридич. значимых действий.

Ф-ции налогов: фиск., распределит., контрольная, регулир.

Принципы посторения НС: справедливости, определенности, удобности, экономии.

Основа и объект НС - налоги.

Способы взимания налогов: кадастровый, декларационный, администрат.

Эл-ты НС: налогоплательщик, объект налогооблож, нал.агент, нал. обяз-ство, нал. база, нал. справка, нал. период, нал. льготы, нал. санкция, нал. декларация, нал. контроль, пор-к исчисл, пор-к и сроки уплаты.

По объекту налогообл-ия налоги: имуществен, ресурсные, взимаемые с оборота, налоги на потребление, на прибыль.

По м-ду установления: прямые и косвенные.

По субъектам: налоги с ФЛ, с ЮЛ, смешан.налоги.

По органу власти, устанав. налоги: регион, федер и местные.

По назнач.:общие, спец.

Соотношение прямых и косв.налогов в бюджете позволяет судить об эк-кой эф-сти обществ-го пр-ва. Обычно косв. налоги преобладают в развив-ся странах, прямые - в развитых.


28. Эк. сущ-ть и ф-ции гос. кредита, его значение
Гос. кредит – совок-ть эк. отнош между гос-вом в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физ. и юр. лицами – с другой, возникающих в процессе привлечения гос-вом временно свободных ДС на условиях возвратности и платности, с целью выполнения своих функций. При осуществлении гос-кредитных операций внутри страны гос-во, как правило, явл-ся заемщиком ср-в, а физ. и юр. лица – кредиторами. В международных эк. отношениях гос-во выступает в роли как заемщика, так и кредитора. Кроме того, гос-во может выступать и гарантом возврата займов или выполнения др. обяз-в субъектами предпринимательства. Функции: 1.распределительная: формирование и исп-е централизованных денежных фондов гос-ва на принципах возвратности, срочности и платности, обеспечивается дополнительный приток финансовых ресурсов. Поступления от гос. займов стали стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. Гос. займы временно сокращают платежеспособный спрос населения и хоз. субъектов, из обращения изымается избыточная денежная масса. Размещение новых гос. займов для погашения зад-ти по уже выпущенным – рефинансирование гос. долга. 2.регулирующая: воздействие на макроэк. показатели: состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, валютный курс, пр-во и занятость. 3.контрольная: контроль за двухсторонним движением ст-ти, поскольку гос.-кредитные операции осуществляются на принципах возвратности и платности получения ср-в. Контроль осуществляют финансовые и кредитные уполномоченные органы. Значение: 1.фин. ресурсы, аккумул-е с помощью гос. кредита, использ-я для регулир-я д-дов и расх-в гос-ва, направл-я на финанс-е и расшир приорит-х отраслей нац. эк-ки. 2.выступает инструм-м укрепл доходов в стране.

29. Формы и инструменты гос. кредита

Современные гос. кредитные отн-я проявл-я в форме гос. заимствований, г.гарантий и гос. кредитов. Гос. займы хар-ся тем, что временно свободные ден ср-ва физ и юр лиц привлекаются на финансхе общхых потребностей путем выпуска и реализ госхых ЦБ: облигаций, казначейских обязательств и др. Гос-ые гарантии предоставл-я по займам и кредитам, привлек-м органами власти, органами местного самоу-ия, хоз-ми орг-ми. Гос-ные заимствование проводит само гос-во с целью получ доп-ых фина-ых ср-тв, а гос-ые гарантии предоставл-я др лицам с целью облегчения или обеспеч им возм-ти провед заимствований. В соотви с законом «О бюджете Республики Беларусь на 2004 год» была отменена такая форма государственного кредита как кредиты НБ Правительству РБ. В соврем бюджете осталась одна статья – «Погашение ранее выданных кредитов».

