Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие ФС, основы ее построения




Сущ-ть и необход-ть фин-в. Виды ден. отн-й, опред-их содержание фин-в.

Фин-сы – это не деньги, а специфич. форма эк-х отнош. в обществе, связанные с движем стти. Фин-сы явлся экон-й категорией. Как любая экон-я категория, фин-сы – совть специфич эк-х отнош.

Объективной причиной возникн-я и функцион-я фин-сов является необх-ть распредя создан в обществе продукта в ден. форме.Это необх-ть вытекает из закономерн-ти процесса обществ воспр-ва.В любом общ-ве основой его функц-я явлся матере пр-во, в процессе кот. созд-ся вещественный продукт.Он имеет различн формы выраж-я:

- Валовой национальный продукт (ВНП)

- Валовой общественный продукт

Объективным условием возникн-я и функцион-я фин-сов является: А) товарное произв-во и сопутствующее ему ден. отнош; Б) возникн-е гос-ва как S-та экон-х отнош.

Отличительные признаки фин-сов: 1) фин-сы являются ден. отнош.; 2) объективной причиной функц-я фин-сов явлся распреде обществго продукта; 3) с пом. фин-сов происх формир-е ден. доходов, накопл, фондов ден. ср-в, с целью их дальнейшего распред-я и исп-я; 4) фин-сам харно одностор движ ст-ти.

Фин-сы (по экон-й сущности) – ден. отнош, с пом. кот. в процессе распред-я и перераспред-я стти ВВП, происх. формир-е ден. д-ов, накопл, фондов ден. ср-в, у различных S-ов распред-о процесса на макро- и на микроур-е, с целью их распред-я и исп-я на эк-е и соц. разв-е и удовлетв-е др потреб S-ов.

В состав финансовых отношений входят:

1. ДО, возник межу различн. п/п, организ, хоз. S-ми, по поводу получ ден. д-ов, накопл в рез-те реализ прод, услуг.

2. ДО, возник. м-ду п/п, организ и гос-ом по поводу уплаты нал-в, неналог д-ов и др отчис-й в гос. бюджет, др общегос фонды, по поводу финанс-я из этих фондов опред р-дов.

3. ДО, возник м-ду п/п, организ и раб-ми по поводу опл. труда, матер-го стимул-я труд. деят-ти путем предоставл премий, мат. помощи, др. видов поощрен, оказан. соц. услуг.

4. ДО, возник м-ду гос-ом и гражд-ми гос-а по поводу уплаты нал-в и др. платежей, а так же по поводу прям.и косвен. финан-я опред-ых р-дов граждан из этих фондов в форме прямых выплат (стипендий, пенсий, пособий) и косвенных (бесплатные или частично оплачиваемы услуги).


 

2. Функции финансов и их содержание.

В современной эк лит-ре сущ-ют различ подходы к кол-ву и содержанию ф-ций ф-сов. Наиболраспростр т зр, кот придерж-ся и бел фин школа: финансам присуще две ф-ции: распределительная и контрольная.

Распред ф-ция ф-сов проявл-ся в процессе распред-ния и перераспред-ния ст-ти ВВП, с помощью ф-сов. Необход-ть дальнейшего распред-ния стоим-ти ВВП связана с функц-нием непроизв сферы, соц сферы, а так же с необходперераспред-я ден ср-в м/ду различ отраслями эк-ки, правит-вами, тер-риями, ур-нямигос управ-ния и местного самоуправ-я, различсоц группами населения.Процесс перераспр-нияосущ-ся ч/з: 1.Бюдж сферу в ходе уплаты налогов, не налоговых платежей, в ходе фин-ния из бюджета расх п/п и граждан. 2.Фин рынок путем привлеч допден ср-в, с помощью выпуска ц/б, получ-е банк кредитов, %ов, дивид-ов. 3.Ч/з страх рынок в процессе уплаты страх взносов выплаты и получ-е страхвознагр-ий.На микроур-не в кач-ве объектов действия распредел ф-цииф-сов прежде всего выступают выручка от реализации продукции, товаров, услуг.Распределит ф-ция ф-сов – объективная спос-сть ф-сов участвовать в процессе распред-ния и перераспр-я стоим-и ВВП и др объектов путем формир-я ден дох, накоплений, фондов ден ср-в у субъектов распределит процесса и дальнейшего распред-я и испол-ния по целевому назначению.

