Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Предмет социологии (сопоставление различных трактовок)
2. Известные российские и зарубежные социологи (2 на выбор) 3. Методы социологических исследований (2 на выбор) 4. Социальный факт: понятие, технология установления 5. Программа социологического исследования: назначение, виды, структура 6. Социальные связи 7. Объединения людей в обществе (типология, краткая характеристика) 8. Социальные институты 9. Семья как социальный институт 10. Типология семей как малых групп общества 11. Социальные движения 12. Быт как социальный институт: виды, назначение, структура 13. Общественные союзы 14. Локальные поселенческие объединения 15. Различия между городом и деревней 16. Социальные системы 17. Общество как социальная система 18. Социологические трактовки общества 19. Понятие общины (крестьянской, сельской, земляческой) 20. Типология и функции социальных организаций 21. Сложные социальные организации. Проблема бюрократизма 22. Социальные изменения: типология, специфика 23. Социальное время 24. Самоорганизация общества 25. Социальный контроль и порядок 26. Социальные регуляции и воздействия 27. Социальная патология 28. Социальное взаимодействие: понятие, формы 29. Социальные конфликты: типология, способы разрешения 30. Социальное неравенство 31. Социальная дискриминация 32. Социальное меньшинство 33. Охлократия 34. Социальная дезорганизация 35. Социальное партнерство 36. Социальная структура 37. Концепция социальной стратификации 38. Маргинальность и ее проблемы в обществе. Традиционные и новые маргиналы 39. Социальная мобильность: типология, роль в обществе 40. Средний класс 41. Социальный статус 42. Миграция как вид мобильности 43. Жилищный вопрос в обществе 44. Социальная инфраструктура 45. Социальное пространство 46. Социальная организация жизненного пространства человека 47. Понятие личности, человека, индивида в социологии 48. Личность и общество 49. Социализация 50. Массовое поведение 51. Социальное действие и поведение 52. Образ и стиль жизни 53. Культура общества: понятие, функции, структура 54. Культура общества: типология культур, культурные универсалии и культурная относительность 55. Социокультурные различия в обществе. Проблема культурного отставания 56. Социальные нормы: понятие, типология 57. Ценности и ценностные ориентации 58. Социальная политика в обществе 59. Новые социологические теории (на выбор) 60. Понятие социальной реальности 61. Расселение: этносоциальная специфика 62. Основные научные направления в социологии (на выбор) 63. Бедность как социальная проблема 64. Социальная аномия 65. Выборка в социологическом исследовании 66. Понятие классов и страт в социологии (по произведениям социологов) Темы примерных курсовых работ (2 семестр)
1. Социализация: этапы, виды 2. Маргинальные слои и группы общества 3. Социологические материалы в журнале «СОЦИС» 4. Региональная политика (по материалам местной конференции) 5. Молодежные организации в современной России 6. Социологическое исследование повседневной жизни 7. Миграция как социальная проблема 8. Социологические центры в современной России 9. Современные социологи-теоретики 10. Использование материалов социологических исследований в структурах власти (публичной политики) 11. Новые формы социальных организаций 12. Массовое поведение в ситуациях социальной напряженности и конфликтов 13. Механизмы разрешения социальных конфликтов 14. Межнациональные проблемы в современной России 15. Альтернативные семьи 16. Институт кровной мести 17. Социальная дискриминация 18. Социальные коммуникации 19. Массовые беспорядки на социально-этнической почве 20. Социальный статус 21. Бедность и богатство как противоположные стили и образы жизни 22. Сиротство как социальная проблема 23. Новые бедные в современной России: социальный портрет 24. Сельское население Кузбасса 25. Национальные проекты в Кузбассе 26. Социальное неравенство в обществе 27. Социальное партнерство 28. Циклические изменения в мире 29. Одиночество и его социальные последствия 30. Местные сообщества 31. Гражданские инициативы населения на локальных территориях 32. Сельско-городские поселения 33. Интернет-сообщество 34. Социальный порядок и массовые беспорядки 35. Самореализация личности в молодежных организациях 36. Социальная зрелость личности и проблема сохранения индивидуальности
Вопросы в государственный экзамен:
Ø Предмет социологии (сопоставление различных трактовок). Ø Социальные связи Ø Объединения людей в обществе (типология, краткая характеристика). Ø Социальные институты. Ø Социальные движения. Ø Социальные системы. Ø Социологические трактовки общества. Ø Типология и функции социальных организаций. Ø Социальные изменения: типология, специфика. Ø Самоорганизация общества. Ø Социальный контроль и порядок. Ø Социальные регуляции и воздействия. Ø Социальная патология. Ø Социальное взаимодействие: понятие, формы. Ø Социальные конфликты: типология, способы разрешения. Ø Социальное неравенство. Ø Социальная стратификация: концепция, реальные процессы. Ø Социальный статус и мобильность. Ø Жизненное и социальное пространство. Ø Личность и группы. Ø Социализация. Личность и общество. Ø Культура общества: понятие, функции, структура. Ø Социокультурные различия в обществе. Ø Социальные нормы: понятие, типология. Ø Ценности и ценностные ориентации.