Постепенно возрастает роль внешних источников фин-ния бюджетного дефицита, к которым относятся кредиты междунар финн.орг-ций, кредиты правительств ин-х гос-в и ин-ых кредиторов, операции по гарантиям Правительства РБ по внешним займам. В РБ наиболее значимым источником внешнего фин-я являются ин-ые кредиты под гарантии Правительства РБ по межправит-ым, межбанк-м соглашениям, а также по линии междун-х финансовых организаций, кот привлекаются для поддержания эк-их реформ, перехода к рыночной эк-ке, решения проблем, связ с осущ-ем структурной перестройки эк-ки, технического перевооружения и модернизации пром-ти и с/х-ва, внедряя соврем технологии, а также развития экспортного потенциала, насыщения внутреннего рынка товарами народного потребления, развития малого и среднего бизнеса.


 

30 Государсвенный долг, его содержание. Управление гос. долгом

Гос. долг – сумма зад-ти(включ. проц.) по обяз-вам гос-ва перед физ. и юр. лицами-резидентами, ин. гос-вами, м/н. орг-ями и инысм субъектами права. В нашей стране отн. также обяз-ва по гарантиям, предост. РБ.

Гос. долг включ. капитальный и текущий. капит –сумма выпущ. и непогаш. долг. обяз-в гос-ва на опред. дату(включ. проц.). Текущ – расходы по выпл. причитающ. кредиторам доходов по всем долг.обяз-вам гос-ва и погаш. обяз-в наступ. в отч. пер. срокам оплаты.

В РБ гос. долг делится навнутренний и внешний.

По эк. содерж внутр гос долг отраж сумму долг.обяз-в перед резидентами, внешний – перед нерез.

Гос. внутр. долг – долг.обяз-ва Правит-ва РБ перед юр. и физ. лицами. В него вх. зад-ть прошлых лет и вновь возникшая. Осн. ист форм-я явл. долг. обяз-ва в виде гцб. Гарантиями гос-ва по возвр. долга служат имущ и др. активы, нах. в респ. собст-ти.

Вн. гос. долг склад.из суммы осн. долга РБ и ее резид. по вн. гос. займам по сост. на опр. момент. времени. Гос. займы могут привлекаться в виде: а) ин.кред, предост. РБ; б) ин.кред. ее резид, выд. по гос. гарантию; в) займов, получ. от разм. на вн. фин. рынках гцб в кач-ве гос. долг. обяз-в.

Упр-е внутр. гос. долгом предусм. меропр. по выпуску, размещ, обращ и обслуж. гос. долг.обяз-в, изм. усл. ранее вып. займов. Для внешн.гос. долга это меропр. по получ. и возвр. внешн. кредитов.

Принципы упр. гос.долгом:

-безусловное вып. гос-вом обяз-в перед инвесторами и кредиторами

-единство учета всех видов эмитированных обяз-в

-снижение рисков вл. колебаний конъкт. мир.рынка капиталов и спекул. тенденций рцб на рынок гцб

-оптим-ть структ. долг.обяз-в гос-ва по срокам их обращ. и погаш.

-сохр-е фин. незав-ти путем поддерж. оптим. структ. долг.обяз-в гос-ва между заимодавцами

-открытость(прозрачность) вып. займов, доступ-ть инфы об эк. полож. страны для м/н рейт. агенств.

методы рефинансирования(старые займы покр. путем выпуска новых):

-новация-согл. между заем.и кредитором по замене обяз-ва по данному кредиту новым обяз-ом

-унификация-объед. ранее вып. займов, при кот.неск. старых облиг. прир. к новой.

-конверсия-изм. первонач. усл. займа(часто достоходности)

-консолидация-изм. сроков погаш. займов(в осн. в стор. увелич)

-отсрочка-отодв. сроки и не происх. выплата доходов на опр. срок

-аннулир-е-отказ гос-ва от обяз-в по вып. займам.