Контрольная ф-ция финансов тесно связана с распределит и является производной от нее. Контрольная ф-ция – объективная спос-ть ф-сов осущ-ть контроль за процессом распред-я и перераспр-я стоим-ти ВВП и др объектов с целью соблюдения закон-ти этого процесса, выявлять последствия в эк-ке от функц-ния различных форм финотнош-й, методов и способов их организации.



Финансовые ресурсы гос-ва, их понятие. (ФР)

Мат-ным веществыраж-ем ф-сов выступают ФР. Признаки ФР:1.всегда явл-сяден ср-вами, но не все ден ср-ваявл-сяФР.2.ФР всегда имеют собств-ка или лицо кот распор ими.3.целевая направл-ть, т.е. конкретное испол-ниефинрес-сов на определен цели (расшир-е воспр-ва, материал стим-е, соц нужды, оборуд-е, управление и тд.). Т.о. ФР – денпоступл, дох, накопления, наход-ся в собств-ти либо в распор-ниихоз S-ов, гос-ва, граждан, аккумул-е в различ фондах ден ср-в(централиз, децентрализ) и испол-ние в соотв-вии с их целевым направл-ем.Объем, состав и стр-раФРопредел-ся гос-ом и устан-ся в ходе разработки финпол-ки, закон-но закрепляется в опред НПА.Важный законодат акт в кот закрепляется объем общегосФР на конкретный год – закон о б-те РБ.Формы мобилиз ФРустан-ся гос-ом.Источники ФР гос-ва: *ВВП, *часть нац богат-ва гос-ва, *поступления от ВЭД. Виды ФР – матер выраж-е конк-х форм финотнош:1.Налоги, 2.Неналог доходы, 3.Др платежи, уплачив ЮЛ и ФЛ в общегос фонды ден ср-в, 4.АО, 5.Прибыль хоз S-ов, 6.страх взносы по соц страх имущ-му, личному и др.7.гос займы: внутр и внешние, 8.доходы от приватизации гос собств-ти. Формир-ние и испол-ниеФР может осущ-ся как в фондовой так и не в фондовой форме.Фондовая форма хар-на для движения ФР на макроур-не.Хар-ные черты фин фондов: *явл-ся обособившейся частью в общем объеме ден ср-в S-а, *имеют относит самост-ть движения, *всегда имеют целевое назнач, причем цели м.б широкие или узкие. Обязатфонды: *Фонд з/п, *амортизац фонд. Нефондовой форме п/п испол-ют ФР в 1ую очередь на выполнение финобязат-в перед гос-ом, учрежд-и банк с-мы, страх орг-ми.Все ФР гос-ва, в завис-ти от того в чьей собств-ти они находятся, ÷ на 2 группы: *централиз (общегос), *децентрализ (ФРпредпр-й и орг-ций)


Направл-я исп-я централиз. и децентрализ. фин. рес-в

Централиз. фин. ресурсы–ден.поступл, доходы, накопля, образов в проц распред ВВП, части нац. богатства, поступлений от ВЭД, наход-ся в распоряж гос-ва, аккумулируемые в централизфондах ден.ср-в, исп на расшир-е воспр-ва и удовлетвор др общегос потребн Осн.виды: налоговые доходы; неналог. дох., уплачиваемые ЮЛ и ФЛ; взносы по гос соц страх-ю.

Направл исп-я централизов. фин. рес-в (регламентир гос-ом):на финансир общегос.расх.~11,1% общего объема расх.гос б-та; финансир. нац.обор 2,4%; финанс. правоохр. деят-ти и обесп. безоп. гос-ва 4,3%; финансир. нац.эк.23,5%; охр.окр.среды; финансир. ЖКУ, жилищн.строит-ва 5,4%; финансир. здравоохр., физ-ры и спорта, культуры, СМИ 11,6%; финансир. образ-ия 12,3%; соц пол-ка 28,5%.

Формы исп-ия централиз. фин.ресурсов: бюдж.ассигнов-я; субсидии, субвенции, дотации; бюдж.ссуды, займы; стипендии, пособия, пенсии; образ-ие; мат.поддержка.