Глоссарий Бедность – постоянный дефицит средств к существованию при систематическом самоограничении жизненно необходимых потребностей. Дискриминация – это умышленное лишение или ущемление, ограничение прав и свобод граждан, данного человека или объединения людей, по сравнению с общепринятыми правилами и другими субъектами совместной жизни в обществе. Дискриминация может быть не на официальном, а на бытовом уровнях, существовать как предрассудок, предубеждение, неправовая практика взаимодействия с «иными». Различают расовую, национально-этническую, политическую, религиозную, гендерную (в отношении социального пола), возрастную (чаще всего – в отношении беззащитных детей, подростков, стариков), экономическую и др. виды дискриминации. Дистанция социальная – это степень близости или отдаленности социально организованных субъектов друг от друга, расстояние между статусами в иерархии общества. Дистанция может быть между властвующей элитой и народом (признак – глухота по отношению к требованиям, просьбам, мольбам, призывам о помощи, невнимание к нуждам народа), между управленческим персоналом администраций и «линейными» работниками учреждений, созданных в данном социальном институте. Институт социальный – это (по М. Веберу) порождение общества как целевого союза», установление (правил поведения, порядка, мер ответственности и т. д.). Институт предлагает обществу взаимосвязанную систему социально ориентированных стандартов и образцов поведения, соответствующие технологии взаимодействия, социальные проекты преобразующей деятельности, возможности совместного использования ресурсов друг друга. Институты формируют в своем пространстве влияния определенные отношения и связи, помогающие поддерживать историческую преемственность устоев жизни, поддерживать равновесие. Институты семьи, быта, труда, государства, брака, политики, власти, образования, науки и т. д. имеют свои учреждения, определенную материальную базу, пространственное размещение, специализированные функции, востребованные в обществе. Институты обеспечивают сходное и предсказуемое поведение, направляют деятельность людей. Личность – «) Человек как субъект отношений и сознательной деятельности; 2) Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие Л. отличают также от понятий «индивид» и «индивидуальность». Л. формируется под влиянием общественных отношений, культуры, непосредственного окружения и обусловоена также биологическими особенностями» (Краткий энц. словарь. А-М. – М.: Изд-во «РИПОЛ КЛАССИК, 2000. – С. 648). Нищета – полное отсутствие средств к существованию, невозможность выжить без поддержки со стороны. Норма социальная – социокультурный регулятор, устанавливающий правила-стандарты и другие ограничения во взаимодействии человека с обществом и его институтами. Норма Обусловлена конкретно-исторической практикой и контекстом социальных изменений. Она может выступать в смягченном варианте, как норматив – ориентир поведения и взаимодействия с другими людьми. Регулятивное воздействие норм зависит от таких свойств, как превентивность, устойчивость, непротиворечивость, доступность, четкая обязательность-адресность, способность к обновлению, перекодификации. Общество характеризуется важными чертами: это взаимодействие социально организованных индивидов и объединений людей; их социальные связи и отношения направляются институтами для поддержания целостности общества и достаточного системного разнообразия жизни. Общество (по Г. Спенсеру) – органическая взаимосвязь частей целостности, подчиненной четырем основным природным законам: приспособления, роста, соответствия (пропорциональности), равной свободы для каждого члена общества. Община – исконное объединение людей, может быть крестьянской, сельской, земляческой, религиозной. Это социально однородная совокупность людей, совместно проживающих на определенной территории, ведущих общее хозяйственное землепользование и опирающихся на нормативно-ценностные устои, выработанные в длительном взаимодействии с обществом и природой. Операционализация в социологии – это поиск, раскрытие и измерение тех наблюдаемых объектов, которые служат доказательствами