Показатели, исп. в Бел. при упр. гос. долгом: 1) отнош внеш долга к ВВП; 2) отнош. год. платежей по вн. долгу к эксп. т. и у. 3)размер чистых трансфертов


31. ф-сы орг-ций и их место в фин с-ме гос-ва

фин с-ма РБ: гос ф-сы/ф-сы субъектов хоз-ния

состав сферы ф-сов субъектов хоз-я: ф-сы пр-тий мат пр-ва, ф-сы непр-ных учр-ний

ф-сы предпр-й – сов-сть фин отн-й и потоков, возн-щих на Ур-не микроэк-ки и ведущих к обр-нию и фондов ден ср-в

состав фин-в пр-тий(орг-й) мат пр-ва: ф-сы пром, ф с/х, ф грузового тр-та, ф торговли, ф стр-ва, ф жкх, ф др отраслей сферы мат пр-ва

роль ф-в пр-й(орг) – важнейшее звено фин с-мы гос-ва; реальн с-р эк-ки – место пр-ва первичн д-дов об-ва.


32. ФР на пред

ФР на пред – специфич д-ть, направлен-я на своеврем и полн обесп-е предпр-я фин рес-ми для удовлет-я его воспроизвод-х нужд, активной инвестиц-й д-ти и выполн-я всех его фин обязат-в перед бюджетом, налог службой, банками, др. предпр-ми и собств работниками.

Предмет фин работы: а) фин отн-я: - с партнерами по бизнесу, - с работ-ми предпр-я, - с бюджетами всех ур-ней, - с кредит учр-ми, - со страх учр-ми. б) фин поток: УФ, РФ, ф-д потребл-я, ф-д накопл-я, амортизац ф-д.

Направления фин работы: 1) фин планир-е – процесс расчета, обоснования потребн предпр-я в фин рес-х и ее балансировик с возм-ми источн-ми покрытия. 2) оперативно-управленческая работа – процесс мониторинга любой хоз ситуации, сделки с целью обесп-я их результат-ти. 3) контрольно-аналитическая работа – работа по выявлению негат-х явл-й и недопущению их распростран-я и отриц влияния на деят-ть предпр-я.

Участки фин работы предпр:1) – формир-е фин, маркетинг, ценов, инвестиц, амортиз, налог политики. 2) оформление всех платежных и расчетных документов. 3) орг-я расчетов предпр-я с бюджетом, банками, налог службой, страх компаниями.


33. Финансовая служба организаций: понятие и виды устройства.

Фин.служба – спец.структур.подраздел., вып. свои опред.ф-ции в с-ме управл.предп-ем. Фин.служба- часть единого мех-ма управл.предпр.и тесно связ.с другими их службами. Фин.служба- предназн.для выработки и реализ.оптим.фин.пол-ки предпр., фин.обеспеч.всех их воспроизв.нужд. Виды организац.устр-ва фин.служб: 1)на небольш.предпр.-1 раб-к б/у-рии,2)на ср.предпр.-фин.группа в составе б/у-рии,3)на крупн.предпр.-фин.отдел,4)на рын.предпр.-фин.дирекция. При этом деление предпр.на небольш.,ср.,крупн.основано на масштабах бизнеса, числ-ти раб-в, дел.оборотах и т.д. Фин. отдел предпр.включ.:планов.бюро группы, бюро анализ.группы, расч.бюро группы, бюро банк.опер и т.д. Кажд.бюро состоит из неск.фин.групп, отвеч. За отд.участок фин.работы. Например, план.бюро: группа операт.планир.,тек.планир.,перспект.планир. Возглавл. ФО нач-ник фин.отд., подчин. рук-лю предпр. Или его 1 заму. Фин.отдел позвол.узкоспец-ть фин.работу, но это же обст-во делает ее громоздкой, трудноуправл. Хар-ка фин.дирекции: 1. Возглавл. ее фин.дир., к-ый явл-ся первым замом. 2. Фин.дирекц.предпр.: объедин.в себе фин.отдел,плановоэк.отдел,б/e-рию,отдел маркетинга и др.службы предпр., что значит.увели.ее возм-ти регулир.и возд.фин.отнош.и потоки. 3. Более широкие полномочия фин.дирекц.позвол.им эксп-ть, внедр-ть нов.прогр.виды фин.работы.