Децентрализ. фин.ресурсы –ден.накопл, поступл-я, доходы, кот формир-ся в проц распред. стоим. ВВП, наход-ся в собствен-ти или распоряжении п/п, орг-й, ИП и использ. на расширие воспр-ва предпринимат. деят-ти и удовлетвор др. потребностей этих субъектов. Состав: собств и приравн к ним ср-ва; заемные средства; привлеченные средства.

Направл исп-я децентрализ. рес-в: выполн.всех фин. обяз-в перед гос-м; возврат заемных ср-в, упл %; упл.страх.взносов и выполн. др фин.обяз-в; финанс. расх, связ с расшир пр-ва; финанс. благотворит.деят-ти.

Формы исп-я децентрализ.фин.рес-в: нал. доходы и ненал.; % за кредит; страх.взносы; инвестиции; премии; мат.помощь; дивиденды; нераспред. прибыль.


Понятие ФС, основы ее построения

Понятие ФС явл-ся дальним разв-ем и конкрет-ей понятия «финансы». По эк-му содерж-ю финансы – разнообразные группы, виды, формы фин отнош.

Системат-я и классиф-я фин-х отнош осущ-ся по:

I.По статусу Sфин отнош и его роли в процессе общ-го воспр-ва выделяют сферы финансовой системы.

II.По хар-ру деят-ти фин отнош, отнесение их к различ отраслям эк-ки, различ формам собств-ти, организац-прав формам – этот критерий позвол выделить в рамках сфер фин-oй систем её отдельные звенья.

Т о, эл-ми любой фин-ой системы выступ сферы и звенья. Эти эл-ты обладают опред-ой самост-тью. И в то же время сост-ют единую систему.

Финансовая система гос-ва – сов-ть обособ-ых и взаимосв-ных сфер и звеньев фин отнош, кот хар-т формир-е и испол-е ден дох-в, накопл и фондов ден ср-в на макро- и микроур-х, а также сов-ть органов управ-я, организ-х функц-ние этих эл-ов.

В основе построения фин с-мы положены след принципы:

1) Принцип единства:

a.Единая матер-ая база, на кот происх формир-е фин рес-ов в различных сферах и звеньях фин-й с-мы.

b. Единая норм-прав база, с помощью кот осущ-ся управление всеми сферами и звеньями финой системы.

c.Единые фин планы, кот сост-ся в различных сферах и звеньях фин с-мы и взаимосв м-ду собой осн фин планом страны – б-ом.

2) Принцип функц-го назнач-я отдельных эл-ов фин с-мы, кот выражается в том, что каждому звену фин с-мы присущи конкр задачи, оно выполняет свои ф-ции, а управление фин отнош в этих звеньях осущ-ют опред-ые органы управления.


 


Сферы и звенья ФС РБ.

ФС— это сов-сть обособленных, но взаимосв-ых сфер и звеньев фин-ых отнош, связанных с образ-ем и испол-ем централиз и децентрализ фондов дене ср-тв гос-ва и п/п. ФС РБ включает в себя след 2 крупные сферы: финансы п/п, учреж и организ (децентрализ финансы) и общегос-е финансы (централиз финансы).Финансы п/п (децентрализ фонды) состоят из 2-х подсфер: финансов п/п мат-го пр-ва и финансов учрежд и организ непр-ной сферы.
Каждая подсфера фин системы может подразделяться на отдельные звенья. В зависимости от отраслевой направленности в первой подсфере (финансы предприятий материального производства) можно выделить такие звенья финансовой системы, как финансы предприятий промышленности, сельского хозяйства, строительства, грузового транспорта, связи, торговли и заготовок и др.

Во второй (непроизводственной) подсфере различают такие звенья, как финансы образования; финансы культуры и искусства; финансы здравоохранения и физической культуры; финансы науки и научного обслуживания; финансы пассажирского транспорта; финансы жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания; финансы коммерческих страховых, кредитных и других учреждений; финансы общественных организаций; финансы обороны страны и др.

В зависимости от формы собственностив составе первой и второй подсфер финансовой системы различают следующие звенья: финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на :1. Гос-ной собственности ; 2) на коллективной собственности; на совместной собственности; 4 на частной собственности; 5) на смешанных формах собственности.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 221.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...