наличия других объектов, недоступных прямому наблюдению. Социолог-исследователь находит эквиваленты того или иного понятия, «заземляет» это понятие, чтобы изучить его содержание в процедурах, операциях определенного исследования. Организация социальная – это устойчивое объединение людей, реализующих общую цель на основе определенных правил и процедур, разделения обязанностей и ответственности в соответствии со статусной иерархией и при сохранении группового единства. Опора формальных организаций – власть и бюрократия. Организации классифицируются по таким критериям, как характер отношений, виды деятельности, степень иерархичности, соподчиненность, социальное назначение, доминирующая функция, степень сложности конечной продукции и т. д. Традиционно в социологии выделяют «штабные» организации (обслуживают первых должностных лиц в иерархии), функциональные, линейные (непосредственные контакты с потребителями услуг). Отношения социальные – устойчивая система нормированных взаимодействий (норм, требований, долженствований, функций), построенных на взаимозависимостях людей, институтов. Взаимозависимости могут быть структурно-функциональными (по «принадлежности» к тем или иным элементам структуры, дополнительности в деятельности, обмене недостающими формами и видами деятельности) или интенциональными, внутренне присущими общественной жизни (из норм морали, обычного права). Главный двигатель отношений и укрепления социальных связей – нужда в ресурсах друг друга, взаимных услугах (См. Современная западная социология: словарь. – М.: Политиздат, 1990. – С. 305). Однако закон разделения труда не всегда способствует доброжелательным, солидаризирующим общество отношениям. Не только отношения собственности (по Марксу), но и разделение труда порождает отчуждение, неприязнь, утрату идентичности. Философы связывают отношения с законом, трактуют отношения как проявления свойств вещей и процессов, делят отношения на причинно-следственные, пространственные и временные. Повседневная жизнь– это упорядоченная совокупность привычных взаимодействий, укладов жизни и правил обихода, сложившихся естественно исторически и регулируемых социальными институтами и самоорганизующимися субъектами в условиях существования сосуществования.
Политика социальная – система целенаправленных действий государства и всего общества по защите слабых категорий и групп населения, поддержке активного самообеспечения динамичной части общества и реабилитации лиц, испытавших лишения, дезинтегрированных из социально организованной среды. Принципами социальной политики являются объективность, конкретность, адресность, справедливость, подконтрольность обществу, систематичность, надежность и др. Особое внимание в социальной политике уделяется выживанию обездоленных людей, попавших в трудные жизненные обстоятельства. Социальная политика способствует повышению качества жизни, благополучию общества, солидаризации людей. Одновременно социальная политика имеет и побочные смысловые и функциональные нагрузки – продвижение к власти и удержание власти, создание благоприятного имиджа, облика Человека власти.
Порядок социальный – упорядоченная совокупность мер и правил, обеспечивающих безопасность людей, выполнение ими своих обязанностей и осуществление прав и свобод. Порядок устанавливается путем согласования интересов, притязаний и ожиданий или силовым путем (в условиях дезорганизации, массовых нарушений противоправного и аморального характера), особенно при возникновении угрозы жизни и здоровью людей.
Продвижение социальное – приобретение более прочных и высоких социальных позиций: упрочение статуса, усложнение ответственности и полномочий, обладание компетенциями с признанным профессиональным влиянием, занятие должностей с более высокими требованиями к квалификации, получение престижных назначений и соответствующего приобретения (в доходах, бытовом благополучии, условиях труда, привилегиях).
Программа исследования – это документ, регламентирующий последовательность, технологию исследовательской деятельности, ее объемы и смысловое наполнение, правила информационного обмена, специфику познавательных процедур.