Основн.аспекты взаимод. фин.работы и службы: 1. Организующ. и организуем.подсистемы нах-ся в тесной взаимосв. При этом, фин.служба оказ.непоср.регулир.возд.на организ.подсистему – фин.работу.2. Фин.служба, развив.свои ф-ции, берет на вооружение пердов.управл.технологии и осваив.нов.виды фин.работы.

35. Ден расх орг-ций понятие, сост, источ фин-ния.

Ден расх - стоимостн. выраж-е трудов-х, матер-х, природн и др рес-в, потребл-х предпр-м в процессе деят; матер основа любого бизнеса, предпос-ка необх усл-е получения ден доходов;эк сущность ден расх. Расх - уменьш эк выгод в теч-нии отч периода путем уменьш А или увел П, ведущее к уменьш собств К орг-ции, не связ-му с его передачей собств-ку имущ-ва или распред м/ду участн, учредит бизнеса.

Сост. расх по тек деят: с/с, управленч расх(сч26 общехоз расх), расх по реализ(сч44 расх на реализ), проч расх по тек деят(сч90 дох и расх по тек деят).

Сост расх по инвест деят(сч90):расх по реал и проч выбытие инвест А, участие в УФ др орг-ций, по договорам совместн деят и тп.

Расх по фин деят(сч91Проч дох и расх): % подлежащ к уплате за пользов орг-цией кред и займ, отриц разница м/у фактич затр на выпуск акций и их номин стоим, убыток прошл лет по ыин деят, выявл в отч году и др.

Осн-м источ-м фин рес-в выступ-т выручка от реал. продукции и оказанных услуг, различные части кот в процессе ее распред-я приним-т форму ден дох.

След по величине ист-к формир-я фин рес-в предпр-я аморт отчисл-я предст-т собой ден выраж-е стоим-ти износа осн-х производ-ных фондов и НА.

В кач. фин рес-в предпр-я выступает также ссудный (заемн) капитал, кот передается предпр-ю во времен пользов-е на усл-х платности и возвр-ти в виде кред-в банков, сред-в др предпр-й в виде векселей, облигац-х займов.


36. Затраты на пр-во и реал-июпрод-ии. Себест-тьпрод

Общая хар-ка затрат на пр-во:1.важнейшая компонента процесса пр-ва, кот имеет целью получ-ние прибыли2.совок-тьзатрат,обусл технологией пр-ва3.в состав затрат включ-сяцены,группы налогов, относимых на себест-ть

Значимость правильного опред-ния затрат на пр-во:1.основа для опр-ниясебест-ти ГП и фактор, влияющ-ий на прибыль 2. процесс форм-ния затрат регламентрир-ся нормами расходов сырья топлива и тд, и путем регламент-ии таких затрат

Затраты на пр-во включ-т 5 групп:

1)Мат затраты(приобрет сырье, материалы, топливо и тд без учета НДС)2) Расходы на оплату труда (выплата з/п, поощрителвыплаты,компенсационные выплаты)3)Отчисления на соц нужды (в ФСЗН и страх взносы)4)Амортизационные отчисления5)Прочие затраты (командировочные, р-ы на информационные, маркетинговые, аудитор услуги, на сертификацпр-ции, налоги, относимые на себест-ть

Себест-тьпрод-ции – стоимостное выражение природных, трудов и мат расходов, задействованных в пр-ве конкрет вида пр-ции. Практич значимость:1)Лежит в основе расчета цены(Цена=Себест=Прибыль)2)Составная часть выручки(Прибыль=Выручка-Полная себест)

Эк последствие отнесения затрат на себест-ть:1)Одни затраты относят на себест, другие – нет2)В составе себест расходы формир-т цену, затем выручку, кот является источником покрытия затрат3)Затраты,кот не относятся на себест-ть покрываются за счет прибыли


37. Планирование объема и структуры затрат организации: важность и способы.

Важность планирования. Оно позволяет: 1) заранее опред-ть объем ожидаемых затрат п/п и при необх-ти подкорр-ть его еще на “бумажном уровне”; 2) своевр-но продумывать источники покрытия ожид-х затрат; 3) прогнозир реализац-е цены, результативность бизнеса.

Способы планирование затрат п/п:

1) Составл сметы затрат ( позвол рассч-ть плановый объем затрат в целом по п/п, продукции)

2) Калькуляция с/с продукции (позволяет рассчитать плановый объем затрат на единицу продукции)

Алгоритм составления сметы затрат:

1.Матер затраты 2.Расходы на опл труда 3. Отчисл на соц. страх.4. Аморт 5. Пр затраты 6.Итого затрат на пр-во (1+2+3+4+5) 7.Прирост (умен) расходов буд п-дов и рез-ов предст платежей 8.Прирост (умен) остатков НЗП. 9.Производственная с/c ГП (п.6 + или – п.7 и п.8) 10.Расх на реализ11.Полная с/с реализ прод-и (9+10)

Алгоритм калькуляции с/с:

1.Сырье и мат-лы 2.Возвратные отходы (вычит) 3.Топл и энер 4.Осн з/п 5.Доп з/п 6.Начисл-я на з/п 7.Налоги и отчисл-я 8.Расх на эксплуа оборуд-я 9.Расх на подгот и освоение пр-ва 10.Цеховые расх 11.Общезав-е расх 12.Пр пр-ые расх 13.Итого произв-ная с/с (сумма 1-12) 14.Комм-е расх (на реализ) 15.Полная с/с единицы реализ-й продукции (13+14)

Доп-но: Планир-е затрат приход-я на объем реализ прод-и.

В плановый объем реализ наряду с заплан-м тов выпу-м прод необх вкл вход ост-ки (О1) и отним выход остатки (О2)

Затраты на реализ прод планир года:Затр во вход ост-х (З О1) + Затр заплан-го тов-го вып – Затр в вых-х ост-х (З О2)

О2 = однодневный выпуск продукции в 4 квартале планируемого года x( Норма запаса ГП на складе в днях + период документооборота в днях)

38. К-ль за объёмом и стр-рой затрат орг-ции, управление ими.

Ур-нь затрат на пр-во продукции в бел.пром-ти в 2-2,5 раза превыш с/с аналогов продукции у зарубежных конкурентов.

Пути решения:

· Сниж с/с прод администрат. методами (ужесточение трудовой и технологической дисциплины);

· Управл затратами на основе соврем инновац-ых технол.

Администрат. способы снижения затрат:

- снижение материалоёмкости продукции;

- экономия всех видов энергии (особенно в энергоёмких производствах);

- снижение расх-в на з/п (особенно в трудоёмких отраслях).

Администрат. методы ограничения объёмов затрат сегодня себя практически исчерпали. Нац. эк-ка продолжает оставаться затратной. Поэтому необходимо освоение соврем технологий фин. менеджмента в сфере затрат.

Одно из современных направлений управления затратами основано на извлеч и учёте на практике эффекта операц-го рычага.

Эф. Операционного рычага – это допол-ый прирост прибыли, достигнутый измен-м соотнош м-ду постоянными и переменными затратами.

Общая хар-ка постоянных и переменных затрат:

· Объём пост-х затрат не зависит от изменения масштабов бизнеса: арендная плата, аморт. Отчисления и т.п.;

· Объём перем-х затрат вырастает/умень-ся вместе с возраст./уменьш. масштабов бизнеса: сырьё, топливо и т

Поведение переменных и постоянных затрат:

Объём произв-ва

Переменные затраты

Постоянные затраты

Общие На ед. прод. Общие На ед. прод.
Рост Увелич-ся Неизменные Неизменные Сниж-ся
Снижение Сниж-ся Неизменные Неизменные Увелич-ся

Если сознательно управлять соотношением между перем. и постоян. затратами, то можно создать предпосылки для возникновения эффекта операционного рычага.