Равенство социальное – в век Просвещения под равенством понимали предпосылку свободы, позднее стали более осмотрительно относиться к идеалу равенства. Набравший силу новый класс (буржуазии) в своих революционных выступлениях отстаивал равенство как ликвидацию феодальных привилегий, как необходимость формализовать институты и правила, чтобы все были равны перед законом. В современной социологии равенство связывают с формально равным доступом к благам, услугам, ресурсам общества, а не как уравниловку. Равенству на «старте жизни» способствует повышение качества жизни, солидарность в обществе, преодоление грубых и несправедливых различий между слоями общества. Это касается, например, доступа к образованию выходцев из малоимущих семей, детей-сирот, инвалидов и т. д. Эффективная социальная политика сглаживает кричащие противоречия в обществе, частично выравнивает возможности разных социальных кругов и категорий населения, дает шансы для развития личностей.
Роль социальная – совокупность требований общества к данному субъекту деятельности, это особый тип поведения, оценка исполнения, санкции. Это ожидаемое поведение в зависимости от статуса, например, должностного положения. Выполнение статусных предписаний и их оценка осуществляются в широком контексте общественной жизни или ситуационно, что зависит от уровня статусной иерархии и от роли субъекта деятельности. Сегодня отмечается влияние на ролевое исполнение со стороны локальных культур, местных сообществ.
Связь социальная – это факторы, технологии и результаты совместной деятельности. Термин введен в научный оборот классиком французской и мировой социологии Э. Дюркгеймом для обозначения взаимодействия, ценного для участников. Польский ученый с мировым именем Ян Щепаньский считает существенными чертами социальной связи соприкосновение в пространстве, взаимное наблюдение, готовность к взаимодействию, взаимоконтроль. Система социальная – это целостное единство, упорядоченное множество элементов, находящихся во во взаимосвязях и отношениях друг с другом и сохраняющих инвариантную основу целостности. Система стремится сохранить равновесие в столкновении с внешней средой и «откликнуться» на воздействие извне и внутрисистемные изменения. По Толкотту Парсонсу, общество предстает как система действия, состоящая из подсистем: личности с функцией целедостижения, поведенческой подсистемы с функцией адаптации (с помощью ресурсов), социальной с функцией интеграции, культуры – с функцией создания и хранения образцов, т. е. действий, смыслов, символических средств, ценностей, информационных обменов. Социализация – процесс воспроизводства состава общества, интеграция людей в социальные структуры, связи и отношения с помощью социализирующих институтов и механизмов. Это гражданское становление человека, усвоение личностью социально значимых и востребованных качеств и одновременная самореализация индивидуальности во взаимодействии с обществом. Социология – это наука о взаимодействии институтов, объединений людей, отдельных личностей по поводу реализации жизненно важных интересов в условиях совместного существования. Эти интересы могут быть общими или дифференцированными. Социология исследует общественную жизнь и систематизирует знания о ней в аспекте социальной интеграции и дезинтеграции, учитывая «принадлежность» человека к различным слоям, группам, категориям людей. Социологические законы отражают социальную реальность и представления о ней в мире, обществе и различных сообществах.
Статус социальный – положение людей и/или групп в системе общественных отношений разного уровня. Различают статус прирожденный, приписанный, предписанный (по семейному происхождению, пол, возраст, раса, национальность) и достигаемый. В концепции стратификации основанием для определения статуса являются профессиональные различия, образование, богатство, близость к власти или обладание властью, степень обладания ресурсами, степень влияния, престиж. В последние годы в социологическом анализе статусов, ролей и социальных дистанций стали употреблять экономическую терминологию: актуализировались оценки людей с позиций накопленного и используемого капитала (экономического, социокультурного, политического, духовного и т. д.).
Структура социальная – это группировка по значимым, системообразующим признакам, отражающая состав, соподчиненность, характер социальных связей. В позитивизме структурой считали совокупность причинных связей между социальными фактами, в марксизме – деление общества на классы, лиц умственного и физического труда, на городское и сельское население, а также по социально-демографическим признакам. Принципиально иное деление общества предлагается в концепциях стратификации, критериями такого деления становятся атрибуты достижения, личного успеха и общественного признания. Власть, богатство, привилегии, права, влияния, ценности (блага) и услуги по-разному распределяются между слоями (стратами) общества. Главными основаниями для подвижности, перехода из одной страты в другую становятся происхождение, власть и могущество, богатство, престиж профессии, образование, происхождение (родственные или этнические связи), длительное проживание в стране или данной местности, высоко ценимые в обществе индивидуально-личностные качества и заслуги.