Расчёт силы воздействия операц. рычага:

Сила воздействия операц. рычага = Валовая маржа/Прибыль

Вал.маржа = Выручка – Переменные затраты


 

39. Денежн пост-я и ден доходы орг-ции.

Ден пост-я – это все виды ден средств, поступающих на счета п/п-й в виде выручки от реализ-и продукции, бюджетных ассигнований, займов, фин помощи.

Ден доходы – это часть ден поступлений, являющихся результатом успешной деятельности самого предприятия.

Направления возникновения ден доходов комм-ких п/п-й:

-доходы от текущ деят-ти

- доходы от инвест д-ти

- доходы от финн д-ти

Д-ды от тек деят-ти – выручка от реализации т.р.у.

Д-ды от инвест деят-ти:

- д-ды, связанные с реализ-ей и проч выбытием инвест. активов

- д-ды, связанные с участием в УК др. орг-ций

-д-ды по договорам о совместной д-ти

-стоимость инвест активов, получ-х безвозмездно

-прибыль прошлых лет по инвест д-ти, выявл-я в отчётном году и т.д.

Д-ды по финан деят-ти:

- положит разница между фактич затр-ами на выкуп акций и их номин ст-стью

- д-ды, связанные с размещением, обращением и погашением долговых ЦБ собственного выпуска

- положит курсовые разницы,возник-е от пересчёта ак-вов и обязат-в, выраженных в ин валюте


 

40. Выручка п/п(предприятия) и ее место в составе ден. доходов орг-ции. Способы опред-ия и учета выручки.

Выручка – разновидность ден. доходов п/п-я, образуемых в рез-те сбыта произведенной продукции, работ, услуг.

Методы опред-ия и учета выручки:1) метод начислений – по факту отгрузки продукции. Под выручкой здесь понимается стоимость отгруженной продукции; 2) кассовый метод – по факту оплаты продукции. Под выручкой здесь понимается сумма денежных средств, поступивших в кассу или на расчетный счет п/п-я в результате оплаты отгруженной продукции.

Выбор метода опред-ия и учета выручки принадлежит самому п/п-ю, фиксируется в его учетной политике и остается неизменным в теч-е финн. года.

Практическая значимость выбора метода учета и опред-ия выручки: 1) этот выбор опред-т перспективы поступления ср-в на п/п-е и его послед. Платежесп-сть (метод начислений предполагает незамедлит-ое перечисление ср-в покупателя на счет продавца, а при кассовом методе существует разрыв между отгрузкой и оплатой продукции); 2) этот выбор опред-т процедуру налогообложения п/п-я (при кассовом методе косвенные налоги начисл-ся по факту поступления выручки, но не позднее 60 дней после отгрузки. При использ-ии метода начислений – сразу после факта отгрузки продукции.)

С 2013 г. в РБ метод по оплате (кассовый) могут использовать только ИП, все остальные субъекты хозяйствования используют метод по отгрузке (метод начислений).


 

41. Реализац-ые цены и механизм их формир-я: цены п/п(предприятия) и отпускные цены на прод-ию.

Каналы реализ-ции и реализ-ные цены: реализ. гос-ву в рамках гос. заказа – гос.цены; реализ. партнерам по бизнесу по договору – договорная цена; свободная реализ. – свободные рын-ные цены.

Цена п/п и методы формир: 1)мет-д полных издержек: цена=полная сумма затрат+планируемая к получ-ию прибыль. Недост.:отсутсвие стимулов к сниж. издержек. 2)мет-д маржинальных издержек(основан на делении затрат на пост. и перем.): цена=перем.затр. на ед.прод-ии+валовая маржа. Недост.:исполь-ие требует становл-ия управленческого учета. 3)мет-д маркетинговых оценок: а)мет-д оценки реакции покуп-лей;б)мет-д сходной цены; в)тендерный мет-д. Недост.: все 3 мет-да ориентир. не не коллич. опред-е цены, а на произвольное.

Соотв-е гос.цены интерес. товаропр-лей(в ее основе средн.цена по отрасли): -выгодна тем,у кого издержки ниже средних; -цена не всегда соотв-т ценовому критерию; -реализ. гос-ву гарант.сбыт.

Соотв-е договорной цены интерес. товаропр-ей(в основе баланс интерес. покуп и прод-ца): -цена частично учит. интерес.товаропроизв; -отступ. от своего эк-кого интереса товаропроизв. способств. сбыту прод-ии.

Соотв-е рын.цены интерес. товаропр-ей(в основе индив. издержки пр-ва и прибыль): -цена соотв-ет ценовому критерию; -на цену влияют только спрос и предлож.; -цена и канал реализ-ии не гарантир. сбыт.

Механизм принятия менедж-ом ценов. решений: -выбор выгодного канала реализ., кот гарант. сбыт.; -выбор выгодной цены,кот. обеспеч.мах выручку.

Сп-бы регулир. Цен гос-ом: 1)прямое гос.регул.: -огранич.ур-ня рентаб-ти на монопольн. виды прод.; -удерж-е цен на ур-не покуп. сп-ти насел-я; -дотации.

2)косвенное гос.регул.: -установл. там. Ех-Im пошлин; -устан-е налог-х включений в цену; -гос.закупки.

Состав цены:

- цена п/п: полная себест-ть прод.+ожид. прибыль.

- отпускная цена: полная себест-ть прод.+ожид.прибыль+косвенные налоги(НДС, Акциз).


 

42. Планирование и прогнозирование объемов продаж и выручки ор-гий: способы, значение.

Планир-е выручки-научно обоснованный расчет ее объемов и сроков поступления на предприятие.

Важность план-я:

1.Позволяет заранее просчитать объем ожидаемых поступлений средств

2. Позволяет заранее пронизирвовать направления испол-я средств

3. Позволяет заранее вносить необходимые коррективы в процессе формир-я и испол-я выручки.

Методы план-я выручки:

1) Метод прямого счета (трудоемкий, точный, проникает в ассортимент продукции):

· Выручка плановая по предприятию=сумма вырычки от реализации различ.видов прод-ии(i-х видов)

· Выр опр вида прод-ии=(О1+Твнг-О2)i-го вида прод-ии*Цену реал-ии i-го вида прод-ии

2)Аналитический метод (без проникновения в ассортимент): выр-а плановая по предпр. опред-ся исходя из:

· стоимости запланированного выпуска прод-ии в отпускных ценах.

· стоимости прод-ии в переход.остатках: Вплан=О1+Твпг-О2


 

43. Порядок распределения и направления использования выручки в орг-циях. Роль выручки.

Роль выручки: 1)это источник покрытия текущих затрат предприятия; 2)это источник уплаты многих налогов и сборов в бюджет и централизованных фондов; 3)это индикатор признания продукции предприятия обществом; 4)это свидетельство платежеспособности предприятия, его надежности как делового партнера. Несвоевременность поступления выручки приводит к: *нарушению рентабельности работы предприятия; *замораживанию оборотных ср-в; *задолженности перед бюджетом; *неплатежесп-ти предприятия; *задержки выплат з/п и т.п.

Факторы, определяющие объем выручки: 1.внутренние: *объем реализации продукции; *уровень товарности; *кач-во продукции; *цена продукции; *сроки реал-ции продукции. 2.внешние: *состояние рыночной конъюнктуры; *уровень инфляции. Этапы распределения выручки: 1.из выручки уплачиваются косвенные налоги, 2.из выручки выплачиваются затраты на пр-во, 3.сопоставление выручки и затрат определяет конечный финансовый рез-тат.


44. Контроль за объёмами выручки и своевременностью её поступления на предприятие.

Факторы, определяющие объём выручки:

1. Внутренние:

- объёмы реализованной продукции;

- уровень товарности;

- качество продукции;

- сроки реализации продукции.

2. Внешние:

- состояние рыночной коньюнктуры;

- уровень инфляции.

Этапы распределения выручки:

1. из выручки уплачиваются косвенные налоги;

2. из выручки возмещаются затраты на производство;

3. сопоставление выручки и затрат (определяется коэффициент финансового результата).

Несвоевременность поступления выручки приводит к:

- нарушению ритмичности работы предприятия;

- замораживанию оборотных средств;

- возникает задолженность перед бюджетом

- неплатёжеспособности предприятия

- задержке выплат, зар платы и т.д.

Критический объём продаж - это такой объём продаж при котором п/п ещёне получает прибыли, но уже не несёт убытков (затраты постоянные/(цена ед прод - затраты переменн на ед прод)

Запас фин прочности - разница между запланированным объёмом производства и критическим объёмом продаж (объём реализации шт. - крит объём продаж шт.)


45. Прибыль и убыток и их влияние на организацию финансов

Фин результат деятельности п/п-я выявляется в результате сопоставления ден доходов с ден расходами:

1) Ден доходы > ден расходы, Þ прибыль (положит фин рез-т)

2) Ден доходы < ден расходы, Þ убыток (отриц фин рез-т)

Направления формирования конечного финанс результатадеят-ти п/п-я:

- Текущая деят-ть (П/У)

- Инвест деят-ть (П/У)

- Фин деят-ть (П/У)

Влияние прибыли на организацию финансовп/п-я:

А) Прибыльная работа п/п-я

- Платежеспособность

- Кредитоспособность

- Инвестиционная активность

- Возможность расширенного воспроизводства

- Возможность мотиваций работников к труду

- Возможность финн вниманию к соц и бытов нуждам работников

Б) Убыточная работа п/п-я:

- Нарушение платежеспособности

- Некредитоспособность

- Свёртывание деловой активности

- Невозможность расширенного воспроизводства

- Невозможность должных мотиваций работников

- Невозможность финн внимания к соц-бытовым нуждам раб-ов.


46. Прибыль до налогообложения: состав и направление использования.

- Фин. результат деят. предприятия выявляется в результ. сопоставл. ден. доходов с ден. расходами: прибыль – доходы > расходы; убыток расходы > доходы.

- Источники формиров. конечного фин. результ.: тек.деят.; инвест. деят.; фин. деят.

- Понятия и идеи показателей общей прибыли: - осн., инв., фин. деят. м.б. завершены с приб. или убытком; - для получ. конечного фин. рез. Эти прибыли и убытки д.б. суммированы, что образ.прибыль предпр.; - наличие такого показ. важно для целей налогооблож.

- Общая прибыль предпр.: приб/уб. по тек. + приб/уб. по инв. + приб/уб. по фин. = прибыль до налогообложения.

- Направления использования прибыли: - источник ср-в для обновления, модерниз., реконстр. пр-ва; - ист. ср-в для покрытия соц. расходов предпр.; - ист. уплаты прямых налогов; - ист. выплаты дивидендов; - ист. матер.стимулиров. работников (премии); ист. ср-в для инновац. разв. предпр.

- Прибыль до налогоблож. – Налог на приб. +/- изм. ОНА +/- изм. ОНО – пр. налоги и сборы из приб. = чистая прибыль.


47. Читая прибыль организации: формирование и направления использования.

Формирование прибыли:

1. прибыль до налогооблажения = 320

2. налог на прибыль (18%) = 58

3. Изменение отложенных налоговых активов = 10

4. Изменение отложенных налоговых обязательств = 32

5. Прочие налоги и сборы из прибыли = 70

6. Чистая прибыль (убыток) = 214

Чистая прибыль (убыток) = 1-2+/-3+/-4-5

 

Чистая прибыль:

-распределение прибыли (используется)

-перераспределение (капитализуется)

 

Распределение прибыли предприятия:

1. фонд накопления (для расширенного воспроизводства, средств производства)

2. фонд потребления (для расширенного воспроизводства рабочей силы)

3. Резервный фонд (покрытие убытков, потерь от наступления форс - мажорных обстоятельств


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 233.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...