Факт социальный – это истинное знание, исходное положение для дальнейшего объяснения жизни. Эмиль Дюркгейм подчеркивал независимость факта от индивидуального сознания и его принудительную силу по отношению к индивиду, видел в этом объективность социально существующего факта. Факт наделяется такими чертами, как статистичность, интегративность, историчность, инвариантность, единичность. Научный социальный факт устанавливается на основе верификации отобранных и классифицированных по четким критериям фактов самой социальной реальности, а затем – выявлении причинно-следственных связей между преобразованными в системе знаний и интерпретированными фактами. Социальный факт – это элементарное обобщение конечного множества признаков тех или иных явлений. Современные трактовки отошли от позитивизма в понимании социального факта.
Ценности – это значимые для личности, общества и отдельных его составляющих предметы или смыслы, символы, любые продукты исторического и ситуационного взаимодействия людей, это социальное наследие, утрата которого приносит чувства горя, боли, обиды, попранного достоинства и воспринимается как лишение. Люди не только оценивают что-то значимое, но и стараются сохранить и преумножить это для последующих поколений. Ценности входят в культуру общества и регулируют социальные связи и отношения, служат образцами. Ценностью может быть родина, сама жизнь, человек, труд, семья, честь, доброе имя в обществе и т. д. Наличные ценности (блага, смыслы жизни) и идеальные, воображаемые (идеалы, символы) соприкасаются и функционируют как звенья единого регулятивного и социализирующего механизма, связанного с нормами, традициями.
Ценностные ориентации – элемент сознания человека, формируется как избирательное отношение к социальной практике и наличному арсеналу ценностей. Чтобы люди проявили ориентации на ценности, они должны иметь «набор» реальных или конструируемых воображением ценностей. Ценностные ориентации – еще не сами ценности, а продвижение к ним, некое направление к сложившейся нормативно-ценностной системе разных уровней (общества, непосредственного социального окружения, отдельной личности и т. д.). Среди привычных основных типов ценностных ориентаций, характерных для жизни человека, можно отметить ориентации на профессиональное продвижение (в том числе – на карьерный рост), на политическую известность, на укрепление семейной жизни, на обогащение и в целом – на достойное, респектабельное существование, на глубокие дружеские отношения, на самореализацию и разностороннее развитие личности (включая здоровый образ жизни). Люди имеют предпочтения, выстраивают иерархию ориентаций, при этом стремятся к достаточному разнообразию в наборе ценностей для выбора. Л. Л. Шпак 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Основы социологии»:
а) основная литература: 1. Волков, Ю. Г. Социология: учебник / Ю. Г. Волков. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2010. - 446 с. 2. Гидденс, Энтони. Социология=Sociology / Э. Гидденс; науч. ред. В. А. Ядов. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. – 703 с. 3. Голенкова, З. Т. Общая социология: учеб. пособие / З. Т. Голенкова, М. М. Акулич, В. Н. Кузнецов. – М.: Гардарики, 2005. – 474 с. 4. Култыгин, В. П. Классическая социология / РАН. Ин-т социал.-полит. исслед. – М.: Наука, 2000. – 526 с. 5. Назаренко, Сергей Владимирович. Социология : учеб. пособие / С. В. Назаренко. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 496 с. 6. Немировский, Валентин Геннадиевич. Социология : учебник / В. Г. Немировский . - М. : Проспект, 2010. - 542 с. 7. Смелзер, Нейл. Социология: учеб. пособие для студентов / Н. Смелзер; пер. с англ.; науч. ред. В. А. Ядов. – М.: Феникс, 1994. – 686 с. 8. Социология в России: учеб. пособие / под ред. В. Я. Ядова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Ин-та социол. РАН, 1998. – 695 с. 9. Социология: учебник / отв. ред. Г. В. Осипов. – М.: Наука, 1995. –374 с. – (Программа «Обновление гуманитарного образования в России»). 10. Татарова, Г. Г. Основы типологического анализа в социологических исследованиях: учеб. пособие / Г. Г. Татарова. – М: Новый учебник, 2004. – 206 с. 11. Тощенко, Ж. Т. Социология. Общий курс. – 3-е изд., доп. и перераб. / Ж. Т. Тощенко. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2005. – 534 с. 12. Фролов, С. С. Социология: учебник / С. С. Фролов. – М.:Наука,1994. – 250 с. 13. Шпак, Л. Л. Социология: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. / Л. Л. Шпак; КемГУ. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. – 213 с. Б) дополнительная литература по курсу «Основы социологии» Первоисточники 1. Ковалевский, М. М. Очерк истории развития социологических учений / М. М. Ковалевский // История XIX века: сборник. – Т. 5. – СПб., 1906. – С. 292-339. 2. Парсонс, Т. Развитие социологии как научной дисциплины / Т. Парсонс // Личность. Культура. О-во = Culculture. Personality. Soc. – М., 1999. – Т. 1, № 1. – С. 22-36. 3. Сорокин, П. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин; пер. с англ.; общ. сост. и предисл. А. Ю. Согомонов. – М.: Политиздат, 1992. – 543 с.
Статьи, монографии 1. Андрющенко, Е. Г. О положении социологии в российском обществе / Е. Г. Андрющенко // Личность. Культура. О-во = Culture. Personality. Soc. – М., 2001. – Т. 3, № 7. – С. 44-57. 2. Горшков, М. К. Российское общество в условиях трансформации (Социол. анализ) / М. К. Горшков; Рос. независимый ин-т социал. и национал. пробл. – М.: РОССПЭН, 2000. – 376 с. 3. Григорьев, С. И. Основы неклассической социологии: Новые тенденции развития культуры социол. мышления на рубеже XX–XXI вв. / С. И. Григорьев, А. И. Субетто. – М.: РУСАКИ, 2000. – 208 с. 4. Давыдов, А. А. Системный подход в социологии: новые направления, теории и методы анализа социальных систем / А. А. Давыдов. – М.: РОССПЭН, Ком-Книга, 2005. – 328 с. 5. Здравомыслов, А. Г. О судьбах социологии в России // А. Г. Здравомыслов / Социс. – 2000. – № 3. – С. 136-145. 6. Лапин, Н. И. Когда Огюст Конт ввел термин “sociologie” / Н. И. Лапин // Социс. – 2003. – № 4. – С. 25-33. 7. Тощенко, Ж. Т. Социология: пути научной реформации / Ж. Т. Тощенко // Социология. – М., 1999. – С. 82-92. 8. Тощенко, Ж. Т. Спорные вопросы структуры социологического знания / Ж. Т. Тощенко // Социология. – 2004. – № 1 – С. 102-106. 9. Шляпентох, В. Э. Проблемы качества социологической информации: достоверность, репрезентативность, прогностический потенциал / В. Э. Шляпентох. – М.: Центр социального прогнозирования, 2006. – 664 с. 10. Шпак, Л. Л. Социология повседневной жизни: учеб. пособие / Л. Л. Шпак. – Кемерово: Изд КемГУ, 2001. – 376 с. 11. Штомпка, П. Культурная травма в посткоммунистическом обществе / П. Штомпка // Социс. – 2001. – № 2. – С. 3-12. 12. Штомпка, П. Социальное изменение как травма / П. Штомпка // Социс. – 2001. – № 1. – С. 6-16. 13. Штомпка, П. Социология социальных изменений / П. Штомпка; пер.с англ. под ред. В. А. Ядова. – М.: Аспект Пресс, 1996. – С. 19-66, 170-231, 367-390. 14. Ядов, В. А. Методологическое обоснование повторных и сравнительных исследований / В. А. Ядов // Социс. – 1985. – № 1. – С. 17-25.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы: Рабочая программа и учебные материалы выполнены с использованием лицензионного ПО Windows 7, Microsoft Office Word – 2007, мультимедийные презентации выполнены в программе Microsoft Office PowerPoint. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 179. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |